Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME ASPECTS OF THE MORAL SPHERE EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

Sandabkina T.B. 1
1 FGBOU VPO «Buryatskiy gosudarstvennyy universitet», Ulan-Ude, Rossiya
The article deals with spiritual and moral education issues in modern Russia; the role of music education is specified in the course of the moral sphere development of primary school pupils.The relevance of this to become a reality, since in today´s society the transfer of the younger generation of moral norms, norms of attitudes, giving him the opportunity in every situation to keep the moral attitude towards the world and a desire to act and to act according to internalized moral views is an important goal of education, which can be solved in the process of music education in schools.The research objective is found in theoretical development and experimental justification of the developed pedagogical model aimed at formation of moral viewpoints of primary school pupils by means of general music education including the material of Buryat music.
education.
culture
upbringing
child
person
society
morality

Современное общество в условиях социально-экономического и духовного кризиса сопровождается поиском новых идеалов и нравственных ценностей. Причиной деморализации общества, разрушения культурного и духовного богатства страны является отсутствие национальной идеи, материализация общества и игнорирование человеком духовных и нравственных заповедей, что ведет к росту криминальной, социальной и политической преступности, создает угрозу для общества, безопасности и целостности России. Исходя из вышесказанного, в Послании Президента Федеральному Собранию звучит утверждение о необходимости сохранения традиционных ценностей и нравственности, воспитания гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей, о готовности государства поддерживать институты, создающие пространство для формирования нравственного, гармоничного человека.

Президент России называет важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.

При этом им выделяются две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

Учитывая потребности общества, в новом Стандарте процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [4].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленные Федеральным Государственным Стандартом, на основе национального идеала определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников в области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, укрепление нравственности, формирование основ морали, формирование основ нравственного самосознания личности (совести), принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора [1, 4].

Задачи формирования духовно-нравственной личности стояли перед образованием во все времена, но сегодня особенно важным является умение быть отзывчивым, готовым помочь, любить, дружить, особое значение приобретают такие качества как толерантность, межкультурное понимание, неравнодушие к судьбе страны.

Общепризнано, что в решении этих задач художественное образование является универсальным ресурсом духовно-нравственного воспитания личности.

Музыка как часть художественного образования является важным средством воспитания нравственной сферы человека. Классические музыкальные произведения и народное музыкальное творчество, пройдя сквозь века, духовно возвысили и воспитали миллионы людей, поэтому проверенные временем произведения музыкального искусства, необходимо использовать в нравственном становлении подрастающего поколения, начиная с младшего школьного возраста.

Эта особая роль музыки подчеркивается и на второй Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области искусств (Сеул, 2010), с акцентом на необходимость применять принципы и практику художественного образования для содействия решению социальных и культурных задач, стоящих перед современным миром, возможностью содействовать конструктивной трансформации образовательных систем и структур.

Содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе музыкального образования раскрывается в новом Стандарте образования. Оно заключается в формировании представлений о роли музыки в духовно-нравственном развитии человека; формировании ценностей многонационального российского общества; формировании уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитии этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [4].

Таким образом, воспитательная система российской школы сегодня ставит цель - формирование нравственного идеала у юных граждан, и в этой связи требуется переосмысление образов, использование всего потенциала педагогической науки. Создавая современный идеал, необходимо опираться на лучшие отечественные традиции, сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам своего народа, страны, края.

Раньше подвиги народных героев являлись идеальной нормой поведения для каждого члена общества, а сам персонаж был образцом для подражания. Они были общественными идеалами образцами этических норм, воспитывали в людях доброту, любовь, ответственность, патриотизм. Так, воспетые в музыкальных произведениях бурятских композиторов национальные герои такие как Энхэ - Булат батор, АруюнГоохон, Енисей, Ангара и другие обладают качествами нравственного человека: добрый, отзывчивый, любящий Родину, заботящийся о ближнем.

Бурятское музыкальное искусство внесло огромный вклад в развитие национальной музыки России. В арсенале бурятского искусства имеются такие произведения, как оперы «Энхэ-Булат батор» М. П.Фролова, «Чудесный клад» Б. Б. Ямпилова, балеты «Красавица Ангара» Л. К. Книппера и Б. Б. Ямпилова, «Во имя любви» Ж. А. Батуева и Б. С. Майзеля, симфонические произведения Б. Б. Ямпилова, Ю. И. Ирдынеева, музыка бурятских композиторов А. А. Андреева, С. С. Манжигеева, Ч. Е. Павлова и др.

