Введение
Для передачи и распределения электрической энергии на электрических станциях, подстанциях и промышленных предприятиях широко применяются различные шинопроводы со сплошными шинами прямоугольного сечения согласно рисунку.
При проектировании таких шинопроводов и подключенного к ним электрооборудования необходимо знать в установившемся режиме при синусоидальном токе такие параметры шин как сопротивление R0 (Ом/м) и внутреннюю индуктивность L0 (Гн/м), коэффициент теплообмена [Вт/(м2·°С)] с окружающей средой поверхности шин при их заданной температуре (°С) и известной температуре окружающей среды (°С), которые должны находиться с учетом магнитной проницаемости (Гн/м) и удельной проводимости γ (1/Ом·м) материала шины, частоты f (Гц) синусоидального тока и поверхностного эффекта в шине [3–5]. Поэтому разработка методики расчета параметров прямоугольных шин с учетом поверхностного эффекта представляется актуальной задачей. В данной статье предложена методика, полученная на основе уравнений электромагнитного поля, которые программируются в среде Mathcad [1] для автоматизированного инженерного расчета параметров прямоугольных шин.
Рисунок. Прямоугольная шина с комплексом действующего значения тока , направленного «к нам» по оси z: – магнитная проницаемость и удельная проводимость материала шины; – температура шины и окружающей среды соответственно; – комплекс действующего значения индукции на поверхности шины; – размеры шины
Сопротивления и индуктивности шин при постоянном и синусоидальном токе с учетом частоты, удельной проводимости материала шин и поверхностного эффекта могут быть найдены при помощи программы компьютерного моделирования Elcut [2]. Однако отсутствие расчетных формул и необходимость моделирования для каждой конкретной шины затрудняют анализ большого числа вариантов и ограничивают применение программы Elcut при инженерных расчетах. Поэтому разработка методики расчета параметров прямоугольных шин на основе уравнений и законов электромагнитного поля актуальна и является предметом рассмотрения в настоящей работе.
Допущения
Для получения расчетных формул сделаем следующие допущения.
1. Рассчитываемый коэффициент теплообмена поверхности шины с окружающей средой определяется условиями теплоотвода благодаря естественной или вынужденной конвекции, а также теплоизлучению [5].
2. Вся толща шины характеризуется постоянными значениями магнитной проницаемости , температуры и удельной проводимости , причем [5]:
, (1)
где – удельная проводимость шин при температуре окружающей среды ;
– постоянный температурный коэффициент (1/°С).
3. Растекание тока вдоль шины (краевой эффект) учитывать не будем, считая при этом, что площадь поперечного сечения шины (м2) и её внешний периметр (м) постоянны.
4. Будем исходить из представления о двух одномерных электромагнитных волнах [3, 4], проникающих в шину перпендикулярно её поверхности вдоль осей x и y согласно рисунку.
5. Комплекс действующего значения индукции на поверхности шины постоянен и определяется по закону полного тока в комплексной форме [3, 4]:
. (2)
Методика расчета
Составляющие магнитной индукции переменного электромагнитного поля и плотность тока в шине () будем рассчитывать в функциях координат x и y согласно рисунку по следующим уравнениям в комплексной форме [3, 4]:
; (3)
; (4)
, (5)
где – комплексы действующих значений проекций вектора магнитной индукции на оси x и y соответственно;
– комплекс действующего значения плотности тока в шине, совпадающий по направлению с осью z и направлен «к нам»;
– угловая частота тока и электромагнитного поля;
– мнимая единица.
С учетом граничного условия на поверхности шины, приведенного на рисунке, решением уравнений (3–5) будут следующие функции и константы электромагнитного поля:
; (6)
; (7)
; (8)
(9)
, (10)
где – модуль действующего значения вектора магнитной индукции.
Сопротивление шины (Ом/м) найдем на основе закона Джоуля-Ленца в дифференциальной форме [3, 4] и плотности тока (9):
, (11)
а внутреннюю индуктивность шины (Гн/м) определим, исходя из запасенной магнитной энергии [3, 4] и индукции (8):
. (12)
Для определения необходимого коэффициента теплообмена при заданных температурах шины и окружающей среды воспользуемся уравнением теплового баланса для шины [5]:
,
тогда
. (13)
Результаты расчета
По запрограммированным в среде Mathcad [1] формулам (1–13) и по программе Elcut [2] были проведены расчеты параметров шин. В таблицах 1–5 приведены результаты этих расчетов при частотах f=50; 100; 200; 400 (Гц) и токе (кА) для медных, алюминиевых и железных шин [5, 6] при одинаковой площади поперечного сечения (мм2).
