Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATION IN THE NORTH AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE SMALL-NUMBERED INDIGENOUS PEOPLES

Neustroev N.D. 1 Neustroeva A.N. 1
1 FGAOU SEI HPE «the Northeast Federal University named after M. Ammosova
Modernization of education in the North aimed at reorienting school development to address important social issues of villages inhabited by indigenous peoples. The national-regional aspects of education are an integral part of the multicultural and global education. A positive experience of rural schools as centers to address the socio-economic, educational and therapeutic needs of indigenous people in his neighborhood. In the future development of the social functions of education in the North are equally valid as the tendency to absolutization of regional particularities and underestimation of its features. Develops the idea that the Foundation model school in the North is the creation of a common educational space in the school system, the village surrounding the society in accordance with their capabilities and needs, national characteristics, interests, social order, their real life, the philosophy of the older generation. To the North is particularly high significance of family, because people here are usually isolated from the great community. Supportive family relationships promote healthy child as mentally and physiologically.
education of children.
philosophy
family
society
generation
especially
socio-pedagogical complex
national and regional development
small peoples
North village
education

Задача модернизации образования на Севере - трансформировать имеющийся опыт, обозначить перспективы решения всех проблем, переориентировать вектор его развития на доминанту ценностей современного общества, соответственно, и на переориентацию развития школы на решение важных социальных проблем сел компактного проживания малочисленных коренных народов (подготовка кадров и социальная адаптация выпускников к реальной жизни). При этом национально-региональные аспекты образования служат составной частью общемирового образовательного процесса... Педагог выступает не только как носитель национальной культуры, но и как посредник между различными культурами [1].

В историческом плане следует отметить заметное повышение общеобразовательного и общекультурного уровня коренных малочисленных народов в советские годы, но одновременно - утрату этнокультурного своеобразия, размывание этнического самосознания, породившие маргинальные настроения и разнообразные формы девиантного поведения (от бродяжничества и алкоголизма, нежелания работать до суицида и преступности).

В качестве типичного примера для национальных регионов Северо-Востока России приводим анализ состояния социально-культурного развития, социально-демографической ситуации пяти эвенкийских сел Амурской области за последнее десятилетие. Исследования показали, что часть опрошенных проявили нейтральное отношение общественности, родителей к сохранению и дальнейшему развитию кочевого образа жизни; 2/3 населения безразличны к воспитанию своих детей; другая часть опрошенных не видит дальнейших возможностей подготовки кадров-специалистов из числа коренного населения по народным промыслам, этническому оленеводству. По данным статистики, из проживающих в Амурской области 1200 эвенков трудоспособных - 700 человек, в производстве заняты около 300 человек. Только за последние 5 лет численность коренного населения области уменьшилась на 104 человека. Показатель смертности более чем на 1,5 раза превысил областной показатель. В трудоспособном возрасте ушли из жизни 64% эвенков, причем мужчин в этом возрасте скончалось в 3 раза больше, чем женщин. Низкий жизненный уровень эвенкийского населения обусловлен нищетой и безработицей, падением культуры, утратой национальных традиций и обычаев [4].

Действительно, коренные малочисленные народы Севера (КМНС), по утверждению Р.Г. Абдулатипова, в социально-экономическом отношении оказались на грани вымирания, в демографическом - на грани депопуляции и вырождения, а в политическом - на отчуждении от власти. В связи с этим сегодня следует говорить не о восстановлении, а о формировании новой системы образования для КМНС в местах их проживания. Исследователи приходят к мысли о том, что основой модели сельской школы на Севере является создание единого образовательного пространства в системе школы, села, окружающего социума с учетом их возможностей и потребностей, национальных особенностей, интересов детей, социального заказа родителей, окружающей их реальной жизни, жизненной философии старшего поколения.

На Севере особенно высока значимость семьи, так как люди здесь обычно изолированы от большой общности. Благоприятные отношения в семье способствуют воспитанию здорового ребенка как психически, так и физиологически. Такие полноценные эвенкийские семьи в селах есть, но их очень мало, с годами становится еще меньше. Мы часто являемся свидетелями того, как молодые семьи деградируют в результате безработицы, гуляния и запоя. Часть пришлых мужчин некоренной национальности, занятых временной деятельностью, не заинтересована в создании семьи, в результате женщины коренной национальности во многих случаях остаются матерями-одиночками, что является также одной из причин увеличения числа педагогически запущенных детей. У подавляющего большинства детей-правонарушителей имеются психические отклонения. Драматичность судеб детей-эвенков складывается, как правило, после достижения ими школьного возраста. С 7-ми лет зачастую они оторваны от семьи и матери для проживания в школе-интернате. Это фактически приводит к нарушению социализации и адаптации, утрате подрастающим поколением многих традиционных навыков. Для снятия неблагоприятных последствий обучения и воспитания в интернате, становления личности детей, эффективности их адаптации к трудовой деятельности потребовалась определенная образовательная политика. С целью сохранения и дальнейшего развития этнической целостности коренного населения Севера в создавшейся ситуации следовало создавать новые организационно-педагогические и здоровьесберегающие условия для детей народов Севера.

