Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REALIZATION OF THE TEENAGERS’ EDUCATIONAL NETWORKING IN THE INTERACTIVE LEARNING

Komarova I.V. 1
1 The Orenburg State University (OSU)
Describing the experimental work stages of the represented pedagogical condition’s realization, the author of the article defines a networking as one of the most common and popular forms of modern teenagers’ communication. Havingthe potential of forming activity, educational networking involves intensive communicative activity of educational processparticipants, diversity and change of the types, forms, methods of activity, it has a directed-managed character and presents an effective mechanism of interactive learning. This type of interaction was aimedat the enrichment of the cognitive component of theteenager’s personalitystructure by using Internet resources in educational activity: e-mail, e-libraries, educational sites, portals, blogs; at the development of external and internal motivation to undertaken activities (to a foreign language learning); at the recognition of educational, personality-developing networkingpotential outsidethe school.
socialization and education of the teenager’s personality
foreign language
interactive learning
modern teaching technologies
Internet resources
educational networking

Как отмечено в положениях государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, неотъемлемой частью современной инфраструктуры общего образования выступает высокотехнологичная, информационно насыщенная образовательная среда как ведущее условие обновления содержания и технологий образования.

Информационно-сетевое расширение школьной среды за счет использования цифровых образовательных ресурсов обусловило возможность перехода от линейной модели обучения к нелинейной, когда подросток становится ответственным субъектом интерактивного обучения как формы самостоятельной познавательной деятельности с акцентом на развитие интереса, активности и обеспечения учебной успешности каждого подростка.

Реализация сетевого образовательного взаимодействия подростков в интерактивном обучении предполагала направленное обогащение когнитивного компонента структуры личности подростка, посредством использования в процессе образовательной деятельности цифровых образовательных ресурсов: электронной почты, электронных библиотек, образовательных сайтов, порталов, блогов, что способствовало развитию внешней и внутренней мотивации к осуществляемой деятельности, осознанию образовательных, личностно-развивающих возможностей сетевого взаимодействия внешкольного пространства.

Поскольку в современном социуме действуют совершенно новые механизмы социализации и воспитания личности, место которым уступили устоявшиеся и весьма действенные в недалеком прошлом, появилась необходимость использования в образовательном процессе более современных, технологичных, привлекательных для подростков форм образовательного взаимодействия, среди которых сетевые формы - наиболее эффективные и экономичные [4].

Сетевое взаимодействие, представляя собой одно из самых распространенных и массовых форм общения современных подростков, обладает потенциалом формирующей активности, предполагает интенсивную коммуникативную деятельность участников образовательного процесса, разнообразие и смену видов, форм, способов деятельности, а потому может быть представлено действенным механизмом интерактивного обучения.

«С каждым годом Всемирная паутина становится все более доступной и объединяет все большее количество пользователей. Интернет отличают интерактивность, персональный подход, мгновенность (скорость передачи информации постоянно растет), доступность, измеримость (можно быстро оценить популярность той или иной публикации), гибкость, взаимосвязанность (наличие гиперссылок)» [1, с. 98].

Обучение, как отмечал С. Л. Рубинштейн, является основным видом деятельности, в котором формируется личность. Сетевое взаимодействие как механизм интерактивного обучения нацелено на овладение социальным содержанием иноязычной культуры, а именно - овладение необходимыми для общения речевыми умениями (говорением, аудированием, чтением, письмом) и собственно умением общаться.

В интерактивном обучении нет традиционного учителя как такового, но учат сами формы организации сетевого взаимодействия. Это пространство реализации принципа «диалога культур», средовая возможность социального выражения и утверждения индивидуальных и возрастных особенностей личности подростка.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме peaльного времени» в любой точке мира, не выходя из дома.

Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, pегулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т.п.

Направленно-управляемый характер сетевого взаимодействия подростков обусловлен тем обстоятельством, что на сегодняшний день актуализируется задача формирования культуры отношения к Интернету в совокупности рисков его воздействия на психическое развитие подростка.

В опытно-экспериментальной части нашего исследования процесс организации сетевого взаимодействия начинался с определения основных задач, которые необходимо было решить в процессе интерактивного обучения: активное включение участников образовательного процесса в осуществляемую деятельность; освоение новых форм познания, формирование нового знания и применение его в реальной действительности; развитие познавательных интересов, коммуникативных умений, способности к самостоятельной образовательной деятельности (в том числе в сети Интернет) и др.

