Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

MECHANISMS OF TRANSFORMATION IN THE SYSTEM OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Zykova N.N. 1
1 Volga State University of Technology
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменениями, происходящими в системе дошкольного образования, в том числе и на региональном уровне. Особое внимание уделено основным проблемам в вопросах обеспечения доступности услуг дошкольных учреждений. Обоснована необходимость совершенствования действующих и разработки новых механизмов, направленных на создание условий для сохранения и расширения доступности детских дошкольных учреждений. На примере Республики Марий Эл рассмотрены проблемы системы дошкольного образования. Описаны действующие в республике нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем доступности дошкольных учреждений. Проанализированы практики, применяемые регионами Российской Федерации для решения проблемы доступности дошкольных образовательных учреждений. Систематизация описанной информации об имеющихся проблемах, механизмах трансформации, а также мерах поддержки в сфере доступности дошкольного образования в Республике Марий Эл создает предпосылки для более эффективного управления данной системой.
The article deals with the questions which present the changes that occur in the system of pre-school education, including regional level. Particular attention is given to the main problems of ensuring the availability of pre-schools services. The necessity of improving existing and developing new mechanisms for the creating conditions and increasing the availability of childcare facilities are justified. The problems of pre-school education are also considered on the example of Mari El republic. The article contains exposition of the valid legislation acts which provide opportunities for the decision problems of the availability of pre-schools organizations. The practices for the decision problems of the availability of pre-schools organizations applied by Russian regions are mentioned and analyzed in the article. Systematization of information describing existing problems, the mechanisms of transformation, supporting measures of the pre-school education in the Mari El Republic determinates the preconditions for more effective management of the system.
regional programs of the pre-school educational system development.
variation forms of pre-school education
child care services
discourses about pre-school organization
crisis management practices
monitoring of pre-school educational services
the all-Russian movement «Russian children - affordable pre-school education»
«apartment kindergarden»
socialization of children
availability of pre-school education

Введение. Дошкольные образовательные учреждения являются важнейшим инструментом для социализации ребенка. Специалисты акцентируют внимание на критическом состоянии дошкольного образования в стране. Перепрофилирование или закрытие большого количества дошкольных образовательных учреждений привели к значительному сокращению данной сети и снижению охвата детей дошкольным образованием. На данный момент очереди в детские сады приобрели статус социального бедствия. По информации Министерства образования и науки РФ на 1 мая 2013 года услугами дошкольного образования охвачены 85 % от общего числа детей от трех до семи лет, которые могли бы посещать дошкольные учреждения [9]. Следовательно, эти дети дошкольного возраста в России лишены возможностей получения должного уровня социализации, медицинского обслуживания, полноценного дошкольного образования.

Цель: анализ проблем и перспектив, связанных с состоянием сети дошкольных образовательных учреждений и созданием условий для поиска и сохранения эффективных практик доступности системы дошкольного образования на региональном уровне.

Материалы и методы исследования. В исследовании были использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, сравнение; данные официальной статистики, нормативные правовые акты, анализ материалов интернет-сайтов, посвященных доступности дошкольного образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Предполагаемый год ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные учреждения в различных регионах Российской Федерации находится в диапазоне от 2013 до 2017 года. Родители в сложившейся ситуации пытаются привлечь внимание властей акциями протеста, голодовками, видеообращением к премьер-министру и Президенту Российской Федерации, созданием интернет-сайтов, с помощью которых можно отследить очередь на получение путевки в детский сад. В современных экономических условиях ситуация с дошкольными образовательными учреждениями характеризуется: дефицитом мест и перегруженностью детских садов; растущим неравенством между частными и муниципальными образованиями по уровню кадрового, материально-технического обеспечения детских садов; низкой заработной платой; многообразием форм «экономического участия» родителей в развитии детского сада; появлением нелегальных «квартирных детских садов», практикой индивидуальных доплат персоналу детского сада. Главной проблемой сферы дошкольного образования остается недостаточное финансирование.

Основную массу родителей устраивает традиционная модель функционирования детского сада, но государство не в состоянии обеспечить право детей на получение дошкольного образования. В Республике Марий Эл, как и в других регионах Российской Федерации, большая часть детей в возрасте от 1 до 7 лет не охвачена услугами дошкольного образования.

