Под фамилистической метакомпетентностью мы понимаем интегративное качество личности, суть которого - владение фамилистическими компетентностями, обуславливающими успешность в брачно-семейных отношениях, а также достаточную осведомленность в технологиях их профессионального сопровождения.
Целью данной статьи является представление опыта преобразующего педагогического эксперимента по созданию локального фамилистического образовательного пространства в условиях гуманитарно-педагогического вуза. В развитии фамилистической метакомпетентности студенческой молодежи [6, с.154] значимое место отводится созданию информационно-средовой многомерности образовательного пространства вуза. Эта составляющая педагогического конструкта формируется посредством интеграции идеи, хода и результатов исследования в образовательное пространство университета и их экспансии за его пределы, в образовательное пространство региона/федерации, в том числе через технологии социального взаимодействия [8, с. 61-62].
Многомерность в выстраивании социального партнерства как формы социального взаимодействия субъектов социализации молодежи проявляется как в разнообразии видов потенциально возможных социальных связей (научно-исследовательские, образовательные, информационные, практические), так и в вариативных характеристиках уровней взаимодействия (вузовский, факультетский, кафедральный, индивидуально-групповой) и его «продуктах». Так, интеллектуальный продукт может быть в форме образовательных программ, программ развития, планов, методических разработок, сценариев, алгоритмов; информационный продукт в виде печатной продукции, материалов в СМИ, ресурсов на сайте вуза и города, в сети Интернет. Кадровый продукт сотрудничества представляют студенты, преподаватели, сотрудники, владеющие технологией разработки/применения технологии развития фамилистической метакомпетентности молодежи.
Само исследование возможности становления фамилистической метакомпетентности обучающихся в образовательном пространстве вуза, в силу его социальной актуальности и определенной научно-практической инновационности, может рассматриваться с позиций эксклюзивной полезности как для вуза, организующего собственный аудит «точек превосходства», так и для его партнеров, проводящих мониторинг общественных запросов и образовательных ресурсов региона [1].
В ходе исследования наработан значительный опыт организации сотрудничества в области развития фамилистической метакомпетентности молодежи. К наиболее эффективным технологическим приемам можно отнести: организационные встречи-совещания организаторов, экспертов, тьюторов исследования, в т. ч. с приглашением социальных партнеров; интерактивное взаимодействие с использованием интернет-технологий; открытые мероприятия фамилистической направленности (тематические презентации, акции, конференции, просветительские лекции, обучающие семинары, конкурсы и соревнования).
Организационные встречи-совещания в становлении фамилистической метакомпетентности обучающихся в вузе выступают средством делового общения заинтересованных лиц, в ходе которого обсуждается, корректируется и принимается к реализации конкретный интеллектуальный продукт (программа исследования, план работы научно-исследовательской группы, алгоритм действия, технология экспертной деятельности по предмету исследования, методика фамилистически направленного тьюторства, анализ промежуточных/итоговых результатов экспериментальной деятельности и др.).
Учитывая территориальную удаленность Забайкалья от центра России, во многом аккумулирующего научный потенциал государства, отметим особую значимость для нас электронных способов делового общения в проведении исследования. Освоенными приемами в организации фамилистически направленного социального партнерства стали использование электронной почты и работа с электронным сервером вуза. Технические возможности этих средств позволяют оперативно распространять информацию по экспериментальной деятельности с молодежью (информационные письма и пресс-релизы мероприятий, аналитические матрицы, промежуточные отчеты, адресные материалы для участников и др.), отвечать на возникающие вопросы.
Содержание электронных рассылок и организуемая в последующем переписка с их адресатом становятся основой многолетнего плодотворного сотрудничества, в частности с Управлением развитием воспитательной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена и научно- методическим советом по развитию воспитательной деятельности (г. С-Петербург). В период осмысления методологической основы исследования фамилистической метакомпетентности как самостоятельного направления научного исследования на базе вуза была создана и функционировала программа «Развитие социальной компетентности студентов вуза», имеющая статус опорной инновационной площадки РГПУ [4, с. 57-58]. Проблема, на решение которой она была направлена, заключалась в относительно слабо представленной в регионе технологии проектирования образовательного пространства вуза, обеспечивающего развитие социальных компетенций обучающихся. Цель площадки предполагала создание таких условий на базе ЗабГГПУ/ЗабГУ. В рамках сотрудничества с РГПУ по программам повышения квалификации для работников системы ВПО прошли обучение несколько сотрудников вуза, позднее вошедших в группу организаторов научно-практического исследования фамилистической метакомпетентности студенческой молодежи. Электронные средства связи сделали возможным оперативный обмен информацией по инновационным методам работы с молодежью и обеспечили консультативную поддержку данного направления.
