Ориентация государства на системную модернизацию Вооруженных сил предъявляет современные требования к качеству формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технических вузов.
В настоящее время, когда вектор военного образования нацелен на подготовку кадровых офицеров в гражданских вузах, где имеются учебные военные центры и офицеров запаса на военных кафедрах, формирование компетенций военно-служебной деятельности у студентов технических вузов в процессе их военно-профессиональной подготовки является весьма актуальным для современного образования.
Реализация основной функции офицера – управление подразделениями в мирное и военное время, поддержание военной техники в состоянии боевой готовности в условиях высокого уровня технической оснащенности подразделений требует их качественной общевоенной и инженерной подготовки, что возможно обеспечить в условиях интеграции военного и технического образования при формированиикомпетенций военно-служебной деятельности студентов технических вузов [4,5,6].
Исследование теории и практики современной подготовки офицеров в технических вузах выявило ряд существенныхпротиворечий между: возросшей потребностью Вооруженных Сил России в военных специалистах, обладающих высоким уровнем компетенций военно-служебной деятельности и слабой ориентированностью образовательного процесса технического вуза в сторону интеграции военного и технического образования по формированию таких компетенций; необходимостью формировать компетенции военно-служебной деятельности студентов технического вуза, имеющего учебный военный центр, военную кафедру и отсутствием педагогического обеспечения этого процесса; стремлением будущего офицера, прошедшего военную подготовку в учебном военном центре, военной кафедре, качественно выполнять свои служебные обязанности и отсутствием сформированности у него соответствующих компетенций военно-служебной деятельности.
Названные противоречия актуализируют научную проблему, которая состоит в определении педагогических условий эффективного формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза.
Разрешение выше обозначенной проблемы является целью данной работы заключается в необходимости выявить,теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить научные и прикладные положения формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза на основе интегративного подхода.
Для этого были решены следующие задачи:
1. На основании проведенного анализастановления военного образования в России, его проблем на современном этапе, требований предъявляемым к офицерам Российской армии [2,3,4,7] были обоснованы актуальные направления формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза, это:
- развитие компетенции по управлению подразделениями в мирное и военное время;
- формирование компетенции решения типовых инженерных задач при эксплуатации ракетных комплексов на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе;
- развитие компетенции моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением современных ракетных комплексов в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений.
2. Анализ работ ученых исследующих компетентностный подход (В.А. Адольф, Н.Ю. Васютина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.) позволил сформулировать трактовку дефиниций понятия «компетентность военно-служебной деятельности», под которой понимается личностная, интегративная, формируемая характеристика способности и готовности выпускника (будущего офицера), проявляющаяся в осознании смысла и значимости его военно-служебной деятельности, владении военно-специальными знаниями и умениями, обоснованном выборе и оптимизации решений военно-служебных задач в случае их многовариантности.
Критериями оценки компетентности военно-служебной деятельности являются: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный критерии, характеризуемые их показателями и уровнями сформированности низким, средним, высоким.
3. В ходе исследования была спроектирована структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза, на базе интеграции военного и технического образования, позволяющая усовершенствовать образовательный процесс за счет его проведение в соответствующих педагогических условиях и введением новых организационных форм обучения.
Составными элементами модели являются: целевой, содержательный, технологический, результативно оценочный компоненты. Структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности представлена на рисунке 1.
Внешние условия включают в себя социальный заказ на современного военного специалиста, определенный квалификационными требованиями по подготовке офицеров, анализ развития военного образования в России и современных тенденций развития вооружения и военной техники в целом.
Целевой компонент формирования профессиональных компетенций военно-служебной деятельности вытекает из внешних условий и показывает, какие компетенции, отвечающие современным запросам, должны быть сформированы во время учебного процесса в техническом вузе.
Содержательный компонент реализует идею интеграции содержания военно-специальной и инженерной подготовки, многоуровневость, непрерывность на основе этапно-уровневой структуризации содержания в формировании профессиональных компетенций военно-служебной деятельности.
Рисунок 1. Структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза
Технологический компонент включает в себя педагогические условия как совокупность внешних обстоятельств, оказывающих влияние на протекание педагогического процесса, в том числе и определяющих содержание, методы, приемы, средства, их конструирование для достижения цели; технологии обучения - проблемное обучение, теория поэтапного формирования умственных действий, программированное обучение, технология развивающего обучения, компьютерные и мультимедийные технологии; формы и средства - нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы; лекции, групповые, семинарские и практические занятия, тренинги.
Результативно оценочный компонент дает представление о критериях и методах оценки развития профессиональных компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза.
4. Проведенный анализ научно-методической литературы, работ ученых исследующих образовательные процессы [1] нами были выявлены педагогические условия формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза на основе интегративного подхода, к ним относятся:
- первое педагогическое условие проблемно-концептуальная интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной подготовки, позволяющей достичь оптимального взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взаимозависимости проблемного материала, формирования системных знаний и обобщенных умений;
- второе педагогическое условие включение обучаемых в процесс формирования профессиональных компетенций за счет приоритетного использования активных технологий обучения;
- третье педагогическое условие усиление практико-ориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при активном использовании практик и стажировок, что способствует результативности процесса формирования профессиональных компетенций военно-служебной деятельности у студентов.
5. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза на основе интегративного подхода показала, что:
- реализация первого педагогического условия позволила поднять уровеньмотивационно-ценностной компоненты студентов экспериментальной группы в среднем на 12%;
- реализация второго педагогического условия позволила поднять уровень когнитивной компоненты студентов экспериментальной группы в среднем на 25%;
- реализация третьего педагогического условия позволяет поднять уровень деятельностного компонента студентов экспериментальной группы на 23%;
Уровень способности проводить самоанализ и самооценку военно- служебной деятельности в экспериментальной группе и способность принимать решения по совершенствованию профессиональной подготовки выше, чемв контрольной группе на 22%.
На диаграмме, представленной на рисунке 2, показаны результаты реализации педагогических условий, обусловившие рост уровня сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочногокомпонента у студентов экспериментальной группы прошедших обучение в разработанной структуре модели.
Таким образом, спроектированная структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза позволяет подготовить офицера, соответствующего требованиям современной российской армии.
Количество студентов, %
Рисунок 2 . Результаты реализации педагогических условий
Рецензенты:
Осипова С.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой высшей математики, Сибирский федеральный университет, г.Красноярск.
Пак Н.И., д.п.н., профессор, проректор по информатизации, Красноярский государственный педагогический университет, г.Красноярск.