По мере изменения условий социально-педагогической жизни, изменения потребностей общества, школы, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. Однако они выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, по которым педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами нашего исследования мы остановимся на описании и теоретическом обосновании педагогических условий формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования. Проведем разграничения между понятием «условие» как таковым и понятием «педагогические условия».
В большинстве толковых словарей русского языка условия определяются как совокупность факторов, воздействующих на кого-либо, что-либо, создающих среду, в которой происходит, проистекает что-либо.
В философии понятие «условие» трактуется как категория, отражающая отношение предмета с окружающим его миром, без которого он существовать не может. С точки зрения психологии условие - это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.
Верные в целом, данные трактовки требуют, вместе с тем, педагогического осмысления, поскольку мы ведем речь о педагогическом процессе в образовательном учреждении.
Понятию «педагогические условия» исследователи дают различные толкования. Некоторые понимают педагогические условия как совокупность объективных возможностей формирования содержания, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на организацию и решение поставленных педагогических задач (А.Я. Найн).
Ряд ученых рассматривают данное понятие с позиции повышения качества образования: как взаимодействие совокупности организационных мер образовательного процесса, направленных на повышение качества обучения (Н.О. Яковлева), как совокупность организационных мер учебно-воспитательного процесса в системе работы образовательного учреждения, которые должны обеспечить студентам необходимый уровень подготовки (В.В. Костромцова).
Адаптируем эти трактовки к условиям моделирования развивающего образовательного пространства. В свете концептуальных установок нашей модели под педагогическими условиями целесообразно понимать взаимосвязанную совокупность организационных мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающую достижение инновационных педагогических задач, направленных на повышение качества образования и уровня развития участников образовательного процесса.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами нашего исследования мы разработали следующие педагогические условия формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования, определяющие эффективность модели:
1) обеспечение аксиологичности образовательного процесса путем преодоления ценностной неопределенности;
2) приобщение студентов к этическим нормам предпринимательской деятельности (осуществляется в организуемой преподавателем ценностно-ориентированной деятельности и в общении, в основе которых лежат системно-деятельностный и компетентностно-аксиологический подходы).
Далее рассмотрим их подробнее. Первое педагогическое условие - обеспечение аксиологичности образовательного процесса путем преодоления ценностной неопределенности.
Социально-экономические и политические особенности последних десятилетий развития российского общества привели к разрушению старых и одновременному появлению новых социальных структур, к бурному развитию науки и техники, к появлению идеологической неопределенности. В условиях быстрого обновления знаний происходит разрушение старой системы ценностей, а новые социально-экономические ценностные ориентиры появляются стихийно и являются, преимущественно, сугубо индивидуалистическими.
Направленность личности на духовные, культурные ценности продолжает деградировать и существенно уступает прагматической направленности [3, 4, 6 и др.]. При этом если современные требования к личностно-деловым качествам, профессиональным способностям, компетенциям человека сегодня достаточно активно обсуждаются, разрабатываются и отражаются в многочисленных научно-педагогических исследованиях, то вопросы социально-экономической ценностно-смысловой идентичности и определенности российских граждан еще далеки от разрешения. Дискуссионным до сих пор остается содержание новой системы ценностей, хотя большинство ученых сходится во мнении, что наиболее важным является сохранение у новых поколений россиян безусловных, общечеловеческих гуманистических ценностных ориентаций [1, 2, 3, 4, 6, и др.].
Идеологический вакуум и ценностная неопределенность общества с одной стороны, и понимание того, что решить кризисные проблемы и способствовать прогрессивному развитию общества может только воспитанный (культурный и социализированный) человек, вновь актуализировало значимость профессионального обучения и воспитания, в частности, в системе среднего профессионального образования. Воспитание как социально обусловленный и педагогически управляемый процесс позволяет создать условия для свободного саморазвития личности и формирования у нее способности нравственно решать жизненные проблемы, обеспечивает пополнение общества нравственными людьми, а государство - достойными гражданами [2].
