Развитие информационных технологий, появление новых технических средств оказывают влияние на сферу образования. С самого начала информатизация образования преследовала цель качественного улучшения, совершенствования содержания и методов образования, способного привести к формированию «нового интеллектуального фона, новой операционной обстановки, органически и естественно используемой ребёнком в его развитии в школе и дома» (А. П. Ершов, 1981 г.). Подобная постановка целей информатизации образования актуальна и на сегодняшний день, однако за прошедшие десятилетия весьма сильно изменились представления о путях их достижения, способах использования средств информационных технологий в образовательном процессе. Одной из причин таких изменений является развитие самих информационных технологий и средств информатизации, кардинально изменившихся за десятилетия их внедрения в образовательный процесс.
Анализируя современные научные исследования, практику информатизации образования и состояние развития информационных технологий, мы приходим к выводу о том, что основными направлениями, «точками роста» в области внедрения средств информатизации и информационных технологий в образовательный процесс в настоящее время являются такие направления информатизации, как:
- Использование Интернета и интернет-технологий как источника содержания, новых форм и методов образовательного процесса.
- Использование интерактивного мультимедийного оборудования для разработки новых способов предъявления учебного материала, организации обратной связи на учебном занятии, коллективных форм работы учеников.
- Использование мобильных технологий, мобильных пользовательских устройств как инструмента учебной деятельности обучающихся.
Рассматривая указанные направления, можно пока констатировать, что они преимущественно развиваются автономно [1, 4, 7]. Но при этом значительный потенциал заключается в возможности интеграции этих направлений, что, в частности, может предполагать разработку специализированных образовательных сервисов Интернета (веб-приложений) для работы с интерактивной доской [3, 8]. Разработка подобного сервиса в настоящее время проводится нами в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 12-06-12013).
Что мы вкладываем в понятие интернет-сервиса (веб-приложения) для интерактивной доски? Мы полагаем, что это некоторый интернет-портал, инструментарий которого позволит преподавателям и обучающимся:
- Проводить предварительную подготовку к учебным занятиям (подбор электронных образовательных ресурсов, разработку наглядного сопроводительного материала, составление заданий и др.), используя домашние компьютеры со стандартным набором пользовательского программного обеспечения.
- Работать с инструментами интерактивной доски (инструменты письма и рисования, работа с коллекциями образовательных ресурсов, осуществление обратной связи) без установки специализированного программного обеспечения и привязки к конкретным компьютерам учебных классов.
- Получать через Интернет доступ к материалам проведенных занятий с целью их повторного изучения или использования для подготовки к новым занятиям по аналогичной или смежной тематике.
- Создавать тематические коллекции электронных образовательных ресурсов для их использования на занятиях, проводимых в учебных классах с интерактивной доской [3].
С нашей точки зрения, подобный интернет-портал позволит решить целый ряд технических и организационных проблем, возникающих при использовании в образовательном процессе интерактивной доски [5]. Это проблемы установки на компьютерах программного обеспечения интерактивной доски, выбора места подготовки к учебным занятиям, несоответствия версий компьютерных программ для отображения мультимедийных материалов, наличия в образовательном учреждении различающихся моделей интерактивной доски, последующего доступа к материалам учебных занятий для педагогов и обучающихся. При этом публикация электронных материалов учебных занятий в сети Интернет позволяет, в свою очередь, решить и ряд значимых педагогических задач, связанных с расширением возможностей доступа обучающихся к учебной информации, организацией дистанционной поддержки и обратной связи, формированием сетевого образовательного сообщества педагогов и обучаемых в сети Интернет.
Интернет-портал интерактивной доски создан нами в структуре социальной образовательной сети Волгоградского государственного социально-педагогического университета [10]. Данный сайт носит название «Уроки», создан на основе системы управления содержимым сайтов WordPress и оформлен в виде каталога электронных материалов для интерактивной доски (рис. 1). Каждый элемент каталога содержит все необходимые материалы для одного конкретного учебного занятия, проводимого с интерактивной доской.
Рис. 1. Стартовая страница интернет-портала интерактивной доски
Чтобы раскрыть специфику предлагаемого нами портала, опишем принятые при его создании решения в части организации доступа пользователей, планирования внутренней структуры, оформления страниц с электронными материалами уроков и наличия средств для работы с инструментами интерактивной доски, организации обратной связи и распространения материалов, а также собственно разработки публикуемых на портале электронных материалов уроков для интерактивной доски.
Учетные записи пользователей. Выше уже было отмечено, что портал создан в структуре более крупной социальной образовательной сети. Такой подход предполагает, что рассматриваемый нами интернет-портал и социальная образовательная сеть имеют единую базу учетных записей пользователей, единую систему аутентификации и авторизации. Вместе с тем для полноценной работы с интернет-порталом интерактивной доски требуется «стать участником», что в свободном режиме каждый пользователь может сделать, выбрав соответствующую опцию на главной странице данного портала. Участники портала (т. е. потенциально – все участники социальной образовательной сети) автоматически получают возможность разработки собственных ресурсов, публикации электронных материалов урока. Участники портала могут изменять только собственные материалы портала, а информация, размещенная другими пользователями, доступна им только для чтения.
Помимо роли участников, пользователям портала могут быть назначены роли редактора и администратора. Редактор портала имеет возможность изменения и удаления страниц и других электронных материалов всех пользователей портала. Администратор в дополнение к этому может изменять настройки портала и управлять статусом пользователей.
Внутренняя структура портала. Так как портал создан на основе WordPress, то его структура в своей основе определяется стандартными элементами для данной системы управления сайтами. К таким стандартным элементам относятся страницы, записи и рубрики (категории). Так, в виде страниц оформлены разделы с описанием портала, календарем занятий, правилами работы и справочной информацией. Элементы типа «запись» используются для оформления самих материалов уроков, а также для ведения блога портала с целью информирования пользователей о появлении нововведений.
Важную роль в оформлении структуры портала играет механизм рубрик, который позволяет каждую запись соотнести с разделами каталога уроков, т. е. собственно создать структуру этого каталога, а также обеспечить возможности поиска и навигации внутри каталога. При этом каждый элемент каталога соотнесен и с учетной записью разработчика, что позволяет структурировать каталог по авторам, т. е. быстро получать доступ к урокам конкретного педагога, выбирать по различным признакам необходимые материалы лишь в каталоге конкретного автора. Данная возможность уже не является стандартной для сайтов на основе WordPress, и в нашем случае она представляется важной, так как соответствует логике использования ресурсов портала с учебными материалами для интерактивной доски основными его потребителями – педагогами и обучающимися конкретного образовательного учреждения, связанными процессом изучения той или иной дисциплины.
Специфические отличия предлагаемого нами портала проявляются и во внешнем оформлении каталога. Несмотря на то, что основой портала является блог-ориентированная система управления содержимым, каталог уроков оформлен в виде трехколоночной плиточной структуры с возможностью интерактивной выборки необходимых материалов по представленным категориям (рис. 2). Элементы управления каталогом сделаны интуитивно понятными и крупными по размеру, что важно при работе с ними при помощи сенсорной панели интерактивной доски. Например, выбрав изображение или название урока, можно быстро перейти к непосредственной работе с его материалами.
Рис. 2. Каталог уроков с электронными материалами для интерактивной доски
Оформление страниц с материалами уроков. Здесь проявляется самое заметное отличие предлагаемого нами портала от других интернет-ресурсов образовательной тематики, так как страницы с материалами уроков предназначены для просмотра на интерактивной доске, что определяет наличие целого ряда требований к отображению информации, а также организации соответствующих управляющих элементов.
Так, страницы с материалами уроков оформлены не в виде непрерывного текста, а в виде сменяемых слайдов, содержащих текст, графические изображения, видеоролики, онлайн-презентации и др. (рис. 3). При этом в окне браузера максимально возможное поле отводится именно для материалов урока, а управляющие элементы оформлены в виде компактных всплывающих панелей. При использовании стандартного для интерактивной доски разрешения и полноэкранного режима работы браузера страница с материалами уроков занимает все пространство интерактивной доски.
Рис. 3. Учебный контент и управляющие элементы на первом слайде страницы урока
К управляющим элементам относится стрелка «Вперед», кнопки пролистывания слайдов урока, выбора конкретного слайда, а также перехода на стартовую страницу сайта. На первом слайде каждого урока в верхней его части представлены элементы перехода в общий и личный каталоги интернет-портала. Помимо этого, на страницах уроков в «заэкранной» части приводятся сведения об авторе (с возможностью перехода в каталог уроков указанного автора), названия соотнесенных с уроком рубрик, дата публикации, форма для обратной связи. Авторы уроков имеют также возможность быстрого редактирования материалов урока.
Предполагается также, что помимо демонстрации на интерактивной доске заранее заготовленных материалов, педагоги и обучающиеся могут использовать инструменты письма и рисования. Для этого на портале предусматриваются инструменты, позволяющие: 1) создавать электронные маркерные доски в виде встроенных объектов на слайдах уроков; 2) использовать универсальную электронную маркерную доску всего урока; 3) делать пометки электронным пером поверх демонстрируемых материалов на слайдах уроков. При этом в первых двух случаях предполагается сохранение состояния электронной доски – всего написанного «от руки» электронным пером на интерактивной доске. Что касается самого пера, то предусматривается возможность выбора размера и цвета, использования ластика и отмены последних изменений, переключения между режимами интерактивной доски и работы с материалами уроков на обычном компьютере. Возможность использования электронной доски открыта только для автора каждого конкретного урока, для остальных пользователей портала электронная доска доступна только для просмотра.
Организация обратной связи и распространения материалов. Данные направления реализуются как средствами самого портала, а также посредством того, что предлагаемый нами портал является частью социальной образовательной сети.
Так, на самом портале обратная связь может осуществляться через комментирование материалов уроков, записей блога портала, а также форму вопросов и ответов. При этом распространение материалов может осуществляться стандартным способом посредством технологии RSS, что позволяет пользователям читать публикуемые материалы через персональные RSS-ленты, либо отображать сведения о новых уроках и записях в блоге на других сайтах.
Вместе с тем основной поток распространения материалов портала и получения обратной связи может осуществляться через механизмы социальной образовательной сети, так как анонсы всех публикуемых на портале материалов автоматически встраиваются в общую ленту активности социальной сети и отображаются на страницах пользователей – участников интернет-портала.
Подобная организация потоков информации позволяет выполнять следующие операции:
- оперативно получать, читать и комментировать анонсы о новых материалах уроков, размещенных на портале;
- добавлять анонсы о новых материалах в собственные разделы «Избранное» для последующего быстрого доступа к данным анонсам, а также к самой странице с материалами уроков;
- через инструмент «Поделиться» публиковать ссылки на анонсы уроков во внешних социальных сетях и на внешних сервисах Интернета (ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google+ и др.);
- отмечать анонсы уроков меткой «Мне нравится»;
- рекомендовать ссылки на материалы уроков через упоминание пользователей в ленте активности.
При рекомендации материалов через упоминание пользователю приходит уведомление через социальную сеть, а также по электронной почте.
