В условиях экономического роста и развития промышленности России остро встает вопрос о подготовке педагогических кадров для начального и среднего звена профессионального образования. Осуществлять их подготовку призваны педагоги профессионального обучения, обучающиеся по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям) [1]. ФГОС ВПО по данному направлению не включает информацию о содержании отраслевой подготовки, а нацелен на формирование педагогической составляющей подготовки. Проблема отбора содержания отраслевой подготовки рассматривалась рядом исследователей Зыряновой Н. И. [2], Силайчевым П. А. [3] и др., однако мы предлагаем некоторые новые подходы к ее решению, в соответствии с требованиями внедряемого в педагогическую практику компетентностного подхода и требований производства.
Мы предлагаем модель процесса проектирования содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения. Модель - искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п., который будучи аналогичен исследуемому объекту отображает и воспроизводит в более простом уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта и позволяет получить информацию об интересующем предмете [4]. Предложенная модель может быть применена к подготовке специалистов в различных отраслях и представлена на рисунке 1.
Модель включает: целевой, теоретико-методологический, технологический и результативный компоненты. Целью проводимой работы является отбор содержания отраслевой подготовки, обеспечивающий повышение эффективности подготовки педагогов. Модель реализует идею о возможности отбора содержания отраслевой подготовки на основании анализа профессиональных отраслевых стандартов, выявления необходимых профессиональных умений и затем отбора содержания обучения (учебных элементов), необходимых для формирования выделенных умений. Важнейшей задачей образовательного процесса является выполнение социального заказа общества, нашедшего свое отражение в нормативных документах: в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего, среднего и начального профессионального образования, профессиональных отраслевых стандартах.
Рис. 1. Модель разработки содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения
Социальный заказ также отражается в требованиях федерального и регионального рынках труда.
Теоретико-методологические основания проводимого проектирования содержания отраслевой подготовки составляют совокупность педагогических подходов, реализуемые через систему авторских принципов и критериев отбора содержания.
Нами выделены следующие педагогические подходы.
Компетентностный подход - предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Деятельностный подход - это теория, основу которой составляет положение о ведущей роли деятельности в образовательном процессе личности. Деятельность выходит на первый план. Знаниевый компонент обучения отходит на третий план и является «обслуживающим» по отношению к умениям.
Личностно-ориентированный подход. Сущностью личностно-ориентированного обучения является индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения.
Системный подход - предполагает содержание отраслевой подготовки как совокупность структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов.
Интегративный подход обеспечивает объединение знания и практического действия на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования в вузе.
Выделенные педагогические подходы реализуются через систему принципов отбора содержания отраслевой подготовки. Наряду с общепедагогическими принципами научности, системности, доступности, учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения и др.
Мы выделяем ряд специфических и уточненных принципов отбора содержания:
1. Принцип соответствия содержания обучения социальному заказу. Принцип реализуется через отбор содержания основным источником, которого являются профессиональные отраслевые стандарты, анализируемые в контексте с образовательными стандартами для системы среднего и начального профессионального образования.
2. Принцип достаточности. Введение в содержание обучения необходимого, но достаточного количества учебной информации для реализации профессиональной деятельности.
3. Принцип единства обучения и развития обеспечивает возможность профессионального развития обучаемого в условиях сменяющихся отраслевых технологий.
4. Принцип динамичности обеспечивает содержание обучения новых тенденций развития отрасли.
5. Принцип интеграции предполагает создание единой, содержательно связанной системы подготовки на основе объединение знания и практического действия на всех этапах подготовки педагога профессионального обучения.
Технологический компонент практически реализует отбор содержания отраслевой подготовки в следующей последовательности: профессиональные умения и навыки → учебные элементы, необходимые для формирования умений и навыков. В качестве единичного элемента содержания обучения (учебного элемента (УЭ)) будем рассматривать тему - раздел учебного курса, усвоение которого обеспечивает уровень сформированности представлений умений и навыков, позволяющий перейти к изучению следующего раздела. [5].
Опираясь на терминологию, приведенную в источнике [6], выделим следующие группы учебных элементов:
Базовые УЭ включают информацию необходимую для освоения конкретных технологий и видов деятельности по профессии и находят отражение в дисциплинах профессионального цикла по выбору студента.
Узловые УЭ раскрываются путем их детализации на уровне базовых учебных элементов и содержат информацию и содержат информацию об основных видах деятельности в изучаемой отрасли. Структурно узловые учебные элементы включены в дисциплины профессионального цикла вариативная часть обязательная для изучения всеми студентами.
УЭ признаки - все те признаки, с помощью которых раскрывается сущность изучаемых объектов и процессов. Содержание УЭ признаков находит отражение в дисциплинах математического и естественнонаучного циклов базовой и вариативной частях. В базовой части представлены естественнонаучного цикла, в вариативной части - технические теории. Перечисленные УЭ находятся в иерархической взаимосвязи, причем отбор учебных элементов осуществляется в направлении от практики к теории, то их изучение - в обратной последовательности от теории к практике.
На основе базовых и узловых учебных элементов, отражающих знания необходимые для освоения технологических процессов, формируются профессиональные умения в ходе реализации практикума по профессии и производственных практик.
Гносеологический компонент необходим для формирования у студентов способности осваивать самостоятельно базовые УЭ, опираясь на узловые УЭ и УЭ признаки, при необходимости освоения новых технологий.
Отобранное содержание обучения находит свое отражение в рабочих программах по дисциплинам, учебно-методических комплексах, учебных пособиях, учебных планах и т.д.
Результативный компонент модели отражает показатели повышения эффективности образовательного процесса. Под педагогической эффективностью мы понимаем статистически значимое увеличение оцениваемых показателей.
Мотивационный компонент оценивает профессиональную мотивацию студентов к подготовке в области изучаемой отрасли и мотивацию к самостоятельному освоению профессиональных видов деятельности, в условиях быстро сменяющихся технологий.
Когнитивный компонент позволяет оценить уровень освоения системы выделенных учебных элементов, находящихся в логической, иерархической связи.
Деятельностный компонент позволяет оценить уровень сформированности профессионально-значимых умений и навыков на основе совокупности УЭ.
Рефлексивный компонент позволяет осуществить самооценку в области отраслевой подготовки, и самостоятельно опираясь на совокупность УЭ признаков и базовые УЭ повысить уровень освоения отдельных видов деятельности или расширить спектр освоенных технологий.
Педагогический эксперимент по внедрению предложенной модели в педагогическую практику планируется провести при подготовке студентов по направлению подготовки 05100.62 Профессиональное обучение (по отраслям); профиль подготовки - Строительство, на базе ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.
Рецензенты:
Маркова С. М., д.п.н., зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.
Лагунова М. В., д.п.н., зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.