Введение. Эффективность вузовской подготовки во многом определяется тем, в какой мере она открывает возможность для творческого развития студенческой молодежи, для развития ее личностного потенциала как субъекта образовательного процесса [1]. Во все времена значение высшей школы как социокультурного института проявлялось в ее способности сформировать среду интенсивного интеллектуального и гражданского роста молодых людей, в возможности дать шанс их разностороннему развитию не только в профессиональном, но и в мировоззренческом, социальном, нравственном отношении [5]. В этой связи продуктивная вузовская подготовка должна создавать почву для самореализации личности в образовательной сфере, содействовать росту сущностных сил студентов как активных участников учебно-профессиональной деятельности и плодотворной социальной жизни [8].
Цель исследования. В проводимом нами исследовании вузовской жизни студентов мы ставили целью уяснить какие моменты и аспекты этой жизни составляют условия для их продуктивной самореализации и в какой степени эти аспекты присутствуют, проявляются в сфере обучения современной студенческой молодежи.
Процедуры и методы. Посредством проведения пробных пилотажных опросов, наблюдений, выборочного интервьюирования, проведения фокус-групп выявлялись наиболее значимые предпосылки и условия самореализации личности в современном вузе. На основе полученных данных нами был разработан специальный опросник, который позволил провести более дифференцированный анализ составляющих компонентов вузовской самореализации студентов.
Выборка и экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 302 студента, обучающихся на старших курсах в четырёх вузах г. Белгорода. Экспериментальная выборка пропорционально набиралась из студентов технологического, гуманитарного и экономического университетов, а также юридического вуза МВД.
Логика и содержание исследования. В процессе проведения предварительного этапа была определена совокупность тем, вопросов и содержательных аспектов жизни студентов в вузе, наиболее значимых для их самореализации в обучении. После семантической обработки и обобщения полученных сведений были выделены три общие тематически связанные группы аспектов самореализации. На втором этапе эти полученные группы были подвергнуты более подробному изучению посредством проведения разработанного опросника вузовской самореализации. В итоге были выделены и проанализированы три составляющие самореализации студентов: 1) личностная включенность в обучение; 2) реализация способностей; 3) социальная интеграция в вузе [9].
1. Личностная включенность в процесс обучения
Первую группу субъективно значимых тем вузовской жизни составили такие аспекты жизнедеятельности студентов, которые непосредственно отражали их отношение к учебе как ведущей деятельности в текущий период жизни. Они отражали различные субъективно важные стороны процесса обучения и мотивации обучения в целом. В эту группу вошли такие позиции, как интерес к обучению, желание учиться в выбранном вузе, удовлетворенность обучением, ценность учебы, погруженность в учебный процесс, стремление быть похожим на своих преподавателей и представителей выбранной профессии, желание постичь профессию, целостно выразить и проявить себя в учебной и внеучебной деятельности вуза [4]. Выраженность этих аспектов позволяет судить о степени личностной причастности и приобщенности студента к обучению в выбранном вузе.
Таким образом, первая выделенная тематическая группа указывала на некую исходную составляющую самореализации в вузовском обучении, её базовый компонент, который мы интерпретировали как личностная включенность в процесс обучения [8].
Как показали обработанные данные проведенного опросника, по данному компоненту у половины студентов всех четырех вузов были отмечены средние и выше среднего значения (54%). Почти у половины студентов установлены пониженные оценки (46%), а выраженные значения личностной включенности в обучение установлены менее чем у одной пятой части студентов (19,3%).
Анализ структуры ответов на пункты опросника по данной сфере самореализации позволил пролить свет на особенности проявления личностной включенности в обучение студентов. Среди наиболее выраженных позиций выделяются следующие три:
- личностная значимость обучения в вузе;
- интерес к учебе;
- ценность вуза как источника знаний.
По первой позиции высокие значения отмечены у 20,2% студентов, выше среднего у 39,1% студентов, что в общей сумме составило более половины (59,3%). Между тем низкая значимость вузовского обучения выявлена всего у 2% студентов, а невыраженная значимость у 5%.
Сильно выраженный интерес к учебе был установлен у 18,2% студентов, а выраженный интерес у 37,1%, что также составило более половины охваченной обследованием молодежи (55,3%). Отсутствие интереса к учебе в вузе показали 3%, а невыраженный интерес - 8,3% студентов.
Ценность вуза как основного источника знаний и субъективно значимой информации особенно явно подчеркивается 15,9% студентов и в общем признаётся 35,8% студентов, т.е. в сумме половиной всех опрошенных (51,7%). Не согласны с таким положением 2,6% студентов, и 9,3% такой ценности вуза не видят.
Среди позиций, получивших наиболее низкие значения, выделяются следующие:
- стремление быть похожим на преподавателей;
- обучение как захватывающий процесс и источник вдохновения;
- трудность обучения;
- психологическая включенность в обучение и полезность потраченного на учебу времени.
