Введение
Процесс социального развития личности происходит по средствам активного взаимодействия личности с социальной средой. Для характеристики активного вхождения человека в систему социальных связей обычно используют понятие социализации [3, с. 27], под которым понимают «процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте» [6, с. 350]. В связи с постоянной деформацией социальных норм, ценностей и установок характерной для современного динамически меняющегося общества проблемы социализации личности не только не находят своего разрешения, но и, напротив, приобретают наибольшую актуальность. В частности, вопросы политической и религиозной социализации приобретают особую значимость, так как происходящие в последние десятилетия социальные и экономические преобразования в России способствуют существенной деформации именно духовной и политической стороны жизни общества.
Раскрыть сложные соотношения различных составляющих социализации личности в условиях динамичных общественных изменений позволяет реализация системно-диахронического подхода. Данный подход предполагает анализ не только содержания усвоенного социального опыта, но и характера этого усвоения, формирующихся на основе этого инстанций и многоуровневых внутри- и межфункциональных характеристик и их взаимосвязей, разнонаправленной динамики через выявление прогрессивных и регрессивных изменений характеристик личности на различных этапах и, конечно, множественных детерминант и их соотношений, включая и самодетерминацию [8, с. 8].
Эмпирические исследования вопросов политической и религиозной социализации обычно ограничиваются рассмотрением данного феномена лишь в детском, подростковом и юношеском возрасте. Несомненно, это наиболее важный, с точки зрения становления религиозного и политического сознания личности, возрастной промежуток, но не следует забывать, что усвоение религиозных и политических убеждений не заканчивается с приобретением зрелости. На политическую и религиозную социализацию личности оказывает влияние множество факторов, одним из которых является возраст.
Цель исследования. Комплексное эмпирическое исследование, представленное в настоящей статье, нацелено на выявление особенностей политической и религиозной социализации разных поколений.
Методы исследования. В исследовании использовался тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых [5], шкалы персональной религиозности (ШПР) Р. Яворского [10], блок-анкету Минникова В. К.[4], корреляционный анализ.
В исследовании приняли участи три группы опрошенных: 1 группа – от 14 до 20 лет (67 человек); 2 группа от 25 до 55 (70 человек); группа свыше 60 лет (65 человек). Общая совокупность выборки составила 202 опрошенных.
Результаты и их обсуждение
Рассмотрим особенности взаимодействия личности с религией на разных стадиях социализации [1].
(А) (Б) (В)
Рис. 1. Структурограммы религиозности разных возрастных групп
Примечание: здесь и далее по тексту используются следующие обозначения. 1 – вера; 2 – мораль; 3 –религиозные практики; 4 – религиозное «Я»; 5 – гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии; 6 – отношение к религии как к магии; 7 – поиск в религии поддержки и утешения; 8 – внешние признаки религиозности; 9 – интерес к загадочным и таинственным явлениям; 10 – вера в Творца и признание высшей силы, создавшей мир; 11 – наличие религиозного самосознания; 12 – отношение к религии как образцу моральных норм поведения; 13 – общая религиозность.
Как видно из рисунка 1А, структура религиозности в период отрочества характеризуется своей радиальностью, центральным звеном которой является религиозная вера, именно на основе веры формируется религиозное самосознание. Данный результат позволяет нам говорить о том, что в период отрочества личность верит в подлинность религиозных догматов, текстов, представлений, в истинное и объективное существование религиозных авторитетов. Очевидно, на данной стадии социализации уже произошло усвоение основных религиозных идей, взглядов и концепций, а в силу особенностей данного этапа социализации, а именно процесса индивидуализации, у личности возникает потребность отделить от заданного различными институтами социализации религиозного сознания свое самосознание, свой религиозный опыт. Взаимосвязь веры и религиозного самосознания (r=0,25, при p>0,05) также подтверждается тем, что «религиозное сознание, как индивида, так и группы, не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации» [7, с. 64], следовательно, невозможно представить вне социальной среды усвоение религиозного опыта. Таким образом, структура религиозности в период отрочества характеризуется своей неустойчивостью, вера является центральным компонентом религиозности, на основе веры в процессе социализации формируется религиозное самосознание.