В сложившейся на данный момент системе духовно-нравственного воспитания школьников наблюдаются противоречия. Это противоречие между:

  • потребностью общества в воспитании высоконравственного гражданина и формальностью школьного образования в духовном становлении человека, излишней интеллектуализацией в ущерб развитию чувственной сферы;
  • правом ребенка на духовно-нравственное развитие и отсутствием целенаправленной, систематической работы в контексте каждого предмета, слабым отражением в образовательном процессе гуманистической парадигмы;
  • необходимостью ориентации на гуманистическую систему ценностей всех субъектов образовательного процесса: ученика, учителя и родителей и отсутствием модели создания единого образовательного пространства, ориентированного на ценностно-смысловую сферу личности;
  • нравственно-воспитательными возможностями музыкального образования и отсутствием педагогической модели музыкального образования младших школьников на материале бурятской музыки, способствующей формированию их нравственных представлений.

Исследование данной проблемы нашло отражение в философской, социологической и психолого-педагогической литературе.

В своем исследовании мы опирались на труды классиков отечественной педагогики - К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и зарубежной - Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, Р. Штайнера, А. Нилл, которые считали проблемы нравственного воспитания молодежи краеугольным вопросом педагогики. Большой интерес представляют работы российских общественных деятелей, публицистов - В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова. И сегодня актуальными мы находим размышления педагогов начала XX-го столетия, в которых нравственное образование отождествляется с воспитанием культуры чувств (И.А. Сикорский) или в которых вопросы нравственного воспитания ребенка тесно связаны с религиозным (М.М. Манасеина).

Понятие нравственности тесно связано с этическими категориями свободы, равенства, самосовершенствования, и эта взаимосвязь наиболее полно отражена в трудах российских философов и педагогов Д.С. Лихачева, Б.Т. Лихачева, представителей личностно-ориентированной педагогики Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой. Утверждение гуманистических принципов образова­ния, возможности формирования граждани­на обновленной России в воспитательном процессе современной школы обоснованы в трудах ярославских ученых М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой.

Психологические основы формирования нравственных ценностей личности мы находим в исследованиях как зарубежных, так и российских ученых-психологов. Условия, факторы, закономерности морального развития личности были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Кольберга. Видные отечественные психологи: П.Н. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец внесли значительный вклад в понимание нравственного сознания личности, в развитие личности как субъекта, формирующегося в деятельности и общении с другими людьми.

С точки зрения музыкальной педагогики, проблемы формирования нравственной направленности личности, нравственной ответственности, воспитания нравственных чувств раскрываются в трудах: Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского, Л.В. Школяр, Е.Д. Критской, В.О. Усачевой, Л.Г. Дмитриевой, Н.М. Черноиваненко, Л. Я. Горюновой; проблемы восприятия музыки, развития музыкальных представлений представлены в работах Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, В.А. Медушевского, Т.Л. Беркман, М.А. Румер.

Отдельные аспекты проблематики нашего исследования отражены в диссертационных работах последних десятилетий, посвященных вопросам образования и воспитания младших школьников в Республике Бурятия. Это работы З.Б. Лопсоновой, Т.Б. Будаевой, О.А. Пестеревой, Е.А. Батуевой, Е.В. Номогоевой, И.Н. Сандитовой и др.

Педагогические подходы в формировании и развитии нравственности у детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста, влияние этнокультурного наследия на нравственное воспитание и образование детей нашли рассмотрение в исследованиях: Э.Ш. Ангановой, Г.Н. Рзаевой (Фомицкой), О.Б. Бадмаевой, Л.В. Мантатовой, Э.А. Николаева, Р.В. Хамагановой, Е.В. Номогоевой. В исследованиях Т.Б. Будаевой, В.И. Солодухина, О.А. Пестеревой, Н.В. Новиковой подчеркивается огромная роль и возможности музыкального искусства в формировании и развитии эстетической культуры, художественно-творческой активности, социальной адаптации младшего школьника.

Отмечая огромный вклад теоретиков и практиков в развитие педагогической научной мысли, ими не анализировались возможности музыкального образования в формировании нравственных представлений младших школьников.

