Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF ETHNIC VALUE ORIENTATIONS IN PROVINCIAL YOUNG PEOPLE PROFESSIONAL CAREER PLANNING

Berkutova D.I. 1 Gromova E.M. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov
This article deals with the problem of influence of personal ethnic value orientations to modern provincial young people professional career planning. The authors prove the necessity of its decision under the conditions of the poliethnic and policultural Russian society. Pedagogical support is given like the main method of decision this problem. The content of term «pedagogical support» is analyzed in the article and its role in professional career planning is also described. The Schwartz S.H. value conception is described. The analysis of modern provincial young people value orientation and aggression by A. Assinger research results (Ulyanovsk State Pedagogical University) is given too. The results of value experimental research of the modern Russian students are given in the article. The professional career planning dependence on personal ethnic value orientations of modern provincial young people is discovered.
pedagogical support
professional career
ethnic value
value orientation

Актуальность проблемы планирования личностью своего профессионального будущего обусловлена политическими, социально-экономическими и психологическими факторами развития России, а также ее активного вхождения в процессы, происходящие в настоящее время в системе образования многих европейских государств.

Следует отметить, что проблема самоопределения человека в различных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной, долгое время являлась предметом исследований ученых. Однако до недавнего времени термин «профессиональное самоопределение» рассматривался как синоним понятия «выбор профессии» и в большинстве научных работ господствовала идея о необходимости установления соответствия человека требованиям профессиональной деятельности, а не наоборот. Примером тому служит традиционный профессиональный отбор и подбор, а также профессиональная ориентация молодежи. При этом зачастую лишь декларировалось положение о том, что личность является субъектом профессионального самоопределения. В современных условиях четко ощущается ограниченность данного подхода, что приводит исследователей к стремлению расширить временные границы профессионального самоопределения и рассматривать его внутренние механизмы.

Согласно И. С. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанные с ними модели поведения. И продолжается до ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека [5].

В пору юности все определеннее и отчетливее складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные и социокультурные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Студенты существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и характеру, но и по своим интересам, способностям, потребностям, этнокультурным характеристикам. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути.

Главнейшим показателем профессионального становления молодежи является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии и места работы. Эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. А поскольку личность постоянно развивается, то постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает испытывать неудовлетворенность своим профессиональным положением. Возникающая в связи с этим психическая напряженность, тревожность, беспокойство, неуверенность в будущем заставляют человека снова искать себя в профессии, рефлексировать собственные профессиональные достижения, корректировать карьеру и. т. д. [3, с. 15-17].

Все вышесказанное подчеркивает особую актуальность проблемы подготовки подрастающего поколения к планированию профессиональной карьеры в современных условиях, когда большинство молодых людей склонны делать ошибки при построении своего профессионального будущего. Среди наиболее распространенных заблуждений можно выделить: следование чужому мнению - друзей, родителей, средств массовой информации; стремление к достижению славы, власти, большого материального дохода с помощью профессии и др. Чтобы избежать этих и многих других ошибок, необходимо целенаправленно готовить молодежь к планированию профессиональной карьеры.

В связи с этим традиционно сложившийся подход в области подготовки молодежи к выбору будущей сферы профессиональной деятельности, связанный с профориентацией, на современном этапе необходимо коренным образом менять. Исследователи в области социальных наук, в частности педагоги, находятся в активном поиске альтернативных подходов, отражающих более гибкие способы помощи в проектировании карьеры, обеспечивающих максимум свободы в сочетании с ответственностью за свой выбор.

В психолого-педагогической литературе в качестве термина, характеризующего новый подход, употребляется «педагогическая поддержка».

Концептуальные представления о педагогической поддержке как разновидности педагогической деятельности сформированы под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в России и за рубежом в русле философской, педагогической и психологической антропологии. Как отмечают ученые, педагогическая поддержка, наряду с социализацией, обучением и воспитанием учащегося, является самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития личности. Основные положения педагогической поддержки в России были разработаны О. С. Газманом [1]. Разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков, С. М. Юсфин [8].

Н. Б. Крылова отмечает, что принципиальное отличие поддержки от руководства заключается в том, что педагог, взаимодействующий с учащимся на основе норм поддержки, видит в его проблеме точку личностного роста, он создает вместе с ним в пространстве его саморазвития новую образовательную ситуацию, что делает учащегося реальным субъектом его собственной жизнедеятельности и идентификации, а через них - и субъектом его собственного образования [6].

По нашему мнению, педагогическая поддержка молодежи в планировании профессиональной карьеры является важнейшим условием качественных изменений и в образовании, и в решении общественных проблем в целом.

Наш авторский коллектив, занимаясь исследованием проблем педагогической поддержки построения провинциальной молодежью профессиональной карьеры, акцентирует свое внимание на следующих проблемах Поволжского региона:

  • ориентация современных студентов на быструю карьеру, блистательный и стремительный успех. В этой связи значительное количество провинциальных студентов планируетстроить свою карьеру в столице, что влечет за собой целый ряд негативных последствий: во-первых, «утечку кадров» из провинциального региона; во-вторых, рост межэтнической напряженности в столичном регионе и пр.;
  • необходимость формирования позитивной этнокультурной идентичности молодежи, которая: с одной стороны, продиктована полиэтническим и поликультурным характером российского общества и мобильностью современной карьеры, которая порождает трудовую миграцию; с другой - способствует ориентации молодых людей на построение карьеры в родном регионе.

Именно поэтому мы сосредоточили свое внимание на изучении влияния этнокультурной идентичности личности как важнейшего социального аспекта на построение профессиональной карьеры и поиске практических путей подготовки молодежи к проектированию своего профессионального будущего с учетом своего типа этнокультурной идентичности [2, с. 20-21].

Общеизвестно, что современное общество характеризуется ростом национального самосознания этносов и сопутствующим этому процессу целым рядом позитивных и негативных явлений: осмыслением обществом этнокультурных ценностей, возрождением национальных традиций, и в то же самое время обострением ксенофобии, ростом межнациональных конфликтов на фоне усиления трудовой миграции и пр. В связи с этим образовательная политика сегодня должна учитывать этнокультурные факторы, что позволит решить острые социальные вопросы. Одной из таких проблем, продиктованных современной социально-экономической обстановкой в России, является построение провинциальной молодежью успешной профессиональной карьеры. Для разработки эффективных методов и средств решения данной проблемы педагогическая наука должна обладать адекватным представлением о реальных ценностях современных молодых людей, которые и определяют их поведение и жизненные цели.

Научно установлено, что человек в своем поведении ориентируется на определенные ценности, существующие в обществе или в референтной для него социальной группе. Эти ценности входят в структуру его убеждений и являются основой выбора собственных поступков. Именно поэтому в своем исследовании ценностей в экспериментальной группе студентов факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» мы использовали Опросник ценностей, разработанный профессором Шаломом Шварцем (русскоязычный вариант, адаптированный В. Н. Карандашевым) [4].

Опросник Шварца представляет собой шкалу, предназначенную для измере­ния значимости десяти типов ценностей, и состоит из двух частей. Первая часть опросника («Обзор ценностей») предостав­ляет возможность изучить нормативные идеалы, ценно­сти личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном соци­альном поведении. Вторая часть опросника («Профиль личности») изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социаль­ном поведении личности. Эффект, названный в психодиагностике «тенденциозность ответов», устраняется в опроснике Ш. Шварца процедурой дальнейшей корректировки, а именно - ранжированием. Таким образом, в соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей нами было установлено их ранговое соотношение, т. е. каждому типу ценностей в соответствии с величиной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в группе испытуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых.

Результаты нашего исследования приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Средние показатели значимости и ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов

Тип ценностей

Средние показатели значимости

Ранговые значения

Конформность

19,71

6

Традиции

17,38

7

Доброта

24,43

2-3

Универсализм

31,81

1

Самостоятельность

24,43

2-3

Стимуляция

11,47

10

Гедонизм

14,67

9

Достижения

21,81

5

Власть

16,86

8

Безопасность

24,09

4

Таблица 2

Средние показатели значимости и ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Тип ценностей

Средние показатели значимости

Ранговые значения

Конформность

8,29

6

Традиции

6,57

10

Доброта

10,57

4

Универсализм

12,62

1

Самостоятельность

10,67

3

Стимуляция

7,19

8

Гедонизм

8,19

7

Достижения

9,90

5

Власть

6,67

9

Безопасность

12,05

2

Как видно из приведенной таблицы 1, на уровне нормативных идеалов (на уровне убеждений) для обследованной выборки наиболее значимой является ценность универсализм (понимание, терпи­мость и защита благополучия всех людей и природы). Мы полагаем, что подобные результаты на уровне нормативных идеалов свидетельствуют о большой открытости современных провинциальных студентов новым контактам, направленности на расширение своих связей с окружающим миром. Также высокий ранг получили доброта (сохранение и повышение благополучия близких людей) и самостоятельность (самостоятель­ность мысли и действия). Полученные данные подтверждаются также результатами проведенного нами опроса по методике А. Ассингера для оценки агрессивности в отношениях, который показал, что для 75 % опрошенных студентов характерна умеренная агрессия, сопровождающаяся здоровым честолюбием и самоуверенностью, и 25 % респондентов проявляют чрезмерное миролюбие в отношениях. К положительным моментам можно отнести то, что среди респондентов не было выявлено ни одной неуравновешенной и жестокой личности с излишней агрессией.

Также из таблицы 2 видно, что студенты и на уровне индивидуальных приоритетов (в конкретных поступках) в наибольшей степени проявляли те же ценности, что и в нормативных идеалах, т. е. универсализм, безопасность (безопасность и стабиль­ность общества, отношений и самого себя) и самостоятельность.

Наименьшей значимостью, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов для студентов, в настоящее время обладают такие ценности, как традиции, власть (социальный статус, доминирова­ние над людьми и ресурсами) и стимуляция (волнение и новизна).

На наш взгляд, отсутствие в списке ведущих ценностей традиции (уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи) определяется американизацией массового молодежного сознания, что во многом обусловливает отсутствие в ценностных ориентациях современных провинциальных студентов этнокультурной самоидентификации. Нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на подрастающее поколение в период его формирования, основываются «...либо на традиционно-советской, либо западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует» [7]. В результате этого процесс социализации современной молодежи сопровождается утратой целостности отечественной культуры, разрывом и даже противостоянием различных типов культур, существующих в нашем обществе. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимаются большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности.

Этнокультурная идентичность обеспечивает жизнь человека смыслами на разных стадиях его жизненного цикла, задает человеку одобряемые модели поведения и делает его жизнь гармоничной и устойчивой. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству и малой родине. Одним из наиболее характерных проявлений ослабления нашей культурно-исторической памяти является вырождение великого русского языка, а также национальных языков. Опрос, проведенный нами в экспериментальной группе, показал, что лишь половина студентов владеет своим родным национальным языком. Между тем язык всегда был и остается генетической памятью народа. Поэтому «забвение родного языка - забвение исторической памяти, искажение исторического сознания народа», выхолащивание духовной и культурной основы российского патриотизма [7].

Вместе с тем необходимо отметить и положительные тенденции. Тот факт, что ценность универсализм является приоритетной, свидетельствует, на наш взгляд, также и о подготовленности современной молодежи к жизни и построению профессиональной карьеры в условиях поликультурного общества многонационального Поволжского региона.

Таким образом, оказывая педагогическую поддержку современной провинциальной молодежи в построении профессиональной карьеры, необходимо акцентировать внимание на активное освоение молодежью этнокультурных ценностей, обращение к духовному богатству различных этнокультур российского общества, национальным традициям.

Проект подготовлен при финансовой поддержке РГНФ №13-36-01210а2.

Рецензенты:

Булынин А. М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.

Лукьянова М. И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ульяновск.