Введение
Физическая активность - вид деятельности человеческого организма, при котором активация обменных процессов в скелетных (поперечно-полосатых) мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Физическая активность является одним из ключевых аспектов здорового образа жизни [1; 4; 6]. Риск развития у него опасных для жизни заболеваний сосудов сердца и мозга, сахарного диабета, рака является достоверно более низким. Понятие «физическая активность» не следует путать с «физическими упражнениями». Физические упражнения являются одной из подкатегорий физической активности, охватывающей плановую, структурированную и повторяющуюся физическую активность, направленную на улучшение или поддержание одного или нескольких компонентов физической формы. Помимо физических упражнений, физическая активность включает также и другие виды активных телодвижений, совершаемых во время игр, работы, активного передвижения, домашней работы, а также отдыха и развлечений [2; 5].
Во время занятий спортом (если физическая нагрузка не превышает физиологически допустимую) в организме спортсмена происходит ряд адаптивных процессов, которые помогают человеку приспособиться к условиям регулярной физической нагрузки. Если же степень физической нагрузки намного превышает физический потенциал человека, могут возникнуть различные нарушения здоровья: перетренированность, хроническая усталость, различные заболевания [3; 7; 8]. Поэтому актуально изучение показателей физической активности у спортсменов.
Материалы и методы исследования. В спортивном вузе была сформирована группа обследуемых студентов 3 курса, которая составила 110 человек. Для анализа физической активности студентами спортивного вуза сдавались нормативы по физической подготовке. А именно: бег на 2000 метров, бег на 100 метров, метание гранаты, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине, челночный бег, подтягивание на перекладине. Также оценивались психологические профессиональные данные спортсмена и их взаимосвязь с физической активностью. Обработка данных производилась в Microsoft Office Exel.
Результаты исследования и их обсуждение
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта [2].
Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения.
Выносливость – это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия занимающихся. В качестве средств развития выносливости используются: кроссы, бег с изменением темпа и преодолением препятствий, бег по отрезкам на скорость с повторением через 5–10 секунд, упражнения в технике и тактике с различными действиями по характеру и интенсивности, различные спортивные игры.
Рис. 1. Показатель выносливости групп
На рис. 1 представлен показатель выносливости студентов спортивного вуза (бег на 2000 м). Очевидно, что он превышает нормативы для обычных студентов, что говорит о высоких показателях выносливости.
Быстрота как физическое качество – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. На рис. 2 представлены показатели быстроты реакции студентов-спортсменов. Показатели бега на 100 м у них меньше нормируемых показателей для обычных студентов, что говорит о снижении показателя быстроты реакции.
Рис. 2. Показатель быстроты реакции
Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.
Рис. 3. Показатель физической силы
Профессия специалиста по физической культуре предполагает физически сильных, высокотренированных профессионалов в своем виде спорта. Это необходимо как для достижения самых наилучших результатов в спорте, так и для успешной карьеры тренера и специалиста по физической культуре. Отчетливо видно, что студенты спортивного вуза обладают высоко развитой физической силой (рис. 3).
Психологические профессиональные качества – это индивидуально-психологические свойства личности, актуально выражающие потенциальные возможности человека в определенной деятельности и являющиеся основой для приобретения специальных знаний, умений, навыков.
Такое понятие, думается, применимо ко всем видам трудовой деятельности, в том числе к спорту. Представляемая нами модель в виде схемы отображает структуру психологических профессиональных качеств спортсмена.
Модель личности спортсмена (рис. 4) состоит из шести основных структурных компонентов, показывающих основные направления исследования личности спортсмена: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный.
Рис. 4. Обобщённая модель личности спортсмена.
Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие конкретные психологические качества. Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер. Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из: интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций. Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторика, специализированные восприятия, оперативная память, внимание, мышление. Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональная устойчивость, психическая саморегуляция, волевые качества. Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к тренеру, отношение к партнерам, к соперникам. Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, феминность, андрогиния. Поведенческий компонент в целом отражает энергетический потенциал спортсмена. Немаловажной стороной является и нравственный аспект, выражающийся в моральных качествах характера.
По особенностям характера по классификации Леонгарда спортсмены в основном – гипертимные, т.е. люди с высокой жизненной активностью, и циклотимные, т.е. те, у которых активность циклична. Так как спортивная деятельность циклична по своей организации, то, по-видимому, и характер спортсменов приспосабливается к ней. В процессе исследования было определено, что особенности характера спортсмена влияют на физическую активность.