Также, благодаря дистанционным контактам через Интернет, возникло и укрепилось сотрудничество исследовательской группы с Национальным общественным комитетом «Российская семья» (Москва, С-Петербург), цель которого состоит в возрождении и развитии в государстве ценности семейного образа жизни, идеала полной здоровой семьи [5]. Большую роль в организации и проведении исследования имело знакомство с деятельностью региональных площадок комитета: «Семья как ресурс демографической политики» (г. Курск); «Социальная работа с семьями по профилактике жестокого обращения с детьми» (г. Мурманск); «Гендерная социализация в современной семье» (г. Пятигорск); «Семья в структуре институтов гражданского общества» (г. Уфа); «Школа семейного права» (г. Анапа); «Семья в полиэтничном социуме» (г. Сочи). В настоящее время обсуждается вопрос об открытии регионального отделения Комитета на территории Забайкальского края.
Посредством интернет-технологий исследовательская группа изучила опыт Комитета по проведению Всероссийских акций фамилистической направленности и использовала его в своей работе с молодежью г. Читы и Забайкальского края, организовав региональный федеральному аналог: «Каждого ребенка школьного возраста - за парту» (цель федеральной акции - профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних), региональный аналог «Собери ребенка в школу»; Благотворительная социальная акция «Новогодние поздравления детям» (цель акции - поздравление детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов), региональный аналог «Праздник в каждый дом»; благотворительная акция «Моя любимая игрушка» (цель акции - сбор и передача мягких игрушек детям из детских домов); акция «Общественность в защиту нравственности детей» (цель акции - предотвращение пропаганды насилия и жестокости в электронных СМИ, демонстрации фильмов, стимулирующих асоциальные формы), региональный аналог акция «Доброе кино» в рамках кинофестиваля; акция «Подари мне жизнь!» (цель акции - актуализировать защиту права нерожденного человека на жизнь), региональный аналог - акция «Нерожденные хотят жить».
Плодотворным стало участие студентов и преподавателей вуза в работе ежегодных международных конгрессов «Российская семья» как действенной площадки общественного диалога субъектов семейной политики в РФ, а также механизмом распространения накопленного опыта регионов: «Семья и образование», «Семья и здоровье», «Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики Российской Федерации», «Духовно-нравственное воспитание молодёжи: семейные национальные традиции», «Семейная педагогика: традиции и инновации», «Семья и демография: социальный потенциал развития межнационального согласия», соответственно годам.
Электронные средства связи во многом содействовали установлению контактов организаторов исследования с основными подразделениями Комитета: научно-педагогическим центром «Семья, гендер, демография» и инновационно-внедренческим центром «Российская семья». Интересной формой сотрудничества с НПЦ «Семья, гендер, демография» и созданным в нем Международным дискуссионным клубом «Семья: открытый диалог» стало участие преподавателей и студентов, участников исследования фамилистической метакомпетентности молодежи в организации свободных дискуссий on-line по наиболее острым проблемам современной семейной политики в России и мире. В частности, на интернет форумах клуба с нашим участием обсуждались темы: «Государство и семья: диалог и перспективы развития»: меняющиеся стратегии государственной семейной политики; «Семья - активный субъект семейной политики: опыт России и зарубежных стран»; «Семья и гражданское общество в России: общественные объединения как фактор развития семейной и демографической политики»; «Российская семья как институт гражданского общества»; «Молодежь и семейные отношения: модели современной успешной семьи - взгляд молодежи»; «Основы семейной культуры»; «Формирование стратегий ответственного родительства: основы формирования ответственного репродуктивного поведения»; «Ответственное отцовство - перспективная жизненная стратегия современного мужчины».
Основной целью инновационно-внедренческого центра «Российская семья» является обобщение существующего опыта работы с семьями посредством разработки студентами РГСУ инновационных фамилистически направленных технологий. Методы работы Центра во многом созвучны методам, используемым и в нашей практике: разработка и реализация научно-исследовательских, образовательных, социальных проектов; проведение лекций-презентаций по использованию социальных технологий в работе с различными категориями семей; встречи с интересными людьми, имена которых ассоциируются с семейными ценностями; выставочная и благотворительная деятельность; тренинги.
Существует реальная возможность делового и личного общения студентов и преподавателей РГСУ и ЗабГУ, занятых в реализации сходных проектов: «Музыкальный салон», «Семейная гостиная» (РГСУ) - «Литературно-музыкальная гостиная» (ЗабГУ), «Клуб молодой семьи» (РГСУ) - Семейный клуб (ЗабГУ), «Центр консультирования «Семья» (РГСУ) - психологическая служба (ЗабГУ), творческая мастерская «Добро без границ» (РГСУ) - Ассоциация волонтерских студенческих отрядов (ЗабГУ), театр марионеток «И оживают куклы», Театр Равных Возможностей, театр моды «Авангард» (РГСУ) - студенческие театры «уЛИКа», «Странник» (ЗабГУ), «Школа будущих мам», «Школа отцов» (РГСУ) - детский клуб (ЗабГУ), «Курсы домоводства» (РГСУ) - дизайнерский центр и мастерская по пошиву одежды (ЗабГУ) и т. д. Как показывает опыт, общение студентов из разных городов России позитивно влияет на учебную мотивацию по дисциплинам фамилистической группы, продуктивность работы с семьями родного региона, способствует расширению межличностных контактов [3, с.11].
