Для современной стадии развития хозяйственной системы большинства стран характерно последовательное преобразование знаний в главную движущую силу общественного производства в условиях сокращения физического труда, массовой информатизации, глобализации интеллектуализации общественной жизни. При этом особенности знаний как экономического ресурса провоцируют в качестве технической инфраструктуры для генерации и диффузии новых знаний развитие информационно-компьютерных систем, а трансфер и коммерциализация полученных интеллектуальных результатов сопровождаются увеличением товарного разнообразия, причем повсеместно за счет сервизации производственных процессов, а также появления новых относительно самостоятельных видов сервисной деятельности. В данной статье предпринимается попытка проследить взаимосвязь между новым качеством труда и развитием сферы услуг в современной экономике, а также наметить основные траектории преобразования требований к системе высшего образования.
Существует целый ряд научных концепций, представляющих экономическое развитие человечества как последовательную смену важнейших ресурсов общества, определяющих его производственные возможности. Эта перемена вызывается, по мнению С. Н. Жураховского и И. М. Жураховской, возможностями «нового» фактора выполнять больше общественных задач, обеспечивать большую эффективность прогресса и снижать затраты на предыдущие факторы [5]. Так, в свое время труд свободного человека обеспечил большую производительность по сравнению с рабским, капиталоемкие технологии позволили сократить ручной труд, а в наши дни все большее распространение приобретает труд умственный, интеллектуальный, творческий.
Следует особо подчеркнуть, что приоритет того или иного фактора не означает полное исчезновение остальных и сам он не появляется из неоткуда, но меняются его роль и значение в технологическом сочетании. Даже при феодальном строе производство средств обработки земли, например, плуга, требовало соответствующих знаний ремесленника, а массовое индустриальное производство сопровождалось инженерными разработками. В настоящее время практически никем не оспаривается, что начиная со второй половины XX века информация, знания постепенно занимают место основного фактора производства. В частности, И. Р. Курнышева и И. А. Погосов указывают, что 80-90 % стоимости современного автомобиля приходится на воплощенные в нем знания [10], а Б. З. Мильнер отмечает, что на долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании и организации производства развитых стран, приходится 80-95 % прироста ВНП [9].
Такое положение означает формирование в экономике целостной системы создания, преобразования и распространения знаний, предполагающей достаточно сложную инфраструктуру, обеспечивающую их коммерциализацию и общественный прогресс. Техническую составляющую такой инфраструктуры составляют информационно-коммуникационные системы и технологии, но ведущей созидательной силой являются интеллектуальные и творческие способности человека.
Происходящая в результате фундаментальная трансформация процесса труда находит проявление в двух важнейших тенденциях:
- интеллектуализации труда, востребованности у работников таких качеств, как креативность, способность к развитию и выполнению профессиональных обязанностей в условиях неопределенности;
- выделении различных видов деятельности сервисного характера в самостоятельные, приносящие доход.
Первую их указанных тенденций можно уже проследить в эволюции научного термина, обозначающего труд как фактор производства на различных уровнях экономического анализа: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «интеллектуальный капитал» и т. д. Анализ современного рынка труда также показывает, что центральное место на нем в экономически развитых странах принадлежит занятым интеллектуальной деятельностью. К категории интеллектуальных работников можно отнести программистов, юристов, патентоведов, дизайнеров, консультантов, экспертов и аналитиков, тренеров и представителей других профессий, способных без физических средств производства и без поддержки организации создать готовый продукт.
Труд работника, владеющего знаниями и активно использующего их в своей профессиональной деятельности, перестает быть просто рациональной деятельностью. При этом, чем большего объема специальной информации требует производственный процесс, чем больше знаний в нем задействовано, тем больше генерируется и накапливается новых знаний, а главным компонентом умственной деятельности становится творчество. В современных условиях работник как носитель информации и знаний, частично скрытых, становится специфическим экономическим ресурсом, характеризующимся высокими интеллектуальными, коммуникативными и (или) практическими навыками, определяющими ценность его потенциала. Массовое типовое производство, тиражирующее овеществленные знания, создаваемые и преобразуемые инженерами, уступает место серийным моделям, дифференцированным под запросы различных сегментов потребительского рынка, актуализируя роль информационного обмена и маркетинга.
Предлагая рассматривать знания как информацию, усвоенную сознанием (интеллектом) человека, Н. В. Тихомирова, Н. С. Мальченко, С. Н. Мальченко и А. П. Якимахо указывают, что преобразование им части сохраненного в сознании знания в объективную форму представляет собой создание результата интеллектуальной деятельности [11]. Часть из таких результатов, получая юридическое закрепление, становится объектами интеллектуальной собственности и, как любой актив, может быть реализована в процессе коммерциализации. Так, новое знание, новшество становятся инновацией. От объема и качества проанализированной информации, а также уровня самого интеллекта зависит качество и полезность для хозяйственной деятельности полученных знаний, их абсолютная или относительная новизна. Творческий потенциал работников, создающих и применяющих знания, представляет собой движущую силу инновационного развития экономики, основной источник конкурентных преимуществ в любой сфере хозяйствования.
