Введение
На современном этапе развития системы образования целенаправленной реорганизации подвергнуто и физическое воспитание, в результате чего в программу общеобразовательной школы введен дополнительный урок физической культуры.
Это связано, прежде всего, со значительным снижением уровня здоровья школьников. Так, по данным Минздравсоцразвития России, общая заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет за последние 5 лет возросла на 16 % , а 53 % школьников вообще имеют ослабленное здоровье [6].
Многочисленными исследованиями доказывается, что одной из причин этого, с одной стороны, является снижение положительного отношения детей к уроку физической культуры, а с другой - у школьников все больше повышается тяга к занятиям, предполагающим ограниченную подвижность - компьютерные игры и социальные сети в интернете, что в свою очередь снижает интерес к их собственной двигательной активности [5].
Кроме того, ряд специалистов считает, что традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания, а именно - применение типовых программ по физической культуре на уроке, не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств [1]. Таким образом, недостаточная двигательная активность детей (пропуски уроков физической культуры, компьютерные игры, малоподвижный образ жизни), с одной стороны, и введение дополнительного урока физкультуры в программу общеобразовательной школы, с другой, требует поиска новых путей организации занятий физической культурой.
Последнее время большую популярность получили массовые спортивно-художественные представления как жанр зрелищного искусства, в задачи которого входит популяризация средств физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни, демонстрация красоты движений и телосложения участников праздника.
Рядом авторов [2,4] показано, что проведение тематических спортивно-художественных праздников создает условия для привлечения к непосредственному участию в физкультурно-спортивной жизни и, как следствие, формирует у детей и подростков интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Основываясь на вышеизложенном, было решено в содержание третьего урока физической культуры внедрить подготовку к массовым спортивным выступлениям.
Организация исследования
С целью определения влияния уроков физической культуры, на которых осуществлялась подготовка к массовым спортивно-художественным выступлениям, на физическую подготовленность младших школьников был организован и проведен педагогический эксперимент.
В нем приняли участие школьники 3-4 классов, составившие экспериментальную (n= 43) и контрольную (n= 41) группы.
Исследование проводилось на базе МОУ гимназии № 14 г. Волгограда в течение учебного года. В обеих группах уроки физической культуры проводились 3 раза в неделю по 40 минут. Дети контрольной группы занимались в соответствии с существующей программой. Экспериментальная группа согласно разработанному нами сценарию, 1 раз в неделю (на третьем уроке физической культуры) осуществляла подготовку к празднику, посвященному Олимпийским играм.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе исследования с целью получения объективной информации о физической подготовленности детей младшего школьного возраста было проведено тестирование. Полученные данные представлены в таблице 1.
Для оценки состояния физической подготовленности школьников применялись тесты, утвержденные и применяемые в гимназии: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз), прыжок в длину с места (см), поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 с), наклон туловища вперед из положения сидя (см) и время пробегания дистанции 1000 м (с) [3].
Таблица 1
Результаты тестирования физической подготовленности школьников 3-4 классов до эксперимента в контрольной и экспериментальной группе (М± m)
№ п/п |
Тесты |
Пол |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t |
P |
1. |
Тест № 1 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) |
М |
23,5±2,15*** |
21,69±2,65*** |
0,53 |
>0,05 |
Д |
11,44±1,63** |
13,56±1,46*** |
0,97 |
>0,05 |
||
2. |
Тест № 2 - прыжок в длину с места (см) |
М |
141,28±2,38*** |
138,56±5,24*** |
0,47 |
>0,05 |
Д |
127,68±1,91** |
132±2,93*** |
1,23 |
>0,05 |
||
3. |
Тест №3 - поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 с) |
М |
23,17±0,84*** |
23,63±0,95*** |
0,36 |
>0,05 |
Д |
21,52±0,55*** |
19,96±1,01*** |
1,35 |
>0,05 |
||
4. |
Тест № 4 - удержание тела в висе на перекладине (с) |
М |
10,61±1,5*** |
7,63±1,69** |
1,32 |
>0,05 |
Д |
2,04±0,6* |
3,26±0,28** |
1,78 |
>0,05 |
||
5. |
Тест № 5 - наклон туловища вперед из положения сидя (см) |
М |
2,55±1,05** |
4,437±0,71*** |
1,32 |
>0,05 |
Д |
6,56±0,81*** |
5,72±0,91** |
0,69 |
>0,05 |
||
6. |
Тест № 6 - бег 1000 м (с) |
М |
340,39±7,49** |
349,53±11,44*** |
0,68 |
>0,05 |
Д |
383,28±12,21*** |
384,76±9,94*** |
0,09 |
>0,05 |
Примечание:
* - «неудовлетворительно», * * - «удовлетворительно», ***- «хорошо»,****- «отлично».