Мы предположили, что основным итогом проводимой нами опытно-экспериментальной работы в этом направлении станет повышение у подростков значимости познавательной составляющей сетевого взаимодействия, развитие у них мотивации к изучению предмета «иностранный язык» и применению коммуникативных знаний и умений в реальном общении.

Для решения обозначенных направлений на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами было проведено направленное анкетирование подростков.

Анализ ответов на первый вопрос анкеты показал, что большинство подростков считают сетевое взаимодействие значимым, прежде всего, для сферы досуга (развлечение и общение), затем располагается информационная осведомленность и учебная деятельность (соответственно: 46,5 %; 31,7 %; 14,2 %; 7,6 %).

Ответы на вторую группу вопросов показали, что теоретически подростки осознают и не исключают личностно-развивающий, социализирующий потенциал сетевого взаимодействия, способный положительно повлиять на уровень их образованности в целом (63,2 %). Однако выразили сомнение в отношении уровня владения иностранным языком (32,6 %), объяснив это сложностью предмета для самостоятельного изучения, отсутствием учителя и возможности говорить вслух.

Следует отметить, что 54,3 % подростков использует цифровые ресурсы в образовательных целях: в основном при подготовке рефератов, презентаций, сообщений или докладов по теме. Чаще всего при выполнении домашнего задания по английскому языку 32,4 % опрошенных подростков используют электронный словарь, электронный переводчик, грамматические справочники, 67,6 % подростков не используют Интернет-ресурсы, не видя в этом необходимости.

Особо значимым для нашего исследования был анализ отве­тов на последнюю группу вопросов анкеты, поскольку важнейшим показателем развития когнитивного компонента личности подростка как социального субъекта межличностных отношений выступает, на наш взгляд, умение говорить, высказываться (выражать свои мысли, отношение) на иностранном языке в реальной ситуации общения.

На этапе констатирующей диагностики только 8,6 % от общего числа опрошенных подростков имели опыт общения с представителями других культур в переписке, тогда как 91,4 % объяснили это нежеланием, неспособностью, неготовностью общаться на иностранном языке, страхом «ничего не понять», выглядеть «глупо».

Обобщающий анализ ответов на вопросы анкеты определил, со своей стороны, содержательные моменты и логику данной составляющей нашей опытно-экспериментальной работы. Ведущим фактором достижения позитивной динамики показателей социализирующего влияния на подростка личностно-развивающего интерактивного обучения явилось активное включение подростка в направленно-управляемое сетевое взаимодействие посредством использования в процессе образовательной деятельности цифровых ресурсов.

Как известно, современные Интернет-технологии позволяют побывать в любой точке мира, не выходя из дома, учиться, работать, совершить покупки и т.д. На уроках иностранного языка подросткам сообщалось об образовательных возможностях цифровых ресурсов, подчеркивалась роль существующих образовательных интернет сообществ в приобретении навыков общения на иностранном языке с представителями других культур, представлялись интернет-адреса зарекомендовавших себя образовательных сообществ, объединивших учащихся, родителей и учителей со всего мира (http://www.epals.com/) и предназначенных как для совместной работы, так и самостоятельного обучения в сети.

В качестве домашнего задания к уроку по теме «Painting» («Живопись») подросткам было предложено посетить сайт http://www.moma.org/ и познакомиться с экспозицией виртуального музея современного искусства в Нью-Йорке (The Museum of Modern Art, Mo MAHighlights, New-York). Прослушав короткие рассказы гида на английском языке об экспонатах, представленных в этом музее, и приняв участие в интерактивных играх, подростки готовили диалоги, в которых делились впечатлениями от увиденного.

На одном из уроков по теме «Writting a postcard» («Учимся подписывать открытку») подросткам было предложено поучаствовать в проекте «Посткроссинг», созданном для возможности получения открыток со всего мира. Данный вид сетевого взаимодействия обладает гуманизирующим, личностно-развивающим, творческим потенциалом, мотивирует к изучению иностранного языка, общению на нем с представителями других культур. Как отмечают сами посткроссеры, участие в проекте стало для многих из них хобби, дарящим возможность «путешествовать по всему миру», получить «заряд позитива» и «элемент сюрприза». Подростки стали интересоваться культурой стран своих друзей по переписке, собирать открытки определенной тематики и обмениваться ими по почте.