Разработка электронных материалов уроков. Описывая в рамках данного направления отличительные особенности рассматриваемого интернет-портала, прежде всего следует указать, что нами была принята модель гибридной разработки контента для сайтов Интернета. Непосредственно средствами портала задается структура страниц с материалами уроков, размещается текст, графические изображения и различные файлы. При этом элементы более сложной структуры и мультимедийного характера создаются при помощи внешних сервисов Интернета, подключаются к странице с материалами уроков в виде внедренных объектов. Такой подход позволяет многократно усилить возможности пользователей портала по выбору технологий и средств для разработки электронных материалов уроков, а также обеспечить непрерывное расширение спектра допустимых средств и технологий, обеспечиваемое общим процессом развития сервисов Интернета. Помимо этого такой подход значительно снижает нагрузку на сервер интернет-портала, обеспечивает пользователю высокое качество обслуживания за счет привлечения ресурсов специализированных сервисов Интернета для обработки мультимедийного содержания.
Непосредственная разработка (оформление) материалов уроков осуществляется на специальной странице в административной части портала (рис. 4). Как и предполагается для большинства сайтов, созданных на основе WordPress, основная часть работы осуществляется в текстовом редакторе, где в визуальном режиме, либо в режиме текстовой разметки требуется описать содержимое страниц с материалами уроков, разместив на них текст, графические изображения и другие элементы. При этом специфическое отличие предлагаемого нами портала заключается в оформлении слайдов, которые создаются при помощи разделителя страницы – в итоговом варианте страница отображается блоками (слайдами) как фрагментами текста между разделителями.
При разработке материалов урока требуется также указать название (тему) урока, соотнесенные рубрики и графическую миниатюру. В дополнение к этому разработчику доступны возможности сохранения урока в виде черновика (для последующей доработки и публикации), отложенной публикации, просмотра ревизий документа, управления комментариями.
Рис. 4. Редактирование материалов урока в административной части портала
Как уже было отмечено, мультимедийные элементы уроков создаются при помощи специализированных сервисов Интернета и добавляются на страницы уроков в виде внедренных объектов. В настоящее время в Интернете существует множество самых разнообразных сервисов для разработки сетевого контента, позволяющих создавать и размещать в открытом доступе видеозаписи, презентации, интерактивные плакаты, карты знаний, интерактивные книги, текстовые документы, электронные таблицы и многое другое [2, 6, 9]. Как правило, сервисы предоставляют пользователю необходимые инструменты для разработки электронных материалов, их публикации с нужным уровнем доступа, а также внедрения собственного контента на страницы других сайтов Интернета.
Внедрение внешних объектов на рассматриваемом нами портале осуществляется через копирование фрагментов кода, предлагаемого сервисами на страницах с публикуемым мультимедийным содержанием. При этом для наиболее популярных сервисов реализован упрощенный механизм внедрения через простое копирование адреса интернет-страницы того или иного объекта мультимедиа на внешнем сервисе Интернета. Данный механизм базируется на технологии oEmbed, в том числе с использованием аггрегатора embed.ly, открывающего доступ к простой публикации контента более чем 250 сервисов Интернета.
Таким образом, завершая описание интернет-портала для интерактивной доски, хотим указать, что предлагаемая разработка нацелена, прежде всего, на усиление инструментальных возможностей сервисов Интернета, позволяющих использовать интерактивную доску в образовательном процессе. Этот портал обеспечивает совместную разработку образовательного контента, его открытую публикацию и организацию на этой основе взаимодействия педагогов и обучаемых как пользователей сети Интернет. Обладая указанными свойствами, данный портал в полной мере реализует идеи сервисов веб 2.0, развитие которых напрямую зависит от качества предлагаемого инструментария и активности пользователей, предполагает постоянное накопление опыта и ресурсов пользователей, имеющих реальную ценность при проведении учебных занятий с использованием интерактивной доски. В связи с этим развитие портала нами видится в дальнейшей разработке собственно электронных материалов уроков, что будет осуществляться многими педагогами в процессе реализации образовательного процесса с использованием интерактивной доски.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 12-06-12013.
Рецензенты:
Гермашев И.В., д.т.н., профессор, профессор кафедры информатики и информатизации образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.
Смыковская Т.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики обучения математики и информатики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.