Введение
Как высокоширотная территория, включающая арктическую зону, Север характеризуется суровыми природно-климатическими условиями, в т.ч. длительными и холодными зимами с сильными ветрами, распространением многолетней мерзлоты и т.д. Северная специфика такой территории заключается также в уникальном природно-ресурсном и значительном человеческом потенциале с особой этнической структурой, обусловленной жизнедеятельностью коренных народов Севера. Среди основных представителей коренных народов Севера - инуиты (Канада), эскимосы, алеуты, инуипаки (Аляска), гренландские эскимосы (Гренландия), саамы (Норвегия, РФ, Швеция), чукчи (РФ). Актуальными в свете возросшего значения арктических территорий северных стран является сегодня защита социальных прав коренных народов Севера, в т.ч. на традиционное природопользование и жизнедеятельность своих этнокультурных сообществ.
Коренные народы Американского Севера и Дании
На американском Севере и в Дании основными представителями коренных народов являются инуиты:
- в Канаде в северо-арктических территориях (Нунавут, Юкон и Северо-Западные территории) проживает 0,32 % населения страны, около 40 % которого составляют инуиты, имеющие свои автономии в провинции Нунавут и также проживающие на Северо-Западных территориях и в Лабрадоре (в целом Конституция Канады признает 3 группы коренного населения - индейцы, метисы и инуиты; права коренных народов Канады находятся под защитой Конституции страны с 1982 г.). Основным субъектом канадской политики в отношении коренных народов является Департамент по делам аборигенов и развитию северных территорий Канады (Aboriginal Affairs and Northern development Canada - AANDC), целью деятельности которого является поддержка коренных народов и населения северных территорий в их усилиях по повышению благосостояния и в участии общин в общественной жизни и в социально-экономическом развитии Канады;
- на арктическом побережье США - Аляске (население составляет около 0,2 % населения страны) - самая высокая в Америке доля коренного населения: около 15 % населения штата составляют эскимосы (инуиты), алеуты, инуипаки. Одним из субъектов политики в отношении коренных народов Аляски является Федерация коренных народов Аляски (Alaska Federation of Natives), цель которой - содействие в участии коренных народов в жизни общества, в сохранении их культуры и в реализации собственных прав;
- основным народом Гренландии (Дания) являются гренландские эскимосы (инуиты), составляющие около 90 % населения острова.
Содействию в реализации прав инуитов США, Канады, Гренландии (и России) способствует неправительственная организация «Совет инуитов» (ICC) - постоянный участник Арктического Совета, целями деятельности которой являются укрепление единства, защита прав и обеспечение интересов, а также содействие в развитии культуры инуитов.
Коренные народы Финляндии, Швеции и Норвегии
Коренные народы Финляндии, Швеции и Норвегии - саами, часть которых проживает также в Мурманской области (Россия). В Финляндии на территории провинции Лапландия находится саамский регион страны (здесь проживают саамы, численность которых составляет около 4 % населения провинции). На севере Швеции 9 % местного населения составляют саамы. На севере Норвегии численность саамов достигает 1 % населения страны.
Основным субъектом политики в отношении саамов этих стран (и России) является представительный орган «Парламент саами» (Саамский Парламент): Парламент саами Финляндии (в ведении которого находятся вопросы реализации прав саамов), Парламент саами Швеции (в ведении которого находятся вопросы культурного развития коренных народов, а также вопросы развития оленеводства), Парламент саамов Норвегии, Парламент саамов Кольского полуострова.
Арктические стратегии зарубежных стран и коренные народы Севера
Всевозрастающее значение Арктики требует от северных стран, в состав которых входят арктические территории, разработки и реализации специфической «арктической» политики, основа которой - устойчивое развитие зоны Арктики, предполагающее обеспечение текущих экономических и социальных потребностей местных социумов без угрозы экономической безопасности территории и ресурсам Арктики.
Приоритетами арктической стратегии Канады Our North, Our Heritage, Our Future: Canada's Northern Strategy (2009 г.) [8] являются обеспечение государственного суверенитета в арктическом регионе, содействие социально-экономическому развитию северных территорий (модернизация инфраструктуры и улучшение жилищных условий, совершенствование территориальной системы здравоохранения), защита природного наследия и совершенствование северного управления (совершенствование самоуправления северных территорий с целью обеспечения роста экономического потенциала общин). В рамках арктической стратегии страны на постоянной основе реализуются долгосрочные «программы трансфертных выплат», направленных на обеспечение жизнедеятельности коренных народов Канады. В отношении инуитов основными из них являются [8]: Transfer payments for Government and Institutions of Government (программа направлена на обеспечение институционального регулирования организаций коренных народов), Transfer Payments for education (удовлетворение спроса на образовательные программы и услуги, финансирование основных образовательных программ и т. д.), Transfer Payments for social developments (обеспечение социальных потребностей и поддержание социально приемлемого уровня жизни коренных народов), Transfer Payments for aboriginal economic (увеличение экономических возможностей общин коренных народов), Transfer Payments for community infrastructure (развитие инфраструктуры общин) и т. д. Актуальными (для России) являются такие мероприятия в рамках реализации арктической стратегии Канады, как создание рабочих мест для инуитов на предприятиях горнодобывающей и нефтегазовой промышленности и распределения газа и электроэнергии, а также поставка продукции по доступным ценам в отдаленные и изолированные общины (продовольственное субсидирование на такие наименования скоропортящихся товаров, как свежие овощи и фрукты, хлебобулочные, молочные, мясные, рыбо- и морепродукты, яйца, сок в емкостях не более 250 мл, детское питание и другие скоропортящиеся продукты).
Одними из основных интересов арктической стратегии США (National Security Presidential Directive and Homeland Security Presidential Directive, 2009 г. [6]) являются «богатые ресурсы арктического региона и его хрупкость», удовлетворение которого предполагает привлечение общин коренных народов к принятию решений, затрагивающих вопросы их жизнедеятельности (привлечение коренных народов к обсуждению вопросов, связанных с разведкой и добычей и их экологическими и социально-экономическими последствиями для общин).
Основной задачей арктической политики Дании, в соответствии с Danmark, Grønland & Færøerne: Kongeriget Danmarks Strategi for Arktis 2011-2020 (2010 г.) [5], является содействие устойчивому росту и социальной стабильности, в т. ч. посредством сохранения культурного наследия, укрепления прав коренных народов, а также поддержания продуктивной деятельности их общин в рамках международного сотрудничества.
Основные интересы арктических стратегий Финляндии, Швеции и Норвегии в отношении коренных народов Севера связаны с долгосрочным устойчивым развитием и охраной культурного наследия коренных народов Севера в рамках международного сотрудничества (сохранение культуры и языка коренных народов и обеспечение их участия в решении вопросов, затрагивающих сферы жизнедеятельности саамов, изучение последствий изменения климата на жизнедеятельность общин коренных народов):
- отправная точка арктической политики Финляндии - Suomen arktinen strategia 2013 (2013 г.) [9] в качестве одного из аспектов развития арктического региона страны рассматривает расширение возможностей саамов в обеспечение собственного благосостояния и развитии своей культуры, повышение статуса саамов в Баренцевом регионе в рамках международного сотрудничества (статус саами как коренного народа здесь обеспечен Конституцией страны, кроме того, в Финляндии существует языковое и культурное самоуправление саамов);
- основным направлением арктической политики Швеции Sveriges strategi för den arktiska regionen (2011 г.) [10]), затрагивающим права и интересы коренных народов Севера, является расширение возможностей саамов в развитии своей самобытности, в т.ч. сохранение культуры и саамского языка и традиционных отраслей экономики (оленеводства), расширение участия представителей коренных народов (молодежи и женщин) в политических процессах, укрепление знаний о процессах адаптации к изменяющемуся климату Арктики (например, влияние изменения климата на традиционные сферы хозяйствования), развитие сферы туризма с учетом ее влияния на жизнедеятельность саамов;
- социальная составляющая арктической стратегии Норвегии Nordområdene, Visjon og virkemidler (2011 г.) [7] включает укрепление основ занятости и рост благосостояния населения страны посредством определения региональных и национальных приоритетов в сотрудничестве с арктическими странами и коренными народами Севера. Основные меры реализации такого направления - содействие в активизации деятельности коренных народов (обеспечение возможностей их участия в решении вопросов, затрагивающих жизнедеятельность общин) и в развитии их культуры, создание рабочих мест и поддержание уровня жизни коренных народов Севера (обеспечение создания рабочих мест в соответствии с диверсификацией промышленного производства). Одним из приоритетов реализации арктической политики Норвегии на долгосрочную перспективу является разработка системы этических принципов хозяйственной деятельности в Арктическом регионе.
