Введение
Содержательность и целостность образования, системность в формировании у студентов знаний, реальность и близость перспективы использования получаемых студентами знаний и умений, а также устранение дублирования в изучении учебного материала должна осуществляться посредством интеграции учебных дисциплин.
В.А. Терешков подчеркивает, что «профессиональная деятельность учителя технологии требует не только интеграции знаний, необходимых в преподавании интегративного предмета "Технология", но и интегративного подхода к проектированию своей конструкторско-технологической деятельности» [6].
Междисциплинарная интеграция создает креативное образовательное пространство – учебную междисциплинарную креативную среду [4], в которой возможно многократное применение знаний по каждой дисциплине за рамками самой дисциплины. Все науки, начиная с механики и кончая философией, тесно связаны между собой и представляют в конечном счете систему определенных взаимоотношений и как результат - необходимость использования межпредметных связей в обучении студентов. Интеграция межпредметных связей предполагает нацеленность подготовки студентов не только на комплексное применение знаний, но и на сформированность умений сравнивать их, обобщать и конкретизировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения.
Все дисциплины учебного плана профессиональной подготовки студентов технологического образования имеют свое содержание, логику построения курса, свои цели, требования и методы обучения. Однако, несмотря на различия, на лекционных, практических и семинарских занятиях физики, химии, экономической теории, математики, прикладной экономики, механики и т.д. графические изображения и элементы являются их неотъемлемой частью, так как для всех изучаемых дисциплин характерно:
- обучение умению анализировать форму и конструкцию изображаемых предметов, различать их положение в пространстве, величину и пропорции;
- формирование и развитие пространственных представлений и пространственного воображения;
- развитие наблюдательности, внимания, образной памяти, глазомера, умения подмечать наиболее характерные признаки в предмете;
- выработка аналитического мышления студентов;
- обучение умению воплощать свою идею в конкретную форму, умению изображать предмет с натуры, но при этом важно соблюдать единство общепринятых графических изображений и всемерно содействовать формированию широкого политехнического кругозора в области графической грамотности.
Цель исследования
Одним из направлений опытно-экспериментальной апробации педагогической эффективности Системы становления графически-конструкторской компетентности студентов технологического образования в условиях вузовского креативного образовательного пространства [3-5] является статистическая проверка ее влияния на успешность обучения студентов сопряженным дисциплинам (в качестве примера - дисциплина «Технологическое конструирование и моделирование»).
Методы исследования
С этой целью после изучения каждого раздела дисциплины проводилась тестовая проверка успешности усвоения материала студентами экспериментальных и контрольных групп. Все виды контроля содержали одинаковые вопросы, равные по степени сложности задания; на выполнение тестов отводилось одинаковое время. Анализ качества усвоения учебного материала в экспериментальной и контрольной группах по каждому разделу проводился с точки зрения определения уровня возможности усвоения учебного материала (по В.П. Беспалько [1]).
I уровень характеризуется как «знания – знакомства». На этом уровне студенты способны узнавать и различать объекты изучения.
II уровень соответствует «знаниям – копиям». Он определяется действиями студентов по воспроизведению информации об объекте на уровне понимания.
III уровень характеризуется «знаниями – умениями». Студенты владеют умениями выполнять действия в изученной последовательности в новом содержании.
IV уровень обеспечивает продуктивную деятельность студентов в совершенно новой для них ситуации. Знания этого уровня характеризуются как «знания – трансформации».
Эксперимент проводился в 2 группах 1 и 2 курсов студентов технологического образования педагогического факультета Тольяттинского государственного университета с общим количеством студентов 46 человек. В качестве контрольной группы учитывались результаты студентов 2 групп 1 и 2 курсов факультета этого же факультета ТГУ с общим количеством студентов 44 человека. В контрольных группах обучение проводилось без использования Системы, т.е. применительно к нашей работе, по стандартным учебным планам и программам.
Приведем некоторые результаты из этой серии исследований. В качестве нулевой гипотезы (Н0) было высказано предположение, что успешность обучения студентов в одном вузе, на одном факультете, по одной и той же дисциплине (при одинаковых условиях набора), но в разных группах примерно одинакова.
Первый замер успешности обучения студентов был произведен после изучения первой темы дисциплины. Контрольно-измерительные материалы содержали одинаковые вопросы и задания, включали вопросы из областей сопутствующих дисциплин.
Было проведено исследование по сравнению результатов успешности усвоения первой темы дисциплины «Технологическое моделирование и конструирование» по четырем уровням (категориям). Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные результаты успешности усвоения студентами экспериментальной и контрольной выборок учебного материала дисциплины «Технологическое моделирование и конструирование» по итогам входного тестирования
Выборки |
Уровни (категории) |
|||
первый |
второй |
третий |
четвертый |
|
N1=46 |
Э11=6 |
Э12=25 |
Э13=11 |
Э14=4 |
N2=44 |
К21=7 |
К22=24 |
К23=8 |
К24=5 |
Где: Э11, Э12, Э13, Э14 – число студентов экспериментальных групп, усвоивших учебный материал на соответствующем уровне;
К21, К22, К23, К24 – число студентов второй выборки, усвоивших тот же учебный материал на соответствующем уровне.
Проверка нулевой гипотезы была проведена с помощью критерия χ2 (хи квадрат) (М.И Грабарь, К.А. Краснянская [2]).
Обработка полученных экспериментальных данных проведена по формуле:
Тнабл.=0,638. По таблице для σ=0,05 (для выборок более 30 единиц принятый уровень значимости вероятности ошибки p≤0,05) и числа степеней V=С-1=4-1=3 критическое значение критерия Ткритич.= 7,815.
Где σ – принятый уровень значимости;
С – число категорий.
Из сравнения Ткритич. и Тнабл. следует неравенство:
Тнабл. < Ткритич. (0,638 < 7,815).
Это означает, что полученные результаты не дают оснований для отклонения нулевой гипотезы. Другими словами, на начальном этапе успешность обучения студентов экспериментальных и контрольных групп статистически примерно одинакова.
Правильность сформулированной гипотезы проверялась также с помощью вероятностных методов.
В соответствии с законом распределения случайных величин были получены результаты для первой выборки, результаты которых представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты распределения случайных величин для первой выборки
Х |
первый |
второй |
третий |
четвертый |
Р |
|
|
|
|
Где, Х – соответствующий уровень усвоения,
Р – вероятность усвоения на соответствующем уровне.
По полученному закону распределения найдем ожидаемый уровень успешности усвоения материала дисциплины студентами в экспериментальной выборке:
М (Х)= х1р1+ х2р2+ … + хnрn ,
где М (Х) – математическое ожидание случайной величины Х.
Итак, математическое ожидание для экспериментальной выборки М (Х)=2,28.
Оценкой рассеяния возможных значений случайной величины вокруг её среднего значения является дисперсия дискретной случайной величины.
D (Х) =М(Х2)-М(Х),
где D(Х) – дисперсия дискретной случайной величины;
М (Х2) – математическое ожидание квадрата случайной величины;
М (Х) – математическое ожидание случайной величины Х.
.
Среднее квадратическое отклонение случайной величины Х:
δ (Х) = 1,88
Студенты экспериментальной выборки усваивают материал на уровне, находящемся в доверительном интервале: [М (Х)- δ (Х); М(Х)+δ (Х)], то есть [2,28-1,88; 2,28+1,88] или [0,39; 4,17].
Отсюда следует, что наиболее вероятными (модой) для рассматриваемого распределения являются второй и третий уровни успешного усвоения материала.
Аналогичный расчет для второй выборки (студенты контрольной выборки) дал значения математического ожидания М(Х)=2,25.
Дисперсия дискретной случайной величины D(Х)=3,54.
Среднее квадратическое отклонение случайной величины δ(Х) = 1,88
Отсюда следует, что студенты контрольных групп усваивают материал на уровне, находящемся в интервале: [2,25-1,88; 2,25+1,88] или [0,36; 4,13].
Наиболее вероятным для студентов контрольной выборки также являются второй и третий уровни успешного усвоения учебного материала дисциплины.
Таким образом, оценка результатов эксперимента, проведенного вероятностным методом полностью совпадает с оценкой нулевой гипотезы по критерию χ2 «хи квадрат», что доказывает идентичный исходный уровень подготовки студентов экспериментальной и контрольной выборок.
Подобным образом были проведены контрольные тесты по первым темам других дисциплин («Сопромат», «Теория машин и механизмов», «Материаловедение», «Детали машин», «Компьютерное моделирование», «Прикладная механика», «Технология конструкционных материалов»). Результаты успешности усвоения учебного материала в соответствии с принятыми уровнями (категориями) также подтвердили нулевую гипотезу: учебный материал по одинаковым темам одних и тех же дисциплин студенты экспериментальной и контрольной выборок усваивают примерно одинаково.
Следующим этапом экспериментальной проверки влияния Системы на успешность обучения студентов по дисциплинам учебного плана было сравнение успешности усвоения учебного материала дисциплины «Технологическое конструирование и моделирование» студентами в тех же выборках на момент окончания изучения дисциплины (через год обучения). Студентам экспериментальной выборки преподавание дисциплины проводилось в рамках Системы с помощью креативной технологии обучения (КТО), студенты контрольной выборки изучали дисциплины по традиционным методикам. В таблице 3 приведены сравнительные результаты успешности усвоения материала дисциплины студентами экспериментальной и контрольной выборок по четырем уровням (категориям).
Таблица 3
Сравнительные результаты успешности усвоения учебного материала студентами экспериментальной и контрольной выборок на момент окончания изучения дисциплины
Выборки |
Уровни (категории) |
|||
первый |
второй |
третий |
четвертый |
|
N1=46 |
Э11=2 |
Э12=8 |
Э13=27 |
Э14=9 |
N2=44 |
К21=6 |
К22=22 |
К23=10 |
К24=6 |
Где: Э11, Э12, Э13, Э14 – число студентов экспериментальных групп, усвоивших учебный материал на соответствующем уровне;
К21, К22, К23, К24 – число студентов второй выборки, усвоивших тот же учебный материал на соответствующем уровне.
Обработку полученных экспериментальных данных провели по вышеприведенной формуле. Получили:
Тнабл. > Ткритич. (16,908 >7,815),
т.е. данные успешности обучения студентов экспериментальной выборки значительно отличаются от результатов в контрольной выборке. Для студентов экспериментальной выборки математическое ожидание уровня усвоения учебного материала составляет М(Х)=2,93. Среднее квадратическое отклонение случайной величины δ (Х) = 2,49. Студенты экспериментальной выборки усваивают материал на уровне, находящемся в интервале: [2,93-2,49; 2,93+2,49] или [0,44; 5,428]. Это в среднем составляет третий уровень и близкий к четвертому, что доказывает высокую результативность технологии, используемой при обучении студентов экспериментальной выборки.
Для студентов контрольной выборки математическое ожидание уровня усвоения составляет М (Х)=2,36. Среднее квадратическое отклонение случайной величины δ (Х) = 2. Студенты контрольной выборки усваивают материал на уровне, находящемся в интервале: [2,36-2; 2,36+2] или [0,36; 4,36]. Это в среднем составляет второй и третий уровни успешного усвоения материала дисциплины.
Аналогичные результаты получены по итогам контрольных тестов на момент окончания изучения и других дисциплин («Сопромат», «Теория машин и механизмов», «Материаловедение», «Детали машин», «Прикладная механика», «Технология конструкционных материалов») студентами экспериментальной и контрольной выборок. Результаты успешности усвоения учебного материала в соответствии с принятыми уровнями (категориями) также опровергли нулевую гипотезу: учебный материал по одинаковым темам одних и тех же дисциплин студенты экспериментальной и контрольной выборок усваивают по-разному. При изучении дисциплины в течение года успешность обучения большинства студентов экспериментальной выборки поднялась примерно на один уровень, тогда как успешность обучения студентов контрольной выборки осталась на прежнем уровне.
Примечание. В приведенном анализе результатов на основе вероятностных методов получено значительное среднее квадратическое отклонение случайной величины: соответственно δ(Х) = 1,88 и 2,49 для экспериментальной выборки и δ(Х) = 1,88 и 2 для контрольной выборки, что объясняется небольшим количеством самих выборок. Величины средних квадратических отклонений случайной величины для экспериментальных и контрольных выборок отличаются незначительно, следовательно, достоверность полученных результатов можно считать достаточной.
Вывод
Таким образом, результаты статистической проверки свидетельствуют об эффективном влиянии Системы на успешность обучения студентов технологического образования.
Рецензенты:Щеголь В.И., д.п.н., профессор кафедры «ДПиП» Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти.
Дыбина О.В., д.п.н., заведующий кафедрой «ДПиП» Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти.