Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

USING OF MODERN FUNCTIONS OF TRADITIONAL COSTUME IN ETHNO CULTURAL RUSSIAN AREA

Cherokova A.V. 1 Sedova I.G. 1
1 Ivanovo State University, Shuya branch Russia, Ivanovo region
Функции традиционного народного костюма рождают новые формы его бытования на современном этапе формирования этнокультурного пространства России. Новые формы, такие как информационность и трансформация, эстетическая, художественная, социокультурная направленность, используются в работе над исторической реконструкцией традиционного народного костюма. И, в свою очередь, они расширяются, развиваются, приобретают более яркую практическую направленность, переходя в широкий социальный процесс - движение молодых людей, увлечённых изучением и воссозданием костюма прошлых эпох.Конкурсы и фестивали способствуют общению и соприкосновению с народным искусством и миром высокой моды, молодежь в реальности, а не на словах оказывается вовлеченной в творческий процесс создания этнического костюма. Посредством этого формируется предпосылка толерантного отношения к обычаям и традициям разных народов и культур.
Functions of traditional national costume create new forms of its being on modern formation stage of ethno cultural area of Russia. New forms, such as: informationality and transformation, aesthetic, artistic,sociocultural directionality are used at a work under historical reconstruction of traditional national costume. And by turn, they expand, develop, become more brighter in their practical use, transferring to a wide social process – movements of young people carrying away by researching and recreation of the past age costume.Competitions and festivals promote communication and contact with national art and high fashion world in reality, not verbally; they are involved into creative process of making ethnic costume. By means of this, the prerequisite of tolerant relation to the customs and traditions and of different nations and cultures is created.
reconstruction.
functions of national costume
ethno design
ethno cultural area
Traditional national costume

Понятие «культурное пространство» широко используется в области философии, культурологи, этнографии и других наук. Рассмотрение понятия «этнокультурное пространство» представляет особый интерес, так как позволяет выявить и зафиксировать особенности духовной культуры и ценностные направленности народа.

Этнокультурное пространство- многоуровневая система, основанная на традиционной народной культуре. В неё входят музеи, научные организации, современные медиаресурсы этнокультурной направленности, образовательные учреждения и учреждения культуры, занимающиеся этнокультурным образованием и воспитанием; различные общественные объединения и организации, неформальные объединения и социальные инициативы со спонтанной и организованной трансляцией этнокультурных ценностей[2].

Народный костюм рассматривается современными учёными как важнейший элемент этнокультуры, потому чтоон служит показателем культурного развития общества,как частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. В разных частях света развитие общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии традиционных костюмов.

Народный костюм является одним из древнейших и массовых явлений традиционной народной культуры, так как обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки, - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Известны различные направления развития народных традиций в костюме: образно-ассоциативное перевоплощение источника, прямое заимствование принципов конструктивного построения, использование различных способов декоративного оформления и пр. Правильный ход трансформации особенностей народной одежды в современные образцы может быть лишь при подробном изучении функционального, утилитарно-эстетического строя костюма. В арсенале средств и способов построения народной одежды имеется множество прообразов направлений современного моделирования в определенных географических регионах. Самобытность, оригинальность народной одежды, ее форма, цвет, декоративное оформление, технология обработки, конструкция продиктованы различными культурными традициями, отличительными условиями жизни и деятельности человека.

Творчески поиск композиции нового модного направления может быть самостоятелен лишь при глубоком анализе того или иного национального источника с учетом региональных особенностей его распространения. При этом закономерным можно считать тот факт, что в настоящее время произошло некоторое слияние национальных черт в современном обобщенном образе. В таком случае требуется определить: где это может быть положительным фактором, а где - моментом, требующим деликатного вмешательства специалиста. Такое аналитическое отношение к народному костюму способствует развитию современного моделирования на основе широкого диапазона предложенного творческого источника.

