Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PRINCIPLES OF LEGAL PROVIDING OF PUBLIC INVESTMENT POLICY IN THE CONTEXT OF UKRAINE’S MEMBERSHIP IN WTO

Gladkova Yu.G. 1
1 Yaroslav the Wise National Law Academy of Ukraine
The research paper contains the notes on the facts that in terms of Ukraine´s WTO membership the regulation of investment processes is of particular importance since national economy and particularly industrial sector enterprises gain additional opportunities to incerese the level of their own competitiveness due to the favourable conditions for the foreign investors. This means that while establishing key investment policy lines the legislator should proceed from clear, transparent, intelligible and economically reasonable principles of its regulatory and legal support. The general and special principles of regulatory and legal support of state investment policy in terms of Ukraine´s WTO membership are defined. The content of principles of regulatory and legal support of state investment policy is analyzed. Based upon carried out analysis, the necessity to supplement the existing institutionalized list of considered principles is shown.
WTO
concentration
system
diversification
legal provision
investment policy

Актуальность темы исследования. Интеграционные процессы, которые последнее время тесно связаны с глобальными тенденциями геополитического развития международных отношений, все чаще становятся определяющим фактором экономического благополучия государства. Множественность международных торгово-экономических и политических организаций, различие в их форматах и платформах, обуславливают возможность любого государства выбирать тот путь развития, который в наибольшей степени отвечает его национальным интересам. Вместе с тем существуют организации, членство в которых или ассоциативное участие является объективной необходимостью в процессе реализации государством своих экономических функций как в конкретном геополитическом и геоэкономическом регионе, так и на международной арене в целом. Всемирная организация торговли в этом отношении может считаться уникальным политико-экономическим явлением, поскольку, обладая институциональной основой, ВТО функционирует скорее в формате международного торгово-экономического форума или площадки, на которой осуществляется ключевое перераспределение товаров и капиталов. Именно поэтому в процессе разработки основополагающих принципов государственной экономической политики, в том числе инвестиционной, следует исходить не только из национальных интересов, но и из условий международных экономических отношений и степени интеграции государства в ВТО.

Состояние исследования. Проблематика обоснования нормативно-правового обеспечения государственной инвестиционной политики нашла свое отображение в работах многих отечественных ученых, а именно: В. Г. Варнавского, В. М. Гейца, Т. Т. Грынив, Ю. И. Горбачовой, Д. В. Задихайла, Б. Е. Кваснюка, А. В. Клименко, И. В. Крючковой, В. Д. Мазаева, Ю. М. Пехтеревой, В. В. Поединока, Р. В. Попельнюхова, В. П. Попкова, В. П. Семенова, В. П. Семиноженко, В. Г. Федоренко, О. А. Шатило и др.

Целью и задачей статьи является определение свойственных для современной инвестиционной политики Украины принципов ее нормативно-правового обеспечения и их сущностное содержание.

Изложение основного материала. В условиях рыночной экономики государственное регулирование любых социально-экономических процессов должно осуществляться с учетом равного участия частного и публичного секторов в хозяйственно-правовых отношениях. Учитывая это, а также факт членства Украины в ВТО, остро проявляется проблема создания соответствующих условий на внутреннем и международном рынках. Условия на внутреннем рынке должно обеспечивать государство, которое через свои органы может создавать субъекты хозяйствования, свободно конкурирующие с подобными себе субъектами частной или коммунальной формы собственности. То есть возникает ситуация, при которой у государства, как субъекта экономических отношений, может появиться нежелательная предубежденность относительно выбора инструментов регулирования отдельных процессов, и участники рынка государственной формы собственности оказываются в более благоприятных условиях, чем участники рынка иной формы собственности. Однако следует помнить, что государство самостоятельно не может создать конкурентоспособную экономику, основой которой является промышленный сектор, развивающийся инновационным путем. Сама по себе конкурентоспособность может возникать лишь в условиях равного развития всех форм собственности, а рыночный механизм в полной мере может реализовываться в том случае, если созданы соответствующие условия развития именно частного сектора. Следовательно, государство, влияя на экономические процессы, априори должно учитывать вышеупомянутые критерии.

