Современная концепция высшего фармацевтического образования предполагает необходимость формирования знаний и практических навыков студентов путем интеграции учебного и научного процесса. С ростом ценности знания и информации неизбежно возрастает и ценность научной составляющей в системе образования. Согласно новой образовательной парадигме основным результатом деятельности ВУЗа выступает профессиональная компетентность выпускника, показателем которой служит уровень развития его профессиональной культуры. Задача образования - неполучение готового знания, а приобретение его в результате учебного и научного поиска [3,5].
Необходимость интеграции учебного и научного процесса в фармацевтическом образовании неоднократно подчеркивалась выдающимися учеными России.
Одним из первых обращений к вопросам педагогики в нашей стране можно считать "Слово о способах и путях, ведущих к просвещению", произнесенное русским профессором Х.К. Чеботаревым. Наряду с другими наставлениями, он говорил, что необходимо методически вести обучение так, чтобы оно давало "не только упражнение памяти, но и рассудка".
Выдающийся ученый XIX столетия А.П. Нелюбин говорил о фармации так: «Фармация - это не ремесло, а наука о создании и исследовании лекарственных средств» [1].
Эти два высказывания определяют основное методическое направление фармацевтического образования, а именно получение знаний путем научного поиска. Кроме того, неоспоримым является тот факт, что познавательная деятельность это творческий процесс. Именно творческая деятельность является общим элементом для научного и учебного процесса. Следует отметить, что знания, полученные путем "упражнения памяти" характеризуются часто отсутствием понимания сущности, отрывом от общей логики предмета и, тем более, отсутствием связи с другими дисциплинами.
Таким образом, можно говорить, что качество знаний зависит от способа получения знаний. Казалось бы, что большой разницы в характеристике знаний нет. Тем более, что в настоящее время критерием знаний является экзаменационная оценка. В итоге оказывается, что способ получения знаний не имеет существенного значения. Однако знания, полученные путем "упражнения памяти", нужны больше для оценки, а знания, полученные путем научного исследования, являются продуктивными в практической деятельности специалиста, позволяют быстро адаптироваться в изменяющейся обстановке, самостоятельно решать возникающие проблемы, продолжать учиться и разрабатывать новое.
Все это заставляет рассматривать знания как проблему, образовательный процесс - как обучение студентов умению решать проблемы. Рабочая программа по фармацевтической химии - это перечень объектов изучения, который включает минимальное число лекарственных веществ, позволяющих сформировать у студентов определенные компетенции по получению, анализу и применению лекарственных веществ. Методические указания определяют порядок изучения материала. Эти два элемента определяют, чему учить студентов. Вопрос методической работы заключается в том, как учить.
Следуя этой логике, необходимо уточнить задачи методической работы кафедры фармацевтической химии. Формы интеграции учебного и научного процесса в лабораторных занятиях могут быть самыми различными. В педагогической литературе неоднократно подчеркивалось, что прочные знания лишь те, которые приобретают студенты путем активной творческой работы, т.е. самостоятельной работой. Творческий характер получения знаний объединяет учебный процесс с научной деятельностью. Лабораторные занятия по фармацевтической химии дают возможность обучения путем сочетания «чисто» учебной работы или «упражнениями памяти» с научным творчеством в различных формах и объемах [2,4]. Рассматривая конкретный материал фармацевтической химии, можно выделить несколько разделов, которые определяют разные возможности сочетания учебной работы и научного исследования.
По этим критериям можно выделить несколько частей (блоков) в каждом семестре.
Первая часть - это овладение общими приемами исследования качества лекарственных средств. В этой части в основном следует уделить внимание освоению методик анализа, изучению основных принципов работы с аппаратурой, овладению методами количественного анализа. Естественно, что на этом этапе превалирует метод обучения путем «упражнения памяти» и овладения основными операциями. В ходе работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков. Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с приборами, аппаратурой и другими техническими средствами для проведения опытов.
На этом же этапе идет обучение студентов способам построения исследования. Во вводных занятиях необходимо добиться того, чтобы студенты поняли смысл понятия «методики» и решения задачи по полному исследованию лекарственного вещества. Правильное понимание методики заключается не только в перечне стандартных операционных процедур, но и в порядке их выполнения. Поэтому в этом цикле занятий задача кафедры заключается в «упражнении» выполнения операций и закреплении их последовательности выполнения. Вторая часть «упражнений» заключается в изучении набора методик для решения профессиональной задачи. Эти два понятия «методика» и «профессиональная задача» лежат в основе как профессионального, так и научного процессов.
Таким образом, четкое понимание сущности методики и профессиональной задачи и их различия могут служить основой научного исследования. Так как на кафедре поставлена задача преобразить лабораторное занятие в небольшое научное исследование, то для его выполнения необходимо проведение дополнительной работы, а именно проведение литературного поиска, составление плана исследования, подготовка необходимого перечня оборудования и реактивов. Конечно, литературный поиск на каждое лабораторное занятие студент провести не может. Поэтому он проводится в виде самостоятельной работы в соответствии с методическими указаниями. Однако перечень оборудования и реактивов студент готовит самостоятельно с учетом рекомендаций Государственной Фармакопеи или НД.
Наиболее полным отражением такого научного исследования является занятие по испытанию практических умений, которое проводится в каждом семестре. Как правило, такое занятие планируется в конце семестра и является не только проверкой, но и подведением итогов обучения в семестре. На данных занятиях студенты выполняют индивидуальные занятия, аналогичные экзаменационным. Его можно рассматривать также итогом изучения определенного большого раздела фармацевтической химии. Эти вопросы требуют определенной методической проработки и решения организационных задач.
Первая из них - определение тематики задач по практическим умениям. В перечень этой тематики включаются наиболее важные вопросы, изучаемые в текущем семестре. Вопросы обсуждаются на курсовых методических совещаниях, на которых определяется их значимость для изучения всего курса, точность формулировки и определяется их трудоемкость. Все вопросы объявляются студентам заранее и указывается объем самостоятельной работы для подготовки. Это является своеобразной формой литературного поиска.
Во время лабораторного занятия студенты предварительно готовят план практической работы (письменно или устно), перечень реактивов и оборудования. После корректировки преподавателем плана исследования студенты выполняют полностью самостоятельно эксперимент. В связи с этой задачей студент должен уметь: подготовить прибор к работе, освоить правила работы, выполнять качественный и количественный анализ лекарственных средств на указанных приборах, произвести необходимые расчеты и дать оценку качества анализируемого объекта. Это позволит будущим провизорам научиться самостоятельно проводить исследования и давать квалифицированное, обоснованное заключение. По итогам эксперимента делается заключение и анализ результатов.
В первой вводной части лабораторных занятий возможности исследовательской работы ограничены, так как студенты осваивают стандартные операционные процедуры и овладевают общими методами фармакопейного анализа. На этом этапе студенты осваивают общий алгоритм исследования качества лекарственных средств. Лабораторное занятие по фармацевтической химии представляет собой научное исследование в малом масштабе и включает все его этапы. Доля самостоятельной работы студента на каждом этапе различна. Организация и планирование исследования на лабораторном занятии проводится совместно с преподавателем, который делает общую установку и план исследования. В качестве обоснования исследования студент самостоятельно проводит изучение литературы. Этот фрагмент относится к самостоятельной работе студентов. На основании этого студент может выбрать метод исследования и обсудить его с преподавателем. Экспериментальная работа проводится студентом самостоятельно под наблюдением преподавателя. Полученные результаты оформляются в рабочей тетради. После проведения экспериментальной части большое внимание уделяется анализу и интерпретации полученных результатов. Выясняются причины получения неудовлетворительных результатов. Например, причины получения завышенных или заниженных результатов при определении таких показателей, как температура плавления, зола, количественное содержание определяемого вещества и др. Однако следует отметить, что для развития процесса интеграции научного и образовательного процессов при изучении фармацевтической химии необходимо в Рабочих тетрадях большее внимание уделять как раз интерпретации полученных результатов.
Можно ли считать такое занятие небольшим научным исследованием? На этот вопрос можно ответить по-разному. Если отнестись формально к методике проведения, то это занятие превратится в выполнение обычной работы по методике НД. Но при правильной организации оно может рассматриваться как научное исследование. Так, при подходе к анализу лекарственных форм студент должен построить план исследования в соответствии с особенностями лекарственной формы: таблетки, капсулы, инфузионные и инъекционные растворы, субстанции и т.д. Продолжая план исследования, студент должен обосновать выбор качественных реакций с учетом особенностей лекарственной формы, возможность исключения погрешностей при проведении качественного анализа. Это же касается и выбора методик количественного анализа. Определить приемлемость методик количественного определения студент должен на основании физико-химических свойств лекарственного вещества и его содержания в лекарственной форме.
Для более глубокого изучения физико-химических методов и приобретения практических умений в перечень практических умений включены задания с использованием различных видов хроматографии: ТСХ, КХ, ГЖХ, ВЭЖХ. Работа с ТСХ, ГЖХ, ВЭЖХ-хроматограммами, спектрами поглощения в видимой, УФ или ИК области спектра позволяет студентам проводить необходимые наблюдения, расчеты и по полученным результатам делать заключение о качестве ЛС.
Выполнение индивидуальной работы позволяет добиться того, что студент мотивирует выбор метода анализа, перечня операционных процедур и самостоятельного их выполнения. Данные занятия позволяют оценить подготовленность студентов к самостоятельному выполнению различных операций, работать с НД, выбирать методики качественного и количественного анализа ЛС.
Отдельные лабораторные работы представляют собой полное научное исследование. Примером такого исследования является установление биоэквивалентности воспроизведенных препаратов с помощью процедуры "Биовейвер". Эта лабораторная работа представляет многоэтапное исследование. Работа начинается с подробного обоснования изучения биоэквивалентности с помощью процедуры "Биовейвер". Методология исследования разрабатывается на лекции и изучается студентами самостоятельно. Разбор методики исследования проводится коллективно в группе. Организация работы, оборудование, аппаратура, порядок выполнения и само исследование вначале рассматриваются в группе, а затем студенты получают индивидуальные или коллективные задания, которые выполняют под наблюдением преподавателя. Полученные экспериментальные данные подвергаются обработке, в результате чего находят две характеристики биоэквивалентности: фактор различия и фактор подобия (сходимости) воспроизведенного и оригинального препаратов. Эта лабораторная работа позволяет студентам пройти все этапы научного исследования.
Таким образом, большинство лабораторных занятий по фармацевтической химии представляет собой исследовательскую работу студентов. Активно используя в учебном процессе возможности научной лаборатории, можно значительно повысить качество и уровень подготовки выпускников по специальности «Фармация». Выпускники, работая на производстве, будут иметь не только теоретические представления об устройстве приборов и метода проведения исследований, но и сами смогут проводить их и давать квалифицированные заключения.
Рецензенты:
Степанова Э.Ф., д.ф.н., профессор кафедры технологии лекарств ПМФИ - филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ МЗ РФ, г. Пятигорск.
Компанцева Е.В., д.ф.н., профессор кафедры фармацевтической химии ПМФИ - филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ МЗ РФ, г. Пятигорск.