В соответствии с современными требованиями, которые обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, важное значение уже на этапе дошкольного детства приобретает формирование у ребенка субъективных качеств, в число которых входит такое качество, как самостоятельность. Проблемы самостоятельности в дошкольном возрасте рассматривалась целым рядом исследователей, которые раскрывают характеристики самостоятельности, ее возрастные особенности, проявления самостоятельности в кризисные периоды дошкольного детства и ее значение.
На протяжении дошкольного возраста самостоятельность развивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества. Развитие самостоятельности происходит в тесном взаимодействии с развитием активности и инициативности детей дошкольного возраста и с деятельностью. Именно в разных видах деятельности создаются благоприятные условия для развития самостоятельности детей, так как происходят получение необходимого опыта, овладение соответствующими умениями и навыками, которые затем проявляются в самостоятельной деятельности.
Старший дошкольный возраст характеризуется достаточно устойчивыми проявлениями самостоятельности на уровне возможностей каждого ребенка, но вместе с тем их изучению не уделено достаточного внимания в психолого-педагогических исследованиях, что не позволяет представить точную картину и определить необходимые условия для развития самостоятельности.
Методология
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что в соответствии со своим значением самостоятельность выступает в качестве предмета изучения в рамках таких научных областей, как философия, педагогика, психология. Представление о самостоятельности формируется в науке на протяжении длительного времени. В современных исследованиях В.С. Шурманова, В.С. Чебровской, Е.И. Федака, Ю.Л. Яковлевой и иных предприняты попытки систематизировать имеющиеся представления как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии при рассмотрении самостоятельности широкий пласт исследований связан с рассмотрением ее в составе волевой сферы, как одного из волевых качеств личности (Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий и др.). Также самостоятельность изучается с точки зрения поведения и способности справляться с различными ситуациями.
Согласно определению А.К. Осницкого, самостоятельность представляет собой способность личности к независимым действиям, суждениям, которая сочетается с проявлениями инициативы, решительности, способности завершать начатое [1].
Е.И. Федак полагает, что самостоятельность представляет собой качество личности, которое проявляется в умении ставить цель, умении достигать цели собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности [2].
С.В. Чебровская под самостоятельностью понимает личностное качество, которое характеризует человека как субъекта деятельности [3].
С точки зрения В.С. Шурманова, самостоятельность − это личностное качество, характеризующееся осознанностью действий, способностью принимать решение о выполнении данных действий, выполнять их, достигать результата и оценивать его. Самостоятельность чаще всего рассматривается как сложное качество, в структуре которого выделяется ряд компонентов: эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой, которые характеризуют ее проявление в жизнедеятельности человека и позволяют описать и определить уровни ее сформированности [4].
А.В. Петров считает, что структуру самостоятельности образуют три компонента: независимость (способность самому, без участия взрослого принимать решения), ответственность (готовность отвечать за последствия своих поступков), убеждение в реальной социальной возможности и моральной правильности такого поведения [5]. В дошкольном возрасте проявления самостоятельности носят динамичный характер и начинают наблюдаться еще с периода кризиса 3 лет, в ходе которого впервые ребенком наиболее активно декларируется потребность в самостоятельных действиях и независимости от взрослого. Эти проявления интегрируются в обозначении сущности кризиса 3 лет − «Я сам».
На шестом году жизни, как считает Ш.С. Шойимова, самостоятельность у детей проявляется в потребности к самостоятельному познанию, общению, деятельности. Многие действия дети стремятся выполнить без помощи взрослого, проявляют желание помогать взрослому, выполнять разные поручения [6]. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте способствуют, прежде всего, опыт и умения, накопленные детьми, кроме того, изменения в мотивационной сфере, так как в качестве побуждающих факторов в проявлении самостоятельности начинают выступать мотивы, связанные с оказанием помощи взрослому, самоутверждением.
На основе работ А.Н. Атаровой, А.С. Микериной и других авторов мы выделили следующие педагогические условия формирования самостоятельности у детей шестого года жизни: наполнение развивающей предметно-пространственной среды группы (Центров активности) материалами, способствующими формированию самостоятельной деятельности детей и укрепляющими интерес к разным видам деятельности; определение методов и приемов поддержки самостоятельности детей в образовательной деятельности и других видах деятельности; организация мероприятий для педагогов и родителей, направленных на повышение их подготовленности к развитию самостоятельности детей шестого года жизни.
Цель исследования
В связи с этим нами была определена цель исследования – изучить проявления самостоятельности у детей шестого года жизни и педагогические условия ее развития. Достижение данной цели позволит определить направление работы по развитию самостоятельности и условия, необходимые для повышения качества данной работы.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Карлукский детский сад общеразвивающего вида». В исследовании принимали участие дети шестого года жизни, родители и педагоги дошкольной организации.
Критериально-диагностический аппарат исследования включал в себя следующие показатели:
− готовность педагогов к развитию самостоятельности дошкольников (когнитивно-рефлексивный и деятельностно-практический компоненты);
− характеристика РППС (оснащенность);
− готовность родителей к развитию самостоятельности детей шестого года жизни дошкольников (когнититвный, мотивационный компоненты);
− уровень самостоятельности детей (способность осуществлять выбор деятельности; самоконтроль, умение сохранять цель в ситуации затруднения успеха, проявлять настойчивость и целеустремленность; умение выполнять деятельность без помощи взрослого, доводить начатое до конца; независимость и автономность).
Для диагностики нами использовался комплекс методик: анкета для педагогов «Самостоятельность дошкольников» (авторский вариант); экспертиза развивающей предметно-пространственной среды группы; анкета для родителей «Развитие самостоятельности у детей 5–6 лет» (авторский вариант); методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова); методика «Изучение произвольности и контроля у детей» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева); карта проявления самостоятельности А.М. Щетининой.
Результаты исследования и их обсуждение
Для изучения самостоятельности детей шестого года жизни и педагогических условий ее развития в дошкольной организации нами была определена выборка исследования, в состав которой вошли дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родителя.
Представим результаты исследования. С помощью анкетирования педагогов мы определили уровень их готовности к развитию самостоятельности детей шестого года жизни. Полученные в ходе анкетирования результаты показали, что у 20% педагогов уровень готовности является повышенным; у 47% − базовым и у 33% − критическим.
Доминирующий базовый уровень готовности к развитию самостоятельности детей, как показали результаты анкетирования, характеризуется тем, что знания педагогов являются неполными, но позволяют ориентироваться в вопросах формирования самостоятельности дошкольников. Педагоги выделяют наиболее значимые проявления самостоятельности у детей, определяют методы и приемы ее развития, ориентируются в современных нормативных требованиях, понимают значение самостоятельности, но не осознают необходимости комплексного подхода, применяемые методы и приемы ориентируют преимущественно в отношении детей, недостаточно организуя работу с родителями и не в полной мере реализуя возможности развивающей предметно-пространственной среды группы. Например: «Я стараюсь обогащать предметно-развивающую среду различными материалами и пособиями для развития самостоятельности детей, даю им поручения, использую игровую деятельность. Работу с родителями по данному направлению не планировала и не проводила» (О.Ю.Ж.).
Уровень подготовленности педагогов представляется недостаточным, поскольку объем знаний о развитии самостоятельности детей дошкольного возраста является неполным, сформированные умения развития самостоятельности проявляются у педагогов в организации образовательного процесса только частично.
В ходе экспертизы развивающей предметно-пространственной среды группы мы изучали возможности, которые создаются в центрах активности в группе для развития самостоятельности детей через возможность осуществления ими разных видов деятельности.
Опираясь на критерии анализа, мы отметили, что имеющиеся в развивающей предметно-пространственной среде группы материалы являются безопасными, доступными. Не хватает в группе полифункциональных материалов, особенно это касается Центра творчества. Кроме того, в группах наблюдается нерегулярная сменяемость материалов, представлено недостаточно разнообразных материалов для того, чтобы стимулировать самостоятельную деятельность детей.
Рассмотрим это на примере Центра творчества. В нем имеются разные материалы для рисования, лепки, аппликации. Набор этих материалов является стандартным. Мы отметили, что очень мало материалов, способствующих освоению способов творческой деятельности на основе нетрадиционных техник. Имеются в виду такие материалы, как, например, губки, нити, мыльные пузыри, штампики и т.д. Кроме того, в Центре творчества имеющиеся материалы не всегда связываются с тематикой недели, редко появляются тематические раскраски, пооперационные карты, подборки фотографий, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. В Центре спорта также наблюдается недостаточная вариативность материалов, но имеющиеся материалы доступны для самостоятельного использования детьми.
Анализируя результаты анкетирования родителей, мы констатируем, что среди уровней представлений родителей о развитии самостоятельности доминирует критический (54%). Родители понимают, что самостоятельность является важным качеством, но не переносят это знание на своего ребенка. Воспитание самостоятельности они осуществляют эпизодически, используя для этого преимущественно методы поощрения и наказания. Недостаточность знаний у себя родители осознают не в полной мере и поэтому не выражают стремления взаимодействовать с педагогами дошкольной организации по этому вопросу.
С базовым уровнем было выявлено 24% родителей. Они ценят самостоятельность как личностное качество, осознают, как проявляется самостоятельность у их ребенка, стремятся к воспитанию самостоятельности на основе тех методов и приемов, которыми владеют. Родители положительно воспринимают возможность получать дополнительные знания о развитии самостоятельности от педагогов дошкольной организации. Например: «Для меня очень важно, чтобы ребенок был самостоятельным, стараюсь приучать его самостоятельно выполнять мои поручения. Хотела бы узнать разные методы и приемы, которые бы помогли мне в данном вопросе» (Н.В.Р), «Конечно, важно, чтобы ребенок был самостоятельным, но часто бывает, что мне проще и быстрее сделать что-то за него. Вырастет – будет делать сам» (С.В.Б.).
При оценке уровня самостоятельности у старших дошкольников мы опирались на ряд критериев: способность осуществлять выбор деятельности; самоконтроль, умение сохранять цель в ситуации затруднения успеха, проявлять настойчивость и целеустремленность; умение выполнять деятельность без помощи взрослого, доводить начатое до конца.
Результаты показали, что дети делают выбор самостоятельно, иногда у них возникают сомнения, они могут изменить свое решение в пользу другого вида деятельности.
Старшие дошкольники могут сохранять цель в условиях затруднения, но не до конца. Интерес на фоне затруднений значительно снижается, требуется небольшая помощь взрослого для завершения выполнения задания. Целеустремленность, настойчивость и самостоятельность проявляются у многих детей частично. Многие дошкольники умеют самостоятельно начать дело, но не всегда его завершают; при выполнении поручений может требоваться напоминание; они умеют разрешать конфликты, но преимущественно там, где незначительно задеты личные интересы.
В результате диагностики мы установили, что на высоком уровне самостоятельность развита у 17% детей, на среднем уровне – у 46% детей, низкий уровень выявлен у 37% детей. Для высокого уровня исходя из исследуемых показателей характерными являются: способность самостоятельно осуществлять выбор деятельности и организовывать ее, сформированность самоконтроля, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности. Также на высоком уровне самостоятельности дети проявляют в своем поведении автономность, независимость от взрослого, умение выполнять без помощи взрослого многие действия.
Средний уровень самостоятельности характеризуется тем, что у детей способность к выбору деятельности сформирована, но не всегда выбор они могут осуществлять полностью самостоятельно. Самоконтроль проявляется, но на фоне возникновения трудностей способность к самоконтролю, настойчивость и целеустремленность снижаются. Проявления автономности, независимости, способности выполнять действия без помощи взрослого являются неустойчивыми.
Низкий уровень развития самостоятельности у дошкольников характеризуется тем, что дети редко проявляют способность к выбору деятельности, чаще всего деятельность организует взрослый; также они отличаются недостаточным самоконтролем, на фоне затруднения ситуации проявляют пассивность, обращаются за помощью, не предпринимают попыток самостоятельно справиться с поставленной задачей, цель деятельности не удерживают. Такие проявления самостоятельности, как автономность, независимость, умение выполнять действия без помощи взрослого, у детей шестого года жизни с низким уровнем развития самостоятельности отмечаются редко.
Полученные данные обусловили необходимость создания педагогических условий развития самостоятельности детей шестого года жизни. Были организованы наполнение развивающей предметно-пространственной среды группы (Центров активности) материалами, способствующими формированию самостоятельной деятельности детей и укрепляющими интерес к разным видам деятельности; отбор методов и приемов поддержки самостоятельности детей в образовательной деятельности и других видах деятельности; мероприятия для педагогов и родителей, направленные на повышение подготовленности к развитию самостоятельности детей шестого года жизни. Нами были выделены такие центры активности, как Центр творчества, Литературный центр, Центр игр. В каждый из этих центров мы вносили разнообразные материалы исходя из темы недели, которые побуждали детей активно включаться в самостоятельную деятельность.
Был разработан фрагмент тактического планирования, направленного на формирование самостоятельности у детей шестого года жизни. В каждом из видов деятельности мы определили культурно-смысловой контекст и выделили типы работы, способствующие развитию самостоятельности.
Мероприятия для педагогов включали в себя темы, позволяющие повышать готовность педагогов к формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста. Содержание работы с родителями было направлено на развитие у них ряда умений: умения поддерживать самостоятельность в повседневной жизнедеятельности ребенка, умение укреплять потребность в самостоятельности через поддержку и поощрение, умение формировать необходимые навыки для выполнения разных видов деятельности ребенком самостоятельно.
Выводы
Таким образом, результаты исследования показали, что проявления самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста различаются и могут иметь не только разную степень выраженности, но и содержательные отличия в проявлении ключевых характеристик. Одной из причин этого может выступать недостаточная реализация потенциальных возможностей педагогических условий развития самостоятельности в ДОУ.
Результаты исследования показали, что существует необходимость целенаправленной работы по повышению уровня готовности педагогов к развитию самостоятельности детей. Также мы определили, какие направления важно реализовать для организации развивающей предметно-пространственной среды группы, чтобы она способствовала развитию самостоятельности. Кроме этого, мы выявили уровень готовности родителей к формированию самостоятельности и определили, что родители нуждаются в проведении консультативно-просветительской работы.
Развитие самостоятельности может осуществляться на основе использования разных педагогических средств, среди которых в дошкольном возрасте лидирующую позицию занимает игра. Разные виды игр, как показывают психолого-педагогические исследования, обладают определенным потенциалом в плане формирования самостоятельности. При этом достаточно редко в исследованиях рассматриваются возможности дидактических игр. В то же время, как мы полагаем, дидактическая игра, подчиненная определенным правилам, способствует развитию самостоятельности, так как помогает ребенку, не имеющему достаточного опыта, сориентироваться на основе правил в игровой ситуации и, следуя им, не обращаться за помощью к взрослому, чувствовать свою способность выполнять действия, достигать результата в совместной с другими детьми игре. Поэтому перспективным является изучение возможностей дидактических игр в развитии самостоятельности.
Библиографическая ссылка
Шинкарева Н.А., Черкашина Т.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ И ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31764 (дата обращения: 19.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31764