Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUNCTION OF ECOLOGICAL DESIGN

Pankina M.V. 1 Zakharova S.V. 1
1 Russian State Vocational-Pedagogical University
The article is a continuation of the previously published material about the formation and development of ecological design as one of modern design and art direction. Ecological design is at the junction of utilitarian, technical and artistic activities, so its function is also combine the functions of art and engineering. Other authors have previously identified the functions of design. The article on this basis identified and described the function of ecological design: creative, information, axiological, communicative, educational, socio-economic, preserving nature, attractive, valeological, adaptive, forecast. Environmental design offers conceptual solutions for the present and the future. Eco-design means possible to influence the socio-cultural processes, to educate consumers in accordance with the principles of ecocentric attitude towards nature.
function of ecological design
function of design
ecological design

Экологический дизайн - это современное направление развития дизайна, обусловленное обострением экологических проблем и получившее широкое развитие во всём мире в виде концепций экологического, устойчивого, зеленого дизайна. Это попытка гармонизации отношений «человек - природа», предусматривающая ответственность со стороны человека, который создает предметно-пространственную среду, защита окружающей среды средствами и методами дизайна. Ранее нами рассматривались понятие и генезис экологического дизайна [7; 8]. Цель данной статьи - определить функции экологического дизайна.

Этимология понятия «функция» (от лат. functio - исполнение, осуществление) включает следующие определения: 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; 2) в социологии - роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи в обществе) [10]. В словаре С.И. Ожегова «функция» определяется следующим образом: 1) в философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления; 2) работа, производимая органом, организмом; 3) обязанность, круг деятельности; назначение, роль, чего-нибудь [5]. Дизайн в современном обществе это и область профессиональной деятельности, и социокультурное явление, и философия проектирования, формирования и развития антропогенной среды. Поэтому функции дизайна многообразны и окончательно до сих пор не определены.

В средовом проектировании функция выражается в нескольких формах: функция как цель создания средового объекта; функция как жизнь архитектурного объекта, процесс, движение, изменения, социально-пространственное выражение его существования; функция как выраженная целесообразность (в проекте, в чертежах и в реализованном объекте).

Вещь как продукт дизайна выполняет инструментальную функцию (позволяет выполнять необходимую работу), знаковую функцию (показывает определенные социальные ценности и предпочтения) [9]. Выделяют также адаптационную функцию вещи (позволяет обеспечивать нормальную жизнедеятельность человека в среде), результативную (когда вещь является знаком некоего результата, цели), интегративную функцию (вещь заключает в себе образ эпохи, культуры [4; 6].

С точки зрения философов, дизайн как вид человеческой деятельности [1] соединяет в себе преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную, а также - интегрированную художественную деятельность. Цель дизайна - повышение качества жизни людей через формирование гармоничной предметно-пространственной среды, что достигается за счет сочетания утилитарно-технического и эстетического начал дизайн-проектирования. Поскольку дизайн представляет собой специфическую проектную форму художественно-технического творчества, то его функции объединяют функции искусства с функциями инженерно-технической деятельности.

Функции дизайна как вида проектного творчества и искусства изучались многими авторами, но наиболее полно проанализированы Ю.В. Медведевым в учебном пособии «Сущность дизайна» [3]. К числу функций дизайна он относит следующие: преобразовательную (конструктивно-морфологическую), познавательную (гносеологическую), ценностно-ориентационную (аксиологическую), общения (коммуникативную), социально-экономической эффективности, защиты окружающей среды (экологическую), адаптационную, воспитательную, художественную, гедонистическую (эстетического наслаждения).

Опираясь на выделенные ранее функции дизайна, обозначим и раскроем функции экологического дизайна, т.к. это направление является не просто и не только проектной деятельностью, а парадигмой, манифестом, деятельностью для будущего, акцентирующей социокультурную сущность и ответственность дизайна.

Созидающая функция определена тем, что дизайнерское проектирование - соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Основными рабочими категориями дизайн-проектирования являются образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность. Проектная деятельность дизайнера имеет формообразующий характер. Работая над формой и решая стоящие перед ним различные задачи, дизайнер стремится к тому, чтобы эта форма стала содержательной.

Чтобы изменить сознание и культуру потребителей, сами формы дизайн-объектов, технологии их создания должны быть особыми, привлекающими внимание к проблемам, открывающими новые возможности, образы, что соответствует задачам экодизайна.

