Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE SOCIAL ECONOMIC VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Mnaydarova S.S. 1
1 Kostanay Engineering Economical University named after M. Dulatov
В условиях быстрого обновления знаний происходит разрушение старой системы ценностей, а новые социально-экономические ценностные ориентиры появляются стихийно и являются, преимущественно, сугубо индивидуалистическими. Проблема социально-экономических ценностей и ценностных ориентаций как целевых ориентиров у студентов является особо актуальной на сегодняшний день. Огромным воспитывающим потенциалом обладает содержание обучения, в первую очередь, по экономическим дисциплинам. Педагогические условия позволяют усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, создать такой механизм мыслительной деятельности, который будет способствовать накоплению соответствующих социально-экономических знаний и жизненного опыта и поддерживать интеллектуальные усилия студентов, стимулируя познавательную активность как в индивидуальном, так и в групповом взаимодействии.
With the rapid updating of knowledge it happens the destruction of the old system of values, so that it spontaneously appears the new social economic guidelines which became predominantly highly individualistic. Today the problem of social economic values and valuable orientations as the objective orientations of the students is very actual. And the huge upbringing potential is exactly in the content of studying on economic disciplines. Pedagogical conditions allow to improve the educational training process, to create a mechanism of mental activity that will contribute of accumulation of appropriate social economic knowledge and life experience and to support the intellectual efforts of students, stimulating cognitive activity, as in individual as in the group interaction.
social economic knowledge.
personal orientations
educational training process
pedagogical conditions
social economic values
value orientations

По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. Однако они выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, по которым педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность.

В соответствии с целью, гипотезой и задачами нашего исследования мы остановимся на описании и теоретическом обосновании педагогических условий формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования. Проведем разграничения между понятием «условие» как таковым и понятием «педагогические условия».

В большинстве толковых словарей русского языка условия определяются как совокупность факторов, воздействующих на кого-либо, что-либо, создающих среду, в которой происходит, проистекает что-либо.

В философии понятие «условие» трактуется как категория, отражающая отношение предмета с окружающим его миром, без которого он существовать не может. С точки зрения психологии условие - это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.

Верные в целом, данные трактовки требуют, вместе с тем, педагогического осмысления, поскольку мы ведем речь о педагогическом процессе в образовательном учреждении.

Понятию «педагогические условия» исследователи дают различные толкования. Некоторые понимают педагогические условия как совокупность объективных возможностей формирования содержания, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на организацию и решение поставленных педагогических задач (А.Я. Найн).

Ряд ученых рассматривают данное понятие с позиции повышения качества образования: как взаимодействие совокупности организационных мер образовательного процесса, направленных на повышение качества обучения (Н.О. Яковлева), как совокупность организационных мер учебно-воспитательного процесса в системе работы образовательного учреждения, которые должны обеспечить студентам необходимый уровень подготовки (В.В. Костромцова).

Адаптируем эти трактовки к условиям моделирования развивающего образовательного пространства. В свете концептуальных установок нашей модели под педагогическими условиями целесообразно понимать взаимосвязанную совокупность организационных мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающую достижение инновационных педагогических задач, направленных на повышение качества образования и уровня развития участников образовательного процесса.

В соответствии с целью, гипотезой и задачами нашего исследования мы разработали следующие педагогические условия формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования, определяющие эффективность модели:

1) обеспечение аксиологичности образовательного процесса путем преодоления ценностной неопределенности;

2) приобщение студентов к этическим нормам предпринимательской деятельности (осуществляется в организуемой преподавателем ценностно-ориентированной деятельности и в общении, в основе которых лежат системно-деятельностный и компетентностно-аксиологический подходы).

Далее рассмотрим их подробнее. Первое педагогическое условие - обеспечение аксиологичности образовательного процесса путем преодоления ценностной неопределенности.

Социально-экономические и политические особенности последних десятилетий развития российского общества привели к разрушению старых и одновременному появлению новых социальных структур, к бурному развитию науки и техники, к появлению идеологической неопределенности. В условиях быстрого обновления знаний происходит разрушение старой системы ценностей, а новые социально-экономические ценностные ориентиры появляются стихийно и являются, преимущественно, сугубо индивидуалистическими.

