Понятие «культурное пространство» широко используется в области философии, культурологи, этнографии и других наук. Рассмотрение понятия «этнокультурное пространство» представляет особый интерес, так как позволяет выявить и зафиксировать особенности духовной культуры и ценностные направленности народа.
Этнокультурное пространство- многоуровневая система, основанная на традиционной народной культуре. В неё входят музеи, научные организации, современные медиаресурсы этнокультурной направленности, образовательные учреждения и учреждения культуры, занимающиеся этнокультурным образованием и воспитанием; различные общественные объединения и организации, неформальные объединения и социальные инициативы со спонтанной и организованной трансляцией этнокультурных ценностей[2].
Народный костюм рассматривается современными учёными как важнейший элемент этнокультуры, потому чтоон служит показателем культурного развития общества,как частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. В разных частях света развитие общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии традиционных костюмов.
Народный костюм является одним из древнейших и массовых явлений традиционной народной культуры, так как обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки, - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Известны различные направления развития народных традиций в костюме: образно-ассоциативное перевоплощение источника, прямое заимствование принципов конструктивного построения, использование различных способов декоративного оформления и пр. Правильный ход трансформации особенностей народной одежды в современные образцы может быть лишь при подробном изучении функционального, утилитарно-эстетического строя костюма. В арсенале средств и способов построения народной одежды имеется множество прообразов направлений современного моделирования в определенных географических регионах. Самобытность, оригинальность народной одежды, ее форма, цвет, декоративное оформление, технология обработки, конструкция продиктованы различными культурными традициями, отличительными условиями жизни и деятельности человека.
Творчески поиск композиции нового модного направления может быть самостоятелен лишь при глубоком анализе того или иного национального источника с учетом региональных особенностей его распространения. При этом закономерным можно считать тот факт, что в настоящее время произошло некоторое слияние национальных черт в современном обобщенном образе. В таком случае требуется определить: где это может быть положительным фактором, а где - моментом, требующим деликатного вмешательства специалиста. Такое аналитическое отношение к народному костюму способствует развитию современного моделирования на основе широкого диапазона предложенного творческого источника.
Исследование функций народного костюма содействует выявлению оптимальных форм испособов гармонизации бытия личности, а их анализ открывает перспективу нового взгляда на многие традиционные проблемы эстетики и культурологии, что имеет теоретическое и практическое значение.Традиционный народный костюм современен, и его эстетическая ценность приобретает историческое значение по мере отмирания и преобразованияпрежних функций.Сегодня народный костюмобогащается новыми функциями: информационно-формирующей и художественно-эстетической. Это происходит, потому чторождаются новые формы бытования народного костюма, и происходит это на современном этапе в ходе формирования этнокультурного пространства, России в частности.
Каждая из новых функций создает в реальном современном мире новые формы бытования: используется как источник информации и трансформации. Сохраняется народный костюм и как объект эстетического любования. В последние годы народный костюм часто выступает как художественное произведение, обогащая замыслы современных художников-модельеров. К народному костюму сейчас обращаются исследователи в области этнохудожественного образования, используя весь спектр традиционных функций народного костюма, в том числе рассматривая его как социокультурный объект[3].
Это используется нами в поиске методов, способов, разработке приёмов для применения традиций народного костюма в рамках этнокультурного пространства России. Нами рассматриваются два метода: историческая реконструкция народного костюмаи созданиеновых объектов с применением элементов традиционного народного костюма (этнодизайн), с его последующим анализом.
Историческая реконструкция родилась как один из методов экспериментальной археологии,суть его в том, что на практике проверяются функциональные особенности реконструированных вещей (технологий). Они полностью дублируют подлинники, поэтому с данными «копиями исходного материала» можно проводить эксперименты. Традиционный народный костюм и его реконструкция служат витриной исторического фонда, этнографической красочности и эмоционального настроя людей прошлого. Способствует этому грамотная политика государства, направленная на расширенное приобщение молодого поколения к историческим корням своего народа. География реконструированных костюмов огромна, как и наша Родина - это костюмы всех северных и южных областей, костюмы малых народов и костюмы этнических народов, населяющих нашу страну.
Сегодня методы исторической реконструкции расширяются, развиваются и приобретают более яркую практическую направленность, переходя в широкий социальный процесс - движение в основном молодых людей, увлечённых изучением и воссозданием костюма прошлых эпох; научная реконструкция находит применение не только в прикладной истории, музейной практике, но и в образовательном процессе.
В свою очередь, существует несколько видов исторической реконструкции:реконструкция, предположительная реконструкция, копия, собирательный костюм, бутафорский костюм, костюм-образ.Из всего многообразия видовв практической деятельности нами используются реплика и костюм-образ, так какнаиболее отвечают основным целям и задачам образовательного и воспитательного процессов, одна из которых - гармонизация личности.
Реплика - костюм, изготовленный так же, как и копия, но из современных материалов, наиболее приближенных к оригиналу.
Костюм-образ изготавливается не по конкретному аналогу, а в соответствии с ассоциациями, навевающимися литературно-изобразительной стилистикой[5].