Мотивационный компонент представляет собою вектор, по которому устремляется энергия спортсменов и стимулирует их подниматься все выше и выше к вершинам мастерства. Без этого внутреннего движения вверх занятия профессиональным спортом не имеют смысла. Мотивация на успех выше у более низких разрядов. Вероятно, не добившись заметных успехов в спорте, молодые люди хотят проявить себя в других областях. У исследуемых спортсменов мотивация к увеличению физической активности и самосовершенствованию преобладали.
Ценностные ориентации у спортсменов в основном трех видов: любовь, здоровье, материальный успех. В этом спортсмены не отличаются от большинства молодых людей.
Интеллектуальный компонент является ядром структуры личности спортсмена. Чем лучше развит интеллект, тем больше возможностей у спортсмена достичь вершин мастерства. У профессиональных спортсменов на высоком уровне находится психомоторика, развитие специализированных восприятий, память, внимание, оперативное мышление. Быстрая реакция и хорошая реакция являются приоритетными качествами во всех видах спорта, а в спортивных играх и единоборствах оперативная память, внимание, мышление являются индикаторами специальных способностей. Быстрота реакции у исследуемых нами спортсменов была меньше, чем быстрота реакции обычных студентов.
Эмоционально-волевой компонент способствует созданию позитивного настроя на выступление и тренировку, осуществляет контроль состояний на сознательном и подсознательном уровнях. Коммуникативный аспект в целом показывает, как влияет на результат содействие и взаимодействие участников спортивных состязаний.
Главные из взаимоотношений в спорте – отношения с тренером. Спортсмены характеризуются в основном положительным отношением к своему тренеру. Более всего удовлетворены спортсмены реальными взаимоотношениями с тренером в организационном плане. Хуже они оценивают тренера как педагога. Но здесь есть половые различия. Мужчины выше ценят деловые качества своих тренеров, а для женщин важнее то, каков тренер как человек, как он эмоционально привлекателен. Среди исследованных спортсменов наиболее довольны своими взаимоотношениями с тренером оказались представители плавания и спортивной гимнастики. Гендер определяет психологические признаки мужского и женского пола. В нашем сравнительном исследовании мужчины показали меньшую личностную тревожность, меньшую конфликтность, чем женщины, большую логичность мышления, большую мотивацию к успеху, большую приверженность традиционным представлениям о социальных ролях мужчин и женщин. Почти все исследованные нами спортсмены обладают андрогинией, т.е. соединением мужских и женских черт.
Психологические профессиональные качества по представленной модели можно изучать как в сравнительном плане по видам спорта, так и исследовать личность спортсменов внутри специализаций по различным амплуа, а выявленные конкретные уровни профессионально важных качеств использовать как критерии для отбора и ставить их достижение главной целью многолетней психологической подготовки спортсменов, для повышения их волевых показателей, показателей физической силы и быстроты реакции.
Выводы. При оценке физической подготовленности студентов спортивного вуза было установлено, что у них отмечались высокие показатели выносливости и физической силы. Но показатели быстроты реакции были меньше, чем нормативы для студентов других вузов. Студентам-спортсменам необходимо научиться реагировать, выработать рефлекс, заложить новые раздражители в подсознание и реакцию на них. Все реакции на раздражители должны находиться в подсознании. Этого можно достичь, повторяя многократно движения на тренировочных занятиях. Для ощутимого результата необходимо повторить действие 5-10 тыс. раз.
При оценке психологических характеристик спортсмена было установлено, что модель личности спортсмена состоит из шести основных структурных компонентов, показывающих основные направления исследования личности спортсмена: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный. В процессе исследования было определено, что особенности характера спортсмена влияют на физическую активность. У исследуемых спортсменов мотивация к увеличению физической активности и самосовершенствованию преобладали. В идеале необходимо построение многофакторных статистических моделей специалиста по физической культуре будущего с определением наиболее существенных факторов, влияющих на его профессиональную работоспособность, а также форм связи и степени взаимозависимости различных параметров, включенных в модель.
Рецензенты:
Новикова И.И., д.м.н., профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания и обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск.
Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии, г. Омск.