Таблица 1
Исходные параметры шин при (°С) и (Гн/м)
Материал шин |
|
|
|
|
|
– |
1/Ом·м |
1/°С |
°С |
1/Ом·м |
|
Медь |
1 |
58·106 |
0,0043 |
57 |
50·106 |
Алюминий |
1 |
36·106 |
0,0040 |
70 |
30·106 |
Железо |
10, 100 |
10·106 |
0,0060 |
131 |
6·106 |
Таблица 2
Расчетные параметры медных шин
Размеры шины и частота |
Mathcad |
Elcut |
|||||
b |
c |
f |
R0 |
L0 |
|
R0 |
L0 |
мм |
мм |
Гц |
мкОм/м |
мкГн/м |
Вт/м2·°С |
мкОм/м |
мкГн/м |
100 |
100 |
50 |
5,967 |
0,01510 |
40,098 |
5,681 |
0,01496 |
100 |
8,025 |
0,01082 |
53,929 |
7,800 |
0,01089 |
||
200 |
10,934 |
0,00773 |
73,484 |
10,910 |
0,00756 |
||
400 |
15,050 |
0,00550 |
101,138 |
15,540 |
0,00546 |
||
50 |
200 |
50 |
4,582 |
0,01200 |
24,633 |
4,490 |
0,01232 |
100 |
6,271 |
0,00870 |
33,715 |
6,354 |
0,00829 |
||
200 |
8,587 |
0,00620 |
46,165 |
9,081 |
0,00653 |
||
400 |
11,880 |
0,00442 |
63,868 |
13,020 |
0,00421 |
||
20 |
500 |
50 |
2,225 |
0,00400 |
5,751 |
2,170 |
0,00385 |
100 |
2,659 |
0,00370 |
6,874 |
2,616 |
0,00366 |
||
200 |
3,776 |
0,00303 |
9,760 |
3,842 |
0,00294 |
||
400 |
5,558 |
0,00216 |
14,366 |
5,933 |
0,00197 |
Таблица 3
Расчетные параметры алюминиевых шин
Размеры шины и частота |
Mathcad |
Elcut |
|||||
b |
c |
f |
R0 |
L0 |
|
R0 |
L0 |
мм |
мм |
Гц |
мкОм/м |
мкГн/м |
Вт/м2·°С |
мкОм/м |
мкГн/м |
100 |
100 |
50 |
8,086 |
0,01919 |
40,430 |
7,594 |
0,01991 |
100 |
10,740 |
0,01384 |
53,676 |
10,270 |
0,01412 |
||
200 |
14,490 |
0,00991 |
72,461 |
14,170 |
0,00991 |
||
400 |
19,805 |
0,00707 |
99,023 |
19,920 |
0,00685 |
||
50 |
200 |
50 |
5,954 |
0,01571 |
23,817 |
5,689 |
0,01575 |
100 |
8,318 |
0,01130 |
33,270 |
8,223 |
0,01104 |
||
200 |
11,340 |
0,00797 |
45,342 |
11,600 |
0,00734 |
||
400 |
15,580 |
0,00568 |
62,306 |
16,680 |
0,00587 |
||
20 |
500 |
50 |
3,518 |
0,00406 |
6,766 |
3,438 |
0,00391 |
100 |
3,827 |
0,00391 |
7,360 |
3,735 |
0,00381 |
||
200 |
4,788 |
0,00355 |
9,208 |
4,738 |
0,00347 |
||
400 |
7,000 |
0,00280 |
13,462 |
7,214 |
0,00269 |
Заключение
1. Предложенная методика расчета позволяет определять такие параметры прямоугольных шин в установившемся режиме при синусоидальном токе как сопротивление, внутреннюю индуктивность и коэффициент теплообмена, которые рассчитываются с учетом поверхностного эффекта, частоты синусоидального тока, материала шин, их температуры и температуры окружающей среды.
2. Разработанная методика получена на основе уравнений электромагнитного поля, которые могут быть запрограммированы, например, в среде Mathcad для автоматизированного инженерного расчета параметров прямоугольных шин.
3. С увеличением частоты тока возрастают сопротивление и коэффициент теплообмена при уменьшении внутренней индуктивности шины. При увеличении удельной проводимости материала шины уменьшаются сопротивление и внутренняя индуктивность. С увеличением магнитной проницаемости возрастают: сопротивление, внутренняя индуктивность и коэффициент теплообмена. Для более плоских шин сопротивление, внутренняя индуктивность и коэффициент теплообмена меньше, чем для шин с квадратным сечением.
Таблица 4
Расчетные параметры железных шин при =10
Размеры шины и частота |
Mathcad |
Elcut |
|||||
b |
c |
f |
R0 |
L0 |
|
R0 |
L0 |
мм |
мм |
Гц |
мкОм/м |
мкГн/м |
Вт/м2·°С |
мкОм/м |
мкГн/м |
100 |
100 |
50 |
53,664 |
0,138 |
120,865 |
51,4 |
0,141 |
100 |
72,445 |
0,099 |
163,164 |
70,9 |
0,099 |
||
200 |
99,002 |
0,071 |
222,977 |
99,6 |
0,068 |
||
400 |
136,559 |
0,050 |
307,566 |
142,6 |
0,046 |
||
50 |
200 |
50 |
41,579 |
0,113 |
74,917 |
41,1 |
0,110 |
100 |
56,666 |
0,080 |
102,100 |
58,0 |
0,086 |
||
200 |
77,866 |
0,057 |
140,300 |
83,4 |
0,059 |
||
400 |
107,915 |
0,040 |
194,441 |
118,4 |
0,037 |
||
20 |
500 |
50 |
19,131 |
0,039 |
16,572 |
18,7 |
0,038 |
100 |
23,934 |
0,035 |
20,733 |
23,7 |
0,035 |
||
200 |
34,995 |
0,028 |
30,315 |
36,1 |
0,027 |
||
400 |
50,726 |
0,020 |
43,941 |
54,7 |
0,020 |
4. Достоверность методики подтверждается удовлетворительным совпадением результатов расчета сопротивления и индуктивности с результатами, полученными при помощи программы компьютерного моделирования Elcut.
Таблица 5
Расчетные параметры железных шин при =100
Размеры шины и частота |
Mathcad |
Elcut |
|||||
b |
c |
f |
R0 |
L0 |
|
R0 |
L0 |
мм |
мм |
Гц |
мкОм/м |
мкГн/м |
Вт/м2·°С |
мкОм/м |
мкГн/м |
100 |
100 |
50 |
151,695 |
0,450 |
341,655 |
160,5 |
0,442 |
100 |
211,078 |
0,320 |
475,402 |
231,8 |
0,329 |
||
200 |
295,059 |
0,227 |
664,548 |
321,6 |
0,196 |
||
400 |
413,827 |
0,161 |
932,042 |
400,1 |
0,160 |
||
50 |
200 |
50 |
120,023 |
0,361 |
216,258 |
130,8 |
0,416 |
100 |
167,530 |
0,256 |
301,856 |
164,1 |
0,248 |
||
200 |
234,715 |
0,182 |
422,910 |
231,2 |
0,177 |
||
400 |
329,729 |
0,129 |
594,106 |
323,7 |
0,127 |
||
20 |
500 |
50 |
56,524 |
0,175 |
48,964 |
61,5 |
0,175 |
100 |
79,201 |
0,124 |
68,608 |
87,9 |
0,115 |
||
200 |
111,513 |
0,088 |
96,598 |
119,9 |
0,092 |
||
400 |
157,193 |
0,062 |
136,168 |
145,2 |
0,053 |
Работа выполнена в рамках государственного задания «Наука» 7.2826.2011 «Разработка и создание гибридной модели энергоблоков электростанций».
Рецензенты:
Усов Ю.П., д.т.н., профессор кафедры ЭСиЭ ЭНИН ФГБОУ ВПО НИ ТПУ, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г.Томск.
Канев Ф.Ю., д.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник института оптики атмосферы им. В. Е. Зуева СО РАН, г. Томск.