Современное общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Объективным процессом является формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства. Корни многих изменений кроются в способах создания, хранения, передачи и использования информации. Этот процесс часто оценивается как переход от индустриального века к информационному. Это означает, в частности, что все большее количество людей чаще и чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего информационного потока. Уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что для успешной профессиональной деятельности в самых разнообразных областях владение компьютерными технологиями является обязательным условием. В связи с этим ученые поднимают вопрос о становлении информационной культуры личности как необходимом элементе культуры в целом. Для этого предлагается использовать как традиционные, так и новые информационные технологии и способы передачи информации [6].
За последние несколько десятков лет наша страна переживает компьютерный бум и, как следствие, - информационную революцию. Наиболее яркими и очевидными проявлениями этих информационно-технологических процессов стали компьютерные и информационные технологии, взрывной рост телекоммуникаций и другие проявления научно-технического прогресса.
Современному человеку жизненно важно стало жить, ориентироваться и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимая ее реалии и успешно развивая ее. В связи с этим встал вопрос воспитания и адаптации молодого поколения к новым информационно-технологическим реалиям. Одним из направлений повышения компьютерной грамотности и воспитания информационной культуры в каждой личности призваны удовлетворить новые образовательные технологии. На наш взгляд, частично эту задачу решает дистанционное образование с применением современных компьютерных и телекоммуникационных средств. Новая система образования должна способствовать выполнению и еще одной общественной потребности - обеспечению равноправия для всех его членов. В обществе каждому человеку должны быть предоставлены равные возможности, равные условия в процессах формирования его как информационной личности, когда результаты его деятельности определяются его собственными целями и полностью зависят от него самого.
В нынешних условиях развитие системы образования в направлении информатизации учебного процесса должно являться частью государственной политики. Известно, что, чем выше уровень образования населения страны, тем выше темпы развития государства, тем большее влияние оно имеет в мировом сообществе. Это нашло отражение в том факте, что Международным валютным фондом предлагается новая методика оценки национальных богатств. Основными показателями национального богатства страны становятся результаты образовательной деятельности - знания, умения, уровень образованности населения, уровень развития науки и техники [4].
Одним из возможных и эффективных вариантов получения образования и одновременного повышения информационной культуры в данных условиях становятся дистанционные образовательные технологии. Необходимо отметить, что с развитием компьютеризации появилась возможность предоставления дистанционных образовательных услуг иностранным гражданам, что может стать еще одним источником национального дохода. Отсюда несомненным фактом является пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру. Их интерес лежит в плоскости оптимизации учебного процесса через применение новых перспективных технологий, в том числе компьютерных и телекоммуникационных [7].
Можно выделить две основные потребности самой системы образования, связанные с применением новых информационных технологий, которые на сегодняшний день являются актуальными:
- система образования, во-первых, должна предложить определенный минимум знаний о компьютерах и современных способах обработки и представления информации, умений и навыков владения аппаратными и программными средствами; научить методам ориентации и эффективной деятельности в новом информационном пространстве;
- во-вторых, необходимо использовать новые возможности для оптимизации процесса получения образования, пересмотреть применение многих традиционных методов и технологий, а также разработать новые, которые в полной мере позволят реализовать образовательный потенциал новых технологий.
Безусловно, процесс адаптации образовательной системы к новым условиям нельзя представить как сугубо позитивное явление, без недостатков, издержек и нежелательных последствий. В связи с этим отмечается, во-первых, необходимость выделения весьма значительных ресурсов общества, во-вторых, неизбежная и нередко болезненная ломка различных структур (педагогических, методических, административных, культурных и др.) [3].
Наконец, нельзя не отметить комплекс проблем психологического характера, неизбежно возникающих при росте компьютеризации образования. Например, проблема «отчуждения», которая в наиболее негативной форме может проявляться как утрата интереса к окружающему, и дисплей начинает восприниматься как единственное окно в мир [6].
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образованности, необходимому для успешной профессиональной деятельности и достойной оплаты труда. В то же время для очень широкого круга людей образовательные услуги являются недоступными в силу ряда причин: дороговизны, удаленного расположения образовательных учреждений, нехватки свободного от работы времени. Несомненно, данная проблема остро стоит перед нынешней образовательной системой.
Один из путей ее решения может находиться в плоскости применения новых технологий, в частности, дистанционного распределенного образования. Оно обладает достаточным потенциалом, если не для окончательного решения указанных проблем, то, во всяком случае, для снятия остроты вопроса. По сравнению с очной формой дистанционное образование, как уже отмечалось, значительно дешевле, оно не требует постоянного непосредственного присутствия в образовательном учреждении, позволяет использовать крайне гибкий режим работы с точки зрения его организации во времени [2].
Часто термины «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» воспринимаются почти как синонимы. Так же часто поднимается вопрос о том, является дистанционное обучение формой или одним из методов получения образования. Считаем, что для разделения и корректного употребления этих терминов, будет целесообразным рассматривать дистанционное обучение как метод, который может использоваться как в рамках новой, дистанционной формы получения образования, так и в рамках традиционных форм - очной и заочной, а также при обучении, не имеющем целью получение систематического образования [4].
Дистанционное образование следует рассматривать как новую форму, которая бурно развивается как в региональном, так и в общенациональном масштабе. Характерными чертами дистанционного образования являются модульность, изменение роли преподавателя (в значительной степени связанной с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), использование специализированных технологий и средств обучения и т. д. [6].
Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются:
- обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;
- гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, быть привязанным либо к ограниченному числу контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансов с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению работ на оборудовании (возможно, удаленном);
- контакты с преподавателем (тьютором), осуществляемые в основном посредством телекоммуникаций;
Основными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения являются:
- постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;
- возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;
- передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в вуз, либо значительно сократить их число и длительность.
Таким образом, можно говорить о взаимопроникновении методов, характерных для одних образовательных форм, в другие. Поэтому для выяснения, по какой форме ведется обучение, необходимо определиться, какой способ контакта является основным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение является методом, служащим основой для новой формы - дистанционного образования.
Считаем, что развитие образовательной системы в целом и, в частности, дистанционного образования в рамках высшей школы, является необходимым в силу следующих комплексов причин:
- потребности общества (его информатизация, новые способы взаимодействия);
- потребности государства (подготовка специалистов, усиление обороноспособности, развитие науки и пр.);
- потребности самой высшей школы (оптимизация процесса получения образования);
- потребности личности (учиться дешево, без отрыва от работы, в лучших вузах мира) [2].
В структуре удовлетворения обозначенных потребностей общества, государства, образовательной системы, личности, дистанционное образование занимает важное место. К преимуществам дистанционного образования мы относим следующие:
- возможности для новых, более эффективных форм проведения занятий;
- расширение границ учебного материала (возможность гибко компоновать блоки, определять учебный ряд);
- освобождение от рутинных видов деятельности с переносом акцента на интеллектуальные формы труда;
- более комфортные условия для подготовки и проведения занятий;
- дополнительные возможности для совершенствования профессиональных качеств [4].
В связи с этим считаем необходимым внедрение в российскую практику системы виртуальных университетов, которая давно нашла свое признание в образовательной деятельности за рубежом. Система виртуального университета имеет весомые преимущества: снижаются затраты на обеспечение образовательного процесса, увеличивается прибыль образовательного заведения путем выхода на перспективные рынки обучения, повышается качество обучения и уровень управляемости и ответственности сотрудников, оптимизируются бизнес-процессы. Как правило, вся система виртуального университета разбита на модули, которые легко настраиваются в зависимости от изменяющейся реальной ситуации.
Таким образом, очевидным является тот факт, что повышение компьютерной грамотности и информационной культуры становится одним из эффективных методов обучения и получения необходимых навыков для становления высокоразвитой личности, способной к дистанционному обучению. Данные процессы должны поощряться со стороны государства и быть обязательными для каждого человека с самого начала его обучения. Создание и продвижение системы виртуальных университетов позволит охватить наибольшее число студентов и слушателей, что скажется на финансовом результате учебного заведения, а также даст возможность обучения тем категориям граждан, которые в силу отдаленности и финансовых затруднений ранее не имели таких возможностей.
Рецензенты:
Московцев А. Ф., д.э.н., профессор, зав. кафедрой ММиОП, декан факультета экономики и управления Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.
Тажибов Т. Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ (Волгоградский филиал), г. Волгоград.