Постановка задачи
Пусть – полупространство
евклидова пространства
точек
. Пусть
конечная область в
, симметричная относительно плоскости
и ограниченная поверхностью
. Обозначим через
часть
, расположенную в
. Граница области
разбивается
и
, расположенными соответственно на плоскости
и в полупространстве
. Поверхность
является поверхностью класса
, когда
[3].
Рассмотрим краевую задачу: найти четное по решение уравнения
(1)
в области ,
раз непрерывно дифференцируемое в
и удовлетворяющее граничным условиям
,
где, если
и
, если
,
– внешняя нормаль к границе
в точке
,
,
– оператор Бесселя,
– любое положительное число,
. Уравнение вида (1) назовем В-полигармоническим уравнением [1].
Фундаментальное решение
Известно [2], что фундаментальные решения уравнения (1) с особенностью в начале координат имеют вид
где ,
.
Значения и
выберем таким образом, чтобы
(2)
и
(3)
для любой четной по бесконечно дифференцируемой и финитной в
функции
.
Можно проверить, удовлетворяет условиям (2) и (3) при следующих значениях
и
:
.
С помощью непосредственного подсчета получаем, что
.
Для получения фундаментального решения с особенностью в произвольной точке применим к функции
оператор обобщенного сдвига
[4]:
,
где .
Так как операторы и
коммутируют, то в силу формальной самосопряженности оператора
из формулы (3) следует, что
.
Формулы Грина для функций класса
Пусть и
четные по
функции класса
.
Тогда имеют место тождества
(4)
(5)
при четном , и
(6)
когда – нечетное число.
Нам понадобятся, для четных по функций
, первая формула Грина
и вторая формула Грина
. (7)
Интегрируя обе части тождеств (4)–(6) по области и пользуясь формулой (7), получим обобщенные формулы Грина
,
для всех четных и
,
когда – нечетное число, а также имеет место формула
, (8)
где, если
и
, если
,
– внешняя нормаль к границе
в точке
.
Интегральное представление
Пусть – внутренняя точка области
. Вырежем эту точку шаром
с центром в точке
и радиуса
, такого что
(если
, то точку
вырежем полушаром
). Поверхность шара
обозначим
(
). Пусть
– решение уравнение (1) в области
.
Применяя формулу (8) к функциям и
в области
, с учетом равенства (2), получим
.
Меняя переменную суммирования, и заметив, что и
в
, последнюю формулу можем записать в следующем виде
. (9)
Используя схему, предложенную в работе [5], докажем, что для и
, имеет такую же особенность в точке
, что и фундаментальное решение оператора. Вводя обозначение
, получим
. (10)
Разность между интегралом (10) и интегралом
является регулярной функцией в точке , то есть для
. В последнем интеграле сделаем замену переменной по формуле
. В результате будем иметь
.
Непосредственно вычисляется, что
.
Откуда
. (11)
Используя приближенную формулу (11) получаем, что
(12)
где , и
(13)
Из приближенных формул (11)–(13) следует, что в формуле (9) первая сумма левой части не зависит от , во второй сумме все слагаемые, кроме слагаемого при
и
, сходятся к нулю. Вычислим предел слагаемого при
. Его обозначим через
. В силу теоремы о среднем значении интеграла, приближенных формул (11)–(13) и с учетом того, что
при
, получаем
,
то есть .
Таким образом, имеют место следующие интегральные представления для решения уравнения (1):
(14)
Отсюда при имеем, что
.
Заключение
В работе получено интегральное представление (14) найденного решения уравнения (1), необходимое для сведения краевой задачи к системе интегральных уравнений.
Рецензенты:
Игнатьев Ю.Г., доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой высшей математики и математического моделирования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Сушков С.В., доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой теории относительности и гравитации, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Криштоп Виктор Владимирович, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Физика», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск, профессор Kwangwoon University, Korea.
Библиографическая ссылка
Денисова М.Ю. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ В-ПОЛИГАРМОНИЧЕСКОГО УРАВНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7417 (дата обращения: 09.05.2025).