В этом перечне вызывает серьезную озабоченность утрата вузовскими преподавателями статуса образца и примера для подражания у современных студентов. На пункт опросника «Я хотел бы быть похожим на многих преподавателей, у которых я занимаюсь» ответы распределились следующим образом. 35,1% студентов категорически не желают быть похожими на своих преподавателей, 27,8% разделяют эту точку зрения не в столь категоричной форме. И только 4,6% студентов действительно хотят быть похожими на тех, кто их обучает, к ним тяготеет ещё 9,3% от всех опрошенных. Таким образом, большинство студентов (62,9%) не находят в преподавателях значимого образца для своего профессионального и личностного становления.
В целом по общей модальности компонент «личностная включенность в обучение» отражает деятельностный аспект самореализации студентов, степень интенсивности их труда, увлеченности учебной деятельностью, уровень занятости ею, и в целом уровень осмысленности, субъективной значимости обучения. С точки зрения самореализации это важнейший компонент личностного становления, поскольку учебная деятельность как опыт самоизменений составляет основу развития и саморазвития [2].
2. Реализация способностей в вузовском обучении
Вторая группа тем и проблем вузовской жизни отражала степень и полноту раскрытия и развития личностных качеств студентов в вузовском обучении. Её составили такие важные моменты, как развитие личностного потенциала, возможность большего самопознания в процессе учебы, учеба как путь к достижению мечты, раскрытие склонностей и способностей, учеба в вузе как условие успеха и профессионального роста, возможности разностороннего самопроявления и самовыражения в процессе подготовки, наличие стимулов для проявления усилий в учебе и др. Совокупность этих аспектов отражала такую важную составляющую самореализации в вузовском обучении, как реализация способностей в процессе обучения.
Данная составляющая представляет центральный компонент самореализации студентов, поскольку её содержанием выступает план внутренних характеристик саморазвития в обучении [3]. Как показали данные опросника, средние и выше среднего значения установлены у 45% студентов, пониженные показатели проявились более чем у половины опрошенных студентов (55%), в то время как повышенные составили всего 15,9%.
Структурный анализ составляющих показателей данной сферы по результатам опроса выявил позиции, отмеченные более высокими оценками у студентов, к таким были отнесены следующие:
- понимание себя как успевающего студента;
- обучение вузе как пространство лучшего самопознания;
- полезность обучения по сравнению с другими занятиями.
Опрос показал, что подавляющее большинство студентов (67,8%) рассматривают себя как успевающих и способных в деле вузовского обучения.
При этом почти половина студентов (47%) считает, что учёба в вузе помогает им лучше понять себя, позволяет постичь свои сильные и слабые стороны, изменить себя к лучшему. Не разделяют этой точки зрения всего 18,2% из опрошенных студентов.
Существенная часть студентов признаёт бóльшую полезность обучения в вузе по сравнению с любыми другими занятиями (44,2%), из них твердо убеждены в этом 19,2%. Не согласны с таким мнением также 19,2%, из них категорично не согласны 5,6% студентов.
Вместе с тем выделяется ряд позиций данной составляющей самореализации, получивших низкие балльные нагрузки в проведенном опросе. Среди таковых отмечаются следующие:
- учеба в вузе как условие достижения успеха в жизни;
- вуз как среда полноценного самовыражения личности;
- полнота раскрытия личностных способностей в вузовском обучении;
- обучение в вузе как условие профессионального роста;
- вуз как среда развития субъективно значимых качеств.
Подавляющее большинство студентов (71%) признает, что отличные оценки и вузовские знания далеко не всегда способствуют успеху в жизни. Из них твердо убеждены в этом почти половина студентов (46%). Противоположного мнения придерживаются всего 13,9% студентов. Данный факт подкрепляется тем обстоятельством, что для половины студентов (50%) добросовестное обучение не является показателем профессионального роста, из них 15,2% весьма категоричны в этом мнении. Обратной точки зрения придерживаются всего 25,8% студентов, из них только 7,3% традиционно твердо связывают успешное обучение с профессиональным ростом личности.
По своему содержанию компонент «реализация способностей в обучении» отражает личностный аспект вузовской самореализации [9]. Не секрет, что реализация личности зависит от того, в какой мере ей удается реализовать свои способности и возможности в познании мира и своего «Я» в нём, в построении своей системы отношений с миром и к миру с тем, чтобы внеся в него свой личностный вклад, достичь осмысленности существования [3]. Безусловно, раскрытие внутреннего потенциала студентов, развитие их способностей, склонностей и интересов становится исходной точкой и отправляющим моментом успешной самореализации в обучении [8].