Очевидно, что проблема социально-экономических ценностей и ценностных ориентаций как целевых ориентиров у студентов является особо актуальной на сегодняшний день. Одним из способов преодоления ценностной неопределенности образовательного процесса является группировка ценностей - целей учебно-воспитательного процесса на основании их соответствия определенному виду воспитания для последующего предъявления в содержании образования.
Рационально выделить такие группы ценностей, как: трудовые (интересная работа, польза обществу, ответственность за свой труд, профессиональное развитие и т.д.), нравственные (свобода, добро, мир, права человека, верность, надежность, порядочность и пр.), эстетические (гармония, преумножение прекрасного и т.п.), физкультурные (здоровый образ жизни, активность, работоспособность, хорошая физическая форма и др.), интернационально-патриотические (любовь к Родине, забота о ее безопасности и процветании, интерес к другим народам, уважение их традиций, толерантность и т.д.), интеллектуальные (знания, интеллектуальное развитие, самосовершенствование и т.п.).
Социально-экономические ценностные ориентации представляют собой субъективное отражение в психике и сознании человека объективных социальных ценностей, проявляющихся в целях, идеалах, убеждениях и интересах и являющихся важнейшими регуляторами поведения, деятельности и общения.
Огромным воспитывающим потенциалом обладает содержание обучения, в первую очередь, по экономическим дисциплинам. Полноценная реализация преподавателями на лекционных и практических занятиях воспитывающих функций возможна при акцентировании ими аксиологического ядра в учебном материале.
При этом преподаватели должны учитывать индивидуальные траектории аксиологического развития студентов и соответствующее планирование индивидуально-дифференцированной учебно-воспитательной работы. В связи с этим педагоги должны уметь диагностировать реальный уровень сформированности социально-экономических ценностных ориентаций личности, определять особенности их содержания у каждого студента; постоянно привлекать каждого студента к посильной для него и все усложняющейся ценностно-ориентировочной деятельности, обеспечивающей прогрессивное аксиологическое воспитание личности.
Учет и использование индивидуального опыта студентов при организации процесса освоения ими социально-экономических ценностей требует от педагога владения приемами и методами витагенного образования. Применение данных приемов стимулирует оценочную деятельность студентов, обеспечивает принятие ценностной информации на уровне личностной значимости. В контексте аксиологического воспитания наиболее эффективными являются:
- прием ретроспективного анализа жизненного опыта с параллельным соотнесением его с осваиваемой ценностной информацией, определением ценностно обусловленных причин тех или иных поступков, событий, адекватности сложившихся отношений к данным событиям и фактам и т.д.;
- дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели (закончить фразу, предложение, описание экономической ситуации с точки зрения тех или иных ценностных отношений, ориентаций);
- витагенные аналогии, при которых осуществляется иллюстрирование студентами познаваемых ценностных категорий (явлений, событий, отношений и т.д.) примерами из опыта. Благодаря применению указанных приемов осуществляется верификация и подтверждение декларируемых ценностей [7].
Принцип активности личности подразумевает деятельное участие студентов в образовательном процессе, в том числе в познании, оценивании, обсуждении и т.д., становление их как субъектов образования, а не объектов обучения и воспитания, в обеспечении оптимально благоприятного соотношения педагогического руководства и сознательного творческого труда студентов в обучении.
Проявление человеком активности детерминируется его заинтересованностью деятельностью, интересным и эмоционально насыщенным содержанием самой деятельности, соответствием сложности выполняемых действий уровню развития личности, а также наличием в деятельности возможностей для самовыражения. Чтобы студент стал полноправным субъектом аксиологического воспитания, его активность должна стимулироваться педагогом путем целенаправленной организации познавательной, рефлексивно-оценочной деятельности, а именно - постановки ценностно окрашенных проблемных задач, обеспечения диалогичности обучения, применении активных методов обучения, создания ситуаций нравственного выбора, прямого побуждения учащихся к рефлексии своих чувств и переживаний, оценке объекта познания и т.д.