Направленность личности на духовные, культурные ценности продолжает деградировать и существенно уступает прагматической направленности [3, 4, 6 и др.]. При этом если современные требования к личностно-деловым качествам, профессиональным способностям, компетенциям человека сегодня достаточно активно обсуждаются, разрабатываются и отражаются в многочисленных научно-педагогических исследованиях, то вопросы социально-экономической ценностно-смысловой идентичности и определенности российских граждан еще далеки от разрешения. Дискуссионным до сих пор остается содержание новой системы ценностей, хотя большинство ученых сходится во мнении, что наиболее важным является сохранение у новых поколений россиян безусловных, общечеловеческих гуманистических ценностных ориентаций [1, 2, 3, 4, 6, и др.].

Идеологический вакуум и ценностная неопределенность общества с одной стороны, и понимание того, что решить кризисные проблемы и способствовать прогрессивному развитию общества может только воспитанный (культурный и социализированный) человек, вновь актуализировало значимость профессионального обучения и воспитания, в частности, в системе среднего профессионального образования. Воспитание как социально обусловленный и педагогически управляемый процесс позволяет создать условия для свободного саморазвития личности и формирования у нее способности нравственно решать жизненные проблемы, обеспечивает пополнение общества нравственными людьми, а государство - достойными гражданами [2].

Очевидно, что проблема социально-экономических ценностей и ценностных ориентаций как целевых ориентиров у студентов является особо актуальной на сегодняшний день. Одним из способов преодоления ценностной неопределенности образовательного процесса является группировка ценностей - целей учебно-воспитательного процесса на основании их соответствия определенному виду воспитания для последующего предъявления в содержании образования.

Рационально выделить такие группы ценностей, как: трудовые (интересная работа, польза обществу, ответственность за свой труд, профессиональное развитие и т.д.), нравственные (свобода, добро, мир, права человека, верность, надежность, порядочность и пр.), эстетические (гармония, преумножение прекрасного и т.п.), физкультурные (здоровый образ жизни, активность, работоспособность, хорошая физическая форма и др.), интернационально-патриотические (любовь к Родине, забота о ее безопасности и процветании, интерес к другим народам, уважение их традиций, толерантность и т.д.), интеллектуальные (знания, интеллектуальное развитие, самосовершенствование и т.п.).

Социально-экономические ценностные ориентации представляют собой субъективное отражение в психике и сознании человека объективных социальных ценностей, проявляющихся в целях, идеалах, убеждениях и интересах и являющихся важнейшими регуляторами поведения, деятельности и общения.

Огромным воспитывающим потенциалом обладает содержание обучения, в первую очередь, по экономическим дисциплинам. Полноценная реализация преподавателями на лекционных и практических занятиях воспитывающих функций возможна при акцентировании ими аксиологического ядра в учебном материале.

При этом преподаватели должны учитывать индивидуальные траектории аксиологического развития студентов и соответствующее планирование индивидуально-дифференцированной учебно-воспитательной работы. В связи с этим педагоги должны уметь диагностировать реальный уровень сформированности социально-экономических ценностных ориентаций личности, определять особенности их содержания у каждого студента; постоянно привлекать каждого студента к посильной для него и все усложняющейся ценностно-ориентировочной деятельности, обеспечивающей прогрессивное аксиологическое воспитание личности.

Учет и использование индивидуального опыта студентов при организации процесса освоения ими социально-экономических ценностей требует от педагога владения приемами и методами витагенного образования. Применение данных приемов стимулирует оценочную деятельность студентов, обеспечивает принятие ценностной информации на уровне личностной значимости. В контексте аксиологического воспитания наиболее эффективными являются:

  • прием ретроспективного анализа жизненного опыта с параллельным соотнесением его с осваиваемой ценностной информацией, определением ценностно обусловленных причин тех или иных поступков, событий, адекватности сложившихся отношений к данным событиям и фактам и т.д.;
  • дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели (закончить фразу, предложение, описание экономической ситуации с точки зрения тех или иных ценностных отношений, ориентаций);
  • витагенные аналогии, при которых осуществляется иллюстрирование студентами познаваемых ценностных категорий (явлений, событий, отношений и т.д.) примерами из опыта. Благодаря применению указанных приемов осуществляется верификация и подтверждение декларируемых ценностей [7].

Принцип активности личности подразумевает деятельное участие студентов в образовательном процессе, в том числе в познании, оценивании, обсуждении и т.д., становление их как субъектов образования, а не объектов обучения и воспитания, в обеспечении оптимально благоприятного соотношения педагогического руководства и сознательного творческого труда студентов в обучении.

