Дополнительные образовательные программы служат целям повышения квалификации специалиста «в связи постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов» согласно ст. 32 федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В зависимости от поставленной задачи программы могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний - на краткосрочные тренинги повышения квалификации, переподготовку в рамках профессиональной деятельности и дополнительное образование: достаточно длительная подготовка специалиста, направленная на освоение новых областей деятельности. Такая образовательная программа должна быть достаточно проработана, как минимум - до уровня второго образования в вопросе специализации, в связи с чем необходима разработка соответствующих учебных планов, учитывающих как требования к преподаванию новой области знаний, так и образовательную базу, уже имеющуюся у специалистов (программа не может быть абстрактно-универсальной, для специалиста любой области).
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики с момента образования в мае 1947 года (тогда - под названием Всесоюзного заочного энергетического института подготовки и усовершенствования инженеров) уделял большое внимание постоянному повышению квалификации специалистов в связи со спецификой своей деятельности: наука и техника в соответствующей области развивались очень быстро. Вопрос повышения квалификации кадров остаётся актуальным и в современности, особенно для прикладных отраслей науки.
Кроме того, повышение квалификации положительно коррелирует с уровнем качества жизни учёных. При этом речь идёт не только о материальном вознаграждении, но и о концепции «качества трудовой жизни» [5, 11], что подразумевает создание условий полного раскрытия трудового потенциала [13], в частности - возможности профессионального роста, возможность которого имеется не только в виде продвижения строго по изначальной специализации, но и по дополнительным направлениям - технологическим, административным, организационным. Что весьма актуально при современном карьерном росте. При этом у получающих дополнительное образование имеется значительное преимущество - понимание базовых процессов. Таким образом, дополнительное образование позволит специалистам в одной области научиться коммуницировать со специалистами из других областей.
Современный подход к науке подразумевает не только углубление узкоспециализированных знаний по отдельным вопросам (этот вопрос решается курсами повышения квалификации, семинарами по узким вопросам), но и понимание смежных научных дисциплин. Например, вклад в развитие атомной энергетики и ядерного вооружения со стороны химиков не менее важен, чем физиков [4]. Можно сказать, что современное развитие науки достигло уровня насыщения базовых знаний, и развитие должно идти в теоретической области в самую глубь фундаментальных знаний действительности, а в практической - в междисциплинарное использование накопленных знаний [3].
Ещё в 1970-м году Ж. Пиаже высказал идею трансдисциплинарного подхода как дальнейшего развития междисциплинарного, который «не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами» [14]. Однако позволим себе не согласиться с такой концепцией, по крайней мере по отношению к естественным наукам: подход, выдвинутый Ж. Пиаже, можно назвать корректным с философской точки зрения, поскольку все науки изучают одну и ту же действительность, но методологически такое смешение неприменимо на практике: современный учёный вынужден быть достаточно узким специалистом вследствие значительного объёма знаний в каждой области науки. Таким образом, хотя «Всемирная Декларация о Высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры», принятая ЮНЕСКО, и содержит положения о целесообразности поощрения трансдисциплинарного подхода для обучения специалистов и решения современных проблем природы и общества [15], на практике в области естественнонаучных и технических дисциплин целесообразно проводить обучение (как студентов, так и специалистов, получающих дополнительное образование) с учётом парадигмы междисциплинарного подхода, выделяя основную специализацию для фундаментального изучения и добавляя к ней компетенции по смежным специальностям, связанным с основной вследствие того или иного общего фактора.
Важно понимать, что в этой области отсутствует однозначность методологических рекомендаций, «какие области требуется изучать». Если такие дисциплины, как физическая химия и химическая физика, очевидно близки, то научные открытия могут делаться на стыке принципиально разных дисциплин. Кроме того, следует обращать внимание не только на возможность научных открытий, но и на повышение КПД обычной рутинной научной работы, а также на специфику научной деятельности в условиях современного общества - наличие связей с менеджментом, экономикой и др. социальными сферами, напрямую не относящимися к фундаментальной науке, но способствующих практической реализации проектов.
