Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDENT’S SELF-GOVERNMENT IN GERMANY SPECIALIZED HIGHER EDUCATON INSTITUTION AS A FACTOR OF PROFESSIONAL IDENTITY OF YOUTH

Isaev I.F. 1 Akinshina I.B. 1
1 Belgorod State National Research University
The present article deals with the questions of the professional identity of youth within the student’s self-government in specialized higher education institution (Fachhochschule) in Germany. This article describes the specialization of higher education institution (Fachhochschule) in Germany. The principal activities of the student’s self-government in Germany and its structure are presented. It is proved that the student’s self-government creates the necessary conditions for the formation of personal competencies of future specialists. The principles of the student’s self-government as a factor of the professional identity of youth are defined. These include the principles of goal-setting, polycentric, autonomy, focus on the problems, multicultural, integration, communicative. The authors point out that the practice of youth participation in the student’s self-government helps not only to take the mastery of the basics of management, but at the same time and personal competencies. The relationship of socialization and the professional identity of students within the student’s self-government in Germany is showed.
socialization of the students
professional identity
student’s self-government
specialized higher education institution

Профессиональное самоопределение молодежи в специальном высшем учебном заведении (Fachhochschule - профессиональный вуз) Германии [3. с. 451] вызывает интерес у отечественных исследователей. Актуальность данной проблемы вызвана заметным экономическим ростом, производственной мощью ФРГ и соответственно интенсивным развитием высокотехнологичных профессий и подготовкой высококвалифицированных молодых специалистов для приоритетных сфер экономики.

Совершенствование качества российского образования исходит из необходимости подготовить выпускников технических вузов к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать тот класс задач, которые ставит перед ними современная ситуация. Формирование личности студента, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивых, способных вырабатывать свою стратегию в изменяющихся условиях и при этом быть успешными в жизнедеятельности, - вот одна из целей современного образования [4].

В числе требований, предъявляемых обществом к профессиональной деятельности будущих специалистов, как отечественные, так и зарубежные исследователи выделяют: самоорганизацию, самостоятельную деятельность, познавательную и творческую активность, психологическую готовность к изменению вида и характера своей деятельности, способность адаптироваться к изменениям, наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия и др.

Целью нашей статьи является исследование профессионального самоопределения молодежи в рамках студенческого самоуправления в вузах Германии.

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: анализ источников на языке изучаемой страны, социально-педагогической литературы, анализ структуры специального высшего учебного заведения, структуры и деятельности немецкого студенческого самоуправления, интерпретация полученных данных.

Анализ немецкой социально-педагогической литературы, изучение практической деятельности студенческого самоуправления в специальных высших учебных заведениях Германии позволяет утверждать, что одним из факторов профессионального самоопределения личности является студенческое самоуправление. Как известно, ведущей деятельностью студентов является учебная деятельность «как один из механизмов усвоения знаний, умений и навыков и как фактор, определяющий успешность будущего профессионала» [6]. В нашей статье мы хотели бы обратить внимание на внеучебную деятельность, связанную со студенческим самоуправлением.

В рамках нашего исследования мы пришли к выводу, что опыт организации студенческого самоуправления в специальных высших учебных заведениях Германии способствует «вхождению» будущих специалистов в управленческую деятельность с целью расширения возможности обучающихся участвовать в жизни вуза и влиять на качество профессионального обучения [2].

Характеризуя специальные высшие учебные заведения (Fachhochschule) в Германии, следует отметить, что они пользуются популярностью среди молодежи в Германии, так как они практико-ориентированы, и знания, полученные в вузе, имеют прикладной характер. Учебные предметы ориентированы на научно-технические знания и способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности [10].

Аргументом для поступающих в вуз выступает гарантированная работа и финансовая обеспеченность в будущем. Инновационные вузы предлагают «дуальную систему» обучения. Предприятие заключает договор с обучающимся и благодаря практике компенсирует плату за обучение.

Политика федерального правительства направлена на поддержку и развитие такого типа высшего учебного заведения, общее количество которых насчитывает около 170 заведений. В списке ведущих специальных высших учебных заведений числятся такие, как Аахенское, Аугсбургское, Берлинское, Дармштадское, Дюссельдорфское, Ганноверское и многие другие.

Обучение в вышеназванном заведении продолжается от 6 до 8 семестров, два семестра отводится на производственную практику. Обучение заканчивается государственным выпускным экзаменом и получением диплома [7].