Проявление человеком активности детерминируется его заинтересованностью деятельностью, интересным и эмоционально насыщенным содержанием самой деятельности, соответствием сложности выполняемых действий уровню развития личности, а также наличием в деятельности возможностей для самовыражения. Чтобы студент стал полноправным субъектом аксиологического воспитания, его активность должна стимулироваться педагогом путем целенаправленной организации познавательной, рефлексивно-оценочной деятельности, а именно - постановки ценностно окрашенных проблемных задач, обеспечения диалогичности обучения, применении активных методов обучения, создания ситуаций нравственного выбора, прямого побуждения учащихся к рефлексии своих чувств и переживаний, оценке объекта познания и т.д.

На наш взгляд, процессуально-содержательное построение образовательного процесса должно осуществляться таким образом, чтобы учитывались закономерности развития личности и деятельности в аксиологическом контексте (от репродуктивного освоения ценностно-ориентационной деятельности к ее частично-поисковому осуществлению и к самостоятельному ценностно-ориентационному творчеству), формирования социально-экономических ценностных ориентаций личности (последовательность процессов осознания и усвоения, интериоризации и верификации, экстериоризации ценностей).

Таким образом, обеспечение аксиологичности образовательного процесса путем преодоления ценностной неопределенности осуществляется на основе: выделения системы ценностей - целей учебно-воспитательного процесса и ценностного наполнения содержания образования (в первую очередь, содержания экономических дисциплин); предъявления ценностей студентам через содержание обучения (для их интрериоризации и последующей экстериоризации) с использованием адекватных форм, методов и приемов обучения (этические рассказ и беседа, положительный пример и т.п.); обеспечением аксиологичности деятельности преподавателя (эмоциональность педагога при трансляции ценностей, обоснование их значимости, воздействие на эмоционально-оценочную сферу студентов, организация и поддержка их рефлексивной деятельности) и студентов (целенаправленное осмысление ценностно окрашенной информации).

Второе педагогическое условие - приобщение студентов к этическим нормам экономической деятельности (осуществляется в организуемой преподавателем ценностно-ориентированной деятельности и в общении, в основе которых лежат системно-деятельностный и компетентностно-аксиологический подходы).

Важнейшим качеством, определяющим профессионализм специалиста, является сформированная система социально-экономических ценностных ориентаций, которая существенно влияет на эффективность профессионально-творческого развития личности, продуктивность профессионального труда. Поэтому очень важно при поступлении студента в учреждение среднего профессионального образования начинать приобщать его к этическим нормам экономической деятельности.

Ценностные ориентации - достаточно устойчивое социально-обусловленное и избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности [9], их формирование является результатом социализации личности.

Ценностно-смысловая сфера студента, возможность соотносить свою деятельность с этическими нормами являются той силой, которая либо способствует актуализации творческого потенциала, либо препятствует этому, разрушая вместе с этим и личность специалиста [8].

Приобщение студентов к этическим нормам экономической деятельности предполагает применение активных методов и форм обучения (деловых игр, моделирование экономических ситуаций, методов кейс-стади и др.); воспитательное структурирование внеаудиторной и досуговой активности студентов посредством организации студенческих объединений (например, студенческого бизнес-клуба), проведение встреч с практическими работниками, а также соревновательных студенческих мероприятий нравственно-экономической направленности.

Для реализации второго педагогического условия целесообразно также разработать и внедрить в учебный процесс спецкурс «Этика предпринимательской деятельности», приоритетным направлением которого является формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов.

В данном курсе должны даваться общие представления об этических основах функционировании бизнеса. Рассматриваться организационные и управленческие аспекты возникновения и развития предпринимательских структур, их ресурсного обеспечения, определения затрат и результатов деятельности с точки зрения нравственных норм, должна описываться система налогообложения и ее социальная справедливость.

Для приобщения студентов к этическим нормам экономической деятельности необходимо построение в рамках учебного заведения единой среды, которая обеспечивает интеграцию факторов образовательного пространства, более раннюю, непрерывную, согласованную, целенаправленную и пролонгированную подготовку специалистов.

На наш взгляд, выявленные педагогические условия, позволяют усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, создать такой механизм мыслительной деятельности, который будет способствовать накоплению соответствующих социально-экономических знаний и жизненного опыта и поддерживать интеллектуальные усилия студентов, стимулируя познавательную активность как в индивидуальном, так и в групповом взаимодействии.

Эти условия являются необходимыми и достаточными для формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования и должны быть созданы в рамках образовательного пространства.

Рецензенты:

Саламатов А.А., д.п.н. профессор, директор Института дополнительного образования и профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.