Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN STUDENTS PROFESSIONAL CAREER PLANNING: GENDER ASPECT

Gromova E.M. 1 Berkutova D.I. 1 Gorshkova T.A. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov
This article deals with the problem of modern students professional career planning under conditions of gender differences. The social roles theory (A.H. Eagly) is described. The results of value experimental research of students are given in the article (Ulyanovsk State Pedagogical University). The comparative analysis of modern girls and boys value orientation research results (S.H. Schwartz value conception adapted by Karandashev) and research results by Sandra L. Bem method are given too. The middle index let draw a conclusion of value importance and value differences in similar groups of modern young people - girls and boys. Sandra L. Bem method let reveal every student psychological sex.
student
gender identity
value orientation
professional career

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия «отношения», «установки» (А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.В. Сусленко, В.А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого понятия «направленность личности», которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б.Г. Ананьев, Л.Э. Пробст и др.) [2].

Для отдельных людей ценности представляют собой мотивационные цели, которые служат руководящими принципами в их жизни (Rokeach, 1973; Schwartz & Bilsky, 1987). Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и совместимости, которую индивиды испытывают, когда следуют ценностям в повседневной жизни.

Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Билски выделяют следующие основные их характеристики (Schwartz & Bilsky, 1987):

  1. Ценности - это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.
  2. Ценности - желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, которые способствует достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).
  3. Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.
  4. Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.
  5. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов [2].

Человек в своем поведении ориентируется на определенные ценности, существующие в обществе или в референтной для него социальной группе. Эти ценности входят в структуру его убеждений и являются основой выбора собственных поступков.

Одновременно с этим подчеркнем, что исследования социологов демонстрируют характерное изменение жизненных ориентаций современной молодежи от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной.

Это является правомерным и в отношении ценностей молодежи в плане построения профессиональной карьеры [5].

Выполняя исследование, внимание нашего авторского коллектива было обращено на изучение ценностных ориентаций современной молодежи (юношей и девушек в отдельности) при планировании профессиональной карьеры.

Для реализации данной задачи исследования мы использовали Опросник ценностей, разработанный профессором Шаломом Шварцем (русскоязычный вариант адаптированный В.Н. Карандашевым) [3]. Опросник Шварца представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости десяти типов ценностей, и состоит из двух частей.

Первая часть опросника («Обзор ценностей») предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.

Вторая часть опросника («Профиль личности») изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

Приведем краткое определение 10 мотивационно отличающихся типов ценностей соответственно их центральной цели, которые сгруппировал Шварц (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):

  1. власть (Power) - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;
  2. достижение (Achievement) - личный успех в соответствии с социальными стандартами;
  3. гедонизм (Hedonism) - наслаждение или чувственное удовольствие;
  4. стимуляция (Stimulation) - волнение и новизна;
  5. самостоятельность (Self-Direction) - самостоятельность мысли и действия;
  6. универсализм (Universalism) - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;
  7. доброта (Benevolence) - сохранение и повышение благополучия близких людей;
  8. традиция (Tradition) - уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;
  9. конформность (Conformity) - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;
  10. безопасность (Security) - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

В ходе эксперимента (2011-2012 уч. год) нами обследовались студенты 4 курса факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». Выборка составила 21 человек, из которых 12 девушек и 9 юношей. Для данной экспериментальной группы испытуемых на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей.

Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей в разных группах испытуемых.

Следует заметить, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализовываться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, соблюдения определенных традиций, группового давления, следования образцам поведения и другим причинам. Результаты приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов

Тип ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Девушки

Юноши

По всей выборке в целом

Конформность

19,33

20,22

19,71

Традиции

17,83

16,78

17,38

Доброта

24,42

24,44

24,43

Универсализм

35,83

26,44

31,81

Самостоятельность

24,08

24,89

24,43

Стимуляция

10,75

12,44

11,47

Гедонизм

13,75

15,89

14,67

Достижения

22,42

21,00

21,81

Власть

17,42

16,11

16,86

Безопасность

25,92

21,67

24,09

Таблица 2

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Тип ценностей

Средние показатели значимости типов ценностей

Девушки

Юноши

По всей выборке в целом

Конформность

8,08

8,56

8,29

Традиции

6,50

6,67

6,57

Доброта

10,92

10,11

10,57

Универсализм

14,00

10,78

12,62

Самостоятельность

10,58

10,78

10,67

Стимуляция

7,67

6,56

7,19

Гедонизм

8,50

7,78

8,19

Достижения

10,58

9,00

9,90

Власть

5,92

7,67

6,67

Безопасность

12,58

11,33

12,05

В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей, нами было установлено их ранговое соотношение, т.е. каждому типу ценностей в соответствии с величиной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ранги определялись отдельно для каждой выборки испытуемых. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в этой группе испытуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых исследуемой группы. Результаты ранжирования представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов

Тип ценностей

Ранговые значения типов ценностей

Девушки

Юноши

По всей выборке в целом

Конформность

6

6

6

Традиции

7

7

7

Доброта

3

3

2-3

Универсализм

1

1

1

Самостоятельность

4

2

2-3

Стимуляция

10

10

10

Гедонизм

9

8

9

Достижения

5

5

5

Власть

8

9

8

Безопасность

2

4

4

Таблица 4

Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Тип ценностей

Ранговые значения типов ценностей

Девушки

Юноши

По всей выборке в целом

Конформность

7

6

6

Традиции

9

9

10

Доброта

3

4

4

Универсализм

1

2-3

1

Самостоятельность

4-5

2-3

3

Стимуляция

8

10

8

Гедонизм

6

7

7

Достижения

4-5

5

5

Власть

10

8

9

Безопасность

2

1

2

Анализ величины рангов, которые занимают определенные ценности относительно других, позволяет сделать вывод об их относительной значимости для отдельных испытуемых или исследованной выборки.

Как видно из приведенных таблиц 1 и 3, на уровне нормативных идеалов (т.е. на уровне убеждений) для обследованных выборок в целом наиболее значимой является ценность универсализм (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы). Мы полагаем, что данный факт свидетельствует об открытости современных студентов новым контактам, направленности на расширение своих связей с окружающим миром. Однако, как видно из таблиц 2 и 4, если в выборке «девушки» ценность универсализм занимает первое место, то в выборке испытуемых «юноши» ее значимость существенно ниже (если сравнивать показатели среднего балла, то отличие еще более заметно).

Также, среди наиболее значимых, студентами называются такие ценности, как безопасность, самостоятельность и доброта. Причем на уровне нормативных идеалов группы респондентов «девушки» и «юноши» проявили существенные различия в приоритете таких ценностей, как безопасность (девушки - ранг 2, юноши - ранг 4) и самостоятельность (девушки - ранг 4, юноши - ранг 2).

Подчеркнем, что определяющая цель типа ценностей «самостоятельность» состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости [2, с. 29]. Если среди респондентов выборки испытуемых «юноши» самостоятельность была включена в первую «тройку», т.е. отнесена к наиболее значимым ценностям, то у выборки «девушки» данная ценность вошла лишь в «пятерку».

Наименьшей значимостью на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов для современных студентов (как для отдельных испытуемых, так и исследованной выборки в целом) обладают такие ценности, как стимуляция, власть и гедонизм (получение удовольствий).

Проведенный анализ полученных результатов опросника Шварца показывает, что каждая выборка респондентов из числа студентов УлГПУ («юноши», «девушки») является обладателем характерного набора ценностей и демонстрирует наличие гендерных различий между представителями каждой из них.

В современной научной психолого-педагогической литературе «гендер» - это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина» [1]. Например, к характерным фемининным (женским) чертам относят такие, как доброта, понимание, уступчивость, терпение, мягкость, сочувствие и др., тогда как к маскулинным (мужским) - сила, самостоятельность, независимость, стремление к власти и соревнованию, доминантность, склонность к риску и др. Вместе с тем индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности, т.к. на паритетных началах в личности могут быть представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогинной личности эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо [1].

Согласно теории социальных ролей (social roles theory), концепция, разработанная А. Игли (Eagly, 1987) [6], большинство гендерных различий являются продуктами социальных ролей, поддерживающих или подавляющих в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения и стимулирующих развитие разных качеств. Социальные роли нередко приводят к образованию социальных и гендерных стереотипов. Другими словами, дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов - биологического и социального порядка.

С целью более достоверного определения индивидуально-типологических гендерных характеристик участников эксперимента, нами была проведена диагностика гендерной идентичности студентов по методике Сандры Бем (Sandra L. Bem, 1974) [4]. Данная методика позволяет выявить психологический пол и определить степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

Результаты проведенной методики С. Бем показали, что большинство респондентов относятся к андрогинному типу личности - 73,2%. Соответственно к фемининному - 19,5%, маскулинному - 7,3%. Иначе говоря, большинство студентов, как юношей, так и девушек, проявляют черты андрогинной личности, характеризующейся признанием и оценкой в себе положительных специфически женских и мужских качеств. Однако следует заметить и наличие представителей обоих полов, гендерная идентичность личности которых не соответствует их биологическому полу.

Отметим, что выявленное преобладание андрогинного типа личности в группе респондентов обусловлено тем, что современные студенты в наибольшей степени ориентированы на стратегию приспособления в изменяющихся условиях, а у андрогинных индивидов маскулинные и фемининные черты представлены гармонично и взаимодополняемо, что повышает адаптивные возможности будущего педагога в современных условиях. Кроме того, для профессии учителя очень важно формирование устойчивости к стрессам, что в большей степени характеризует андрогинный тип личности. Это позволяет педагогам менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским, менять свое поведение в зависимости от ситуации, выходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки, что в конечном итоге позволит в дальнейшем специалисту добиваться профессиональных успехов.

Таким образом, современный уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных характеристик обоих полов, в результате чего происходит смешение мужских и женских качеств, отрицание неравенства полов и их строгого взаимодополняющего характера. Гендеры разделены, но равны между собой. Студенты (юноши и девушки), различные по гендеру, стремятся сегодня к самореализации, достижению успеха в различных областях. Это делает проблему планирования карьеры особенно важной для образовательного процесса в условиях высшей профессиональной школы, где происходит процесс активного вхождения в мир выбранной профессии и выбираются образцы ролевого поведения в рамках будущей трудовой деятельности.

Работа проведена при финансовой поддержке гранта РГНФ №12-16-73004а(р) по теме «Построение профессиональной карьеры современными российскими студентами: национальный и гендерный аспекты» и внутривузовского гранта для поддержки молодых ученых.

Рецензенты:

Булынин А.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет», г.Ульяновск.

Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г.Ульяновск.