Современный метод приобщения к традициям, применяемый нами и в образовательном процессе, этопрактическая направленность в форме этнодизайна - создании моделей одежды с использованием элементов традиционного народного костюма. Проблемами этнодизайна и культурным взаимодействием традиционного костюма с современной модой занимаются многие исследователи, и не только художники-модельеры, а лица разных профессий, близкие или далёкие от научной и художественной деятельности, знакомые и не знакомые с художественным творчеством.
Впервые этностиль возник около 200 лет назад. В наши дни переживает свое второе рождение. Привлекательность этнодизайна - его максимальная демократичность, гибкость и открытость. Это направление принципиально не признает четко очерченных стилистических рамок, ставя во главу угла экзотику, яркость и необычность, порой даже на грани эпатажа. В большинстве случаев работыне стремятся к точному воссозданию конкретного национального колорита. Здесь главная задача путем использования этнического декора, формы, цвета,нетрадиционных приёмов, новых материалов, нестандартных эстетических решений придать одежде выразительность, заставить её заиграть новыми красками.
В этнодизайне существует очень много направлений. Помимо наиболее популярных, африканского или восточного вариантов этнического дизайна, существуют десятки всевозможных этностилей.
Этностиль в одежде высоко ценится художниками модельерами всего мира, такое признание среди профессионалов обеспечило богатое поле для экспериментов с нарядами. В 60-е годы прошлого века Ив Сен Лоран первым впустил этнические нотки в свои изысканные коллекции. Его показы изобиловали шелковыми традиционными нарядами Китая, колоритными образами Марокко, здесь часто можно было встретить элементы, характерные для русского стиля.
Известный японский модельер Kenzo сочетал современность с этностилем в одежде своих коллекций. Благодаря этому японскому дому моды мир осознал, что народные элементы способны удачно вписываться в классический стиль одежды.
Изучение древних технологий художественной обработки ткани - народного ручного узорного ткачества, набойки, лоскутного шитья, художественных особенностей текстильного орнамента, орнаментальной символики является неотъемлемой частьюэтнодизайна.
Использование нами этих двух методов (этнодизайна и исторической реконструкции) в профессиональной подготовке будущих педагогов-художников осуществляется с целью формирования их профессиональных качеств (творческая активность и креативное мышление), проектной и исследовательской культуры, национального самосознания, развития гармоничной личности.Способы реализации результатов проектно-исследовательской деятельности разнообразны, среди них всевозможные этнофестивали, конкурсы народного костюма, художественные и культурные проекты.
Можно отметить Московский международный конкурс Высокой моды национального костюма «Этно - эрато», Ярославский всероссийский конкурс «Русский костюм на рубеже эпох», Всероссийский фестиваль моды и дизайн «Донские зори». Нельзя не отметить также конкурсы и фестивали регионального масштаба, проходящие в нашей области: это фестиваль молодёжных театров моды «Мир молодых» и фестивали «Ситцевая радуга в Шуе», «Льняная палитра в Плёсе».
Каждый из этих конкурсов по своему интересен и уникален, но объединяет их содействие глубокому изучению национального костюма, формирование интереса к культуре и искусству разных народов России, взаимопроникновение и развитие «диалога культур».
На протяжении пяти лет на факультете искусств Шуйского филиала Ивановского университета в рамках этнохудожественного центра «Истоки» среди множества студий и коллективов этого центра работает студия реконструкции и дизайна костюма «Традиция».Студенты - студийцы активно участвуют во всевозможных ярмарках, выставках, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.
Коллектив «Традиция» трижды участвовал в престижном международной конкурсе «Этно-Эрато», среди именитых и многочисленных постоянных участников конкурса получил второе место в номинации «Лучший славянский костюм». Коллектив студентов и преподавателей участвовал в IVВсероссийском конкурсе «Русский костюм на рубеже эпох» (г.Ярославль) и в номинации «Этнографический костюм» стал почётным дипломантом. Творческие коллекции наших студентов «Восточная» и «Ярмарка» награждались дипломами в категории «Арт-Дизайн», на Всероссийском фестивале моды и дизайна в городе Ростов-на-Дону. Также коллектив регулярно участвует в региональных фестивалях и конкурсах, где работа студентов отмечается дипломами и заслуживает положительные оценки.
Общаясь между собой, соприкасаясь с удивительным миром народного искусства и миром высокой моды в реальности, а не на словах, наши студенты оказываются вовлеченными в творческий процесс создания этнического костюма, посредством чего формируется предпосылка толерантного отношения к обычаям и традициям разных народов и культур. Подобные фестивали и конкурсы демонстрируют уникальность традиционного национального костюма, его этническую самобытность и многообразие в сочетании с тенденциями современной высокой моды.Участие в них расширяет рамки этнокультурного пространства, способствует гармонизации личности, развитию самосознания, позволяет сформировать в сознании современного человека образ мира. Современные формы бытования народного костюма, основанные на функциях традиционного народного костюма, обогащают систему методов воздействия на представления и переживания современного человека, позволяют определить его место в этнокультурном пространстве России.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»
Рецензенты:
Океанский В.П., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой культурологии и литературы Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя.
Океанская Ж.Л., доктор культурологии, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Ивановский институт ГПС МЧС России», Российская Федерация, г.Иваново.