Исследование функций народного костюма содействует выявлению оптимальных форм испособов гармонизации бытия личности, а их анализ открывает перспективу нового взгляда на многие традиционные проблемы эстетики и культурологии, что имеет теоретическое и практическое значение.Традиционный народный костюм современен, и его эстетическая ценность приобретает историческое значение по мере отмирания и преобразованияпрежних функций.Сегодня народный костюмобогащается новыми функциями: информационно-формирующей и художественно-эстетической. Это происходит, потому чторождаются новые формы бытования народного костюма, и происходит это на современном этапе в ходе формирования этнокультурного пространства, России в частности.

Каждая из новых функций создает в реальном современном мире новые формы бытования: используется как источник информации и трансформации. Сохраняется народный костюм и как объект эстетического любования. В последние годы народный костюм часто выступает как художественное произведение, обогащая замыслы современных художников-модельеров. К народному костюму сейчас обращаются исследователи в области этнохудожественного образования, используя весь спектр традиционных функций народного костюма, в том числе рассматривая его как социокультурный объект[3].

Это используется нами в поиске методов, способов, разработке приёмов для применения традиций народного костюма в рамках этнокультурного пространства России. Нами рассматриваются два метода: историческая реконструкция народного костюмаи созданиеновых объектов с применением элементов традиционного народного костюма (этнодизайн), с его последующим анализом.

Историческая реконструкция родилась как один из методов экспериментальной археологии,суть его в том, что на практике проверяются функциональные особенности реконструированных вещей (технологий). Они полностью дублируют подлинники, поэтому с данными «копиями исходного материала» можно проводить эксперименты. Традиционный народный костюм и его реконструкция служат витриной исторического фонда, этнографической красочности и эмоционального настроя людей прошлого. Способствует этому грамотная политика государства, направленная на расширенное приобщение молодого поколения к историческим корням своего народа. География реконструированных костюмов огромна, как и наша Родина - это костюмы всех северных и южных областей, костюмы малых народов и костюмы этнических народов, населяющих нашу страну.

Сегодня методы исторической реконструкции расширяются, развиваются и приобретают более яркую практическую направленность, переходя в широкий социальный процесс - движение в основном молодых людей, увлечённых изучением и воссозданием костюма прошлых эпох; научная реконструкция находит применение не только в прикладной истории, музейной практике, но и в образовательном процессе.

В свою очередь, существует несколько видов исторической реконструкции:реконструкция, предположительная реконструкция, копия, собирательный костюм, бутафорский костюм, костюм-образ.Из всего многообразия видовв практической деятельности нами используются реплика и костюм-образ, так какнаиболее отвечают основным целям и задачам образовательного и воспитательного процессов, одна из которых - гармонизация личности.

Реплика - костюм, изготовленный так же, как и копия, но из современных материалов, наиболее приближенных к оригиналу.

Костюм-образ изготавливается не по конкретному аналогу, а в соответствии с ассоциациями, навевающимися литературно-изобразительной стилистикой[5].

Современный метод приобщения к традициям, применяемый нами и в образовательном процессе, этопрактическая направленность в форме этнодизайна - создании моделей одежды с использованием элементов традиционного народного костюма. Проблемами этнодизайна и культурным взаимодействием традиционного костюма с современной модой занимаются многие исследователи, и не только художники-модельеры, а лица разных профессий, близкие или далёкие от научной и художественной деятельности, знакомые и не знакомые с художественным творчеством.

Впервые этностиль возник около 200 лет назад. В наши дни переживает свое второе рождение. Привлекательность этнодизайна - его максимальная демократичность, гибкость и открытость. Это направление принципиально не признает четко очерченных стилистических рамок, ставя во главу угла экзотику, яркость и необычность, порой даже на грани эпатажа. В большинстве случаев работыне стремятся к точному воссозданию конкретного национального колорита. Здесь главная задача путем использования этнического декора, формы, цвета,нетрадиционных приёмов, новых материалов, нестандартных эстетических решений придать одежде выразительность, заставить её заиграть новыми красками.

В этнодизайне существует очень много направлений. Помимо наиболее популярных, африканского или восточного вариантов этнического дизайна, существуют десятки всевозможных этностилей.

Этностиль в одежде высоко ценится художниками модельерами всего мира, такое признание среди профессионалов обеспечило богатое поле для экспериментов с нарядами. В 60-е годы прошлого века Ив Сен Лоран первым впустил этнические нотки в свои изысканные коллекции. Его показы изобиловали шелковыми традиционными нарядами Китая, колоритными образами Марокко, здесь часто можно было встретить элементы, характерные для русского стиля.

Известный японский модельер Kenzo сочетал современность с этностилем в одежде своих коллекций. Благодаря этому японскому дому моды мир осознал, что народные элементы способны удачно вписываться в классический стиль одежды.

Изучение древних технологий художественной обработки ткани - народного ручного узорного ткачества, набойки, лоскутного шитья, художественных особенностей текстильного орнамента, орнаментальной символики является неотъемлемой частьюэтнодизайна.

Использование нами этих двух методов (этнодизайна и исторической реконструкции) в профессиональной подготовке будущих педагогов-художников осуществляется с целью формирования их профессиональных качеств (творческая активность и креативное мышление), проектной и исследовательской культуры, национального самосознания, развития гармоничной личности.Способы реализации результатов проектно-исследовательской деятельности разнообразны, среди них всевозможные этнофестивали, конкурсы народного костюма, художественные и культурные проекты.

Можно отметить Московский международный конкурс Высокой моды национального костюма «Этно - эрато», Ярославский всероссийский конкурс «Русский костюм на рубеже эпох», Всероссийский фестиваль моды и дизайн «Донские зори». Нельзя не отметить также конкурсы и фестивали регионального масштаба, проходящие в нашей области: это фестиваль молодёжных театров моды «Мир молодых» и фестивали «Ситцевая радуга в Шуе», «Льняная палитра в Плёсе».

Каждый из этих конкурсов по своему интересен и уникален, но объединяет их содействие глубокому изучению национального костюма, формирование интереса к культуре и искусству разных народов России, взаимопроникновение и развитие «диалога культур».

На протяжении пяти лет на факультете искусств Шуйского филиала Ивановского университета в рамках этнохудожественного центра «Истоки» среди множества студий и коллективов этого центра работает студия реконструкции и дизайна костюма «Традиция».Студенты - студийцы активно участвуют во всевозможных ярмарках, выставках, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

Коллектив «Традиция» трижды участвовал в престижном международной конкурсе «Этно-Эрато», среди именитых и многочисленных постоянных участников конкурса получил второе место в номинации «Лучший славянский костюм». Коллектив студентов и преподавателей участвовал в IVВсероссийском конкурсе «Русский костюм на рубеже эпох» (г.Ярославль) и в номинации «Этнографический костюм» стал почётным дипломантом. Творческие коллекции наших студентов «Восточная» и «Ярмарка» награждались дипломами в категории «Арт-Дизайн», на Всероссийском фестивале моды и дизайна в городе Ростов-на-Дону. Также коллектив регулярно участвует в региональных фестивалях и конкурсах, где работа студентов отмечается дипломами и заслуживает положительные оценки.

Общаясь между собой, соприкасаясь с удивительным миром народного искусства и миром высокой моды в реальности, а не на словах, наши студенты оказываются вовлеченными в творческий процесс создания этнического костюма, посредством чего формируется предпосылка толерантного отношения к обычаям и традициям разных народов и культур. Подобные фестивали и конкурсы демонстрируют уникальность традиционного национального костюма, его этническую самобытность и многообразие в сочетании с тенденциями современной высокой моды.Участие в них расширяет рамки этнокультурного пространства, способствует гармонизации личности, развитию самосознания, позволяет сформировать в сознании современного человека образ мира. Современные формы бытования народного костюма, основанные на функциях традиционного народного костюма, обогащают систему методов воздействия на представления и переживания современного человека, позволяют определить его место в этнокультурном пространстве России.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»

Рецензенты:

Океанский В.П., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой культурологии и литературы Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя.

Океанская Ж.Л., доктор культурологии, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Ивановский институт ГПС МЧС России», Российская Федерация, г.Иваново.