Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

READING OF FAIRY TALES AS THE BASIS OF INTEGRATION EDUCATIONAL ACTIVITY IN A PRESCHOOI EDUCATIONAL INSTITUTION

Bakhor T.A. 1 Yakovleva E.N. 1 Mazova O.L. 1
1 Lesosibirski Pedagogical Institute the agency of Siberian Federal University
Чтение и восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы, по мнению авторов статьи, предполагает интеграцию разнообразных форм и различных видов детской деятельности. Рас-сматривается вопрос о том, как восприятие известных народных сказок («Репка», «Колобок», «Три мед-ведя» и др.), воплощающих народное мировоззрение, становится основой для математического модели-рования, знакомства дошкольников с различными геометрическими фигурами, визуально репрезенти-рующими систему персонажей, их архетипическую основу. Стремление детей выразить характер сказоч-ного персонажа в подвижной игре и физических упражнениях позволяет объединить в интегрированной деятельности усилия педагогов по эстетическому, логико-математическому и физическому развитию ребенка. Обращение к методу мифопоэтической реставрации, выявляющему онтологический аспект содержания народных сказок, помогает педагогам формировать эстетические и нравственные представ-ления ребенка.
Reading and perception of school-age children of fiction literature, in the opinion of the authors, involves the integration of various forms and different types of children´s activities. The article deals with the material demonstrating how reading of folk tales, which reflect the national world view, becomes the basis of mathematic modeling and learning by children under school age of different geometric figures representing the system of characters and their archetype basis. The children’s intention to express the nature of fairy tale characters during the games and exercises allow to combine the efforts of the teachers dealing with esthetic, logical-mathematical and physical education of a child. The method of mythopoetical restoration, which reveals the ontological aspect of the content of fairy tales, helps teachers to form the aesthetic and moral concepts of a child.
creative development.
expressive movement
mathematic modeling
archetype
artistic image
reading
integration
preschool education

Под интеграцией содержания дошкольного образования чаще всего имеется в виду «состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности» [3].

Интеграционная образовательная деятельность обоснована возрастными особенностями дошкольника: «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен осознать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» [6]. По нашему мнению, именно восприятие народных сказок может стать основой интегрированной образовательной деятельности познавательно-речевого направления, так как сказки, формирующие эстетические и нравственные представления ребенка, способствующие его самоидентификации («хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «можно - нельзя», «мужчина - женщина»).

Интеграционный характер образовательной деятельности способствует тому, что чтение сказки, осмысление ее основных событий и героев формируют соответствующую возрасту ребенка картину мира. Например, восприятие сказки «Репка» будет более целостным и полным, если предварить чтение знакомством с самой репой. Пусть ребенок увидит корнеплод, потрогает его руками, узнает его полезные свойства, посмотрит, какой длинный у репы корешок. Репа по содержанию витамина C - бесспорный лидер по сравнению с лимонами и апельсинами. Фосфора в этом корнеплоде больше, чем в редьке, редиске. Возможно, предварительные пояснения помогут детям представить, почему дед так стремится выдернуть репу. Слушая сказку, дети уясняют важнейшее правило жизни человека: трудности и препятствия преодолеваются совместными усилиями.

Развитию познавательных способностей ребенка способствует и осмысление системы персонажей сказки: 3 героя представляют мир людей, 3 - мир животных. Так начинается формирование навыков счета, развитие пространственного воображения. Художественное пространство сказки оказывается одновременно пространством семьи, дома, мира. Одни герои (дед, бабка, внучка) воплощают собой единство поколений. Представители младшего поколения следуют примеру старших. Другие персонажи символизируют единство окружающего трехмерного мира: известно, что в эпосе многих народов собака, спутник богов и героев, соотносится с верхним миром, кошка связана с домом, с земным миром, мышь - с подземным. Сказка, отражающая свойственную народной культуре картину мира [5, 9], призывает к союзу поколений человеческого рода со всеми силами мира - небесными, земными и подземными, что и позволяет людям решить любую задачу. Разрушение этого союза грозит человеку гибелью [1]. Пересказ сказки, обсуждение сказочной ситуации способствуют уяснению универсальных антиномий («большой - маленький», «человек - животное», «мужчина - женщина», «взрослый - ребенок», «домашние животные - дикие животные» и др.). В зависимости от подготовленности группы можно обратить внимание детей на значение репки как солярного знака. При этом акцент делается не только на круглой форме корнеплода, на его желтой окраске, но и на близости репы цитрусовым (лимонам, апельсинам) по наличию витамина C (известно детское уподобление апельсина солнцу). Так, репа воспринимается как символ растительности, плодородия, жизни.

Осмысление содержания народных сказок, организуемое в виде пересказа (для детей младшей группы), выборочного творческого рассказывания от лица какого-либо героя (проигрывание роли персонажа), постановки театра теней, кукольного театра и т.д., на наш взгляд, может сочетаться с познавательно исследовательской деятельностью, в том числе формированием элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста посредством метода моделирования, используемого в науке на всех этапах научного познания. Обладая огромной эвристической силой, этот метод позволяет свести «изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому. Модель может сделать любой объект доступным познанию» [2].

Использования модели в познании дошкольниками окружающего мира позволяет педагогам развивать у детей интерес к познанию; способствует восприятию дошкольниками информации в наглядной, схематизированной форме, облегчающей ее переработку, что, как известно, соответствует доминированию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления в дошкольном детстве.

Интеграционная образовательная деятельность, нацеленная на формирование у ребенка целостной картины мира, сочетающей субъективные образы и логико-математические представления, основана на формировании у дошкольников умений воспринимать информацию: потребность сравнивать, анализировать, классифицировать осуществляется в процессе игры, обеспечивающей сенсорное и интеллектуальное развитие детей.

