Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRANSFORMATION OF LABOR, NEW SERVICES AND CHALLENGES OF HIGHER EDUCATION IN THE MODERN ECONOMY

Vasilenko N.V. 1
1 Herzen State Pedagogical University
The relevance of this topic is justified profound transformation in the modern economy. This transformation is conditioned transformation of knowledge into the most important economic resource and occurs simultaneously in several areas affecting both the structure of the economy and the quality of the process of producing goods and services. The article is devoted to the relationship between the development of the service sector, a new quality of work and tasks of higher education. The main trend of the fundamental transformation of the labor process in the present conditions is identified and disclosed. Intellectualization of labor and personalization of demand are considered as a prerequisite for the development and emergence of new types of knowledge-intensive service activities. Justified position that now the main purpose of higher education is to prepare a specialist who can ensure the smooth functioning of the system of creation, conversion, transfer and commercialization of knowledge by engaging students in the process of creating the results of intellectual activity.
commercialization
services
higher education

Для современной стадии развития хозяйственной системы большинства стран характерно последовательное преобразование знаний в главную движущую силу общественного производства в условиях сокращения физического труда, массовой информатизации, глобализации интеллектуализации общественной жизни. При этом особенности знаний как экономического ресурса провоцируют в качестве технической инфраструктуры для генерации и диффузии новых знаний развитие информационно-компьютерных систем, а трансфер и коммерциализация полученных интеллектуальных результатов сопровождаются увеличением товарного разнообразия, причем повсеместно за счет сервизации производственных процессов, а также появления новых относительно самостоятельных видов сервисной деятельности. В данной статье предпринимается попытка проследить взаимосвязь между новым качеством труда и развитием сферы услуг в современной экономике, а также наметить основные траектории преобразования требований к системе высшего образования.

Существует целый ряд научных концепций, представляющих экономическое развитие человечества как последовательную смену важнейших ресурсов общества, определяющих его производственные возможности. Эта перемена вызывается, по мнению С. Н. Жураховского и И. М. Жураховской, возможностями «нового» фактора выполнять больше общественных задач, обеспечивать большую эффективность прогресса и снижать затраты на предыдущие факторы [5]. Так, в свое время труд свободного человека обеспечил большую производительность по сравнению с рабским, капиталоемкие технологии позволили сократить ручной труд, а в наши дни все большее распространение приобретает труд умственный, интеллектуальный, творческий.

Следует особо подчеркнуть, что приоритет того или иного фактора не означает полное исчезновение остальных и сам он не появляется из неоткуда, но меняются его роль и значение в технологическом сочетании. Даже при феодальном строе производство средств обработки земли, например, плуга, требовало соответствующих знаний ремесленника, а массовое индустриальное производство сопровождалось инженерными разработками. В настоящее время практически никем не оспаривается, что начиная со второй половины XX века информация, знания постепенно занимают место основного фактора производства. В частности, И. Р. Курнышева и И. А. Погосов указывают, что 80-90 % стоимости современного автомобиля приходится на воплощенные в нем знания [10], а Б. З. Мильнер отмечает, что на долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании и организации производства развитых стран, приходится 80-95 % прироста ВНП [9].

Такое положение означает формирование в экономике целостной системы создания, преобразования и распространения знаний, предполагающей достаточно сложную инфраструктуру, обеспечивающую их коммерциализацию и общественный прогресс. Техническую составляющую такой инфраструктуры составляют информационно-коммуникационные системы и технологии, но ведущей созидательной силой являются интеллектуальные и творческие способности человека.

Происходящая в результате фундаментальная трансформация процесса труда находит проявление в двух важнейших тенденциях:

  • интеллектуализации труда, востребованности у работников таких качеств, как креативность, способность к развитию и выполнению профессиональных обязанностей в условиях неопределенности;
  • выделении различных видов деятельности сервисного характера в самостоятельные, приносящие доход.