Увеличение на рынке работников интеллектуального труда трансформирует отношения в системе работник - работодатель. Являются носителями уникальных качеств и способностей, такие работники фактически владеют своими частично носящими неотчуждаемый характер знаниями как необходимым ресурсом производства. В результате рынок труда становится все меньше конкурентным, и создаются предпосылки для получения интеллектуальной ренты и вымогательства как формы оппортунистического поведения специфического ресурса. Кроме того, особые знания о механизмах функционирования финансово-экономических систем и закономерностях общественного развития в целом наделяют эту новую социальную страту способностью контролировать и направлять эти производственные и социальные процессы.
Одновременно, поскольку именно нематериальные ценности и интересы обеспечивают прогресс современного общества, цель умножения материального богатства для отдельного человека дополняется осознанием ценности свободного времени и собственного развития. Труд в современной экономике приобретает качества свободного, неподконтрольного процесса, сопряженного с ожиданием от профессии возможностей реализации личностного потенциала. Такой труд становится все более «гибким», что выражается в переходе к краткосрочным трудовым контрактам и альтернативным формам занятости.
Главным социально-психологическим и культурным последствием распространения информационных технологий, интеллектуализации труда, глобализации, изменения акцентов в системе занятости следует считать возрастающую индивидуализацию современного общества, суть которой Е. Б. Дондокова и Е. С. Гуреева видят в ослаблении связей личности с определенной социальной средой или социальной группой, профессиональной мобильности, включенности в новые индивидуализированные виды трудовой деятельности [3]. Все это способствует развитию сферы услуг, так именно деятельность сервисного характера, во-первых, не требует наличия значительных производственных мощностей, как в промышленности, во-вторых, способна удовлетворить требования индивидуализации блага для потребителя, в-третьих, эксплуатирует свойство сервиса практически неограниченно надстраиваться над любой другой, в том числе производственной деятельностью. В результате, с одной стороны, интеллектуализируются традиционные виды обслуживания, например, химическая чистка, парикмахерские и справочные услуги, ремонт и прокат и пр., с другой - развиваются интеллектуальные виды сервисной деятельности, в том числе услуги юридического, финансового, культурного и иного характера. Процессы, ранее относимые к обслуживающим и вспомогательным, преобразуются в отдельные виды занятий, например, менеджмент, а в ряде случае отдаются на аутсорсинг, например, транспортировка, уборка, прикладные научные и маркетинговые исследования и пр. Формируется новая сфера услуг, в которой собственно обслуживание понимается в самом широком смысле слова - от управления портфелем ценных бумаг до психолого-педагогического сопровождения одаренных детей [7]. Так проявляется вторая из указанных ранее тенденций трансформации процесса труда.
Взаимосвязь между новым качеством труда и новой сферой услуг закрепляется наблюдающейся в современной экономике предельной индивидуализацией и спроса, удовлетворяемого в большой степени за счет различий в предлагаемом наборе услуг, и предложения, обеспечиваемого посредством ценовой и потребительской неоднородности товарной массы, создаваемой за счет креативных способностей работников [4]. При этом главным фактором расширения потребления становится тиражирование новых потребностей, связанное с учетом производителями не только жизненно необходимых нужд человека, но и потребностей иного порядка, например, статусных, эмоциональных. Теперь, по мнению Ж. Бодрийяра, индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, но и особенности его индивидуального образа жизни.
Концентрация производителя на удовлетворении всевозможных, часто мнимых, нужд потребителя приводит к изменению в современной экономике структуры стоимости товаров и услуг. К традиционным рыночной и потребительной формам стоимости добавляется стоимость символическая (престижная, демонстрационная). Результатом производства являются в современных условиях не только и не столько товары, наделенные какими-то функциональными свойствами, но и бренды, производство и продажа которых в качестве нематериальных активов становятся эффективными видами экономической деятельности. Движение различных форм денежных оценок товаров и услуг все в большей мере определяется сопоставлением субъективных представлений участников рынка об издержках со столь же субъективными представлениями о полезности. Важность коммуникационных процессов, сопровождающих сделки, приводит к существенному возрастанию доли трансакционных издержек в стоимости продукции. В стоимости товара или услуги компенсируются не только непосредственно сырье, используемое в производстве, но и во все большей мере затраты на получение новых модификаций и новых продуктов, а также вывод их в на рынок, в том числе затраты на поддержание патентов и выплат владельцам интеллектуальной собственности. Роль, весьма значимой для традиционного совершенного рынка ценовой конкуренции снижается, сменяясь знаниеемкой конкуренцией качества и сервиса, основанной на индивидуализированном сочетании свойств товара.
Указанные особенности развития современной сферы услуг способствуют дальнейшему разделению труда, а также появлению и совершенствованию новых видов сервисной деятельности, в том числе таких, с помощью которых участники рынка получают возможность вовлечь в производственный процесс новые знания и технологии. Примером может служить консалтинг. Наиболее востребованными направлениями, приносящими наибольшую прибыль относительно других видов консультирования, по результатам исследования А. В. Игнатьева и Е. Н. Тихонова, в современных организациях являются налоговый консалтинг, консалтинг в области финансового управления, а также юридический консалтинг [6].