Двухступенчатое образование по программам Бакалавр и Мастер позволяет быстро «войти» в профессию. Получение степеней бакалавра и мастера открывает перспективы работы в высокотехнологичном производстве. Подготовка ведется по следующим специальностям: архитектура, инженерия, химия и биотехнология, дизайн, электротехника, информационная техника, космическая и аэротехника, экономика предприятий, машиностроение и механика, медицинская техника, энерготехника и др.

В данных специальных высших учебных заведениях в структуре управления вузом представлено студенческое управление со своими органами самоуправления, такими как совет объединения специалистов (Fachschaftsrat), что соответствует понятию российского лексикона - студенческий совет; всеобщий студенческий комитет (Allgemeiner Studentischer Ausschuss) и студенческий парламент (Studentisches Parlament). Все студенты образуют объединения по специальностям, которые выбирают один раз в год членов студенческого совета, выступающего связующим звеном между студентами и руководством вуза. Студенческий совет занимается вузовской образовательной политикой на факультете, делегирует своих представителей в совет факультета и учебные комиссии.

Всеобщий студенческий комитет представляет интересы всех студентов внутри вуза и за его пределами. Одним из основных направлений его деятельности выступает консультация:

  • по финансированию учебы;
  • по социальным вопросам;
  • на предмет психологической помощи;
  • по вопросам экзаменационной сессии;
  • по вопросам обучения для инвалидов-студентов.

Всеобщий студенческий комитет заседает каждую неделю и имеет большой круг задач, которые решаются ими совместно с отделами, выполняющими должностные обязанности в соответствии со своей направленностью деятельности. Среди них следует выделить отделы:

  • по политическому образованию (занимаются политическими и антифашистскими темами);
  • по социальным вопросам (наем жилья, проездные билеты);
  • по международным вопросам (адаптация иностранных студентов к учебе и культуре страны);
  • по культурным и спортивным мероприятиям;
  • по связям с общественностью;
  • по финансовым вопросам.

Студенческий парламент является высшим органом, который избирает всеобщий студенческий комитет. Основными функциями студенческого парламента считаются такие, как контроль деятельности всеобщего студенческого комитета, принятие устава студенческой организации, ее бюджета.

Понятие «самоопределение» означает определить свое место в жизни, в обществе, осознать свои общественные и национальные интересы [5 с. 695]. Обзор многочисленной немецкой литературы по профессиональному самоопределению показывает, что это процесс осознанной подготовки немецкой молодежи к профессиональной деятельности, получение диплома специалиста, дальнейшее повышение квалификации. Кроме того, это развитие профессионального мышления, умение ставить профессиональные задачи и умело их решать, овладение ключевыми компетенциями, необходимыми для выполнения профессионально-трудовых функций.

С одной стороны, профессиональное самоопределение будущих молодых немецких специалистов в специальных высших учебных заведениях осуществляется в рамках учебных и научных программ, разрабатываемых соответствующими образовательными учреждениями и министерствами.

С другой стороны, участие студентов в работе различных органов создает необходимые условия для формирования личностных профессиональных качеств будущих специалистов. Работа в представительных органах, в команде, встречи с представителями управления образованием формируют такие качества, как толерантность, коммуникабельность, чувство сплоченности и гражданского сознания. Совместные творческие проекты, мероприятия, конференции, съезды развивают инициативность, креативность, адаптивность, компетентность, работоспособность молодых людей. Совокупность приобретенных качеств на практике в органах студенческого самоуправления становится залогом успешности будущих специалистов, что и демонстрируют выпускники немецких вузов в различных сферах политики, экономики, культуры, образования [1, 2].

Следует отметить, что представляя интересы студентов в рамках студенческого самоуправления, молодые люди уже ощущают принадлежность к определенному профессиональному сообществу и учатся защищать свои профессиональные интересы на этом уровне. Обретение социального статуса через студенческое самоуправление помогает им в дальнейшем самоутвердиться и в профессиональном статусе.

В ходе сравнительного анализа информации, представленной на сайтах ведущих специальных высших учебных заведений Германии, а также литературы по вопросам студенческого самоуправления, были определены его основные принципы деятельности: целеполагание, ориентация на проблемы, полицентризм, автономия, демократия, добровольность, поликультурность, интеграция и коммуникативность [1,2]. Данные принципы лежат в основе работы студенческого самоуправления и имеют определенное отношение к профессиональному самоопределению студентов.

Например, принцип целеполагания способствует развитию умения планировать свою работу, определять цели и задачи, формирует такие профессиональные качества, как дисциплинированность, самоорганизованность, целеустремленность, инициативность.

Принцип ориентации на проблемы. Студенческий возраст и студенческая жизнь сопряжены с множеством трудностей. Выявление проблем и помощь друг другу развивает в молодом человеке чувство сострадания, ответственности, воспитывает социальную активность.

