Актуальность исследования обусловлена усилением внимания ученых и практиков к улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности, подготовки их к обучению в школе [3].
Изменения программ воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, методов начального обучения в школе потребовали пересмотра целей, задач, обучения дошкольников, обеспечивающий более высокий уровень развития произвольной и волевой сфер.
Изучение волевой сферы детей дошкольного возраста является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте наблюдается интенсивное становление волевой сферы, которое заключается в умении подчиняться требованиям, правилам, ведущие к развитию саморегуляции [3].
Анализ исследований позволяет обнаружить низкий уровень развития произвольности и волевой регуляции современных дошкольников (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников психологи (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина А.Н. Давыдова, В.А. Иванников, Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга и др.) связывают с неподготовленностью детей к обучению в школе, проявляющейся в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя [3].
Проблема исследования развития волевой регуляции в дошкольном возрасте является в настоящее время малоизученной, что и обуславливает проблему ее изучения.
Целью исследования стало исследование современного состояния проблемы развития волевой регуляции у детей младшего, среднего и старшего звена дошкольного учреждения.
Методы исследования. В исследовании использовались: Методика «Бусы» Л.А. Венгера, «Домик» Н.И. Гуткиной.
Выборка испытуемых составила 64 ребенка в возрасте от трех до шести лет.
Исследование проходило на базе дошкольного образовательного учреждения № 9 «Родничок» г. Люберцы Московской области.
Результаты исследования
Исследование развития волевой регуляции для детей трех лет (младшая группа) мы использовали только методику «Бусы», для выявления начальной стадии формирования ее.
Таблица № 1
№ п.п. |
Имя |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
1 |
Лера |
|
|
1 |
|
2 |
Феликс |
|
|
|
0 |
3 |
Алина |
|
|
1 |
|
4 |
Максим |
|
|
1 |
|
5 |
Костя |
|
2 |
|
|
6 |
Вика |
3 |
|
|
|
7 |
Соня |
|
|
1 |
|
8 |
Миша |
|
|
|
0 |
9 |
Даша |
|
|
|
0 |
Исследование развития волевой регуляции по методике «Бусы» у детей трех лет
Диаграмма № 1
Из таблицы и диаграммы видно, что из 9 детей у троих преобладает очень низкий уровень и четверо показали низкий уровни, средний уровень (1 ребенок), высокий уровень (1 ребенок).
Исследование развития волевой регуляции продолжили в средней группе и использовали две методики для детей четырех лет: «Бусы» и «Домик».
Таблица № 2
№ п.п. |
Имя |
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий |
1 |
Арсений |
5 |
|
|
|
2 |
Олег |
|
3 |
|
|
3 |
Лена |
5 |
|
|
|
4 |
Вика |
|
4 |
|
|
5 |
Аделина |
|
3 |
|
|
6 |
Леня |
5 |
|
|
|
7 |
Артем |
5 |
|
|
|
8 |
Карина |
5 |
|
|
|
9 |
Саша К. |
5 |
|
|
|
10 |
Саша Н. |
5 |
|
|
|
11 |
Юля |
5 |
|
|
|
12 |
Маша |
|
|
|
|
13 |
Трофим |
|
3 |
|
|
14 |
Егор Г. |
|
3 |
|
|
15 |
Настя |
|
3 |
|
|
16 |
Егор А. |
|
3 |
|
|
17 |
Леша |
|
|
1 |
|
18 |
Лера |
|
3 |
|
|
19 |
Влад |
|
3 |
|
|
20 |
Амид |
|
|
1 |
|
Исследование волевой регуляции у детей четырех лет по методике «Бусы»
Диаграмма № 2
Результаты исследования показали, что из 16 детей по методике «Бусы» имеют низкий уровень (12 детей), средний уровень (2 детей), высокий уровень (1ребенок).
Таблица № 3
№ п.п. |
Имя |
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий |
1 |
Арсений |
|
|
|
|
2 |
Олег |
|
|
|
|
3 |
Лена |
|
|
|
|
4 |
Вика |
|
|
|
|
5 |
Аделина |
|
|
|
|
6 |
Леня |
|
|
4 |
|
7 |
Артем |
|
|
3 |
|
8 |
Карина |
|
|
3 |
|
9 |
Саша К. |
|
|
3 |
|
10 |
Саша Н. |
|
1 |
|
|
11 |
Юля |
|
|
3 |
|
12 |
Маша |
|
|
3 |
|
13 |
Трофим |
|
|
4 |
|
14 |
Егор Г. |
|
|
3 |
|
15 |
Настя |
|
|
4 |
|
16 |
Егор А. |
|
|
3 |
|
17 |
Леша |
|
|
4 |
|
18 |
Лера |
|
|
5 |
|
19 |
Влад |
|
|
4 |
|
20 |
Амид |
|
|
|
|
Исследование волевой регуляции у детей четырех лет по методике «Домик»
Диаграмма № 3
Результаты исследования по методике «Домик» показали исключительно очень низкий (3 детей) и низкий уровни (13 детей).
Исследование развития волевой регуляции продолжили в старшей группе (дети пяти лет) и использовали те же методики («Бусы» и « Домик»).
Таблица № 4
№ п.п. |
Имя |
высокий |
средний |
низкий |
1 |
Олеся |
5 |
|
|
2 |
Даня |
|
3 |
|
3 |
Илья |
|
|
2 |
4 |
Егор |
|
|
1 |
5 |
Влад |
|
|
2 |
6 |
Кирилл |
|
|
1 |
7 |
Ульяна |
|
|
1 |
8 |
Тая |
|
|
1 |
9 |
Ксюша |
|
3 |
|
10 |
Тимофей |
|
|
1 |
11 |
Василиса |
|
|
1 |
12 |
Арина |
|
|
2 |
13 |
Варя |
|
|
2 |
14 |
Рита |
|
|
2 |
15 |
Ваня |
|
|
2 |
Исследование волевой регуляции у детей пяти лет по методике «Бусы»
Диаграмма № 4
Результаты исследования по методике «Бусы» показали, что из 20 детей в возрасте пяти лет имеют низкий уровень (5 детей), средний уровень (4 ребенка), высокий уровень (6 детей).
Исследование волевой регуляции у детей пяти лет по методике «Домик».
Результаты исследования по методике «Домик» показали, что из 20 детей в возрасте пяти лет имеют низкий уровень (9 детей), средний уровень (8 детей), высокий уровень – отсутствует.
Таблица № 5
№ п.п. |
Имя |
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий |
1 |
Олеся |
|
|
5 |
|
2 |
Даня |
|
|
5 |
|
3 |
Илья |
|
|
|
|
4 |
Егор |
|
|
5 |
0 |
5 |
Влад |
|
|
5 |
|
6 |
Кирилл |
|
|
5 |
|
7 |
Ульяна |
|
|
5 |
|
8 |
Тая |
|
|
5 |
|
9 |
Ксюша |
|
|
|
|
10 |
Тимофей |
|
|
|
0 |
11 |
Василиса |
|
|
|
0 |
12 |
Арина |
|
|
5 |
|
13 |
Варя |
|
|
5 |
|
14 |
Рита |
|
|
4 |
|
15 |
Ваня |
|
|
5 |
|
Исследование волевой регуляции у детей пяти лет по методике «Домик»
Диаграмма № 5
Последний этап исследования состоял в выявлении сформированности уровня развития волевой регуляции у детей подготовительной группы (шесть лет).
Анализ результатов исследования показал, что по методике «Бусы» из 20 детей имеют низкий уровень (2 ребенка), средний уровень (9 детей), высокий уровень (8 детей).
Анализ результатов исследования показал, что по методике «Домик» из 20 детей имеют низкий уровень (19 детей), средний уровень (1 ребенок), высокий уровень – отсутствует.
Обсуждение результатов
В ходе исследования выявления современного состояния уровня развития волевой регуляции у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, показал весьма низкий уровень. Если в младшем дошкольном возрасте произвольная, волевая регуляция находится на уровне ее становления, и результаты не очень удивили, то к концу дошкольного возраста, как отмечают исследователи (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина А.Н. Давыдова, В.А. Иванников, и др.), она уже должна сформироваться. Однако результаты нашего исследования показали отличную картину от выдвигаемых постулатов, которые мы находим в научной литературе и считаем необходимым отметить как очень острую проблему в этой области.
Мы проводили аналогичное исследование волевой регуляции в 2006 г. (Н.В. Сидячевой), которое показало также низкий и средний уровни развития волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста, тогда нами была проведена коррекционная работа по ее формированию, которая показала значимые результаты в сторону повышения ее уровня. Таким образом, мы доказательно определили возможность ее формирования на ранних этапах онтогенеза.
Можно с уверенностью сказать, что формирование волевой регуляции необходимо начинать с младшего и среднего дошкольного возраста, и в качестве основного фактора ее развития необходимо использовать игровую деятельность как ведущую деятельность и как наиболее оптимальную форму для их обучения. Кроме того, волевая регуляция оказывает влияние на развитие всех компонентов психологической готовности дошкольника к школе и в первую очередь на мотивационную готовность. Так, при положительных результатах учебной деятельности у ребенка возникает желание учиться. Влияет на эмоциональную готовность, которая в свою очередь способствует развитию у дошкольников умений контролировать свои эмоции; на личностную готовность, т.е. формирует умения взаимодействовать со взрослыми и в коллективе со сверстниками и на интеллектуальную готовность, которая влияет на произвольную организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте динамика показателей компонентов волевой регуляции, как правило, характеризуется их постепенными изменениями без ярко выраженных противоречий. Это говорит о том, что в этот возрастной период волевая регуляция еще не отличается выраженной дифференциацией компонентов, они функционируют слитно [2].
Становление волевой регуляции у детей пяти – шести лет способствует минимизации симптомов проявления кризиса 7-ми лет и сформированности умения управлять своим поведением, ставить перед собой цели и достигать их, слушать и понимать учителя, выполнять его требования [2].
Выводы
Исследование современного состояния проблемы развития волевой регуляции позволяет нам выделить ее как весьма глобальную, так как ее сформированность влияет не только на становление личности дошкольников, его характера, но и определяет успешность обучения в начальной школе.
Таким образом, мы приходим к выводу, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для становления волевой регуляции у детей, и от уровня его развития можно говорить об успешности стартовой готовности и систематического обучения в начальной школе.
Рецензенты:
Виштак О.В., д.п.н., зав. кафедрой ИСТ Баклаковского института техники, технологии и управления (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.», г.Балаково.
Петрова Е.А., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой социальной психологии, Российский государственный социальный университет, г.Москва.