На выездном заседании Президиума Госсовета в Салехарде при обсуждении проблемы коренных народов Севера много говорилось о качестве их жизни. Красноречивым является факт, приведенный директором института физиологии природных адаптаций Уральского отделения РАН Анатолием Ткачевым: «Из наших коренных северян до пенсионного возраста доживают не больше 8%. А эскимосы в Гренландии живут в среднем 82 года. Пьянство, суициды, рост преступности и наркомании - все это бьет по малочисленным народам куда больше, чем по любым другим». На заседании прозвучал призыв возродить президентскую программу «Дети Севера». На этом же заседании Президент В.В. Путин говорил о значимости так называемой «социальной ответственности бизнеса» и «политической воле местных властей». «Мы не должны растерять самое большое богатство страны», - сказал Президент, имея в виду северную культуру и традиции людей [2] .

С этой точки зрения что делать с выпускником, который без оленя и тайги в течение 10-12 лет воспитывается в условиях проживания в школе-интернате, в отрыве от реальной жизни, тайги, родителей, т.е. от той среды, для которой, казалось бы, он родился? Что мы ему можем предложить? Настоящие оленеводы, родители этих учащихся твердо уверены, что олень по-прежнему незаменим. Детям коренных народов присуще своеобразное мышление, психическое состояние и поведение, адекватное условиям обитания, родной стихии Севера. Педагогические коллективы уверены в том, что во всех школах в местах компактного проживания коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока необходимо ввести практическое оленеводство как основу дальнейшего воспитания и развития села, трудовой жизненной подготовки детей. Прежде всего, закупить оленей, предусмотреть в штатах школы должностей оленевода, ветработника, мастеров по национально-прикладному искусству и народным промыслам. На наш взгляд, исходя из специфики жизненных реалий, базисный учебный план для школ России (75% содержания образования), региональный компонент (25% содержания образования) должны быть соответственно пересмотрены и переосмыслены в сторону переориентации вектора развития образования на вариативное решение локальных проблем с учетом самобытной жизни и деятельности, природно-климатических, национально-региональных особенностей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [3].

C этих позиций профильная школа на Севере должна ответить на вопрос: каким должно быть дальнейшее развитие каждой школы, села? Проведенные исследования и организация опытно-экспериментальных работ показали, что некоторые школы эвенкийских сел Амурской области как бы готовы функционировать как комплекс для решения социально-экономических, педагогических и лечебно-оздоровительных задач коренного населения в своем микрорайоне. Здесь создаются практически те или иные необходимые условия: для детей-эвенков организовано пятиразовое полноценное питание, имеется баня, медпункт, спортивный зал и площадки с соответствующим оборудованием, стрелковый тир с отоплением, охотничий дом, краеведческий музей, теплица, подсобное хозяйство. В целом создан учебно-производственный технологический комплекс с оздоровительными мероприятиями, где воспитанники заняты разнообразной деятельностью по интересам и направлениям традиционных отраслей хозяйства и народного промысла коренных народов. Обучают детей охотоведению и рыболовству, основам оленеводства. Все это позволило получить следующие результаты:

  1. Развитие интереса детей к национальной культуре, традициям и обычаям, эвенкийскому языку; профильная подготовка к традиционным отраслям хозяйства на основе учебно-производственного технологического комплекса.
  2. Сформировался новый подход к решению проблемы, носящей социально-педагогический характер: сохранить то богатство, которым обладает старшее поколение сельчан, перенять мастерство пожилых эвенков, их умение, жизненную философию. При нынешней ситуации школа берет на себя функции социокультурного, образовательного, частично экономического развития села, подготовку кадров и социальную адаптацию выпускников к реальной жизни.
  3. Получение начального профессионального образования, занятость выпускников и молодежи, стабилизация ситуации в сторону комплексного развития и процветания в местах компактного проживания коренных народов Севера Амурской области.

В Республике Саха (Якутия) аналогичные идеи создания социально-педагогических комплексов в условиях Севера реализуются в местах компактного проживания коренных малочисленных народов. Образование на Севере рассматривается как фактор духовного преобразования села, национального возрождения, этнической ментальности и идентичности. Концептуальные положения о создании образовательно-воспитательного пространства в сельском социуме в условиях Севера предполагают жилищно-бытовые комплексы - «фактории» для кочевого и полукочевого населения как условие совершенствования деятельности малокомплектных и кочевых школ. Социальное партнерство хозяйств, предприятий, общественности, школы и семьи обеспечивает целостный педагогический процесс по формированию творческой, социально ориентированной личности детей в социокультурных условиях села с учетом самобытности, традиционного уклада жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера [3].

В настоящее время Правительство республики разработало программу комплексного развития села, в которой будут учтены все параметры выхода села на новый уровень. 2013 г. объявлен годом села в Республике Саха (Якутия). Проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности агропромышленного комплекса, увеличены объемы инвестиций на его развитие (более 900 млн. рублей). 2,5 млрд. рублей предусмотрено на газификацию, строительство жилья, дорог и инфраструктурное обеспечение новых жилых комплексов на селе. Начинается реализация программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, из госбюджета им будет выделено более 100 миллионов рублей на покупку сельхозживности [5].

Таким образом, теория обоснования и развития перспективных этнорегиональных систем образования, моделей общеобразовательных учреждений на Севере, на наш взгляд, еще более актуализируются. При этом важно понять, что в перспективном развитии социальных функций образования на Севере одинаково недопустимы как тенденция абсолютизации региональной специфики, так и недооценка его специфических особенностей.

Рецензенты:

Данилов Д.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г.Якутск.

Николаева А.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г.Якутск.