Ключевым компонентом структуры религиозности в период зрелости (рис. 1Б) становится религиозное самосознание. Сама структура приобретает замкнутое строение, что позволяет нам говорить о ее большей, нежели в период отрочества, устойчивости. Религиозное самосознание личности, по-прежнему, взаимосвязано с верой (r=0,21, при p>0,05), но вера (как вера в сверхъестественное, мистическое) здесь уже не является ядерным компонентом, куда большее значение приобретает вера в творца и создателя мира (r=0,32, при p>0,01). Скорее всего, это связанно с тем, что на данном возрастном этапе мы говорим о личности, которая уже вступила в интенсивную личную, социальную и профессиональную жизнь и достигла определенного положения в основных сферах жизнедеятельности. Все то, что достигнуто в зрелом возрасте, имеет определенную ценность для личности, очевидно, именно в этот период возникает желание сохранить в мире все то, что наполнено ценностным содержанием, а «Бог становится для человека гарантом его личных и общественных ценностей» [11, с. 66], «образ или идея бога в сознании верующего действительно выполняют роль основного творца и «хранителя» ценностей» [11, с. 66]. Обращает на себя внимание и появление в структуре такого компонента религиозности, как поиск поддержки и утешения (r=0,22, при p>0,05). Следует сделать акцент на то, что, с одной стороны, «утешение может опираться на трезвый, объективный подход к тем или иным проблемам и противоречиям, что помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, активизирует человека, внушает ему уверенность в своих силах», но, с другой, религиозное утешение «переносит решение проблем в сферу фантастических представлений, обрекает человека на пассивное ожидание “милости божьей”» [7, с. 62]. Таким образом, в зрелом возрасте религия для личности выступает как способ снятия отрицательных переживаний и преодоления внутренних конфликтов, полученный результат позволяет говорить о том, что религия, на данном возрастном этапе, способна воздействовать на сознание личности.
На рисунке 1В отражена структурограмма религиозности в пожилом возрасте, по сравнению с двумя предыдущими она имеет большее количество тесных и замкнутых взаимосвязей. Центральным звеном структуры по-прежнему остается религиозное самосознание. Возрастной особенностью на данном этапе социализации является то, что религия начинает выступать образцом моральных норм и поведения (r=0,33, при p>0,01). Немаловажное значение на данном возрастном этапе имеют внешние признаки религиозности (r=0,27, при p>0,05) и приобщение к религиозным практикам (r=0,21, при p>0,05). К пожилому возрасту религия становится источником формирования моральных и нравственных устоев, а также религиозных форм поведения, следовательно, именно к пожилому возрасту субъективные переживания личности совпадают с религиозными образами, в полной мере достигают сознания и проявляются в религиозном поведении.
Данная часть исследования позволяет нам выделить три этапа религиозной социализации: 1 – этап усвоения религиозной веры – охватывает период жизни человека до 18–20 лет, на данном этапе религиозные убеждения не требуют обоснования, доказательства, проверки и подтверждения, они усваиваются на основе доверия индивида к тем или иным религиозным фактам и высказываниям; 2 – этап усвоения религиозного опыта – охватывает период жизни от 25 до 55 лет, на данном этапе религиозность проявляется в чувственном восприятии предмета веры, так, например, после прочтения молитвы возникает ощущение религиозного утешения; 3 – этап усвоения религиозного поведения – охватывает период жизни от 60 лет, на данном этапе религиозной социализации религиозность находит свое отражение во внешних проявлениях, таких как посещение церкви, соблюдение религиозных ритуалов, следование моральным предписаниям, чтение священных книг и т. п.
Далее перейдем к рассмотрению особенностей политической социализации разных поколений (таб. 1). Существенные различия нами были обнаружены в вопросах, касающихся отношения к политическому режиму, отношения к действующей власти и политической активности.
Таблица 1
Особенности политической социализации
Возраст |
Интерес к полит. жизни |
Политический режим |
Политическая активность |
|||||
ДЕМ |
ТОТ |
ЛИБ |
Уч-е в партиях |
Уч-е в санкц. мер-ях |
Уч-е в несанкц. мер-ях |
|||
1 гр. |
<18 лет |
2,81 |
2,23 |
5,44 |
2,17 |
1,23 |
3,43 |
6,33 |
2 гр. |
от 30 до 45 |
3,76 |
4,96 |
2,12 |
3,88 |
4,38 |
1,60 |
3,38 |
3 гр. |
>60 лет |
5,57 |
4,65 |
0,32 |
4,78 |
3,84 |
6,33 |
1,78 |
t-кр. Стьюдента 1 и 3 группа |
2,62 |
1,39 |
3,05 |
0,89 |
1,64 |
1,99 |
3,35 |
|
t-кр. Стьюдента 1 и 2 группа |
1,02 |
2,84 |
2,83 |
1,72 |
2,17 |
1,55 |
0,68 |
|
t-кр.Стьюдента 2 и 3 группа |
2,51 |
3,23 |
0,53 |
3,12 |
2,14 |
2,57 |
0,25 |
В период отрочества интерес к политической жизни опрошенные не демонстрируют, в качестве приоритетного политического режима испытуемые выбирают тоталитарный и анархический, верховную власть хотят видеть в виде парламента или монарха, выбор формы государственного устройства падает на унитарное государство. Анализ результатов позволяет нам также говорить о том, что в период отрочества наблюдается некоторая стереотипизация политических взглядов под влиянием средств массовой информации, политическая активность характеризуется отсутствием реального опыта в политической сфере, если же личность и принимает активное участие в политической жизни, то чаще всего в форме несанкционированных, стихийных мероприятиях протестного плана, следовательно, на дотрудовой стадии социализации происходит усвоение культа силы, слепой групповой сплоченности, резкого деления мира на «своих» и «чужих», круговой поруки. Следует отметить, что на данном возрастном этапе личность не делает различий между обществом и властью, скорее всего, это связанно не с тем, что в представлениях молодого поколения власть и общество находятся в тесных и гармоничных взаимоотношениях, стремятся к достижению общих целей, а с тем, что вопрос об отношениях народа и власти просто не встает перед ними. Опрошенные, попавшие в данную группу, стремятся к единым, общим, понятным для всех правилам и законам.
Интерес к политической жизни страны в период зрелости по-прежнему остается на низком уровне, отвергается тоталитарный режим, приоритет отдается демократическому, во главе государства данная группа опрошенных хочет видеть президентское правление и конфедеративное государство. В период зрелости большую значимость приобретает политическая свобода, вопросы политической жизни страны, суждения опрошенных тесно увязываются с вопросами личностного роста и собственного экономического благополучия. Испытуемые данной группы в большей степени состоят в политических партиях, а также именно они принимают активное участие в агитации и привлечении других в партии. Данный результат позволяет нам констатировать, что в зрелом возрасте, в отличие от более молодого поколения, опрошенные отвергают контроль над собственной жизнью и стремятся принимать активное участие в своей судьбе. Здесь мы видим некоторую динамику от инфантильной зависимости, свойственной молодому поколению, к более осознанной, способной делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность личности. Таким образом, к зрелому возрасту личность способна выработать собственное мнение и отстоять его независимо от мнения группы.
В возрастной группе свыше 60 лет испытуемые начинают демонстрировать интерес к политической жизни страны, пожилые люди склонны к выбору либерального политического режима, сразу хочется сказать о том, что данный результат, скорее всего, связан с тем, что это поколение воспитано в коллективистской политической культуре, благодаря чему в их сознании коммунитаристские ценности можно найти в имплицитной форме [9], значимых различий в дифференциации форм государственного устройства нами не обнаружено. В пожилом возрасте взгляды на политику приобретают более консервативный характер, политика рассматривается не с эгоцентрической точки зрения как нужная для собственной выгоды, а как гарант государственной безопасности. Политическая активность опрошенных в данной группе проявляется в участии в санкционированных, организованных массовых мероприятиях, таких как митинги, демонстрации.
Результаты данной части исследования демонстрируют слабую политическую социализированность на всех возрастных этапах, главным транслятором политических ценностей и убеждений являются средства массовой информации и система образования. В ходе проведенного исследования была обнаружена некоторая динамика политических взглядов в зависимости от возраста. Так на этапе отрочества политические взгляды носят стихийный характер и склонность к анархизму, в период зрелости наблюдается некоторые эгоцентрические убеждения во взглядах на политику, склонность к демократии. В более пожилом возрасте, свыше 60 лет испытуемые демонстрируют значимость традиционных политических ценностей приоритетными, из числа которых являются развитие общества, его политических институтов, идей, участие людей в политике, выражение и реализация их интересов, культура политики. В политической социализации можно выделить три этапа: 1 – конфликтный этап, охватывает период жизни человека до 18–20 лет, усваиваются элементы правового нигилизма и экстремизма, главная цель политической активности – это борьба с противниками; 2 – стабильный этап, охватывает период жизни от 25 до 55 лет, усваиваются ценности личной свободы, прав и интересов личности, главная цель политической активности – отстоять собственное мнение; 3 – патриотический этап, охватывает период жизни от 60 лет, усваиваются традиционные политические ценности, главной целью политической активности являются поддержание порядка и сопротивление всякого рода новациям.
Таким образом, в современном мире в условиях постоянных изменений, происходящих в обществе, каждое поколение проходит свой этап религиозной и политической социализации, характеризующийся определенными особенностями. На каждом этапе политической и религиозной социализации значимым предметом личных переживаний каждого поколения становится уже не то, что было личностно значимым на предыдущем или последующем этапе, следовательно, религиозные и политические убеждения и ценности являются изменчивыми от поколения к поколению.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение №14.B37.21.1009 «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества».
Рецензенты:
Шамионов Р. М., д.псих.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г.Саратов.
Григорьева М. В., д.псих.н., доцент, профессор кафедры психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г.Саратов.