Интеграция в мировую систему образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики в сфере образования [3]. С этой целью в 2011 г. в вузах началась реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, существенно изменившего систему подготовки специалистов.
В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов, особенностью ФГОС ВПО третьего поколения является то, что в его основе лежит компетентностный подход к обучению. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Обязательным компонентом образовательной программы становится научно-исследовательская работа студента [7]. Такой подход к обучению влечет за собой существенные изменения в учебном процессе и, как следствие, огромную работу по его методическому обеспечению.
В условиях реформирования высшей школы и перехода на ФГОС третьего поколения важнейшей формой образовательного процесса становится самостоятельная работа студентов, которая включает в себя различные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время [4]. Внеаудиторную самостоятельную работу студентов можно разделить на две части: работа, организуемая преподавателем в рамках выполнения учебного плана, и работа, выходящая за пределы освоения учебной программы, выполнение студентами творческих и проектных заданий для участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Первый вид самостоятельной работы студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием методических руководств и пр. Самостоятельная работа студентов вне учебного плана очень разнообразна и во многом зависит от инициативности кафедры, информированности студентов и их желания участвовать во внеучебных мероприятиях, умения преподавателей стимулировать такого рода деятельность [6].
В Пятигорском медико-фармацевтическом институте - филиале ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России (ПМФИ) реализуется основная образовательная программа в соответствии с ФГОС по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация» (квалификация «специалист»).
На кафедре неорганической химии ПМФИ осуществляется обучение студентов по дисциплине «Химия общая и неорганическая» (I семестр) и по вариативной части дисциплины «Основы бионеорганической химии» (II семестр). Для реализации образовательного стандарта третьего поколения профессорско-преподавательский состав кафедры неорганической химии проводит постоянный поиск новых форм организации учебного процесса.
В ходе реализации компетентностного подхода к обучению на кафедре неорганической химии применяются различные формы и методы работы со студентами, при которых студент не только получает знания, умения и владения, необходимые для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, но и развивает критическое мышление, способность креативно мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях, формирует навыки публичного общения и профессиональной речи [2].
Одним из направлений реализации компетентностного подхода на кафедре является организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студента под контролем преподавателя на занятии осуществляется по конкретным индивидуальным заданиям с четко обозначенной целью. Более половины лабораторных занятий проводятся по индивидуальным заданиям в форме учебно-исследовательских работ (УИРС) или с элементами УИРС. Выполнение таких работ формирует у студентов способность самостоятельно обосновывать предполагаемые результаты опытов, умения экспериментально их подтверждать и формулировать обобщающие выводы. На обеспечение осознанной деятельности студентов также ориентированы индивидуальные задания для самостоятельной внеаудиторной подготовки к занятиям (домашние задания в письменной форме).
Новый образовательный стандарт ставит перед преподавателями задачу не просто научить студентов определенным дисциплинам, а научить их учиться, добывать знания, работая самостоятельно. Эффективной формой самостоятельной работы студентов на кафедре неорганической химии является система занятий по индивидуальному плану, в соответствии с которой студенты, имеющие достаточно высокий уровень подготовки, во втором семестре выполняют под контролем преподавателя ряд заданий с элементами проблемности, требующих не только знаний, но и логического мышления, умения анализировать информацию и аргументировать свой ответ. Указанная форма работы, осуществляемая вне учебного плана, способствует формированию у студентов-первокурсников познавательной самостоятельности - качества, позволяющего человеку пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Реализация современных требований ФГОС третьего поколения к увеличению доли самостоятельной работы студентов до 50 % от общего количества учебной нагрузки возможна только при условии эффективной организации учебного процесса с привлечением доступных современных технологий и максимального обеспечения студентов института информационными ресурсами. Кафедра неорганической химии рассматривает использование электронных ресурсов как способ расширения результативной самостоятельной работы студентов. На сайте ПМФИ опубликованы учебно-методические материалы кафедры, в том числе учебные и учебно-методические пособия, тесты. В научной библиотеке института имеются электронные учебники по дисциплинам, изучаемым на кафедре неорганической химии. Доступ студентов к информационным системам обеспечивается в учебных корпусах института в специально оборудованных компьютерных классах с подключением к сети Интернет, а также в общежитиях по беспроводной технологии Wi-Fi. Однако следует отметить, что далеко не все выпускники школ, ставшие студентами-первокурсниками, владеют навыками эффективной самостоятельной работы с электронными ресурсами. Поэтому профессорско-преподавательский состав кафедр I курса призван развивать у студентов умения и навыки извлечения и обработки информации не только из традиционных бумажных носителей, но и электронных.
Целью современного образовательного процесса является не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и воспитание творческой личности. В течение многих лет на кафедре функционирует студенческое научное общество (СНО). Формой участия студентов-первокурсников в работе СНО является поиск и реферирование литературных данных по актуальным темам общей, неорганической и бионеорганической химии. На заседаниях кружка СНО заслушиваются проблемные доклады и реферативные работы студентов, лучшие из которых представляются на ежегодные внутривузовские студенческие конференции. Студенты I курса также активно участвуют в подготовке и проведении кафедрой неорганической химии уже ставших традиционными «Менделеевских чтений» и студенческих конференций по различным тематикам: «Знаменательные даты великих химиков», «Знаменательные даты великих открытий», «Химия и нанотехнологии», «Биосистемы и металлы-токсиканты». В рамках подготовки к конференциям проводится конкурс на лучший устный доклад, лучшие презентации и стенгазеты по заданным темам. Участие в подобных мероприятиях позволяет студентам с разным уровнем успеваемости не только повышать знания по изучаемой дисциплине, но и раскрывать свой творческий потенциал, делать первые шаги в научно-исследовательской работе, которая в соответствии с новым ФГОС является обязательным компонентом образовательной программы.
Следует отметить, что многие студенты 1 курса, из числа выполняющих задания по индивидуальному плану и активно участвующих в работе кружка СНО, впоследствии становятся аспирантами.
Необходимо помнить о тесной взаимосвязи путей и способов (образовательных технологий) выработки компетенций и методов оценки степени их сформированности (оценочные средства). В соответствии с ФГОС оценка качества подготовки студентов должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации. Текущая аттестация представляет собой проверку усвоения учебного материала, систематически осуществляемую на протяжении семестра. Промежуточная аттестация обычно осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее части. Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, а в некоторых случаях - даже формирование определенных профессиональных компетенций. Основными формами промежуточной аттестации являются зачет и экзамен [4].
Текущий контроль знаний студентов на кафедре неорганической химии ПМФИ, позволяющий преподавателю владеть реальной информацией о степени усвоения учебной программы каждым студентом на данном этапе обучения, осуществляется всесторонне путем регулярной проверки наличия у студентов выполненных домашних заданий в письменной форме; проведением индивидуального опроса каждого студента в конце занятия в устной или письменной форме с целью защиты выполненной лабораторной работы или индивидуального задания; тестированием в конце каждого лабораторного или практического занятия по изучаемой теме; проведением контрольных работ и коллоквиумов, завершающих изучение отдельных блоков дисциплины; итоговым тестированием, проводимым в конце семестра. Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Химия общая и неорганическая» (I семестр) является экзамен, который проводится в традиционной устно-письменной форме, и зачет по вариативной части дисциплины «Основы бионеорганической химии» (II семестр), осуществляемый в тестовой форме на компьютерах.
Получить наиболее полную информацию о качестве обучения и индивидуальных результатах студентов позволяет использование рейтинговой системы как одной из форм совершенствования организации учебного процесса и повышения мотивации студентов к активной систематической учебной работе [5].
Анализ работы кафедры неорганической химии ПМФИ показывает, что студенты младших курсов не могут сами контролировать ход учебы, поддерживать ритмичную систематическую работу в течение всего семестра. Решению этих проблем способствует применение балльно-рейтинговой системы (БРС), в соответствии с требованиями которой в течение пяти лет осуществляется учебный процесс на кафедре неорганической химии. Положение о БРС разрабатывается до начала семестра, утверждается на заседании кафедры, доводится до сведения студентов на первой лекции или первом лабораторном занятии и вывешивается на кафедральном стенде с информацией. Рейтинговые баллы студентов систематически заносятся каждым преподавателем в рейтинговые листы и доводятся до сведения студентов. В конце семестра производится подсчет общей суммы баллов, полученных каждым студентом, на основании чего определяется семестровый рейтинг в процентах. Результаты рейтинга обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Экзаменационная оценка по дисциплине «Химия общая и неорганическая» определяется итоговым рейтингом по дисциплине. Итоговый рейтинг по дисциплине (Рд) является средним арифметическим семестрового (Рс) и экзаменационного (Рэкз) рейтингов и вычисляется по формуле:
Рд = (Рс + Рэкз) / 2.
Неотъемлемым требованием к БРС является её прозрачность, поэтому на каждом этапе обучения студенты имеют возможность получить достоверную информацию о своих рейтинговых баллах. Опыт работы кафедры неорганической химии подтверждает, что применение БРС в учебном процессе способствует развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины, формирует у студентов навыки самоконтроля, требовательности к себе, повышает заинтересованность в результатах своей успеваемости, активизирует самостоятельную систематическую учебную деятельность, а также позволяет на ранних этапах выявить как слабых, так и сильных способных студентов [1].
Осуществление реализации новых образовательных стандартов третьего поколения на кафедре неорганической химии Пятигорского медико-фармацевтического института показывает необходимость использования не только уже существующих эффективных форм организации учебного процесса, но и постоянного поиска инновационных и практико-ориентированных технологий обучения, которые позволят обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов.
Рецензенты:
Компанцев В.А., доктор фармацевтических наук, профессор, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г.Пятигорск.
Говердовская Е.В., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.