Современное общество в условиях социально-экономического и духовного кризиса сопровождается поиском новых идеалов и нравственных ценностей. Причиной деморализации общества, разрушения культурного и духовного богатства страны является отсутствие национальной идеи, материализация общества и игнорирование человеком духовных и нравственных заповедей, что ведет к росту криминальной, социальной и политической преступности, создает угрозу для общества, безопасности и целостности России. Исходя из вышесказанного, в Послании Президента Федеральному Собранию звучит утверждение о необходимости сохранения традиционных ценностей и нравственности, воспитания гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей, о готовности государства поддерживать институты, создающие пространство для формирования нравственного, гармоничного человека.
Президент России называет важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
При этом им выделяются две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.
Учитывая потребности общества, в новом Стандарте процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [4].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленные Федеральным Государственным Стандартом, на основе национального идеала определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников в области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, укрепление нравственности, формирование основ морали, формирование основ нравственного самосознания личности (совести), принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора [1, 4].
Задачи формирования духовно-нравственной личности стояли перед образованием во все времена, но сегодня особенно важным является умение быть отзывчивым, готовым помочь, любить, дружить, особое значение приобретают такие качества как толерантность, межкультурное понимание, неравнодушие к судьбе страны.
Общепризнано, что в решении этих задач художественное образование является универсальным ресурсом духовно-нравственного воспитания личности.
Музыка как часть художественного образования является важным средством воспитания нравственной сферы человека. Классические музыкальные произведения и народное музыкальное творчество, пройдя сквозь века, духовно возвысили и воспитали миллионы людей, поэтому проверенные временем произведения музыкального искусства, необходимо использовать в нравственном становлении подрастающего поколения, начиная с младшего школьного возраста.
Эта особая роль музыки подчеркивается и на второй Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области искусств (Сеул, 2010), с акцентом на необходимость применять принципы и практику художественного образования для содействия решению социальных и культурных задач, стоящих перед современным миром, возможностью содействовать конструктивной трансформации образовательных систем и структур.
Содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе музыкального образования раскрывается в новом Стандарте образования. Оно заключается в формировании представлений о роли музыки в духовно-нравственном развитии человека; формировании ценностей многонационального российского общества; формировании уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитии этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [4].
Таким образом, воспитательная система российской школы сегодня ставит цель - формирование нравственного идеала у юных граждан, и в этой связи требуется переосмысление образов, использование всего потенциала педагогической науки. Создавая современный идеал, необходимо опираться на лучшие отечественные традиции, сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам своего народа, страны, края.
Раньше подвиги народных героев являлись идеальной нормой поведения для каждого члена общества, а сам персонаж был образцом для подражания. Они были общественными идеалами образцами этических норм, воспитывали в людях доброту, любовь, ответственность, патриотизм. Так, воспетые в музыкальных произведениях бурятских композиторов национальные герои такие как Энхэ - Булат батор, АруюнГоохон, Енисей, Ангара и другие обладают качествами нравственного человека: добрый, отзывчивый, любящий Родину, заботящийся о ближнем.
Бурятское музыкальное искусство внесло огромный вклад в развитие национальной музыки России. В арсенале бурятского искусства имеются такие произведения, как оперы «Энхэ-Булат батор» М. П.Фролова, «Чудесный клад» Б. Б. Ямпилова, балеты «Красавица Ангара» Л. К. Книппера и Б. Б. Ямпилова, «Во имя любви» Ж. А. Батуева и Б. С. Майзеля, симфонические произведения Б. Б. Ямпилова, Ю. И. Ирдынеева, музыка бурятских композиторов А. А. Андреева, С. С. Манжигеева, Ч. Е. Павлова и др.
В сложившейся на данный момент системе духовно-нравственного воспитания школьников наблюдаются противоречия. Это противоречие между:
- потребностью общества в воспитании высоконравственного гражданина и формальностью школьного образования в духовном становлении человека, излишней интеллектуализацией в ущерб развитию чувственной сферы;
- правом ребенка на духовно-нравственное развитие и отсутствием целенаправленной, систематической работы в контексте каждого предмета, слабым отражением в образовательном процессе гуманистической парадигмы;
- необходимостью ориентации на гуманистическую систему ценностей всех субъектов образовательного процесса: ученика, учителя и родителей и отсутствием модели создания единого образовательного пространства, ориентированного на ценностно-смысловую сферу личности;
- нравственно-воспитательными возможностями музыкального образования и отсутствием педагогической модели музыкального образования младших школьников на материале бурятской музыки, способствующей формированию их нравственных представлений.