В контексте участия Украины в ВТО особое значение приобретает регулирование инвестиционных процессов, поскольку за счет создания благоприятных условий для иностранных инвесторов отечественная экономика, и в частности предприятия промышленного сектора, получают дополнительные возможности для повышения уровня собственной конкурентоспособности. Это означает, что в процессе формирования определяющих направлений инвестиционной политики законодатель должен исходить из четких, прозрачных, понятных и экономически целесообразных принципов нормативно-правового ее обеспечения.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность. Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на общегосударственном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий [7].

По мнению отечественных ученых, в частности Д. В. Задихайла [3], В. Г. Федоренко [9], В. М. Гейца, В. П. Семиноженко [8, с. 334-340], Ю. И. Горбачовой [2, с. 25], И. В. Крючковой, Р. В. Попельнюхова [4, с. 299-300], разработка государственной инвестиционной политики должна опираться на ряд общих и специальных принципов. Так, среди общих выделяют следующие: принцип системности, принцип последовательности и синергии, принцип эффективности, принцип научной обоснованности, принцип интегрированности.

Рассмотрим более подробно содержание указанных принципов. В частности, принцип системности заключается в необходимости установления целей государственной инвестиционной политики и разработки средств их достижения в рамках общей экономической стратегии государства. Инвестиционная политика государства по своей сути является совокупностью инструментов, механизмов и методов влияния субъекта управления (органа государственной власти) на объект (инвестиционные процессы) с целью достижения желаемых и чаще всего официально задекларированных стратегических целей развития. Но эти стратегические цели провозглашаются в контексте общего видения властью места Украины в глобальном геоэкономическом пространстве, и поэтому правовое поле, регулирующее инвестиционные процессы, должно корреспондироваться по своему содержанию и своей сущности с нормативно-правовым регулированием общеэкономических и общехозяйственных процессов.

Принцип последовательности и синергии заключается в том, что инвестиционные процессы в экономике Украины должны происходить, учитывая приоритеты и направления ее отраслевого развития в тесной взаимосвязи с внедрением инновационных технологий, обновлением основных фондов, обеспечивая бесперебойность и комплексность соответствующих изменений.

Принцип эффективности заключается в необходимости ориентации на результат во время реализации мероприятий государственной инвестиционной политики. Совершенно очевидным и не требующим объяснения является тот факт, что любые субъектно-объектные отношения в сфере управленческого воздействия государственных институций на экономических агентов строятся, исходя из имеющихся ресурсов и их соотношения с прогнозируемыми результатами подобного влияния. Иными словами, создавая правовое поле, обеспечивающее государственную инвестиционную политику, законодатель должен исходить из рациональности употребления тех или иных механизмов, инструментов воздействия и регулирования.

Принцип научной обоснованности заключается в необходимости формирования инвестиционной системы, основываясь исключительно на научных подходах с четкими прогнозируемыми результатами. Фактически данный принцип по своей природе проистекает из принципов эффективности и последовательности.

Принцип интегрированности предусматривает производство перспективных продуктов для новых рынков с минимальной конкуренцией и высоким потенциалом. Этот принцип наилучшим образом отображает тот контекст, в котором должна развиваться государственная инвестиционная политика после вступления Украины в ВТО.

Поскольку разработка государственной инвестиционной политики должна происходить с учетом потребностей отечественной экономики, но в пределах правового поля, и учитывая обязательства, взятые на себя Украиной в рамках ВТО, то приведенный выше перечень следует дополнить такими принципами:

  • принцип приоритета национальных интересов - предусматривает необходимость определения направлений инвестиционной политики, исходя из приоритетности потребностей национальной экономики и производственной сферы;
  • принцип соблюдения обязательств по соглашениям системы ВТО - заключается в том, что при разработке основных принципов и определении направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности органы исполнительной власти, привлеченные к этому процессу, должны придерживаться совокупности обязательств, взятых на себя Украиной по соглашениям системы ВТО.