Большие возможности в развитии фамилистической метакомпетентности молодежи имеет научная библиотека ЗабГУ посредством аккумуляции информационных технологий и ресурсов фамилистического содержания. Качественное информационно-организационное сопровождение фамилистически направленной деятельности осуществляется путем осуществления планового комплектования фонда литературы по различным отраслям фамилистики; обработки, описания, систематизации новых поступлений фамилистического содержания; персонального обслуживания пользователей информационными ресурсами фамилистического содержания. В вузе действует сервер тонких технологий, позволяющий участникам экспериментальной группы работать в АБИС ИРБИС, пользоваться электронными ресурсами РГБ, eLibrary, системой дистанционного обучения Мооdlе (количество постоянных пользователей более 600 человек в год). Справочно-поисковый аппарат филиалов библиотеки университета представлен не только традиционными карточными каталогами, но и электронными каталогами, что дает возможность существенно ускорить поиск необходимой информации по фамилистике и более полно удовлетворять растущие информационные запросы читателей. С 2008 года функционирует диссертационный зал для преподавателей, аспирантов и студентов университета, в том числе исследующих проблемы фамилистического содержания. Значимое место в деятельности научной библиотеки вуза занимают выставочные мероприятия, посвященные молодежи, партнерству, браку, семье: «Мир семьи» - к международному дню семьи, «Студенческая жизнь» и «Молодёжь: выбор пути» - ко Дню российского студенчества, «Молодежные субкультуры» - к Всемирному дню молодежи, «За гранью возможного» - к Всемирному дню Книги рекордов Гиннеса, «Образ матери в живописи» - ко Дню Матери; выставка, посвященная Православному Празднику Покрову Пресвятой Богородицы, «Здоровый образ жизни» - к Международному дню отказа от курения и др.
Принимая во внимание неоднозначность качества доступных молодежи интернет-ресурсов при их общей растущей популярности [2, с.117], мы сочли возможным, в контексте организационно-педагогического сопровождения виртуального общения студенческой молодежи, порекомендовать наиболее содержательные и «корректные» адреса сайтов по различным областям фамилистики. В составлении списка активное участие приняли студенты старших курсов экспериментальных групп и тьюторы, отразив в нем адреса государственных интернет-систем по вопросам семьи и семейной политики, официальные сайты профильных ведомств, учреждений и организаций, занимающихся различными видами помощи семье. Аналогичный перечень по вопросам организации работы с молодежью в высшей школе был составлен организаторами и экспертами для тьюторов эксперимента.
Как показали материалы анализа «Портфолио фамилиста» у студентов наиболее популярны следующие виртуальные сообщества, в разной степени отражающие фамилистическую тематику (на примере социальной сети «Вконтакте»): по социальной или профессиональной принадлежности: «Студенческая семья», «Молодые мамы» «Студенческий сервис», «Центр занятости молодежи», «Открыть свое дело», «Профессиональное сообщество психологов», «Юристы России» и др.; по гендерным характеристикам: « Мы - девушки», «Мужчины and женщины», «Мужской клуб» и др.; по выражению собственной социальной позиции: «Моя семья - супер!», «Мир без наркотиков», «Аборту НЕТ», «Красота спасет мир», «Я очень люблю своих родителей» и др.; по общему хобби: «Буду хорошей хозяйкой», «Клуб фотолюбителей», «Клуб любителей животных», «Учимся готовить быстро и вкусно», «Знаки зодиака», «Делаем сами» и др. [6, с. 154].
Важным для нас каналом коммуникации служит сайт университета, поддерживаемый Центром информационных технологий и пресс-службой вуза. Материалы фамилистической направленности размещены на следующих разделах сайта: история вуза (сведения о преподавательских династиях; информация о подразделениях вуза и их ведущих преподавателях, сотрудниках, включая информацию о характере их профессиональных предпочтений и личных достижениях, в том числе в деятельности фамилистической направленности); обращение к посетителям руководящего состава вуза (информация об образовательных возможностях вуза, его кадровом потенциале; достижениях молодежной деятельности фамилистической направленности; праздничное обращение руководителей вуза в канун значимых фамилистических дат и др.); анонсы фамилистически направленных мероприятий (научного - симпозиум, конференция, круглый стол, презентация; образовательного - открытая лекция, VEB семинар, занятия курсов повышения квалификации; прикладного значения - конкурс, шоу, выставка, соревнование, турнир, смотр); новостной блок (подробная информация о прошедшем событии фамилистической направленности, его представительстве и итогах); фотогалерея сайта (подборка тематических фото, освещающих фамилистические события в жизни вуза с комментариями пользователей); вопросы и ответы пользователям сайта, например, по социальной поддержке и защите студенческих семей и других категорий обучающихся, семьи которых оказались в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, информационно-средовая многомерность фамилистического образовательного пространства эффективно обеспечивает овладение обучающимися способами фамилистически направленной образовательной и квазипрофессиональной деятельности, способствует формированию и накоплению аксиологически значимых надпредметных знаний, умений, навыков, детерминирующих в дальнейшем процесс самостоятельных фамилистических поисков и открытий.
Рецензенты:
Виноградова Н. И., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования ЗабГУ, г.Чита.
Клименко Т. К., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ЗабГУ, г.Чита.