Дизайн можно рассматривать как определенный способ передачи упорядоченной информации. Информационная функция экологического дизайна обеспечивается визуальной информативностью проектируемого объекта. Благодаря выразительности композиционного, пластического и цветового решения потребитель понимает его назначение, материал, способ изготовления, устройство, способы использования. Эта функция зависит от тенденций развития общества, проблем и противоречий, способствует выявлению социально-культурного смысла вещи, ориентированного на ценностные идеалы определенных групп потребителей и отражающего тенденции развития стиля [3].

При исследовании семантики предметно-пространственной среды анализу подвергаются, прежде всего, такие ее качества, как форма, цвет, знаковые модели. Форма и стиль - понятия, в которых зафиксирована материально-предметная, бытийная, онтологическая, внешняя, формальная сторона эстетического. Но в этом внешне-формальном всегда просвечивает внутренне-содержательное, духовное, психологическое. Не случайно в ключевом понятии «выразительное» схватываются обе эти стороны, взаимопереходы внешнего и внутреннего, содержательного и формального [2]. Формы материальной культуры (одежда, обычаи, архитектура и т.д.) со временем могут изменяться, но символы (особенно графические) продолжают очень тщательно воспроизводиться из поколения в поколение. Трактовка этих символов может претерпевать изменения, может утрачиваться первичный заложенный в них смысл, однако форма не изменяется или почти не изменяется. Вероятно, это происходит потому, что информация, передаваемая людьми в вербальной форме, может достаточно сильно искажаться в силу субъективности её понимания конкретным человеком, но форма (материальный знак) более проста для восприятия, чем содержание, т.к. воспринимается визуально. Визуальный ряд более важен, чем какие-либо другие раздражители, никуда не деться от формы, цвета, объема и композиции пространства. Это язык, не требующий перевода, понятный на подсознательном уровне. Ощущение символики формы и знаков, цвета заложено в человеке генетически.

Гармоничный, природоморфный образ является актуальным для объекта экологического дизайна, создает психологический и визуальный комфорт для потребителя.

Аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция экодизайна является наиважнейшей, т.к. это направление современного дизайна актуализирует проблемы сосуществования человека и природы, показывает ценности сегодняшнего дня и ориентиры будущего, идеи и концепции экодизайна способны изменить мировоззрение людей. Антропогенная среда - это порождение и отражение общественного бытия и сознания, иллюстрация тесной взаимосвязи материальной и духовной стороны жизни общества. Каждый этап развития общества выражается в его политической, экономической, идеологической организации. Визуализация этих общественных процессов осуществляется в предметно-пространственных структурах, которые окружают нас. Вся предметно-пространственная среда, созданная и создаваемая людьми, выступает своеобразной материализацией социально-политических, идейных и культурно-эстетических устремлений общества. Мировоззрение (принципы, ценности, идеалы и убеждения, философские, научные, политические, религиозные, нравственные и эстетические взгляды) общества всегда находило свое отражение в формах материальной культуры.

Деятельность человека по созданию и изменению предметно-пространственной среды не только прагматична и направлена на удовлетворение насущных потребностей, но и представляет собой специфическую область накопления и передачи знаний. Эта концепция является теоретической основой для археологических и архитектурологических исследований, когда ученые по материальным формам изучают и восстанавливают историю, обычаи, обряды древних народов. Ценностные установки могут формироваться благодаря знаковости и коммуникативности формы дизайн-объекта.

Коммуникативная функция экологического дизайна (как и дизайна в целом) состоит в способности мира вещей, предметной среды инициировать человеческое общение в процессе использования и зрительного восприятия вещей, и выражения отношения к ним, а также к среде в целом. Это обусловлено знаково-коммуникативной сущностью вещей и их социальным символизмом, способностью быть носителями определенной утилитарной и эстетической информации и передавать эту информацию, закодированную художественно-образными средствами [3].

Технологии и коммуникации стали узловыми пунктами прогресса, и дизайн как выразитель технологий и катализатор коммуникаций занимает в нем ведущую позицию. Фирменный стиль, узнаваемость, запоминаемость бренда, новые формы и технологии, неповторимость и стильность интерьера - это способы привлечения клиентов, возможность увеличить цену продукта или услуги, составляющие успеха в экономической конкуренции, а также провокация нового витка потребления. Средствами графического дизайна возможно напрямую обращаться к потребителю, призывать, критиковать, информировать, инициировать и организовывать акции и проекты.

