Перед образовательными учреждениями стоит задача подготовки высокоорганизованных, ответственных, инициативных, обладающих экономической культурой выпускников, умеющих пользоваться современной вычислительной и информационной техникой [3]. Для этого необходимо сформировать общекультурные универсальные и профессиональные компетенции, позволяющие выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке [2]. Поэтому целесообразно расширять в учебных программах все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной. В современной педагогической практике имеются технологии, способствующие более успешной реализации этой цели. Речь идет о практиках, выполнении расчетных и проектных работ, учебно-исследовательской работе студентов, деловых, ролевых, имитационных играх и творческой самостоятельной работе студентов [3].
На современном этапе широко применяются активные формы обучения: деловые игры, метод конкретных ситуаций, метод разыгрывания ролей [6]. Данные формы обучения основаны на организации самостоятельного поиска знаний студентами, формирования у них опыта творческой деятельности. В этом случае занятия строятся таким образом, чтобы учащийся не воспринимал истину в готовом виде, не требующем какого-либо особого напряжения мысли, а сам «открывал» эти истины для себя, самостоятельно приходил к ним [5].
Особенно широкое распространение в образовательных учреждениях получили деловые игры, которые интенсифицируют учебную деятельность, позволяют достигать наилучшего усвоения материала, приобретать навыки выработки, принятия и реализации рациональных решений в конкретных производственно-экономических ситуациях. Моделируя управленческие, экономические и психологические ситуации, игры помогают вырабатывать такие качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире [1].
Одной из разновидностей активных форм обучения планированию и организации производства, позволяющей повысить качество подготовки специалистов, является деловая экономическая игра на занятиях по курсам «Экономика энергетики» и «Производственный менеджмент».
В статье предлагается методика проведения деловой экономической игры «Монтаж ЛЭП напряжением 10 кВ, длиной 10 км». В игре в схематичном виде воспроизводится взаимодействие участников в монтажной организации.
Процесс монтажа и ремонта электрооборудования характеризуется высокой динамичностью производства, охватом большого числа разнообразных работ и взаимосвязей их исполнителей, различными организациями в материальных и трудовых ресурсах и проводится в жестко ограниченные сроки. Поэтому персонал, занятый ремонтом и монтажом электрооборудования, должен не только знать конструкции и назначение отдельных узлов и деталей, но и уметь грамотно спланировать и организовать эти процессы. Для организации производства электромонтажных работ используются линейные (календарные) и сетевые графики. Сетевые графики имеют ряд преимуществ по сравнению с линейными графиками и являются графической моделью процесса монтажа.
Цель игры: дать ее участникам опыт решения типовых задач, связанных с планированием, управлением, обслуживанием и монтажом.
Проведение деловой игры предполагает:
1. Описание ситуации, которое кратко разъясняет студентам цели и задачи конкретных хозяйственных ситуаций, а также повторение необходимых теоретических положений и задание необходимых информационно-справочных материалов.
2. Формирование группы производится по согласованию с преподавателями, распределение заданий внутри группы осуществляется самими участниками игры. При необходимости группы используют результаты расчетов других групп.
3. Процесс игры предполагает проведение необходимых расчетов, обсуждение проблемных вопросов, дискуссии и полемику по поставленным вопросам.
Все принятые решения во время игры должны быть четко аргументированы и подкреплены конкретными расчетами.
Учитывая степень подготовки студентов по конкретному вопросу, преподаватель может корректировать ход игры.
4. Подведение итогов предполагает оформление полученных результатов по форме, заданной преподавателем в начале игры. Обсуждение полученных результатов и замечаний, а также предложений по улучшению хозяйственных положений.
В качестве математической модели процесса предлагается сетевой график, который планируется, а затем оптимизируется по трудоемкости в ходе выполнения работ. Участники игры стремятся минимизировать совокупные издержки производства, составляя оптимальную сетевую модель процесса монтажа линии электропередач. Пример сетевого графика представлен на рис.1 (критический путь составляет 84 дня), а оптимизируемый – на рис. 2 (критический путь – 62 дня).
Рис. 1. Cетевая модель производства монтажа ЛЭП 10 кВ
Рис. 2. Сетевая модель оптимизированная
В данной экономической игре в схематичном виде воспроизводится взаимодействие в монтажной организации, при этом взаимодействует несколько команд. Для четкой организации игры и оценки деятельности проводится строгое разделение работы и ответственности между участниками. Последовательность операций в игре представлена в виде блок-схемы на рис. 3. Необходимым условием игры является сочетание самостоятельности каждого участника с централизацией функции управления. В игре участвуют условные подразделения: производственно-технический отдел; отдел труда и заработной платы. Каждое подразделение возглавляет соответствующий руководитель и его заместитель.
Рис. 3. Блок-схема последовательности операций в деловой экономической игре
Важной условной игровой единицей является руководитель монтажной организации, он разрешает все спорные вопросы, возникающие в процессе игры, анализирует тенденции изменения параметров хозяйствования.
Деловая экономическая игра «Монтаж» составлена с учетом действующих в настоящее время взаимоотношений подразделений внутри предприятия.
Период игры равен времени сооружения объекта без разбивки на кварталы и месяцы. Однако период игры четко делится на три этапа:
- обстановки до начала планируемого периода;
- планирование;
- монтаж и сдача объекта.
Особое внимание следует уделить анализу обстановки, так как на его основе необходимо принимать основные решения.
В игре процессы производства считаются мгновенными, что определяет ряд особенностей на этапе планирования. Перед началом производства должны быть обеспечены все факторы производства, оформление всей необходимой документации.
Игра начинается с распределения обязанностей между участниками и условного назначения их на должность. Созданный условный аппарат получает четкое производственное задание. Участникам игры выдаются исходные данные, имитирующие производство, отчетные и другие показатели по предприятию на день начала игры.
Отдел труда и заработной платы производит начисление заработной платы работающему персоналу на основании отработанного времени и различных доплат. Производственно-технический отдел производит распределение материально-технических средств в рамках предприятия и разрабатывает варианты выполнения производственных заданий.
Оценка деятельности бригад, участвовавших в игре, определяется по экономии фонда заработной платы. Так как различные работы сетевой модели имеют разные стоимостные характеристики по заработной плате, связанные с изменением продолжительности, то одно и то же изменение продолжительности всего комплекса работ можно получить при различных затратах.
В процессе анализа выполнения плана по фондам заработной платы выявляется величина экономии или перерасхода, образовавшихся вследствие отклонения от плана численности рабочих или оплаты сверхурочных и праздничных дней.
Вывод
Имитационное моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой деловых игр.
Применение деловых игр на занятиях по курсам «Экономика энергетики» и «Производственный менеджмент» осуществляется с целью активизации и стимулирования познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности и инициативы в решении производственно-экономических задач.
Рецензенты:
Хрусталев В.А., д.т.н., профессор кафедры ТЭС СГТУ, Саратовский государственный университет, г. Саратов.
Угаров Г.Г., д.т.н., профессор кафедры ЭПП СГТУ, Саратовский государственный университет, г. Саратов.