Власти Марий Эл и прокуратура приводят разные цифры по количеству детей, нуждающихся в местах в дошкольные учреждения. На 1 января 2012 года (более свежая статистика отсутствует) в марийской столице насчитывалось 2380 очередников. Через месяц интернет издание сообщает: прокурорская проверка показала, что на 1 января 2012 года в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении стоит 6080 человек [1]. Разница в данных статистики за месяц составила 3700 детей, маловероятно, что за это время они были обеспечены местами в детских садах. Важен и тот факт, что из общей очереди на получение путевок в детские сады льготники устраиваются в дошкольные образовательные учреждения вне очереди.

В 2011 году родители детей, которые не смогли получить путевки в муниципальные детские сады Республики, присоединились к общероссийскому движению «Российским детям - доступное дошкольное образование». В своих городах представители данного движения требуют от властей выполнения обязательств по обеспечению детей доступным дошкольным образованием, а также прозрачной и понятной системы распределения мест в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, исключающей возможность коррупции и других должностных злоупотреблений [6]. Материалы форумов дают возможность изучить наиболее распространенные дискурсы о родительстве и дошкольных учреждениях и становятся все более актуальными для российского контекста. В течение 2011 года родители в г. Йошкар-Оле организовали 2 митинга с лозунгом «За доступный детский сад!» (5 июля и 28 августа 2011 года). Эти события были освещены в средствах массовой информации Республики Марий Эл. После проведения митингов активистов движения «РДДДО» пригласили в Правительство РМЭ для обсуждения дальнейших перспектив решения проблемы. После проведения митингов ситуация с дошкольными учреждениями начала улучшаться. Согласно данным статистики, в советское время в городе Йошкар-Оле насчитывалось 106 дошкольных образовательных учреждений, по состоянию на 01. 09. 2013 года осталось только 50 муниципальных учреждений [2]. Их количество сократилось ввиду того, что помещения многих ведомственных детских садов были перепрофилированы под республиканские учреждения, проданы или сданы в аренду. В то же время новые детские дошкольные учреждения не строились. Причем, из того количества учреждений, которые раньше существовали, большинство именовалось детскими садами, т. е. принимали детей в возрасте с 3 до 7 лет. Наименьшее количество ясли - садами, организующими прием детей, начиная с возраста 1,5 лет. Сегодня, когда женщины в основном находятся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и затем выходят на работу, возникла потребность в ясельных группах, появился ажиотаж [3] .

В Республике Марий Эл за прошедшее время после проведения митингов «За доступный детский сад!» в муниципальную систему дошкольного образования возвращены 5 зданий бывших детских садов, что позволило обеспечить 1000 мест для детей дошкольного возраста. Тем не менее в Йошкар-Оле детям, родившимся в 2011 году, назначают комиссии по выдаче путевок в детский сад на 2015 год. Власти дали обещание ввести электронную очередь в 2012 году, но пока она не функционирует. «Есть большие проблемы с обеспеченностью местами в детских садах в городах и поселках городского типа, - говорит начальник отдела дошкольного воспитания Министерства образования и воспитания РМЭ Ольга Попова. - В сельских населенных пунктах такой проблемы нет. Сегодня ожидают своей очереди более 1770 детей в возрасте от полутора до пяти лет. Причем большая проблема существует именно с йошкар-олинскими детскими садами» [4].

В 2013 году на модернизацию системы дошкольного образования в Республике Марий Эл будет выделено 436 млн рублей, из них 349 млн 468 тыс. рублей поступят из федерального бюджета. Денежные средства будут направлены на капитальное строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений, в том числе на возвращаемые в систему дошкольного образования зданий, используемых не по назначению. Предполагается, что в течение 2013 года в 11 районах республики будут открыты 1476 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях [5]. Из средств регионального бюджета выделят около 87 млн 367 тыс. рублей, что составит 20 % от общей суммы финансирования. Анализ предполагаемых мест строительства новых детских садов в Марий Эл говорит о том, что они появятся как раз в сельских населенных пунктах, где нет проблем с местами в детские сады. Из шести запланированных для ввода дошкольных образовательных учреждений (детский сад на 280 мест в пгт. Медведево; детский сад на 100 мест в д. Сенькино (Медведевский район); пристрой на две дошкольные группы в детском саде «Петушок» (с. Виловатово Горномарийский район); детский сад на 110 мест в п. Шелангер (Звениговский район); детский сад на 64 мест в д. Поян-Сола (реконструкция помещений Поянсолинской основной общеобразовательной школы под детский сад в Звениговском районе); детский сад на 200 мест в микрорайоне «Машиностроитель» (г. Волжск)) только 2 относятся к городу: детский сад на 280 мест в пгт. Медведево и детский сад на 200 мест в микрорайоне «Машиностроитель» (г. Волжск) [5]. О строительстве в г. Йошкар-Оле новых детских садов речи не идет. По данным официального сайта правительства Марий Эл, в Йошкар-Оле с 2011 года запланировано начать строительство детского сада на 320 мест в микрорайоне «Восточный» [7]. На данный момент в СМИ нет информации о строительстве или сдаче данного объекта.