На наш взгляд, процессуально-содержательное построение образовательного процесса должно осуществляться таким образом, чтобы учитывались закономерности развития личности и деятельности в аксиологическом контексте (от репродуктивного освоения ценностно-ориентационной деятельности к ее частично-поисковому осуществлению и к самостоятельному ценностно-ориентационному творчеству), формирования социально-экономических ценностных ориентаций личности (последовательность процессов осознания и усвоения, интериоризации и верификации, экстериоризации ценностей).
Таким образом, обеспечение аксиологичности образовательного процесса путем преодоления ценностной неопределенности осуществляется на основе: выделения системы ценностей - целей учебно-воспитательного процесса и ценностного наполнения содержания образования (в первую очередь, содержания экономических дисциплин); предъявления ценностей студентам через содержание обучения (для их интрериоризации и последующей экстериоризации) с использованием адекватных форм, методов и приемов обучения (этические рассказ и беседа, положительный пример и т.п.); обеспечением аксиологичности деятельности преподавателя (эмоциональность педагога при трансляции ценностей, обоснование их значимости, воздействие на эмоционально-оценочную сферу студентов, организация и поддержка их рефлексивной деятельности) и студентов (целенаправленное осмысление ценностно окрашенной информации).
Второе педагогическое условие - приобщение студентов к этическим нормам экономической деятельности (осуществляется в организуемой преподавателем ценностно-ориентированной деятельности и в общении, в основе которых лежат системно-деятельностный и компетентностно-аксиологический подходы).
Важнейшим качеством, определяющим профессионализм специалиста, является сформированная система социально-экономических ценностных ориентаций, которая существенно влияет на эффективность профессионально-творческого развития личности, продуктивность профессионального труда. Поэтому очень важно при поступлении студента в учреждение среднего профессионального образования начинать приобщать его к этическим нормам экономической деятельности.
Ценностные ориентации - достаточно устойчивое социально-обусловленное и избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности [9], их формирование является результатом социализации личности.
Ценностно-смысловая сфера студента, возможность соотносить свою деятельность с этическими нормами являются той силой, которая либо способствует актуализации творческого потенциала, либо препятствует этому, разрушая вместе с этим и личность специалиста [8].
Приобщение студентов к этическим нормам экономической деятельности предполагает применение активных методов и форм обучения (деловых игр, моделирование экономических ситуаций, методов кейс-стади и др.); воспитательное структурирование внеаудиторной и досуговой активности студентов посредством организации студенческих объединений (например, студенческого бизнес-клуба), проведение встреч с практическими работниками, а также соревновательных студенческих мероприятий нравственно-экономической направленности.
Для реализации второго педагогического условия целесообразно также разработать и внедрить в учебный процесс спецкурс «Этика предпринимательской деятельности», приоритетным направлением которого является формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов.
В данном курсе должны даваться общие представления об этических основах функционировании бизнеса. Рассматриваться организационные и управленческие аспекты возникновения и развития предпринимательских структур, их ресурсного обеспечения, определения затрат и результатов деятельности с точки зрения нравственных норм, должна описываться система налогообложения и ее социальная справедливость.
Для приобщения студентов к этическим нормам экономической деятельности необходимо построение в рамках учебного заведения единой среды, которая обеспечивает интеграцию факторов образовательного пространства, более раннюю, непрерывную, согласованную, целенаправленную и пролонгированную подготовку специалистов.
На наш взгляд, выявленные педагогические условия, позволяют усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, создать такой механизм мыслительной деятельности, который будет способствовать накоплению соответствующих социально-экономических знаний и жизненного опыта и поддерживать интеллектуальные усилия студентов, стимулируя познавательную активность как в индивидуальном, так и в групповом взаимодействии.
Эти условия являются необходимыми и достаточными для формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования и должны быть созданы в рамках образовательного пространства.
Рецензенты:
Саламатов А.А., д.п.н. профессор, директор Института дополнительного образования и профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.