Первую их указанных тенденций можно уже проследить в эволюции научного термина, обозначающего труд как фактор производства на различных уровнях экономического анализа: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «интеллектуальный капитал» и т. д. Анализ современного рынка труда также показывает, что центральное место на нем в экономически развитых странах принадлежит занятым интеллектуальной деятельностью. К категории интеллектуальных работников можно отнести программистов, юристов, патентоведов, дизайнеров, консультантов, экспертов и аналитиков, тренеров и представителей других профессий, способных без физических средств производства и без поддержки организации создать готовый продукт.

Труд работника, владеющего знаниями и активно использующего их в своей профессиональной деятельности, перестает быть просто рациональной деятельностью. При этом, чем большего объема специальной информации требует производственный процесс, чем больше знаний в нем задействовано, тем больше генерируется и накапливается новых знаний, а главным компонентом умственной деятельности становится творчество. В современных условиях работник как носитель информации и знаний, частично скрытых, становится специфическим экономическим ресурсом, характеризующимся высокими интеллектуальными, коммуникативными и (или) практическими навыками, определяющими ценность его потенциала. Массовое типовое производство, тиражирующее овеществленные знания, создаваемые и преобразуемые инженерами, уступает место серийным моделям, дифференцированным под запросы различных сегментов потребительского рынка, актуализируя роль информационного обмена и маркетинга.

Предлагая рассматривать знания как информацию, усвоенную сознанием (интеллектом) человека, Н. В. Тихомирова, Н. С. Мальченко, С. Н. Мальченко и А. П. Якимахо указывают, что преобразование им части сохраненного в сознании знания в объективную форму представляет собой создание результата интеллектуальной деятельности [11]. Часть из таких результатов, получая юридическое закрепление, становится объектами интеллектуальной собственности и, как любой актив, может быть реализована в процессе коммерциализации. Так, новое знание, новшество становятся инновацией. От объема и качества проанализированной информации, а также уровня самого интеллекта зависит качество и полезность для хозяйственной деятельности полученных знаний, их абсолютная или относительная новизна. Творческий потенциал работников, создающих и применяющих знания, представляет собой движущую силу инновационного развития экономики, основной источник конкурентных преимуществ в любой сфере хозяйствования.

Увеличение на рынке работников интеллектуального труда трансформирует отношения в системе работник - работодатель. Являются носителями уникальных качеств и способностей, такие работники фактически владеют своими частично носящими неотчуждаемый характер знаниями как необходимым ресурсом производства. В результате рынок труда становится все меньше конкурентным, и создаются предпосылки для получения интеллектуальной ренты и вымогательства как формы оппортунистического поведения специфического ресурса. Кроме того, особые знания о механизмах функционирования финансово-экономических систем и закономерностях общественного развития в целом наделяют эту новую социальную страту способностью контролировать и направлять эти производственные и социальные процессы.

Одновременно, поскольку именно нематериальные ценности и интересы обеспечивают прогресс современного общества, цель умножения материального богатства для отдельного человека дополняется осознанием ценности свободного времени и собственного развития. Труд в современной экономике приобретает качества свободного, неподконтрольного процесса, сопряженного с ожиданием от профессии возможностей реализации личностного потенциала. Такой труд становится все более «гибким», что выражается в переходе к краткосрочным трудовым контрактам и альтернативным формам занятости.

Главным социально-психологическим и культурным последствием распространения информационных технологий, интеллектуализации труда, глобализации, изменения акцентов в системе занятости следует считать возрастающую индивидуализацию современного общества, суть которой Е. Б. Дондокова и Е. С. Гуреева видят в ослаблении связей личности с определенной социальной средой или социальной группой, профессиональной мобильности, включенности в новые индивидуализированные виды трудовой деятельности [3]. Все это способствует развитию сферы услуг, так именно деятельность сервисного характера, во-первых, не требует наличия значительных производственных мощностей, как в промышленности, во-вторых, способна удовлетворить требования индивидуализации блага для потребителя, в-третьих, эксплуатирует свойство сервиса практически неограниченно надстраиваться над любой другой, в том числе производственной деятельностью. В результате, с одной стороны, интеллектуализируются традиционные виды обслуживания, например, химическая чистка, парикмахерские и справочные услуги, ремонт и прокат и пр., с другой - развиваются интеллектуальные виды сервисной деятельности, в том числе услуги юридического, финансового, культурного и иного характера. Процессы, ранее относимые к обслуживающим и вспомогательным, преобразуются в отдельные виды занятий, например, менеджмент, а в ряде случае отдаются на аутсорсинг, например, транспортировка, уборка, прикладные научные и маркетинговые исследования и пр. Формируется новая сфера услуг, в которой собственно обслуживание понимается в самом широком смысле слова - от управления портфелем ценных бумаг до психолого-педагогического сопровождения одаренных детей [7]. Так проявляется вторая из указанных ранее тенденций трансформации процесса труда.

Взаимосвязь между новым качеством труда и новой сферой услуг закрепляется наблюдающейся в современной экономике предельной индивидуализацией и спроса, удовлетворяемого в большой степени за счет различий в предлагаемом наборе услуг, и предложения, обеспечиваемого посредством ценовой и потребительской неоднородности товарной массы, создаваемой за счет креативных способностей работников [4]. При этом главным фактором расширения потребления становится тиражирование новых потребностей, связанное с учетом производителями не только жизненно необходимых нужд человека, но и потребностей иного порядка, например, статусных, эмоциональных. Теперь, по мнению Ж. Бодрийяра, индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, но и особенности его индивидуального образа жизни.

Концентрация производителя на удовлетворении всевозможных, часто мнимых, нужд потребителя приводит к изменению в современной экономике структуры стоимости товаров и услуг. К традиционным рыночной и потребительной формам стоимости добавляется стоимость символическая (престижная, демонстрационная). Результатом производства являются в современных условиях не только и не столько товары, наделенные какими-то функциональными свойствами, но и бренды, производство и продажа которых в качестве нематериальных активов становятся эффективными видами экономической деятельности. Движение различных форм денежных оценок товаров и услуг все в большей мере определяется сопоставлением субъективных представлений участников рынка об издержках со столь же субъективными представлениями о полезности. Важность коммуникационных процессов, сопровождающих сделки, приводит к существенному возрастанию доли трансакционных издержек в стоимости продукции. В стоимости товара или услуги компенсируются не только непосредственно сырье, используемое в производстве, но и во все большей мере затраты на получение новых модификаций и новых продуктов, а также вывод их в на рынок, в том числе затраты на поддержание патентов и выплат владельцам интеллектуальной собственности. Роль, весьма значимой для традиционного совершенного рынка ценовой конкуренции снижается, сменяясь знаниеемкой конкуренцией качества и сервиса, основанной на индивидуализированном сочетании свойств товара.

Указанные особенности развития современной сферы услуг способствуют дальнейшему разделению труда, а также появлению и совершенствованию новых видов сервисной деятельности, в том числе таких, с помощью которых участники рынка получают возможность вовлечь в производственный процесс новые знания и технологии. Примером может служить консалтинг. Наиболее востребованными направлениями, приносящими наибольшую прибыль относительно других видов консультирования, по результатам исследования А. В. Игнатьева и Е. Н. Тихонова, в современных организациях являются налоговый консалтинг, консалтинг в области финансового управления, а также юридический консалтинг [6].

Как уже отмечалось ранее, ведущей созидательной силой в современной экономике являются интеллектуальные и творческие способности человека. Поэтому основной целью высшего образования в условиях превращения знаний в важнейший ресурс общества является подготовка специалиста, способного обеспечить бесперебойное функционированиевсех уровней системы создания, преобразования, распространения и коммерциализации знаний, эффективность которой в настоящее время определяет конкурентоспособность любой экономической системы: от организационной структуры до национальной экономики. Так, система образования, в том числе высшего образования, многосторонность которого проявляется в его связи с производством, наукой, рынком труда, передачей информации, представляет собой не просто часть сферы услуг, а фундаментальный фактор развития современного общества, основанного на знаниях, что было отмечено еще в 70-е гг. XX в. Ф. Махлупом. В секторальном смысле образование представляет собой пересечение сферы услуг и экономики знаний.

