Введение
Современное общество предъявляет определенные требования к формированию экономически грамотного человека, становлению предпосылок экономической культуры личности уже в детском возрасте, к рассмотрению экономической стороны проблемы социализации не только взрослых, но и детей. Возрастание ценности материального благополучия и индивидуалистических тенденций в нынешнем обществе ведет к обострению проблемы соотношения «нравственного» и «экономического» в сознании человека, которое выражается в особенностях мотивационно-ценностного компонента экономического сознания. В этом контексте особого внимания требуют дети, так как их система ценностей еще находится в процессе формирования. Это обусловливает актуальность изучения мотивационно-ценностного компонента экономического сознания детей, и особенно младших школьников, поскольку в этом возрасте происходит интенсивное присвоение ценностей общества личностью.
Первым источником таких ценностей, дающим подрастающему человеку знания об окружающем мире, нормах поведения в нем, формирующим систему его ценностей, является семья. На современном этапе исследователями признается, что именно семья является важнейшим фактором формирования личности ребенка, а проблемы семейных отношений, роли родителей в становлении черт личности ребенка, ее ценностных ориентиров приобретают особую значимость и актуальность.
Семья всегда претерпевала и продолжает претерпевать изменения. Нынешние изменения института семьи в нашей стране связаны с возникновением новых социально-экономических отношений в обществе, разрывом в уровне благосостояния между социальными группами населения, возникновением социальной напряженности, утратой современным обществом морального потенциала. Семья реагирует на эти трансформации утратой традиций и преемственности, поиском новых идеалов и ориентиров, более яркими проявлениями семейных кризисов, нарушением стиля взаимодействия между родителями и детьми. В сфере детско-родительских отношений наблюдаются исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми, подмена личностного и познавательного общения его узко прагматическими формами, сведение поощрения и наказания детей к материальному стимулированию. Перечисленные тенденции в современной ситуации развития семьи оказывают огромное влияние на развитие личности подрастающего человека.
Семья как институт социализации обладает уникальной характеристикой, которой является близость, представляющая исключительную воспитательную ценность. Близость определяет глубину усвоения ребенком в процессе подражания и сопереживания нравственных позиций родителей, проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к другим людям, обществу, событиям. Мотивационно-ценностная сфера ребенка наиболее чувствительна к влиянию со стороны родителей.
Таким образом, в ситуации изменений в российском обществе и возникшей неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов семья может служить противовесом негативных воздействий и условием адекватного воспитания подрастающего поколения при условии использования родителями «благоприятного» типа воспитания, связанного с типом направленности их личности и типом детско-родительских отношений.
Целью настоящего исследования является изучение влияния различных типов семейного воспитания на формирование мотивационно-ценностного компонента экономического сознания младших школьников.
Мотивационно-ценностный компонент экономического сознания характеризует оценку значимости для человека экономических реалий, степень гармоничности экономических и нравственных ценностей.
Одна из ключевых особенностей, определяющих формирование мотивационно-ценностного компонента экономического сознания ребенка, - это направленность личности родителей - гуманистическая или прагматическая [4].
Как представляется, экономический аспект воспитания наиболее выражен в семье, в которой направленность личности родителей является прагматической, т. е. характеризуется доминированием ценностей материального благополучия и личного престижа. В мотивационно-ценностном компоненте экономического сознания детей, воспитанных родителями с прагматической направленностью личности, с большой долей вероятности можно прогнозировать преобладание мотивов личного материального удовлетворения, материальных ценностей. Для таких детей значимыми являются качества, позволяющие достигнуть «экономического успеха» в жизни: предприимчивость, расчетливость, деловитость, экономность. В связи с преобладанием ценности частной собственности в мотивационно-ценностной структуре детей, воспитывающихся родителями с прагматической направленностью личности, уровень их морального сознания, по Л. Колбергу, соответствует доконвенциональному. В ситуации морального выбора эти дети склонны следовать модели «экономического человека», стремящегося к максимизации собственной выгоды.