Как уже отмечалось ранее, ведущей созидательной силой в современной экономике являются интеллектуальные и творческие способности человека. Поэтому основной целью высшего образования в условиях превращения знаний в важнейший ресурс общества является подготовка специалиста, способного обеспечить бесперебойное функционированиевсех уровней системы создания, преобразования, распространения и коммерциализации знаний, эффективность которой в настоящее время определяет конкурентоспособность любой экономической системы: от организационной структуры до национальной экономики. Так, система образования, в том числе высшего образования, многосторонность которого проявляется в его связи с производством, наукой, рынком труда, передачей информации, представляет собой не просто часть сферы услуг, а фундаментальный фактор развития современного общества, основанного на знаниях, что было отмечено еще в 70-е гг. XX в. Ф. Махлупом. В секторальном смысле образование представляет собой пересечение сферы услуг и экономики знаний.
Это выдвигает особые задачи перед системой высшего образования в современной экономике. Перенос основной доли в структуре рабочих мест из области материального производства и распределения материальных благ в сферу проектирования, разработки, технологии, маркетинга, продажи и обслуживания знаний выдвигает два типа требований к человеческим ресурсам в целом и отдельным работникам. Первый тип связан с ориентацией на соответствующие виды деятельности, что предполагает изменение структуры профессиональной подготовки специалистов на уровне направлений подготовки, второй - на трансформацию содержания профессиональной подготовки с целью формирования компетенций, востребованных в современной экономике и обществе.
Одним из проявлений изменения структуры подготовки является широкое распространение подготовки менеджеров, выполняющих впоследствии координационные функции в различных экономических процессах, а также включения управленческих и экономических курсов в учебные планы подготовки на различных специальностях и направлениях. При этом наблюдается неуклонное повышение спроса на услуги «делового» образования, обострение конкуренции в этой сфере.
В составе персонального интеллектуального капитала, на формирование и преумножение которого и направлено профессиональное обучение, В. Г. Дайнеко выделяет три элемента: образовательный (как сумма знаний, умений и навыков в традиционном понимании); инновационный, основанный на готовности к генерированию, адаптации и применении знаний, в том числе в качестве источника дохода; коммуникационный, характеризующий способность к информационному обмену [2]. Рост последних двух элементов предполагает формирование и развитие в процессе профессиональной подготовки специалистов особого типа мышления, нашедшего отражение в опубликованной А. Б. Бедным и А. О. Грудзинским концепции «тетраэдра знаний» (образование - наука - инновации - инноватор), в которой сформулирована задача подготовки специалистов-инноваторов, способных к эффективной предпринимательской по сути деятельности в своих практических областях с задействованием инновационной вузовской инфраструктуры в качестве своеобразной лабораторной базы для такой подготовки [1].
В настоящее время в состав такой инфраструктуры включаются научные лаборатории, малые инновационные предприятия, организационные структуры по управлению интеллектуальной собственностью и трансферу технологий с целью обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности [8]. Создание и работа университетских spin-off- и start-up- компаний, участие в практике патентования изобретений, проведение необходимых маркетинговых исследований и вывод нового инновационного продукта или услуги на рынок создают возможности для формирования, закрепления и развития у студентов, магистрантов и аспирантов актуальных в современной экономике инновационных и коммуникативных компетенций.
При этом ряд авторов полагает, что сам процесс профессиональной подготовки специалистов обладает всеми характеристиками инновационного процесса как процесса создания, распространения и использования новшества, способствующего развитию и повышению эффективности работы компаний с целью удовлетворения определенных потребностей [5]. По мнению А. О. Грудзинского, с которым полностью согласен автор статьи, уникальное конкурентное преимущество вузов состоит именно в производстве человеческого капитала принципиально нового качества. Высшее образование должно дать современной экономике главный ресурс ее развития - высококвалифицированных специалистов, с необходимыми креативными качествами, обученных инновационной предпринимательской деятельности [1].
Таким образом, настоящий этап развития экономики и общества характеризуется трансформацией процесса труда, основанной на его интеллектуализации, а также выделении все новых видов деятельности по переработке информации в самостоятельные, приносящие доход. Это приводит к опережающему развитию сферы услуг, приобретающей новые «интеллектуальные» черты. Институты высшего образования в таких условиях как главные источники и распространители знаний приобретают функции опорных структур современной экономики, основной задачей которых является обеспечения экономики специалистами необходимой квалификации, гарантируемой включением студентов, магистрантов и аспирантов в создание результатов интеллектуальной деятельности на основе задействования в процессе профессиональной подготовки всей имеющейся в вузе инновационной инфраструктуры.
Рецензенты:
Стрекалова Н.Д., д.э.н., профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, г.Санкт-Петербург.
Мотышина М.С., д.э.н., профессор, декан экономического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г.Санкт-Петербург.