Это выдвигает особые задачи перед системой высшего образования в современной экономике. Перенос основной доли в структуре рабочих мест из области материального производства и распределения материальных благ в сферу проектирования, разработки, технологии, маркетинга, продажи и обслуживания знаний выдвигает два типа требований к человеческим ресурсам в целом и отдельным работникам. Первый тип связан с ориентацией на соответствующие виды деятельности, что предполагает изменение структуры профессиональной подготовки специалистов на уровне направлений подготовки, второй - на трансформацию содержания профессиональной подготовки с целью формирования компетенций, востребованных в современной экономике и обществе.

Одним из проявлений изменения структуры подготовки является широкое распространение подготовки менеджеров, выполняющих впоследствии координационные функции в различных экономических процессах, а также включения управленческих и экономических курсов в учебные планы подготовки на различных специальностях и направлениях. При этом наблюдается неуклонное повышение спроса на услуги «делового» образования, обострение конкуренции в этой сфере.

В составе персонального интеллектуального капитала, на формирование и преумножение которого и направлено профессиональное обучение, В. Г. Дайнеко выделяет три элемента: образовательный (как сумма знаний, умений и навыков в традиционном понимании); инновационный, основанный на готовности к генерированию, адаптации и применении знаний, в том числе в качестве источника дохода; коммуникационный, характеризующий способность к информационному обмену [2]. Рост последних двух элементов предполагает формирование и развитие в процессе профессиональной подготовки специалистов особого типа мышления, нашедшего отражение в опубликованной А. Б. Бедным и А. О. Грудзинским концепции «тетраэдра знаний» (образование - наука - инновации - инноватор), в которой сформулирована задача подготовки специалистов-инноваторов, способных к эффективной предпринимательской по сути деятельности в своих практических областях с задействованием инновационной вузовской инфраструктуры в качестве своеобразной лабораторной базы для такой подготовки [1].

В настоящее время в состав такой инфраструктуры включаются научные лаборатории, малые инновационные предприятия, организационные структуры по управлению интеллектуальной собственностью и трансферу технологий с целью обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности [8]. Создание и работа университетских spin-off- и start-up- компаний, участие в практике патентования изобретений, проведение необходимых маркетинговых исследований и вывод нового инновационного продукта или услуги на рынок создают возможности для формирования, закрепления и развития у студентов, магистрантов и аспирантов актуальных в современной экономике инновационных и коммуникативных компетенций.

При этом ряд авторов полагает, что сам процесс профессиональной подготовки специалистов обладает всеми характеристиками инновационного процесса как процесса создания, распространения и использования новшества, способствующего развитию и повышению эффективности работы компаний с целью удовлетворения определенных потребностей [5]. По мнению А. О. Грудзинского, с которым полностью согласен автор статьи, уникальное конкурентное преимущество вузов состоит именно в производстве человеческого капитала принципиально нового качества. Высшее образование должно дать современной экономике главный ресурс ее развития - высококвалифицированных специалистов, с необходимыми креативными качествами, обученных инновационной предпринимательской деятельности [1].

Таким образом, настоящий этап развития экономики и общества характеризуется трансформацией процесса труда, основанной на его интеллектуализации, а также выделении все новых видов деятельности по переработке информации в самостоятельные, приносящие доход. Это приводит к опережающему развитию сферы услуг, приобретающей новые «интеллектуальные» черты. Институты высшего образования в таких условиях как главные источники и распространители знаний приобретают функции опорных структур современной экономики, основной задачей которых является обеспечения экономики специалистами необходимой квалификации, гарантируемой включением студентов, магистрантов и аспирантов в создание результатов интеллектуальной деятельности на основе задействования в процессе профессиональной подготовки всей имеющейся в вузе инновационной инфраструктуры.

Рецензенты:

Стрекалова Н.Д., д.э.н., профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, г.Санкт-Петербург.

Мотышина М.С., д.э.н., профессор, декан экономического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г.Санкт-Петербург.