Мы считаем, что всем требованиям формирования нравственных представлений младших школьников удовлетворяет наиболее естественный, природосообразный путь формирования нравственных представлений - это постижение музыки, музыкального отражения жизни в условиях музыкального образования. Так как, и это неоднократно подтверждено научными исследованиями и наблюдениями многих ученых, музыка и живопись способны влиять на нравственную сторону жизни человека. В частности, непререкаемый авторитет в области психологии З. Фрейд [5], говорил о мощной силе музыки и слова, способной вызвать в каждом человеке проявление высокой духовной нравственности, способность к добру и бескорыстию. О прямой взаимосвязи эстетического развития и нравственного заявлял академик Д.С. Лихачев [3].

Обобщая изученный нами теоретический материал, мы пришли к выводу, что музыкальное содержание уроков музыки должно быть отражением нравственных идеалов общества и общечеловеческих, поликультурных, национальных ценностей, стать предметом образования и воспитания нравственного и поликультурного самосознания, должно содействовать решению социальных и культурных задач общества в вопросах нравственности.

Вышеизложенное положение нами реализуется с помощью специально разработанной программы по нравственному воспитанию в процессе музыкального образования в школе, в результате прохождения которой учащиеся обладают уверенным интонационным мышлением, опытом эмоционально-ценностного отношения к искусству, к окружающему миру, в тоже время они осваивают специальные знания, умения, навыки.

Вся учебная и внеучебная музыкальная деятельность выстраивается в трех направлениях: формирование общечеловеческих ценностей; воспитание нравственных чувств; формирование уважения к музыкальной культуре своего народа.

Процессуальный блок программы представлен: формами современного образования - урочная, внеурочная и внеучебная; основными педагогическими методами, формирующими нравственность (этическая беседа, разъяснение, личный пример, похвала), и методами музыкального искусства - интонационного постижения музыки, эмоциональной драматургии, размышления о музыке, другие; педагогические технологии, такие как технология педагогического общения, технология коллективной творческой деятельности.

Например, с помощью метода эмоциональной драматургии учитель эмоционально заряжает и стимулирует детей к музыкальной деятельности, выстраивает урок по принципу музыкальной драматургии - от завязки к эмоциональной кульминации и, завершая развязкой. Используя метод интонационного постижения музыки, метод размышления о музыке необходимо подбирать репертуар музыкальных произведений от понятных детям содержания, постепенно расширять содержательную сторону, делая ее глубже, обогащая жизненный опыт детей. Слушая и исполняя музыку, ребята встречают и различают разные интонации: радости и горя, добра и зла, красоты и безобразного. Данный метод развивает музыкальное мышление ребенка, развивает его музыкальную интуицию.

При формировании нравственности детей каждый вид музыкальной деятельности - слушание музыки, музицирование, движение под музыку и вокальная деятельность -направлен на воспитание нравственности младших школьников. Например, при слушании музыки ребенку необходимо почувствовать и понять образы добра или зла, красоты или безобразного; при музицировании - внутренне услышать, исполнить, сочинить темы добра или зла, красоты или безобразного (индивидуально свои возможностям); движение под музыку - сочинить танцевальный эскиз на тему «Дружба», «Мама» и др.; при вокальной работе донести до слушателя с помощью своей интонационной выразительности образы добра или зла, красивого или безобразного.

При формировании нравственных представлений младших школьников важным условием является преемственность урочной и внеурочной деятельности, поскольку современная парадигма образования от академичной перешла к парадигме образования, в которой ребенок с помощью полученных знаний решает свои практические жизненные вопросы. Так, нравственные задачи, решаемые в ходе учебной деятельности, продолжают решаться и через программу внеурочной деятельности «Творческая образовательная лаборатория «Классный хор» по трем направлениями: любовь к Родине, добро и дружба, семейные ценности. Данные основные тематические направления в работе с детьми с учетом потребностей их класса и их возрастными особенностями, освоение учащимися данной программы внеурочной деятельности способствует развитию умений анализировать нравственные поступки как собственные, так и других людей, становлению нравственного поведения по отношению к себе и к окружающим людям, к окружающему миру

Воспитательные мероприятия и проектная деятельность дает возможность ребятам применить накопленные знания и умения в новой ситуации, вне кабинета, вне школы. К этому можно отнести решение проектных задач, исследовательскую деятельность, конкурсные и социально направленные мероприятия.

Таким образом, при воспитании нравственной сферы младшего школьника огромная роль принадлежит, безусловно, музыкальному образованию.

Рецензенты:

Дагбаева Н.Ж., д.п.н., профессор, директор Педагогического института Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Маланов И.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.