Наименее выраженным экономический аспект воспитания является в семьях, в которых направленность личности родителей является гуманистической, т.е. выражается в преобладании ценностей духовного совершенствования и активных социальных контактов. Мотивационно-ценностный компонент экономического сознания детей, воспитывающихся в этих семьях, характеризуется преобладанием мотивов духовного развития, повышением значимости общечеловеческих нравственных ценностей. Уровень морального сознания детей, в связи с выраженностью ценности человеческой жизни и стремлением исполнять, прежде всего, нравственный долг, соответствует конвенциональному. В ситуации морального выбора поведение таких детей в наименьшей степени согласуется с теорией «экономического человека».
Особенности мотивационно-ценностного компонента экономического сознания ребенка не определяются однозначно только типом направленности личности их родителей. Характеристики личности воспитывающего «преломляются» сквозь призму детско-родительских отношений и используемых методов воспитания [3].
Так, например, одним из признаков авторитарного родительского отношения («диктата», по А. В. Петровскому) является воздействие в форме приказа и насилия, которое может столкнуться с сопротивлением ребенка. Применение родителем императивных прямых форм организации мотивационного процесса у детей (приказ, требование, принуждение) часто с целью удовлетворения потребности воспитывающего во власти, в самоутверждении может приводить к протесту ребенка. Как следствие, у ребенка формируются мотивы, ценности, противоположные тем, которые пытается развить у него родитель.
Важной характеристикой гиперпротекции («опеки», по А. В. Петровскому) является стремление удовлетворять любые потребности ребенка, ограждая его от усилий. В таких воспитательных условиях велика вероятность развития капризности, эгоизма. Можно предположить, что мотивационно-ценностный компонент экономического сознания таких детей характеризуется низкой степенью осознаваемости желаний, низкой дифференцированностью системы ценностей (духовных, материальных).
Гипопротекция («невмешательство», по А. В. Петровскому) отличается минимальным участием родителя в жизни ребенка, предоставлением ему самостоятельности и независимости. Дефицит общения со взрослым, равнодушие родителя к повседневной жизни ребенка, его желаниям и мнению, снижает корректирующую функцию семьи в отношении формирования мотивационно-ценностного компонента экономического сознания у ребенка. Вследствие этого подрастающий человек становится более подверженным как положительному, так и отрицательному влиянию средств массовой информации, сверстников.
Типом детско-родительских отношений, способствующим формированию мотивационно-ценностного компонента экономического сознания ребенка в соответствии с направленностью личности родителя (прагматической или гуманистической), является тот, который подразумевает кооперацию в отношениях «родитель - ребенок» («сотрудничество», по А. В. Петровскому). Заинтересованность и поддержка в делах и планах ребенка, высокая оценка его способностей, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка содействуют реализации механизма идентификации ребенка с родителем и формированию у ребенка таких особенностей личности, которые наблюдаются у его родителя.
Итак, принимая во внимание многогранность семейных воспитательных воздействий, при рассмотрении особенностей формирования мотивационно-ценностного компонента экономического сознания ребенка в семье, следует учитывать как тип направленности личности родителя, так и тип складывающихся детско-родительских отношений.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что тип семейного воспитания влияет на развитие мотивационно-ценностной компоненты экономического сознания детей младшего школьного возраста.
Материал и методы исследования
В качестве участников в исследовании выступили дети 8-9 лет, учащиеся 3-х классов средних школ г. Таганрога. Количество испытуемых составило 195 детей (89 мальчиков и 106 девочек) и их родители.
Для изучения мотивационно-ценностного компонента экономического сознания младших школьников использовались следующие методы и методики: Методика мотивационных предпочтений для детей 5-9 лет (Л. И. Божович, Й. Шванцара); Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций младших школьников (А. А. Реан) в модифицированном варианте с включением ценностных характеристик «богатый», «щедрый», «трудолюбивый», «экономный»; Методика оценки уровня развития морального сознания по Л. Колбергу, включающая 3 дилеммы, в оценке которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня, в том числе, «экономические»; Эксперимент «Игра в ультиматум» (Ultimatum Game) [1], направленная на выявление модели поведения младших школьников в ситуации морального выбора, представлений о социальной справедливости.
Для изучения типов воспитания использовались следующие методики: Морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной (МТЖЦ); Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина. Для того чтобы дать целостную характеристику детско-родительских отношений, результаты, полученные по ОРО, соотносятся с тактиками воспитания по известной классификации А. В. Петровского: «диктат», «опека», «невмешательство» и «сотрудничество» [2].
Для проверки статистических гипотез использовался критерий z, позволяющий проверить гипотезу о том, отличается ли выборочная пропорция от пропорции в генеральной совокупности. Критические стандартизованные значения для одностороннего критерия z: при α = 0,05: z'кр. = 1,65, правый «хвост»; z"кр. = -1,65, левый «хвост» [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Типы семейного воспитания определялись по соотношению 4 вариантов направленности личности родителей (гуманистической и прагматической, неопределенной и противоречивой) и 4 тактик воспитания (диктат, опека, невмешательство, сотрудничество).
В результате соотнесения направленности личности родителей и тактики воспитания в семье обозначилось только 11 из возможных 16-ти типов воспитания: «Гуманистический - диктат», «Гуманистический - опекающий», «Гуманистический - сотрудничающий», «Прагматический - диктат», «Прагматический - опекающий», «Прагматический - сотрудничающий», «Неопределённый - сотрудничающий», «Противоречивый - диктат», «Противоречивый - опекающий», «Противоречивый - невмешивающийся» и «Противоречивый - сотрудничающий» (таблица 1).
Таблица 1. Процентная доля типа воспитания в общей выборке
Тактика воспитания |
Направленность |
||||
Гуманистическая |
Прагматическая |
Неопределенная |
Противоречивая |
Всего |
|
Диктат |
3,5% |
8,7% |
- |
11,6% |
23,8% |
Опека |
4,1% |
8,2% |
- |
10,5% |
22,7% |
Невмешательство |
- |
- |
- |
10,5% |
10,5% |
Сотрудничество |
9,3% |
9,9% |
7,6% |
16,3% |
43,0% |
Всего |
16,9% |
26,7% |
7,6% |
48,8% |
100% |
Сопоставление характеристик мотивационно-ценностного компонента экономического сознания младших школьников, воспитывающихся в семьях с разными типами воспитания, позволило подтвердить гипотезу исследования.
Так, дети из семей, воспитывающихся родителями с гуманистической направленностью личности и использующих оптимальную тактику воспитания - сотрудничество, - чаще, чем дети по выборке в целом, актуализируют широкие общечеловеческие желания (zэксп.=4,38, α=0,05). По преобладающей сфере предпочтения у них доминирует учебная деятельность (zэксп.=2,01, α=0,05). В соответствии с этим наиболее значимой ценностной характеристикой для них является характеристика «хорошо учится». Дети этой подвыборки чаще, чем по выборке в целом, демонстрируют принадлежность к постконвенциональному уровню морального сознания (zэксп.=3,91, α=0,05), а в ситуации морального выбора реализуют модель поведения «реципрокного человека», ориентирующегося на понятие социальной справедливости (zэксп.= -1,96, α=0,05). Тем не менее у детей этой подвыборки также присутствуют желания обладания материальными благами «для себя».
У детей, воспитывающихся родителями с прагматической направленностью личности и применяющих сотрудничающую тактику воспитания, мотивы, связанные с учебной деятельностью, актуализируются реже, чем у детей по выборке в целом (zэксп.= -2,25, α=0,05). Наиболее значимой ценностной характеристикой для детей этой подвыборки является «трудолюбивый», связанный с основной «экономической» ценностью - «труд». В ситуации морального выбора дети чаще, чем по выборке в целом, применяют модель поведения «экономического человека», нацеленного на получение собственной выгоды (zэксп.=2,79, α=0,05). Несмотря на это, у детей, воспитывающихся по типу «Прагматический - сотрудничающий», чаще, чем по выборке в целом, встречаются ответы, свидетельствующие о протяженности желаний во времени, (zэксп. = 1,96) и широте мотивационной сферы, свидетельствующей об актуализации различных сфер предпочтений у ребенка (zэксп. = 2,32). Протяженность желаний во времени и широта мотивационной сферы говорит об устремленности ребенка в будущее и характеризует более высокий возрастной уровень мотивационной сферы.
Таким образом, эти типы семейного экономического воспитания, усиливая ту или иную сторону мотивационно-ценностного компонента экономического сознания ребенка, в целом способствуют его развитию.
Дети, воспитывающиеся родителями с противоречивой направленностью личности (типы воспитания «Противоречивый - опекающий», «Противоречивый - сотрудничающий»), отличаются противоречивой структурой мотивационно-ценностной сферы (zэксп.1=1,72, zэксп.2=2,06 соответственно, α=0,05).
Неоптимальные тактики воспитания ребёнка в семье (диктат, опека,
невмешательство) в сочетании с прагматической направленностью личности родителей препятствует формированию у ребёнка «материальных» мотивов и ценностей, а в сочетании с гуманистической направленностью - социальных, познавательных мотивов и духовных ценностей.
Так, например, тип воспитания «Гуманистический - диктат», преследующий гуманистическую цель воспитания, в связи с особенностями тактики воспитания «Диктат» способствует реализации противоположной - прагматической - цели воспитания. Родители, реализующие тактику диктата, в качестве одной из целей воздействия на ребёнка выбирают не только формирование его личности, но ещё и удовлетворение собственной потребности во власти, в самоутверждении. Используя императивные формы организации мотивационного процесса у своих детей (требование, принуждение) и сталкиваясь с сопротивлением ребёнка, они тем самым способствуют формированию противоположных цели воспитания характеристик мотивационно-ценностный компонента экономического сознания их детей. Так, в мотивационной сфере детей этой подвыборки преобладают мотивы обладания материальными благами (zэксп.=4,79, α=0,05) для себя (zэксп.=2,19, α=0,05), большинство детей этой группы находится на уровне доконвенциональной морали (zэксп.=1,68, α=0,05). В ситуации морального выбора дети, воспитывающиеся по типу «Гуманистический - диктат», реализуют модель поведения «реципрокного человека» (zэксп.= -2,13, α=0,05). Для детей этой подвыборки характерно стремление наказывать других людей за несправедливые действия ценой собственной выгоды (zэксп.=2,53, α=0,05) - образец поведения, который они, возможно, усвоили от родителей.
Тип воспитания «Прагматический - опекающий» не способствует реализации прагматической цели воспитания в связи с особенностями опекающей тактики воспитания. Удовлетворение любых, и, прежде всего, материальных потребностей ребёнка, отсутствие у детей опыта моральной ответственности, не способствуют осознанию ими собственных «материальных желаний» (zэксп.= -3,92, α=0,05), развитию критичного отношения к собственным качествам, согласованности уровня морального сознания и морального действия.
Таким образом, мотивационно-ценностный компонент экономического сознания детей, воспитывающихся по неоптимальным типам семейного экономического воспитания, можно охарактеризовать как дисгармоничный.
Выводы
Тип семейного воспитания влияет на развитие мотивационно-ценностного компонента экономического сознания детей младшего школьного возраста. Наблюдается согласованность особенностей мотивационно-ценностного компонента экономического сознания детей с направленностью личности родителей при использовании родителями тактики «Сотрудничество». При воспитании по типу «Гуманистический - сотрудничающий» у детей наблюдается преобладание социальных, познавательных мотивов и духовных ценностей. При воспитании по типу «Прагматический - сотрудничающий» мотивационно-ценностный компонент экономического сознания детей характеризуется преобладанием «материальных» мотивов и ценностей. Мотивационно-ценностный компонент экономического сознания детей, воспитывающихся родителями с противоречивой направленностью личности, также отличается противоречивостью. Диктат, опека, невмешательство препятствуют формированию характеристик мотивационно-ценностного компонента экономического сознания ребёнка, соответствующих направленности личности их родителей. Мотивационно-ценностный компонент экономического сознания детей, воспитывающихся по неоптимальным типам экономического воспитания, является дисгармоничным.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-36-01006а1.
Рецензенты:
Федоров А. В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова, г. Таганрог.
Стеценко И. А., д.п.н., доцент, декан факультета информатики и управления Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова, г. Таганрог.