Исследование данной проблемы нашло отражение в философской, социологической и психолого-педагогической литературе.
В своем исследовании мы опирались на труды классиков отечественной педагогики - К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и зарубежной - Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, Р. Штайнера, А. Нилл, которые считали проблемы нравственного воспитания молодежи краеугольным вопросом педагогики. Большой интерес представляют работы российских общественных деятелей, публицистов - В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова. И сегодня актуальными мы находим размышления педагогов начала XX-го столетия, в которых нравственное образование отождествляется с воспитанием культуры чувств (И.А. Сикорский) или в которых вопросы нравственного воспитания ребенка тесно связаны с религиозным (М.М. Манасеина).
Понятие нравственности тесно связано с этическими категориями свободы, равенства, самосовершенствования, и эта взаимосвязь наиболее полно отражена в трудах российских философов и педагогов Д.С. Лихачева, Б.Т. Лихачева, представителей личностно-ориентированной педагогики Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой. Утверждение гуманистических принципов образования, возможности формирования гражданина обновленной России в воспитательном процессе современной школы обоснованы в трудах ярославских ученых М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой.
Психологические основы формирования нравственных ценностей личности мы находим в исследованиях как зарубежных, так и российских ученых-психологов. Условия, факторы, закономерности морального развития личности были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Кольберга. Видные отечественные психологи: П.Н. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец внесли значительный вклад в понимание нравственного сознания личности, в развитие личности как субъекта, формирующегося в деятельности и общении с другими людьми.
С точки зрения музыкальной педагогики, проблемы формирования нравственной направленности личности, нравственной ответственности, воспитания нравственных чувств раскрываются в трудах: Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского, Л.В. Школяр, Е.Д. Критской, В.О. Усачевой, Л.Г. Дмитриевой, Н.М. Черноиваненко, Л. Я. Горюновой; проблемы восприятия музыки, развития музыкальных представлений представлены в работах Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, В.А. Медушевского, Т.Л. Беркман, М.А. Румер.
Отдельные аспекты проблематики нашего исследования отражены в диссертационных работах последних десятилетий, посвященных вопросам образования и воспитания младших школьников в Республике Бурятия. Это работы З.Б. Лопсоновой, Т.Б. Будаевой, О.А. Пестеревой, Е.А. Батуевой, Е.В. Номогоевой, И.Н. Сандитовой и др.
Педагогические подходы в формировании и развитии нравственности у детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста, влияние этнокультурного наследия на нравственное воспитание и образование детей нашли рассмотрение в исследованиях: Э.Ш. Ангановой, Г.Н. Рзаевой (Фомицкой), О.Б. Бадмаевой, Л.В. Мантатовой, Э.А. Николаева, Р.В. Хамагановой, Е.В. Номогоевой. В исследованиях Т.Б. Будаевой, В.И. Солодухина, О.А. Пестеревой, Н.В. Новиковой подчеркивается огромная роль и возможности музыкального искусства в формировании и развитии эстетической культуры, художественно-творческой активности, социальной адаптации младшего школьника.
Отмечая огромный вклад теоретиков и практиков в развитие педагогической научной мысли, ими не анализировались возможности музыкального образования в формировании нравственных представлений младших школьников.
Мы считаем, что всем требованиям формирования нравственных представлений младших школьников удовлетворяет наиболее естественный, природосообразный путь формирования нравственных представлений - это постижение музыки, музыкального отражения жизни в условиях музыкального образования. Так как, и это неоднократно подтверждено научными исследованиями и наблюдениями многих ученых, музыка и живопись способны влиять на нравственную сторону жизни человека. В частности, непререкаемый авторитет в области психологии З. Фрейд [5], говорил о мощной силе музыки и слова, способной вызвать в каждом человеке проявление высокой духовной нравственности, способность к добру и бескорыстию. О прямой взаимосвязи эстетического развития и нравственного заявлял академик Д.С. Лихачев [3].