Воспитательная функция означает коррекцию уже существующих и формирование новых социальных предпочтений, активной жизненной позиции на основе опыта поколений. Объекты экологического дизайна должны способствовать формированию экологической культуры личности, что обеспечивается рассмотренными выше познавательной, аксиологической и коммуникативной функциями. Экологическая культура детерминирует взаимоотношения человеческого общества и природы; обеспечивает гармоничность их сосуществования благодаря системе социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей. Социальная ответственность дизайнера состоит в осознании того факта, что его деятельность и результат всегда общественно значимы и оказывают воздействие (физиологическое, психологическое, экономическое, эстетическое) на потребителей продукта; в умении предвосхитить запросы и идеалы, модные тенденции; в уровне прогрессивности проектных предложений; в понимании того, что его личные вкусовые предпочтения не должны навязываться заказчику, что он формирует не только материальную, но и духовную культуру общества.

Социально-экономическая функция экологического дизайна определяет особые требования к эффективности и экономичности технологий изготовления дизайн-продуктов, их эксплуатации и утилизации. Экодизайн, наравне c очевидными и обыкновенными требованиями красоты, удобства и экономичности, уделяет особое внимание следующим вопросам:

  • потребление ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации;
  • происхождение и возобновляемость материалов; основная цель экодизайна - создание участков, товаров и услуг с минимальным использованием невозобновляющихся ресурсов и создание экологически целесообразной среды обитания человека;
  • безопасность в использовании изделия, отсутствие вреда здоровью, сведение к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации и т.п.;
  • простота и безопасность утилизации, возможность повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом.

Исходя из принципов разумного потребления, качествами продукта экологического дизайна должны быть: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, экономичность.

Природосохранная функция, которую обеспечивают энергосберегающие технологии, утилизация и вторичное использование материалов, снижение энерго- и материалоемкости производства, его негативного влияния на природу. Примером реализации этой функции стало все более популярное зеленое строительство, при котором воздействие зданий на окружающую среду минимально. Его целью является снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания: от выбора участка для проектирования, строительства, эксплуатации до ремонта и сноса.

Аттрактивная (от лат. attractio - привлекательный, притягательный, симпатичный, эффектный) функция экодизайна выражается в том, что объекты должны нести положительную легко воспринимаемую информацию, быть привлекательными, притягательными и формировать позитивное отношение к экотренду. Мы интегрируем в этой функции художественную и гедонистическую функции, выделенные Ю.В. Медведевым.

Валеологическая функция обеспечивает ненанесение вреда физическому и психическому здоровью. Снижение зависимости либо изоляцию человека от вредных факторов окружающей среды обеспечивают такие разделы и основания дизайн-проектирования, как эргономика, санитария и гигиена, видеоэкология.

Адаптационная функция экодизайна позволяет адаптировать предметно-пространственную среду под конкретного потребителя, учитывая его физические данные, состояние здоровья, возраст, гендерную принадлежность, интересы, вкусовые предпочтения. Отметим, что дизайн-объекты по сравнению с архитектурой более конкретно и точно соответствуют конкретному потребителю, его физическим и психологическим параметрам.

Прогностическая (моделирующая будущее) функция. Экологический дизайн открывает новые горизонты, формирует моду на вещи и отношение к ним, стиль потребления, образ жизни, стилевые тенденции и тренды. Средствами экологического дизайна возможно определить перспективы и возможные пути развития общества, формировать моду на экологичный образ жизни.

С точки зрения экологического дизайна все перечисленные функции иллюстрируют тот факт, что деятельность дизайнера оказывает влияние на многие социокультурные процессы, средствами дизайна можно создать гармоничную, благоприятную для людей среду, при этом не нарушающую природные системы, и воспитывать потребителей целенаправленно, в соответствии с принципами экоцентрического отношения к природе.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.

Рецензенты:

Таршис Л.Г., д.б.н., профессор, профессор кафедры биологи, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург.

Костерина А.Б., д.филос.н., профессор, директор Института искусств ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г.Екатеринбург.