Кроме общих принципов нормативно-правового обеспечения государственной инвестиционной политики существуют принципы специальные, к которым относятся: принцип концентрации, принцип сбалансированности, принцип прозрачности, принцип равенства частного и публичного секторов [2; 8].

Рассматривая содержание указанных принципов в контексте членства Украины в ВТО, особое внимание следует уделить принципу прозрачности и принципу равенства частного и публичного секторов [3; 9; 10].

Так, принцип прозрачности заключается в открытости информации относительно приоритетных направлений инвестиционной политики государства с целью наибольшей концентрации ресурсов частного и публичного секторов экономики. В современной инновационной экономике одним из важнейших ресурсов, наравне с нематериальными ресурсами (в форме уникальных знаний), является информация. Доступ к информационным потокам позволяет субъекту хозяйствования более эффективно использовать возможности для развития и реализации собственного экономического потенциала.

Что касается принципа равенства частного и публичного секторов в процессе формирования нормативно-правовой базы реализации инвестиционной политики, то следует отметить, что последнее время как отечественными, так и зарубежными экспертами отмечается, что внедрение данного принципа сталкивается с серьезными проблемами: экономического, управленческого и правового характера. Неразвитость рыночных отношений, чрезмерная бюрократизация управленческих процессов и несогласованность законодательства ставит вопрос о существовании политических условий для дальнейшей интеграции Украины в ВТО и целесообразности расширения взаимоотношений с ее участниками из-за наличия рисков потери конкурентных позиций отечественного товаропроизводителя.

Некоторые ученые [1] отмечают, что реализация данного принципа в рамках формирования инвестиционной политики государства в условиях членства в ВТО наиболее четко прослеживается в механизмах государственно-частного партнерства. Неотъемлемой частью систем хозяйственного партнерства государства и бизнеса являются механизмы государственного управления и регулирования. Государство формирует институциональную среду партнерств, занимается вопросами организации и управления процессом государственно-частного партнерства, вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса с властью и обществом в рамках партнерских проектов. Кроме того, государство вырабатывает тарифную и таможенную политику, стимулирующую частную деятельность на объектах государственной собственности, определяет субсидируемые из бюджета проекты. Набор механизмов государственного регулирования различается в зависимости от отрасли, типа партнерства, социальной значимости проектов и других факторов.

Задача особой сложности состоит в обеспечении независимости регулирующих органов. Выбор подхода для ее решения во многом определяется национальным законодательством, развитостью институтов гражданского общества в каждой конкретной стране, независимостью судов, другими институциональными факторами. Для того чтобы гарантировать справедливость принимаемых решений, регулирующий орган должен быть свободным от политического вмешательства и давления, иметь достаточно власти, чтобы принимать решения без рисков вмешательства заинтересованных сторон: министерств и частного сектора [1].

Принцип концентрации заключается в первоочередной реализации наиболее важных инвестиционных проектов с точки зрения общей стратегии развития экономики с постепенным финансовым и организационным обеспечением всех других проектов. Речь не идет о дискриминации одних инвесторов в пользу других, напротив, данный принцип предусматривает возможность государства привлекать максимальное число инвесторов одновременно, но порядок реализации инвестиционных проектов должен отвечать удовлетворению наиболее острых потребностей отечественной экономики.

Принцип сбалансированности заключается в сочетании инвестиционных и инновационных проектов, что в современных условиях развития международных экономических процессов и в контексте членства Украины в ВТО, в рамках которой отмечается особенно высокая концентрация наукоемных и высокотехнологичных продуктов, должно рассматриваться государством как объективная необходимость.