По результатам теста № 1 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, можно утверждать, что средние значения показателей в контрольной и экспериментальной группах находятся в пределах среднего значения. В частности, среднее значение теста, показанное мальчиками экспериментальной группы, составляет 23,5 ± 2,15, а представителями контрольной - на 7,7 % меньше, но различия эти статистически не подтверждаются. Следует отметить, что в обеих группах результат оценивается как «хорошо». У девочек экспериментальной группы данный тест оценивался как «удовлетворительно» и составляет 11,44±1,63 раз, в контрольной группе показатель был выше на 18,5 % и уже соответствовал оценке «хорошо», но эти различия также статистически не подтверждались. Полностью идентичная картина наблюдалась при выполнении теста № 2 - прыжок в длину с места. Среднее значение теста, характеризующего скоростно-силовую выносливость мышц брюшного пресса, у всех испытуемых соответствовал оценке «хорошо».
Мальчики экспериментальной группы во время выполнения удержания тела в висе на перекладине в среднем показали выше результат на 25 %, однако различия имели недостоверный характер. Это связано с тем, что наблюдался большой разброс результатов по выборке. У детей, относящихся к экспериментальной группе, средний показатель оценивался как «хорошо», в контрольной - «удовлетворительно». У девочек экспериментальной группы результат этого теста был очень низок (2,04± 0,6) и оценивался как «неудовлетворительно». У школьниц контрольной группы показатель был немного выше и соответствовал удовлетворительному результату, но различия статистически не подтвердились.
Средний показатель гибкости позвоночного столба в экспериментальной группе у мальчиков оценивался как «удовлетворительно», а у девочек - «хорошо». Противоположная картина наблюдалась в контрольной группе.
При тесте на общую выносливость (бег на 1000 м) мальчики экспериментальной группы показали результат ниже среднего, что говорит о недостаточном развитии кардиореспираторной системы. У школьников контрольной группы данный тест был оценен выше на 2,7 %, но уже соответствовал оценке «хорошо». У всех испытуемых девочек результат оценивался как средний.
Из таблицы видно, что все показатели физической подготовленности детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах соответствуют среднему, а по некоторым данным ниже среднего уровня. Выявленные различия статистически недостоверны (p >0,05), что говорит об однородности испытуемых, участвующих в эксперименте. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса физического воспитания у школьников младших классов.
Особенностью занятий в экспериментальной группе явилось то, что школьники разучивали массовые упражнения, которые были подчинены единой теме, объединены общим драматургическим сюжетом и представляли собой целое заключительное действие.
Всего по данной методике было проведено 33 урока, включавших по одной сводной и генеральной репетиции и непосредственно само выступление.
Подготовка к массовым спортивным выступлениям представляла собой совокупность взаимосвязанных средств и методов организации урока по физической культуре, где основными особенностями выполнения физических упражнений выступают: массовость, музыка и синхронность.
Все это в системе обладает более высокими возможностями, что, в свою очередь, позволяет более эффективно решать поставленные задачи.
Специфические выразительные средства подготовки массовых спортивно-художественных представлений - вольные массовые упражнения, построения и перестроения. В своей методике мы использовали собственно вольные упражнения (упражнения типа зарядки) и характерные (имитационные) упражнения. Упражнения первой группы состояли из простых движений руками, ногами, туловищем, головой с различными по сложности сочетаниями прыжков, поворотов и другими элементами. При их выполнении в некоторых композициях использовался реквизит (мячи, веера). Упражнения второй группы носили тематический характер. Во время композиции «Виды спорта» младшие школьники выполняли движения, имитирующие: приемы передачи мяча в спортивных играх, ведение мяча в баскетболе, приемы ударов в боксе, подъем толчком штанги, имитирующие различные стили плавания, гребли и т.д.
Строевые упражнения применялись в качестве построений и перестроений во время массового выступления. Они помогали организовывать участников, составлять основу композиции и являлись тем средством, которое позволяет наиболее широко и контрастно раскрыть возможности массы участников как единое целое.
Построение - это взаимное расположение участников. При разработке сценария мы применяли разомкнутые нетематические построения, так как их использование целесообразно для данного контингента выступающих.
В массовом спортивно-художественном представлении использовались перестроения непосредственно как само упражнение в композициях, так и как способ перехода от одной части выступления к другой. Строевые упражнения использовались также и для овладения навыками выхода и ухода во время выступления. Для участников применялась специальная разметка, определяющая место их построения и направление передвижения.
Массовость представляет собой выполнение всех элементов выступления большим количеством людей, что, по мнению ведущих специалистов в данной области [4], способствует повышению эмоционального фона во время занятий.
Использование музыкального сопровождения взаимосвязано со сценарием. Она подобрана в соответствии с возрастом, уровнем подготовленности. В основном использовались фонограммы с музыкальным размером 2/4 и 4/4 и со словами на русском языке, чтобы детям было легче согласовывать движения с музыкой. При подготовке выступления в музыке выделялись опорные сигналы, которые служили для ориентиров при переходе от одной части номера к другой.
Синхронность основана на одновременном выполнении упражнений как под музыкальное сопровождение, так и без него, а также на однонаправленности всех участников массового выступления к достижению поставленной цели.