Принцип полицентризма предполагает множественность лидеров деятельности, что в свою очередь приводит к формированию харизматичной личности.

Принцип автномности. Несмотря на то, что органы студенческого самоуправления являются составной частью системы управления вузом в Германии, они относительно самостоятельны по отношению к структурам органов вуза, самостоятельно определяют специфику целей и содержания деятельности. На этом принципе строится их взаимодействие с административными органами вуза. В центре внимания находится самостоятельная деятельность, независимость в принятии решений, если вопросы касаются студенческой жизни. Безусловно, это приводит к формированию самостоятельности в суждениях и поступках.

Принцип демократии основывается на избираемости органов и должностных лиц, отчетности перед студентами, представительстве в органах вуза. В результате такой деятельности развивается чувство ответственности перед студентами, чувство долга.

Принцип добровольности. Этот принцип очень важен для качества деятельности студенческого самоуправления, так как действия совершаются по желанию, а не по принуждению. Поэтому немецкое студенческое самоуправление отличается, например, от российского высокой активностью и инициативностью в своих действиях и поступках.

Принцип поликультурности. В вузах Германии учится много иностранных студентов, которые являются представителями различных культур. Перед студенческим самоуправлением стоит сложная задача по созданию атмосферы доброжелательности и условий для комфортного проживания. Терпимое отношение друг к другу формирует такое необходимое в современном мире качество, как толерантность.

Принцип интеграции. Процесс интеграции, имеющий своим результатом объединение в одно сообщество. На протяжении многих лет немецкое студенчество, а впоследствии и студенческое самоуправление вело борьбу за объединение всех студентов в одну организацию. На современном этапе студенческое самоуправление можно рассматривать как интегративную форму профессионально-направленной и социально-ориентированной творческой деятельности студентов, преподавателей и администрации вузов по развитию социальной активности, инициативности и самостоятельности будущих специалистов. В рамках интеграции развивается чувство сплоченности, коллективности, корпоративности.

Принцип коммуникативности. Процесс взаимодействия с внешними и внутренними субъектами - важное звено в деятельности студенческого самоуправления. Умение установить контакты с другими людьми формирует коммуникабельность [1,2].

Таким образом, деятельность, основанная на вышеназванных принципах, создает необходимые условия для формирования личностных профессиональных качеств будущих специалистов.

В связи с разнообразной деятельностью студенческого самоуправления в специальных высших учебных заведениях Германии происходит социализация студентов и накопление социального опыта. В ходе его усвоения формируются умения и навыки, функции которых состоят в воспроизведении и сохранении накопленной профессиональной культуры, благодаря чему обеспечивается развитие общества.

В немецкой педагогической литературе социологами и педагогами, такими как Г. Фенд, Д. Гойлен, Г. Гудьёнс, Л. Хубер, K. Hurrelmann, уделяется особое внимание вопросу социализации, в том числе и в вузах, так как в центре внимания находится молодой человек. Немецкий педагог Г. Гудьёнс понятие «социализация» связывает тесным образом с пониманием процесса воспитания и развития личности. Поэтому мы согласны с его определением социализации как процесса формирования и развития личности во взаимосвязи с общественно социальной и материальной средой [9, с. 150].

В педагогическом лексиконе под социализацией понимается процесс введения воспитуемого в мир господствующих идеологических, нравственных, моральных, экономических и политических норм и принципов, представлений и убеждений [9, с. 153]. Отсюда следует, что происходящий процесс социализации в рамках студенческого самоуправления в вузах Германии приводит к усвоению ценностей, норм, ценностных ориентаций и способов поведения, которые в будущем проецируются в обществе. Таким образом, студенческое самоуправление как фактор социализации, с одной стороны, выполняет функцию адаптации к социальному миру, а с другой стороны, формирует личность. Тем самым, как отмечает Г. Фенд, «процесс социализации и для индивидуума, и для общества играет важную роль. Он делает индивидуума дееспособным, а социальную систему жизненоспособной благодаря последующим поколениям» [8, с. 15].

В заключение хотелось бы отметить, что практика участия молодежи в студенческих органах самоуправления позволяет не только овладевать основами управления, но и одновременно профессиональными компетенциями. Пройдя учебно-профессиональное обучение и школу студенческого самоуправления, выпускник не только хорошо владеет профессией, но и готов к управлению профессиональной деятельностью.

Исследование выполнено в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. Соглашение № 14.А.18.21.0042.

Рецензенты:

Шилова Вера Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, педагогический институт, г. Белгород.

Собянин Федор Иванович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, педагогический институт, г. Белгород.