3. Социальная интеграция в ходе вузовской подготовки
Состав последней группы условий самореализации был получен за счёт таких аспектов вузовской жизни студентов, которые отражали степень их социальной интеграции в процессе обучения. Как отмечали сами студенты, без интенсивного и продуктивного межличностного общения реализовать себя как личность в вузе практически невозможно. Необходима некая питательная почва, среда, социальное участие и забота со стороны вуза, возможность личностного взаимодействия для разностороннего общения и личностного самовыражения [6]. Поэтому такие вопросы вузовской жизни, как внимание и забота о студентах, помощь вуза в решении студенческих проблем, организация их быта и досуга, наличие чувства общности, взаимной выручки и поддержки в студенческой среде, важность и устойчивость дружеских связей, чувство доверия, защищенности и уважения и др. в значительной степени способствуют успешному личностному росту студентов.
По данным проведенного опроса, у 83% студентов этот показатель самореализации получил среднее и выше среднего значения, причем повышенные оценки были установлены почти у половины всех опрошенных студентов - 46,1%. В то время как пониженные значения обнаружены только у 17% студентов.
В структуре данной сферы самореализации был выделен ряд пунктов, получивших повышенные значения по итогам проведения опросника. Среди них выделялись следующие:
- наличие взаимовыручки среди студентов;
- крепость товарищеских связей в студенческой среде;
- чувство общности личности в студенческой среде.
Так, большинство опрошенных студентов (76,2%) отмечали, что они всегда могут обратиться за помощью к товарищам по учебе, из них 41,4% твердо убеждены в уместности такого обращения. Не уверены в этом 9,6% студентов.
Крепость товарищеских уз проявляется в нежелании большинства студентов расстаться со своими товарищами по группе, курсу (70,5%). При этом слабость дружеских связей была отмечено всего у 13,6% студентов, из них 5,6% находятся в явно аутсайдерской позиции.
Чувство общности в студенческой среде также характерно для большинства опрошенных студентов. Так, 65,5% студентам не знакомо чувство одиночества в обучении, а 39,7% от общей выборки оно не имеет никакого отношения. Вместе с тем 34,4% опрошенных в разной степени испытывают состояние изоляции и социальной покинутости в студенческой среде.
Наряду с отмеченными позициями выделяются также пункты опросника с низкими оценками студентов, такие как:
- активное участие во внутривузовской жизни;
- интерес к делам и жизни вуза в целом.
Из опрошенных студентов 33,1% индифферентно относятся к мероприятиям и делам, проводимым в вузе, считают их пустой тратой времени. Противоположного мнения придерживаются 26,9%.
Устойчивый интерес к делам вуза и к учебе отмечается у 31,4% студентов, а 24,2% считают, что в жизни есть гораздо более важные и интересные дела, чем обучение в вузе. При этом 13,2% вообще крайне скептически смотрят на учебу в вузе и вузовскую жизнь в плане самореализации.
Показатели социальной интеграции студентов отражают третий социальный аспект самореализации в вузовском обучении. Он подразумевает наличие широкого поля разнообразных социальных контактов и взаимодействий студентов как субъектов не только учебной, но и общественной, творческой, социокультурной деятельности в целом. Для достижения самореализации молодому человеку необходимо быть интегрированным в как можно бóльшее количество социальных групп и общностей различной направленности [7].
Выводы. Результаты исследования показали, что для 39% студентов вуз выступает как пространство полноценной самореализации, а 23,6% не рассматривает его в таком качестве, для этих студентов образовательный процесс не обеспечивает в полной мере их притязания и запросы, а вуз не является «поставщиком» определяющих субъективно значимых ценностей. Многие молодые люди (63% от опрошенных) не стремятся идентифицироваться с преподавателями и руководствоваться предъявляемым к ним требованиям в обучении, отмечается также невысокий уровень персонификации вузовской подготовки, некоторая облегченность обучения. В сознании студентов обнаруживается несовпадение и даже расхождение линии успеха в вузовском обучении с линией жизненного успеха, а также линией профессионального роста. Субъективная значимость вузовской жизни для части студентов (46%) определяется в основном возможностями вуза как референтной среды общения и межличностного взаимодействия, как пространства для структурирования своего времени посредством межличностных интеракций.
В целом представленная выше совокупность условий самореализации студенческой молодежи требует более подробной детализации и, безусловно, не исчерпывает всего спектра условий ее успешной самореализации в вузовском обучении. Вместе с тем в выделенных выше компонентах самореализации представлены наиболее существенные её измерения, такие как деятельностное, личностное и социальное, что позволяет, на наш взгляд, эвристично изучать спектр исходных аспектов и механизмов, отвечающих задаче обеспечения пространства продуктивного развития личности в вузовском обучении.
Рецензенты:
Данакин Н.С., д.соц.н., профессор, директор НИИ Синергетики ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.
Ситаров В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», г. Москва.