Обобщая изученный нами теоретический материал, мы пришли к выводу, что музыкальное содержание уроков музыки должно быть отражением нравственных идеалов общества и общечеловеческих, поликультурных, национальных ценностей, стать предметом образования и воспитания нравственного и поликультурного самосознания, должно содействовать решению социальных и культурных задач общества в вопросах нравственности.
Вышеизложенное положение нами реализуется с помощью специально разработанной программы по нравственному воспитанию в процессе музыкального образования в школе, в результате прохождения которой учащиеся обладают уверенным интонационным мышлением, опытом эмоционально-ценностного отношения к искусству, к окружающему миру, в тоже время они осваивают специальные знания, умения, навыки.
Вся учебная и внеучебная музыкальная деятельность выстраивается в трех направлениях: формирование общечеловеческих ценностей; воспитание нравственных чувств; формирование уважения к музыкальной культуре своего народа.
Процессуальный блок программы представлен: формами современного образования - урочная, внеурочная и внеучебная; основными педагогическими методами, формирующими нравственность (этическая беседа, разъяснение, личный пример, похвала), и методами музыкального искусства - интонационного постижения музыки, эмоциональной драматургии, размышления о музыке, другие; педагогические технологии, такие как технология педагогического общения, технология коллективной творческой деятельности.
Например, с помощью метода эмоциональной драматургии учитель эмоционально заряжает и стимулирует детей к музыкальной деятельности, выстраивает урок по принципу музыкальной драматургии - от завязки к эмоциональной кульминации и, завершая развязкой. Используя метод интонационного постижения музыки, метод размышления о музыке необходимо подбирать репертуар музыкальных произведений от понятных детям содержания, постепенно расширять содержательную сторону, делая ее глубже, обогащая жизненный опыт детей. Слушая и исполняя музыку, ребята встречают и различают разные интонации: радости и горя, добра и зла, красоты и безобразного. Данный метод развивает музыкальное мышление ребенка, развивает его музыкальную интуицию.
При формировании нравственности детей каждый вид музыкальной деятельности - слушание музыки, музицирование, движение под музыку и вокальная деятельность -направлен на воспитание нравственности младших школьников. Например, при слушании музыки ребенку необходимо почувствовать и понять образы добра или зла, красоты или безобразного; при музицировании - внутренне услышать, исполнить, сочинить темы добра или зла, красоты или безобразного (индивидуально свои возможностям); движение под музыку - сочинить танцевальный эскиз на тему «Дружба», «Мама» и др.; при вокальной работе донести до слушателя с помощью своей интонационной выразительности образы добра или зла, красивого или безобразного.
При формировании нравственных представлений младших школьников важным условием является преемственность урочной и внеурочной деятельности, поскольку современная парадигма образования от академичной перешла к парадигме образования, в которой ребенок с помощью полученных знаний решает свои практические жизненные вопросы. Так, нравственные задачи, решаемые в ходе учебной деятельности, продолжают решаться и через программу внеурочной деятельности «Творческая образовательная лаборатория «Классный хор» по трем направлениями: любовь к Родине, добро и дружба, семейные ценности. Данные основные тематические направления в работе с детьми с учетом потребностей их класса и их возрастными особенностями, освоение учащимися данной программы внеурочной деятельности способствует развитию умений анализировать нравственные поступки как собственные, так и других людей, становлению нравственного поведения по отношению к себе и к окружающим людям, к окружающему миру
Воспитательные мероприятия и проектная деятельность дает возможность ребятам применить накопленные знания и умения в новой ситуации, вне кабинета, вне школы. К этому можно отнести решение проектных задач, исследовательскую деятельность, конкурсные и социально направленные мероприятия.
Таким образом, при воспитании нравственной сферы младшего школьника огромная роль принадлежит, безусловно, музыкальному образованию.
Рецензенты:
Дагбаева Н.Ж., д.п.н., профессор, директор Педагогического института Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Маланов И.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.