Несмотря на достаточное количество специальных принципов нормативно-правового обеспечения государственной инвестиционной политики с точки зрения повышения ее эффективности, представленный выше перечень целесообразно дополнить такими принципами, как: принцип специализации, принцип диверсификации, принцип равномерности развития территорий.

Принцип специализации предусматривает, что каждый регион должен иметь собственную специализацию инвестиционно-инновационной деятельности. Закладывая основы инвестиционной политики, необходимо ориентироваться не только на общегосударственные приоритетные направления, но и на те направления привлечения инвестиций, которые бы отвечали интересам конкретного региона, с точки зрения потребности в обновлении средств производства и внедрения инновационных технологий на предприятиях, размещенных в нем. Таким образом, государство будет стимулировать и повышение социальной ответственности бизнеса, поскольку, создавая предпосылки для его развития, будут создаваться и предпосылки для повышения уровня жизни в регионе.

Принцип диверсификации заключается в том, что государство на разных территориях развивает разные направления инвестиционной деятельности. Целесообразность применения данного принципа в процессе нормативно-правового обеспечении инвестиционной политики исходит из того, что регионы Украины различны по своему экономическому потенциалу, а потому, создавая условия для эффективного использования инвестиционных ресурсов, необходимо на законодательном уровне диверсифицировать направления экономического развития регионов.

Принцип равномерности развития территорий определенным образом объединяет в себе оба изложенных выше принципа и заключается в том, что вне зависимости от приоритетных направлений инвестиционного развития территорий государство должно таким образом разрабатывать направления и мероприятия инвестиционной политики, чтобы не допускать экономической дискриминации отдельных регионов или дисбаланса в их развитии.

Следует отметить, что эффективность государственной инвестиционной политики во многом зависит от уровня развития правового поля, которое в свою очередь должно формироваться, исходя из основополагающих принципов, отражающих общую политическую, правовую и экономическую направленность развития государства.

Выводы. В современном международном экономическом пространстве огромное влияние на взаимоотношения субъектов хозяйствования в процессе реализации ими ВЭД оказывают глобализационные и интеграционные процессы, участником которых является государство. Членство Украины в ВТО предопределило инновационный путь развития промышленного сектора нашего государства и, следовательно, послужило толчком к интенсификации инвестиционных отношений. Именно за счет инвестиций, преимущественно зарубежных, видится возможным решения наиболее острых проблем экономического развития: внедрение современных производственных технологий, обновление основных фондов, повышение уровня конкурентоспособности отечественного производителя. Для того чтобы достичь этих результатов власть должна принимать активное участие в процессах формирования благоприятной инвестиционной конъюнктуры. В наибольшей степени такое участие проявляется в разработке основополагающих направлений инвестиционной политики. Установлено, что разработка государственной инвестиционной политики должна опираться на ряд принципов. Так, отечественная экономическая и хозяйственно-правовая наука выделила ряд общих (принцип системности, принцип последовательности и синергии, принцип эффективности, принцип научной обоснованности, принцип интегрированности) и специальных (принцип концентрации, принцип сбалансированности, принцип прозрачности, принцип равенства частного и публичного секторов) принципов нормативно-правового обеспечения государственной инвестиционной политики.

Анализ принципов нормативно правового обеспечения государственной инвестиционной политики в условиях ВТО продемонстрировал необходимость дополнения существующего и законодательно закрепленного перечня следующими принципами: принцип приоритета национальных интересов, принцип соблюдения обязательств по соглашениям системы ВТО (общие принципы); принцип специализации, принцип диверсификации, принцип равномерности развития территорий (специальные принципы).

Рецензенты:

Карпов Н. С., д.ю.н., профессор, профессор кафедры хозяйственного права, Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого, г. Киев.

Казмиренко Л. И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры хозяйственного права, Национальная академия внутренних дел Украины, г. Киев.