Задача методиста и воспитателя заключается в том, чтобы найти материализованную форму этого действия - модель (или модели), адекватно воплощающую художественный смысл произведения. Так, при изучении сказок («Репка», «Колобок», «Три медведя» и др.) воспитатели особенно часто обращаются к модели «Волшебные кружочки». Например, колобок - это маленький желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т.д. [7]. На наш взгляд, используемый геометрический материал может быть усложнен в соответствии с идеей произведения. Например, при моделировании содержания сказки «Репка» можно одновременно формировать у дошкольников умения различать геометрические фигуры, с которыми соотносятся персонажи сказки: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Вместе с детьми обосновываем каждое решение. Репка круглая, поэтому ее моделью будет круг. Дед - основательный труженик, твердо стоящий на ногах, чья деятельность определяет достаток дома и что воплощено в многочисленных пословицах: «Хозяин добр - и дом хорош; хозяин худ - и в доме тож», «Каков дед, таков и обед»). Если мы вспомним, что муж обычно бывает ростом выше жены, то знаком (моделью) деда может стать устойчивая фигура, вертикально ориентированный большой прямоугольник. Знаком бабки может быть большой квадрат, ниже прямоугольника.

В качестве геометрической фигуры, материализующей представление о внучке, используем треугольник с вершиной вверх, «символизирующий в различных мифопоэтических контекстах плодоносящую силу земли, женское начало» [8]. Этому соответствует и другое общеизвестное значение треугольника: он может обозначать вечность, а его вершины - прошлое, настоящее и будущее, что соответствует положению внучки в семье, в родовой цепи поколений.

При подборе соответствующих фигур для обозначения собаки, кошки и мышки можно исходить из места этих животных в системе персонажей сказки. Для этого следует обратиться к пословицам, соотносящим собаку и кошку с человеком и домом: «Кошка да баба завсегда в избе, а мужик да собака завсегда на дворе», «Нет двора без собаки, нет дома без кошки», «Собака - хозяйка во дворе, а кошка - в избе» и т.п. Как видим, в народном сознании образ собаки коррелирует с образом хозяина/мужика, образ кошки - с образом хозяйки/бабы. Если пословицы сложны для понимания детей, то можно связь животного с человеком объяснить, опираясь на жизненный опыт ребенка, и на этом основании предложить соотносимые модели. Например: дед основную работу делает в поле, огороде, во дворе, где вместе с ним находится и собака, поэтому жучку можно обозначить маленьким прямоугольником. Бабка обустраивает дом, в котором обитает и кошка. Знаком этого животного может быть маленький квадрат.

Особое место в системе персонажей сказки «Репка» занимает мышь, которая, как известно, является хтоническим животным, связанным с подземным миром, миром предков, без помощи которых, считали на Руси, не может быть благополучия в доме. Мышь завершает ряд образов сказки, в начале которого находится репка, символизирующая полноту жизни, достаток, который добывается усилиями всех участников действа. Желтый цвет кружочка, как указывалось выше, воплощает связь репки с солнцем. Моделью мышки, соотносимой со знаком репки, может быть небольшой круг. Исходя из взаимосвязи мышки и репки, можно модель мышки (кружок) окрасить в черный или синий цвет, которые, как известно, в восточной традиции интерпретируется как противопоставленные желтому или белому.

Интегрированная обучающая деятельность, способствующая логико-математическому развитию детей дошкольного возраста, будет более продуктивной при использовании средств физической культуры. Восприятие художественного текста, моделирование сказки может органично включать подвижные игры и упражнения, формирующие способности ребенка ориентироваться в пространстве и времени, активизирующие его интерес к счету и измерению. Как показывает опыт, дети с удовольствием придумывают образные движения, выполняют упражнения, которые выражают характер сказочного персонажа, его настроение. Так, при характеристике деда ребята делают наклоны и повороты вправо и влево, представляя, как этот герой «разминается» перед тем, как тащить репку. Характерными движениями бабки могут быть наклоны вперед и вниз, касания руками пола; поочередные наклоны к правой и левой ноге. Эти упражнения напоминают детям о домашних занятиях бабки: она метет горницу, моет полы и т.д. Непоседа внучка всегда в движении, часто размахивает руками. Характеризующие ее упражнения более сложные, они включают повороты туловища направо и налево с поочередным касанием рукой пятки противоположной ноги, а также махов ногой и руками вперед - назад.

Движениями, выражающими характер Жучки, могут быть приседания, переходящие в упор лежа и упор присев. Для характеристики кошки используем известное упражнение «кошечка» («добрая кошечка», «злая кошка»). Движениями, отражающими характер мышки, могут стать прыжки на 90, 180, 360 градусов.

Подобные упражнения - действенный инструмент развития способностей детей, что неоднократно отмечалось в методической литературе. «Осмысление ребенком движений, его стремление использовать их как средство передачи образного содержания развивает у дошкольников артистичность, пластическую выразительность (исполнительское творчество), способность к придумыванию сценок на заданную тему, выстраиванию их в движении (что ведет к «сочинительскому» творчеству)» [4].

Таким образом, интеграционная образовательная деятельность, в основе которой чтение/восприятие народных сказок, способствует формированию у дошкольников целостной картины мира, не только сочетающей эстетические, философские¸ логико-математические представления детей об окружающей действительности, но и стимулирующие развитие их творческих, артистических способностей.

Рецензенты:

Суворова П.Е., д.ф.н., профессор кафедры "Философия и культурология" Поволжского государственного университета сервиса, г.Тольятти.

Толысбаева Ж.Ж., д.ф.н., профессор, проректор по учебной работе Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова, г.Актау.