Проблема с детскими садами в разных регионах решается по-разному. Регионы для решения проблемы доступности дошкольных образовательных учреждений используют различные антикризисные практики:

  • создание интернет-сайтов, с помощью которых родители записывают детей в садик на специально созданном ресурсе и отслеживают очередь на получение путевки в дошкольное образовательное учреждение (Новосибирская область, Самара);
  • организация дошкольных групп при общеобразовательных школах (Архангельская и Сахалинская области);
  • достраивание третьих этажей на двухэтажных зданиях детских садиков (Красноярская и Мурманская области);
  • создание детских садов на первых этажах жилых домов (Санкт-Петербург, Сочи, Красноярский край);
  • закрепление за детскими садами право предлагать услуги по присмотру и уходу за детьми. Это означит, что можно открывать группы с соблюдением режима дня, но без специальных дошкольных образовательных программ (Алтайский край);
  • освобождение зданий детских садов от различных учреждений;
  • выплата денежной компенсации семьям, в которых дети не смогли получить путевку в муниципальный детский сад (Липецк, с 2013 года в Ямало-Ненецком автономном округе). Родители смогут направить эти деньги на оплату частного детского сада, услуг няни или пребывание ребенка в группах кратковременного пребывания;
  • развитие вариативных форм дошкольного образования (семейные детские сады - Республика Чувашия).

Во многих субъектах Российской Федерации уже разработаны программы развития дошкольного образования как составной части региональной системы образования. Субъекты Российской Федерации целенаправленно вкладывают средства в развитие системы дошкольного образования. Примером могут служить Волгоградская и Белгородская области, Республика Мордовия, город Москва. Многие регионы разработали республиканские целевые программы «Развитие системы дошкольного образования» на ближайшие годы (Башкортостан 2008-2013, Чувашия 2008-2020). Целью реализации которых является формирование эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей всем детям равные стартовые возможности для получения качественного дошкольного образования.

В Республике Марий Эл принято Постановление Правительства Республики Марий Эл от 07.12.2010 N 328 (ред. от 27.05.2013) «О республиканской целевой программе "Развитие образования в Республике Марий Эл на 2011-2015 годы». В качестве мероприятий, направленных на модернизацию дошкольного образования, предусмотрено развитие вариативных форм дошкольного образования, включая организацию дошкольных групп на базе учреждений общего и дополнительного образования. На финансирование данных мероприятий средства не заложены, срок исполнения 2013-2015 годы, ожидаемые качественные, количественные и стоимостные эффекты - увеличение доли детей, охваченных услугами дошкольного образования на территории Республики Марий Эл [8].

Для решения обозначенной проблемы с детскими садами необходимы пристальное внимание и определенные механизмы действия со стороны государства. Важными компонентом которых должны стать: анализ опыта формирования региональных программ развития дошкольных учреждений; рассмотрение практик поддержки семей с детьми за рубежом, проведение регулярных опросов родителей по оценке ситуации с детскими садами, изучение материалов форумов по разным аспектам практик дошкольного воспитания, налаживание диалога общественных организаций и органов власти по проблеме трансформации системы дошкольных образовательных учреждений в современных экономических условиях. Все дальнейшие действия органов власти необходимо направить на создание условий для сохранения и расширения доступности детских дошкольных учреждений для семей с детьми.

Выводы (заключение). Результатом проведенного анализа является выявление основных проблем и тенденций в вопросах развития доступности дошкольных образовательных учреждений, в т. ч. на региональном уровне. Совершенствование системы потребует привлечения новых ресурсов (организационных, кадровых, материальных) и внесение изменений в управление этой системой. В условиях трансформации современного общества система должна сочетать в себе разработку законодательно оформленных концептуальных основ и гибкое управление с помощью программно-целевых методов. Трансформация обычно предполагает «корректировку» взаимоотношений между человеком, общественной средой и ее инфраструктурой.

Рецензенты:

Ларионова Н. И., д.э.н., профессор кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.

Павлова А. Н., д.и.н., профессор кафедры истории и психологии ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.