Структура репетиционного урока соответствовала общепринятым нормам: 5-7 минут составляла разминка, 25-27 минут - основная часть урока (разучивание, отработка, совершенствование), 3-5 минут - заключительная часть. Каждый урок длился 40 минут.
Главной задачей в подготовке представления в целом является монтаж номеров в единое, целостное, законченное действие. Для этого применялась сводная репетиция. Завершающим этапом подготовки представления служила генеральная репетиция, в ходе которой окончательно проверялась готовность всех участников. Кульминацией подготовки послужил сам праздник, на который были приглашены родители, администрация школы, а также спортсмены, выступающие как «солисты».
Эффективность разработанной методики проверялась в условиях основного эксперимента. Для этого в конце учебного года было проведено повторное тестирование.
Данные, характеризующие физическую подготовленность, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что введение экспериментальной методики позволило существенно повысить уровень ее развития у детей экспериментальной группы.
Таблица 2
Показатели изменения физической подготовленности в педагогическом эксперименте
Тесты |
Пол |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
Этап исследования |
t |
∆,% |
Этап исследования |
t |
∆,% |
||||
До |
После |
До |
После |
||||||
Тест №1 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) |
М |
23,5±2,15 |
26 ±2,08 |
0.84 |
10,6 |
21,69±2,65 |
20, 5 ±2,32 |
0,34 |
-5,5 |
Д |
11,44±1,63 |
13,92±1,60 |
1.09 |
21,7 |
13,56±1,46 |
12,76±1,42 |
0,39 |
-6,3 |
|
Тест №2 - прыжок в длину с места (см) |
М |
141,28±2,38 |
150,22±3,06 |
2.31* |
6,3 |
138,56±5,24 |
139,06±5,2 |
0,07 |
0,4 |
Д |
127,68±1,91 |
138,24±2,34 |
3.6** |
8,3 |
132±2,93 |
134,12±2,19 |
0,58 |
1,6 |
|
Тест №3 - поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 с) |
М |
23,17±0,84 |
27,83±0,84 |
4,75*** |
20,1 |
23,63±0,95 |
23,94±1,55 |
0,17 |
1,3 |
Д |
21,52±0,55 |
25,52±0,69 |
4.54*** |
18,6 |
19,96±1,01 |
22,48±1,15 |
1,64 |
12,6 |
|
Тест №4 - удержание тела в висе на перекладине (с) |
М |
10,61±1,5 |
14,5±2,55 |
1,31 |
36,7 |
7,63±1,69 |
6,19±1,33 |
0,67 |
-18,9 |
Д |
2,04±0,6 |
6,64±1,37 |
3.07** |
125,5 |
3,26±0,28 |
3,92±0,75 |
0,90 |
20,2 |
|
Тест №5 - наклон туловища вперед из положения сидя (см) |
М |
2,55±1,05 |
6±0,97 |
2,42* |
135,3 |
4,44±0,71 |
5,25±0,78 |
0,62 |
18,2 |
Д |
6,56±0,81 |
9,8±0,88 |
2.72* |
49,4 |
5,72±0,91 |
7,44±0,73 |
0,62 |
30,1 |
|
Тест №6 - бег 1000 м (с) |
М |
340,39±7,49 |
310,67±5,98 |
3,1** |
9,6 |
349,53±11,44 |
335,75±12,16 |
0,83 |
3,95 |
Д |
383,28±12,21 |
341,04±9,99 |
2.68* |
12,4 |
384,76±9,94 |
365,44±8,22 |
1,5 |
5,9 |
Примечание: Достоверность определялась по t-критерию Стьюдента:
* - при p <0,05, ** - при p <0,01, *** - при p <0,001.
Из таблицы видно, что достоверно в экспериментальной группе увеличились показатели: прыжок в длину с места у мальчиков и у девочек на 6,3 % и 8,3 % соответственно; поднимание туловища из положения лежа на спине (20,1 % и 18,6 %) при уровне значимости p<0,001; удержание тела в висе на перекладине у школьниц на 125,5 % (p<0,01), показатель гибкости позвоночного столба и общей выносливости у всех испытуемых экспериментальной группы (p<0,05).
Исследование физической подготовленности показало, что в процессе систематических занятий, основанных на подготовке к массовым спортивно-художественным представлениям, улучшение результатов наблюдалось у всех испытуемых.
Из таблицы видно, что все показатели контрольной группы в основном остались на прежнем уровне или улучшились незначительно (достоверность различий не подтвердилась).
Таким образом, за период эксперимента, который продолжался 1 учебный год у детей, занимающихся физической культурой на школьных уроках по существующей программе, не произошло значительного улучшения уровня физической подготовленности.
Заключение
В результате проведенного эксперимента можно говорить о положительном тренировочном воздействии репетиционной работы на организм детей младшего школьного возраста, участвующих в массовом спортивно-художественном представлении, способствующем улучшению физической подготовленности.
Рецензенты:
Анцыперов В.В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоград.
Вершинин М.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоград.