Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WAYS OF OPTIMIZATION OF SCHEDULED MAINTENANCE AT CARDIAC AND VASCULAR PATHOLOGY AMONG WORKERS OF RAILWAY TRANSPORT.

Molodtsov R.N. 1 Shemetova G.N. 1 Orlova G.G. 2
1 Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky
2 Peoples Friendship University of Russia
In article modern data on a case rate by illnesses of system of a circulation, a temporary invalidity, a condition of the treatment-and-prophylactic help in conditions of railway medicine are analysed. The analysis of problems and unresolved tasks at the organization of a medical care to workers of railway transport at cardiovascular pa-thology (as well as to the population as a whole) allowed us to formulate the basic principles in development of the preventive cardiology, including: shift of accents from the patient on the healthy patient, healthy lifestyle promotion; shift of accents in the organization of treatment-and-prophylactic work with stationary on an out-patient and polyclinic stage; the differentiated approach to patients, allocation among them the healthy faces threatened on development of a disease and patients; widespread introduction in practice of screening technologies and routine medical examinations; preparation of the medical personnel concerning preventive medicine, allocation in the nomenclature of specialties of a position of the doctor-methodologist on preventive medicine, etc.
railway medicine
treatment-and-prophylactic help
diseases prevention
case rate
arterial hypertension
cardiovascular diseases

Укрепление и сохранение здоровья молодого трудоспособного населения определяет возможности и темпы экономического развития страны, ее национальную безопасность [10]. Вместе с тем в последние годы отмечается заметное снижение как численности, так и уровня здоровья экономически активной части населения [7]. Именно поэтому Федеральной программой «Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг.» сохранение здоровья, трудоспособности и качество жизни людей работоспособного возраста рассматривается как приоритет государственной социальной политики и здравоохранения, в том числе ведомственного [5; 12; 13].

Среди прочих видов патологии ведущую роль в структуре заболеваемости, утраты трудоспособности и преждевременной смертности лиц трудоспособного возраста играют болезни сердечно-сосудистой системы, в частности артериальная гипертензия (АГ). Экономический ущерб, связанный с артериальной гипертензией и обусловленный прямыми и непрямыми затратами, в ряде стран составляет от 5 до 9,5% валового национального продукта[3; 4; 10].

Для работающих граждан неуклонный рост заболеваемости артериальной гипертензией и ассоциированными с ней патологическими состояниями связан с воздействием факторов риска - курения, наследственной предрасположенности, ожирения и других, увеличением интенсивности труда, а также условиями профессиональной деятельности.

Железнодорожный транспорт как отрасль занимает одно из лидирующих мест по количеству работающих в сложных и неблагоприятных производственных условиях, с высокой напряженностью труда; при этом требуются специалисты, способные обеспечить безопасность движения поездов и решение насущных народнохозяйственных задач [8; 11]. Деятельность работников железнодорожных профессий в большинстве случаев сопряжена с повышенным риском развития артериальной гипертензии вследствие воздействия таких специфических профессиональных патогенных факторов, как ночная и сменная работа, тяжелый физический труд, гиподинамия, повышенный уровень вибрации, психоэмоциональное перенапряжение [2; 7; 9]. В связи с этим эффективная профилактика, раннее выявление артериальной гипертензии, рекреация и восстановительное лечение, направленные на снижение заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения (БСК), являются важнейшими задачами железнодорожного здравоохранения.

В условиях кардинальных структурных преобразований в системе железнодорожного транспорта становится очевидной необходимость разработки и внедрения новых подходов к совершенствованию методологии сохранения и укрепления здоровья работающего населения, организационных форм профилактики АГ, оздоровления и восстановительного лечения. В этом плане ресурсы развития кардиологической помощи работникам железнодорожного транспорта далеко не исчерпаны. В качестве преимущественного объекта воздействия рассматривается здоровый человек, состояние здоровья которого является главной категорией профессиональной «надежности» и безопасности [1; 6-8].

В ходе нашего исследования проведена оценка медико-социальной значимости болезней системы кровообращения, и в частности артериальной гипертензии, у работников железнодорожного транспорта, что является важным условием при разработке комплексных программ профилактики. Проведенный ретроспективный анализ уровня и структуры заболеваемости работников Приволжской железной дороги (ПривЖД) по материалам обращаемости в амбулаторно-поликлинические подразделения, а также по данным госпитализации за 2000-2012 годы показал, что в течение последних лет отмечается значительный рост (в 2,08 раза) общей заболеваемости болезнями системы кровообращения (БСК) - с 227,2 в 2000 году до 472,8 на 1000 работающих в 2012 году. Показатели первичной заболеваемости БСК работников железнодорожного транспорта также возросли с 32,6 до 46,9 на 1000 работающего населения. В структуре БСК среди работников ПривЖД 56,5% приходится на артериальную гипертензию; 21,3% - на ИБС; 22,2 - на прочие БСК.

Динамика показателей общей и первичной заболеваемости БСК и артериальной гипертензией на ведомственном уровне за 2000-2012 гг. представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Динамика общей и первичной заболеваемости БСК работников Приволжской железной дороги за 2000-2012 гг. (на 1000 работающих)

 

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2012

Общая заболеваемость

Зарегистрировано всего (чел.)

16123

17030

18809

20983

22164

25657

26584

Показатель наглядности (в % к 2000 г.)

100

105,6

116,6

130,1

137,4

159,1

164,8

На 1000 работающих

227,7

243,8

274,3

325,0

371,9

458,8

472,5

Первичная заболеваемость

Зарегистрировано впервые (чел.)

2316

2842

2729

2973

2811

2617

2674

Показатель наглядности (в % к 2000 г.)

100

122,7

117,8

128,3

121,3

112,9

115,4

На 1000 работающих

32,6

40,7

39,8

46,1

47,2

46,8

46,9

Таблица 2

Динамика общей и первичной заболеваемости артериальной гипертензией работников Приволжской железной дороги за 2000-2012 годы (на 1000 работающих)

 

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2012

Общая заболеваемость

Зарегистрировано всего (чел.)

7072

8893

11587

11689

12058

12847

13533

Показатель наглядности (в % к 2000 г.)

100

125,7

163,8

165,3

170,5

181,6

191,3

На 1000 работающих

101,2

129,7

179,5

188,6

205,9

215,6

242,0

Первичная заболеваемость

Зарегистрировано впервые (чел.)

1262

1396

1502

1478

1451

1341

910

Показатель наглядности (в % к 2000 г.)

100

110,6

119,0

117,1

114,9

106,2

72,2

На 1000 работающих

18,1

20,4

23,3

23,1

22,8

22,5

16,3

Следует отметить, что в общей структуре заболеваемости работников ПривЖД среди всех классов болезней БСК поднялись с III в 2000 г., на II - в 2006 г. и вышли на I ранговое место - в 2012 г. (табл. 3).

Таблица 3

Структура общей заболеваемости по классам болезней по обращаемости работников ПривЖД в 2000, 2006 и 2012 гг.

Годы

Ранговые места общей заболеваемости по классам болезней

 

I

II

III

IV

V

VI

2000

БОД

БОП

БСК

БКМС

БГ

БМПС

2006

БОД

БСК

БКМС

БГ

БОП

БМПС

2012

БСК

БОД

БГ

БКМС

БМПС

БОП

Примечание: БОД - болезни органов дыхания; БОП - болезни органов пищеварения; БСК - болезни системы кровообращения; БКМС - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; БМПС - болезни мочеполовой системы; БГ - болезни глаза и его придаточного аппарата.

Болезни системы кровообращения, прежде всего АГ, характеризуются длительным течением, поражением органов-мишеней и развитием в некоторых случаях жизнеугрожающих осложнений, что влечет за собой снижение качества жизни пациентов и трудоспособности работников, сопровождается значительными экономическими потерями для отрасли и экономики страны. Так, временная нетрудоспособность в связи с БСК у работников ПривЖД на протяжении ряда лет занимает стабильное IV место в днях и случаях среди всех классов болезней, уступая травматизму, заболеваниям органов дыхания и болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани, составляя 9,1% в случаях и 10,7% в днях. Среди болезней системы кровообращения в структуре заболеваемости с временной нетрудоспособностью артериальная гипертензия составляет более половины случаев и дней.

При анализе причин и механизмов развития артериальной гипертензии у работников железнодорожного транспорта можно констатировать, что имеется целый ряд железнодорожных профессий, сопряженных с повышенным уровнем психоэмоционального напряжения, значительными физическими нагрузками (в первую очередь, работники локомотивных бригад); высока распространенность табакокурения и злоупотребления слабоалкогольными напитками. Кроме того, определенное значение оказывает воздействие физических и химических факторов на производстве (электромагнитное излучение, испарения горюче-смазочных материалов); многие работники трудятся в неблагоприятных климатических и микроклиматических условиях.

Выявленные нами в ходе исследования рост первичной и общей заболеваемости, увеличение доли БСК в структуре заболеваемости, длительные сроки временной нетрудоспособности свидетельствуют о наличии ряда проблем, касающихся организации и обеспечения качества профилактической работы при этой патологии, особенно среди лиц молодого трудоспособного возраста.

Как известно, специалистам амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения отводится решающая роль в осуществлении основного объема профилактической деятельности. Однако врачами поликлиники, работающими с пациентами, всё же недостаточно внимания уделяется вопросам первичной профилактики заболеваний, своевременной идентификации факторов риска и лиц группы риска. Можно констатировать медленное и недостаточное развитие информационных и образовательных технологий, в то время как к наиболее действенным мерам первичной профилактики относятся увеличение информированности населения об основных факторах риска заболеваний; их своевременное выявление, особенно в молодом и среднем возрасте; реализация мероприятий по снижению неблагоприятного влияния производственных факторов и использование методов и средств индивидуальной профилактики заболеваний.

Несмотря на то что в целом ряде исследований продемонстрирована целесообразность использования скринингового метода в качестве инструмента для своевременной организации профилактики и реабилитационных мероприятий при различной патологии, до сих пор скрининговые технологии на этапе первичной помощи используются крайне редко. Скрининг сердечно-сосудистой патологии, равно как и других основных неинфекционных заболеваний, представляется важным еще и потому, что в системе железнодорожного транспорта отмечается специфическое стремление работников (особенно обеспечивающих безопасность движения) скрыть имеющиеся заболевания из-за боязни потерять работу. Автоматизированные скрининговые системы, в частности внедренная на Приволжской железной дороге автоматизированная система предсменных (предрейсовых) осмотров АСПО, имеют ряд преимуществ перед существующей практикой: увеличение пропускной способности, регламентированная программа обследования пациентов, улучшение качества ведения документации, накопление индивидуальных данных, которые могут служить основой для последующего мониторирования состояния. Вместе с тем отсутствие необходимого аппаратурного и информационного обеспечения, с одной стороны, и подготовленных специалистов, способных осуществлять эту работу на амбулаторно-поликлиническом этапе - с другой, не позволяют в должной мере использовать эту систему.

Серьезной проблемой обеспечения качества профилактической работы является кадровый дефицит специалистов первичного звена здравоохранения, призванных быть проводниками профилактической работы, а также недостаточные профессиональные компетенции врачей разных уровней и среднего медицинского персонала по вопросам первичной и вторичной профилактики болезней системы кровообращения. Для решения этой задачи необходимо проведение сертификационных циклов по актуальным вопросам профилактической медицины и циклов тематического усовершенствования врачей первичного медико-санитарного звена здравоохранения. Поскольку особую роль в осуществлении профилактической работы играет средний медицинский персонал, в рамках подготовки медицинских сестер с высшим образованием, студентов-бакалавров представляется целесообразным проведение цикла «Организация профилактической работы с населением». Кроме того, подготовка кадров должна проводиться среди воспитателей и учителей системы учебно-образовательных учреждений, а также сотрудников рекреационно-оздоровительных центров. При этом чрезвычайно возрастает организационно-методическая и образовательная роль кафедр поликлинической терапии (амбулаторно-поликлинической помощи) и кафедр общественного здоровья и организации здравоохранения медицинских вузов, призванных осуществлять подготовку специалистов первичного звена здравоохранения как на додипломном, так и постдипломном уровне, а также специализированных центров кардиологии. Требуется совершенствование подготовки врачей, среднего медперсонала и педагогических кадров по пропаганде здорового образа жизни. Необходимо введение в штатную структуру отделения профилактики поликлиники должностей врача-методиста по медицинской профилактике и психофизиолога, что позволит повысить качество оказываемой профилактической помощи и решит определенные организационно-методические вопросы.

Среди других задач, требующих решения, можно выделить слабую интеграцию, недостаточное взаимодействие и обеспечение преемственности в деятельности медицинских работников, обеспечивающих первичный контакт с пациентом, с врачами отделений профилактики (центров здоровья), диагностической службой, психофизиологами, врачами отделений восстановительной медицины. Эффективное использование подразделений восстановительной медицины позволяет на практике реализовывать индивидуальные программы оздоровления и восстановительного лечения, отличается доступностью, разноплановостью деятельности, ориентированностью не только на пациентов, но и на здоровых людей.

Не всегда адекватно используются данные о диспансеризации работников отрасли, а ведь вопросы разработки и проведения программ профилактических и реабилитационных мероприятий неразрывно связаны с проблемами организации мониторинга за состоянием здоровья прикрепленного населения - системы динамического наблюдения, оценки и прогноза. Динамический контроль состояния здоровья и повторные регулярные курсы профилактических мероприятий приводят к уменьшению клинических и функциональных проявлений заболеваний, предотвращают их появление и прогрессирование патологического процесса, позволяют пациентам сохранить трудоспособность. Следует отметить, что зачастую диспансерная работа носит формальный характер, и, как следствие, снижается качество медицинской помощи, растет число тяжелых форм заболеваний.

Среди ярко выраженных негативных тенденций, сложившихся в системе российского и железнодорожного здравоохранения, важнейшими являются несбалансированность структуры оказания медицинской помощи в сторону дорогостоящих ее видов, отсутствие заинтересованности исполнителей в результатах и качестве труда, экстенсивный путь развития отрасли на основе нормативов, зачастую оторванных от уровня заболеваемости и реальных потребностей населения в различных видах медицинской помощи в условиях дефицита финансовых ресурсов.

Анализ проблем и нерешенных задач при организации медицинской помощи работникам железнодорожного транспорта при сердечно-сосудистой патологии (равно как и населению в целом) позволил нам сформулировать основные принципы в развитии профилактической кардиологии (рис. 1).

Рисунок 1

Основные приоритетные направления в развитии профилактической кардиологии в современных социально-экономических условиях

Таким образом, в настоящее время в системе железнодорожного здравоохранения имеются возможности расширения профилактического направления в медицинской деятельности, создана соответствующая инфраструктура. Большинством исследователей неоспоримо признается необходимость включения в компетенцию железнодорожной медицины аспектов «профилактической медицины» как инструмента обеспечения профессионального здоровья работников, организации профилактической системы восстановления его нарушенного функционального состояния, увеличения психофизиологических резервов здоровья работников компании. При этом решается проблема оптимизации использования ресурсов, выделяемых на охрану здоровья работников железнодорожного транспорта. В современных социально-экономических условиях профилактическая медицина приобретает статус производственной отрасли, поскольку выполняет функции по сохранению трудового ресурса, укреплению здоровья работающего населения, способствует обеспечению профессионального долголетия и снижению экономических потерь отрасли и страны в целом.

Рецензенты:

Майко О.Ю., д.м.н., профессор кафедры поликлинической терапии ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Минздрава России», г. Оренбург.

Рахматулов Ф.К., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой внутренних болезней ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.