Например, метод квалиметрического анализа, изначально разработанный для оптимизации производства в плане контроля качества и синергетической экономии ресурсов, может применяться и как методика оценки качества процесса методического обеспечения образовательных программ [9]. В последнее время повысился интерес научного сообщества к научно обоснованным методам управления профессионального развития персонала [6], при этом важной темой является учёт запросов заказчика исполнителем на протяжении всего времени выполнения заказа [7], что для учёных является в значительной степени непривычной концепцией, поскольку они привыкли работать согласно чёткому и однозначному техническому заданию или же находиться в свободном поиске по некоей теме. Организация, в том числе научная, является сложной динамической системой, в которой наравне с функционированием «консервативной» традиции для сохранения научной парадигмы и развития научной школы должна быть готовность к инновациям, адекватно отвечающим на изменение запросов внешней среды: требуется управление организационной культурой предприятия, что является сложной междисциплинарной задачей [8, 10], требующей понимание как научных задач, так и производственных и управленческих.
Таким образом, задачей современного образования является выпуск не только узких специалистов, но исследователей, которые обладают навыком системного понимания задач, включая связи с внешней социальной средой и управление коллективом организации. В связи с увеличением требований междисциплинарной компетенции к сотрудникам профессиональное образование требует систематического обновления содержания учебных планов и, соответственно, периодической переподготовки преподавателей, что уже стало правилом за рубежом [12].
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) включают возможность развития компетенций специалистов в области специально ориентированных знаний и практических навыков. Город Дубна (наукоград с 2001 г.) обладает большим комплексом высокотехничных и наукоёмких производств и организаций, что вызывает особую потребность в подготовке специалистов с дополнительным образованием в области дисциплин «Электрические машины» и «Энергетическая электроника». Такие специалисты должны не просто обладать знаниями по теме электрических производственных агрегатов, но и уметь наладить и затем поддерживать соответствующую организационную культуру работы научного и производственного коллектива, работающего с физическими установками наукограда [1]. В связи с уникальностью таковых установок для работы с ними требуется высокий уровень фундаментального образования в области физических наук, и целесообразно не привлекать узких специалистов по электрическим машинам, а организовать дополнительное образование для уже работающих специалистов и даже для студентов вузов, что повысит их потенциал как специалистов и, возможно, тем самым повысит мотивацию к учёбе [2].
В филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне в 2013 г. разработана программа дополнительного профессионального образования «Современные информационные технологии в области промышленной электроники (АСУ ТП)», которая включает в себя методы моделирования, проектирования, а также управления объектами промышленной электроники средних и крупных предприятий, преподаваемые с учётом современных информационных технологий.
Важными особенностями разработанного учебного плана является:
- сочетание теории и практики;
- преподавание современных информационных технологий управления (ERP-систем);
- применение междисциплинарного подхода;
- краткое повторение физических основ работы изучаемого электронного оборудования для понимания принципов функционирования такового;
- подробный обзор применения современных технологий в изучаемой области.
После прохождения обучения согласно учебному плану специалист должен приобрести следующие знания и умения:
- навыки компьютерного моделирования объектов промышленной электроники (включая их взаимодействие);
- понимание задач, принципов функционирования и возможностей систем автоматизированного управления, применяемых на объектах промышленной электроники;
- умение использовать современное программное обеспечение в области моделирования электронных приборов и автоматических систем управления;
- навыки работы с ERP-системами (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия);
- умение междисциплинарного использования полученных знаний и навыков в области практического управления средним и крупным предприятием электронной промышленности.
Таким образом, получение дополнительного профессионального образования по программе курса «Современные информационные технологии в области промышленной электроники (АСУ ТП)» способствует становлению специалиста-производственника, который обладает не только научными знаниями, но и практическими навыками, пониманием работы промышленной электроники как на уровне отдельных узлов и приборов, так и производства в целом, а также умениями, связанными с общим управлением ресурсами в организации. Комплексное понимание происходящих процессов, от узкотехнических вопросов и до вопросов управления персоналов и работе с «внешней» человеческой средой, делает такого специалиста крайне востребованным на рынке сложных промышленных производств и наукоёмких технологий.
С другой стороны, предприятие приобретает компетентного специалиста, который не просто способен руководить производством и коллективом (его частью), но и понимает научное наполнение всей работы организации, что повышает его эффективность как руководителя.
Рецензенты:
Хозяинов М.С., д.т.н., профессор, проректор Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Министерство образования Московской области, г. Дубна.
Омельяненко М.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой промышленной электроники МГТУ МИРЭА (Министерство образования и науки Российской Федерации), г. Дубна.