Коренные малочисленные народы Севера в Российской Федерации
Коренные малочисленные народы Севера РФ - народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями [4].
В арктической зоне РФ проживает около 68 тыс. чел. [1] коренного населения (4,8 % населения арктической зоны России), основными характеристиками которого являются высокий уровень заболеваемости, низкая продолжительность жизни и ослабление анатомо-физической адаптации [2], вызванные такими проблемами социально-экономического развития местных сообществ, как безработица, низкий уровень жизни, ограниченный доступ к услугам отраслей социальной сферы, а также загрязнением окружающей среды, сокращением площади территорий традиционного природопользования.
Так, среди основных проблем социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа - снижение рождаемости, низкая продолжительность жизни (в сравнении со средней продолжительностью жизни всего населения округа), рост числа социально значимых заболеваний, высокий уровень смертности (в т. ч. младенческой и в трудоспособном возрасте), алкоголизм, неприспособленность системы образования и здравоохранения к потребностям коренных народов; а также такие проблемы в сфере традиционного природопользования, как сокращение пастбищных угодий для оленеводческого населения, недостаток финансовых средств, отсутствие материально-технической базы, удаленность общин, нехватка квалифицированных кадров и отсутствие в профессиональной заинтересованности молодежи ориентации на занятость в традиционных сферах деятельности [3, с. 62-83].
Среди факторов, влияющих на социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Севера РФ сегодня, - активное промышленное освоение районов проживания и традиционного природопользования (приводящее к ухудшению социально-экономического положения коренных народов), конкуренция в использовании биологических ресурсов между общинами и бизнесом [3, с. 3-6], развитие сферы туризма, изменение климата и, в первую очередь, несовершенство институционального регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера (в т. ч. несовершенство правового регулирования статуса коренных малочисленных народов Севера, отсутствие банка статистических данных, а также отсутствие скоординированной политики в целом).
Сегодня политика в отношении коренных малочисленных народов Севера в РФ ограничена - сфокусирована на вопросах сохранения культурного и природного наследия. В соответствии с федеральным законодательством [4] она заключается в основном в предоставлении органами государственной власти и органами местного самоуправления помощи в виде целевого финансирования региональных и местных программ сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов; заключения с общинами малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг; целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов.
Несомненно, приоритеты арктических стратегий зарубежных северных стран в отношении коренного населения представляют особый интерес при формировании и реализации политики РФ в отношении коренных малочисленных народов Севера как составной части арктической стратегии России.
В рамках реализации арктической политики Российской Федерации особый интерес, на наш взгляд, представляет арктическая стратегия Канады, которая в отношении коренных народов Севера страны подразумевает повышение уровня их благосостояния за счет применения комплексного подхода к устойчивому развитию экологически уязвимых территорий жизнедеятельности инуитов (в т. ч. создание национальных районов дикой природы и национального парка в Арктике, реализация программ по восстановлению окружающей среды загрязненных участков Севера), предоставления инуитам прав распоряжения своими землями и ресурсами, предоставление финансовых ресурсов (в рамках «трансфертных программ»), в т.ч. на внедрение инновационных моделей самоуправления северных территорий.
Заключение
В силу этнического состава населения арктической зоны одним из основных участников арктической политики наравне с органами государственной власти, органами местного самоуправления, межправительственными организациями и транснациональными корпорациями являются коренные малочисленные народы Севера.
Основой арктической политики РФ является модель устойчивого развития арктических территорий, предусматривающая комплексный подход в решении проблем социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, основными составляющими которого являются: 1) социальная (создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных малочисленных народов Севера), 2) экономическая (устойчивая эксплуатация ресурсов, развитие инфраструктуры региона и обеспечение участия общин коренных малочисленных народов в реализации крупномасштабных проектов), 3) экологическая (защита окружающей среды, ограничение негативного воздействия промышленной деятельности на территории природопользования коренных малочисленных народов Севера, сохранение биоразнообразия региона).
Исследование проведено в рамках гранта РГНФ №13-12-51010 «Коренные народы и устойчивое развитие местных сообществ Севера и Арктики РФ» (научный руководитель - ученый секретарь Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН, к.э.н. Виноградова С. Н.).
Рецензенты:
Жаров В.С., д.э.н., профессор, декан экономического факультета ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» Кольский филиал, г.Апатиты.
Скуфьина Т.П., д.э.н., зав. отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ ФГБУН ИЭП им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН, г.Апатиты.