При изучении темы «London» подросткам было предложено зайти на сайт http://www.geocam.ru/ и увидеть в режиме реального времени Трафальгарскую площадь с помощью установленной там веб-камеры. Активировать функцию «сделать фото с камеры» и отослать сообщения с фото и кратким описанием увиденного на английском языке своим друзьям и учителю на электронный адрес почты подросткам позволил функциональный контент сайта.

Данный ресурс находится в свободном доступе и позволяет любому желающему увидеть известные достопримечательности мира и события, происходящие там, в момент речи. На сайте можно также посмотреть прогноз погоды, ознакомиться с кратким описанием достопримечательности на иностранном языке, прочитать комментарии других пользователей и добавить свой комментарий, ознакомиться со списком других камер, которые могут Вас заинтересовать.

Используя данный ресурс на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, мы ориентировались на личностно-развивающие, образовательные возможности его использования, к которым отнесли: освоение знаний страноведческого характера, приобретение нового опыта деятельности и общения на иностранном языке, применения знаний и умений на практике в реальной (неучебной) ситуации, развитие самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.

Для развития навыков аудирования, понимания на слух иноязычной речи подростки слушали английские аудиокниги, предложенные учителем, в свободное от учебы время. Поскольку цифровое пространство предлагает огромное количество аудиокниг для скачивания разных уровней, со скриптом (script - текст, сценарий) и без, учитель представлял электронные адреса сайтов с необходимыми ресурсами для скачивания: http://www.english-course.narod.ru/. К примеру, после самостоятельного прослушивания текста «London» подростки выполняли ряд заданий, представленных в электронном документе в дополнение к скаченному аудио-файлу, письменно и отправляли учителю для проверки на электронный адрес почты. Среди заданий были следующие: для проверки понимания услышанного (ответить на вопросы письменно, определить верно/ неверно ли предложение), развития языковых навыков (завершите фразу, расположите предложения в правильном порядке), решение ситуаций (представьте, что Вы на выходных в Лондоне, напишите открытку другу, рассказывая о том, чем Вы занимались сегодня), работа на проектом (расскажите и опишите свой город: его историю, первых поселенцев, достопримечательности, горожан). На уроке подростки представляли устно свои проекты, сопровождая рассказ мультимедиа-презентацией.

По окончанию формирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы провели повторное анкетирование подростков.

Анализ содержания анкет показал положительную динамику выделенных нами показателей. Так, ответы на первый вопрос анкеты относительно роли сетевого взаимодействия в различных сферах деятельности подростков в целом выявили тенденцию к гармонизации: возросло осознание значимости сетевого взаимодействия в информационной (24,5 %) и учебной (12,3 %) областях, снизилось доминирующее присутствие сетевого взаимодействия в сфере досуга: развлечений (38,4 %) и общения (24,8 %).

Формирующая педагогическая деятельность в обозначенном направлении привела к значимым изменениям в аспекте повышения статуса сетевого взаимодействия в личностно-развивающем, образовательном плане, что в свою очередь раскрыло социализирующие возможности интерактивного обучения.

Так, число подростков считавших, что сетевое взаимодействие не может повысить уровень владения английским языком, сократилось до 19,3 %. Вместе с тем значимо вырос процент подростков, полагающих, что сетевое взаимодействие положительно влияет на уровень их образованности в целом (78,3 %), и использующих цифровые ресурсы в образовательных целях (64,7 %).

Значительно сократилось число подростков, не использующих цифровые ресурсы при выполнении домашнего задания по иностранному языку (9,4 %). В ответах опрошенных подростков (73,9 %) к вариантам «электронный словарь, электронный переводчик, грамматические справочники», добавились: «интернет-сайты, электронная почта, электронные библиотеки, образовательные порталы, блоги, индивидуальный файл с заданием, Скайп, социальные сети (Facebook, Twitter)».

Таким образом, целенаправленная педагогическая работа по включению подростков в процесс сетевого взаимодействия способствовала развитию у подростка, как социального субъекта межличностных отношений, коммуникативных умений, т.е. умения выражать свои мысли и отношение к предмету разговора на иностранном языке в реальной ситуации общения, преодолев страх и неуверенность в своих силах, что подтверждается положительной динамикой выделенного личностного качества.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбург.

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры теории и методологии образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбург.