В июле 2017 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Цифровая экономика». К 2024 г. государство намерено реализовать этот проект, который затронет экономическую и социальную сферы России. Школа в данном случае выступает одной из ключевых площадок: цифровизация внедряется не только в административную составляющую часть, но и в само обучение. В конце 2017 г. был одобрен проект «Цифровая школа». К 2025 г. вся система школьного образования в России должна пройти цифровизацию. Это рассматривается как важнейшая задача в рамках реализации государственной стратегии цифровизации российской экономики.
В п. 2. ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] указано, что «при реализации образовательных программ реализуются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение». Поэтому в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. [2] к основным задачам образования отнесены «развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании. Совершенно новым, многообещающим направлением развития системы образования становится обширное введение дистанционного обучения на базе применения передовых педагогических, многообещающих информационных и телекоммуникационных технологий». Обучение в образовательных учреждениях должно осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных ресурсов. В соответствии с этим современное образование характеризуется интенсивной разработкой и внедрением в педагогическую практику дистанционной формы обучения.
Сложившаяся в мире ситуация с пандемией коронавируса побудила органы государственной власти и местного самоуправления интенсифицировать работу по организации удаленного обучения. При этом наблюдалась недостаточная готовность педагогов и учащихся к дистанционному обучению.
В настоящее время ярко проявилось противоречие между сформулированной в нормативно-правовых документах задачей развития и внедрения дистанционного обучения в образование, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью дистанционных образовательных технологий – с другой. Существование этого противоречия приводит к низкой эффективности применения этих технологий в педагогической практике.
Среди ученых и практиков ведутся острые дискуссии о месте и роли этой формы обучения в образовательном процессе. Высказываются противоречивые точки зрения – от полного в ближайшей перспективе перехода к дистанционным образовательным технологиям до их ограниченного использования с учетом конкретных условий.
На наш взгляд, диалектика развития современного образования заключается не в «голом отрицании» традиционной очной формы обучения, а в переходе на качественно новую ступень развития – ступень смешанного обучения, в рамках которой будут органично интегрированы как дистанционное обучение, так и обучение «лицом к лицу», реализующие достоинства этих форм и нивелирующие присущие недостатки.
Цель, материал и методы исследования. Цель нашей работы заключалась в определении достоинств и недостатков дистанционного обучения. Для решения этой задачи нами были осуществлены анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной методической литературы, в которой представлены взгляды ученых и специалистов о «плюсах» и «минусах» применения дистанционной модели организации образовательного процесса. Всего по проблеме исследования было проанализировано 33 литературных источника.
Результаты исследования и их обсуждение. Дистанционное обучение является одним из элементов цифрового образования. Цифровое образование – термин в педагогике новый. В литературе нет единой точки зрения по определению его сущности. В частности, под цифровым образованием понимаются «процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде» [3, с. 30], «образовательная деятельность, ключевыми факторами которой являются данные в цифровом формате, обработка, обмен и результаты анализа которых, позволяют достичь конкретной личности качественно новых результатов образования в конкретной социокультурной ситуации» [4, с. 297].
Основная задача внедрения цифровизации в образование – это автоматизация рутинной работы, подготовка к проведению уроков и внеурочной деятельности, а также разработка индивидуальных образовательных программ для обучающихся с помощью искусственного интеллекта. Средствами цифровизации в образовании выступают цифровые технологии, которые предусматривают совместное взаимодействие преподавателей и обучающихся и инвариантность их расположения в пространстве и времени. Дистанционное обучение является одним из обязательных элементов цифрового образования. В настоящей работе мы будем рассматривать его как инновационную форму обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, которые создают условия для взаимодействия преподавателей и учащихся независимо от места их нахождения и в удобное для них время.
В сравнении с дистанционным обучением традиционная форма обучения обладает ограниченными возможностями реализации индивидуального подхода, что проявляется в «уравнивании всех», в ориентации на «среднего ученика» и, как следствие, в снижении учебной мотивации [5].
Однако дистанционное обучение позволяет снять эти ограничения. В частности, оно позволяет:
· учесть при организации учебного процесса индивидуальное своеобразие образовательных возможностей и потребностей обучающихся [6, 7];
· индивидуализировать процессы целеполагания, планирования и организации учебной деятельности, учебные режимы и объемы учебной работы [8, 9], коррекции [10] и контроля [11] обучения:
· реализовать принципы личностно-ориентированного обучения через создание условий для организации субъект-субъектных взаимодействий преподавателя с каждым учащимся [5];
· организовать образовательный процесс в условиях пространственной удаленности субъектов обучения друг от друга [12, 13, 14].
· осуществить учащимся гибкий выбор приемлемых для них времени и темпа обучения 15, 16, 17].
При традиционном обучении возникают трудности в переработке и освоении больших объемов информации [5]. Дистанционное обучение дает возможность использовать тексты, аудио- и видеоматериалы (книги, фильмы) с указанием ссылок в Интернете. Существенным достоинством является возможность вовлечения учащихся в учебный процесс в рамках определенных образовательных платформ [13], применения в качестве средств передачи учебной информации мультимедийной доски, проектора, презентации, тиражирования с использованием принтера учебных заданий для работы дома и в классе [18, 19]. Оцифрованный текст доступен для учащихся в целях совместного обсуждения, обмена и использования в реализации совместных учебных проектов [20].
Дистанционное обучение повышает возможность широкого доступа к современным цифровым образовательным ресурсам [5, 8, 17].
Дистанционное обучение позволяет проводить предварительную информационную подготовку обучаемых. Это дает возможность преподавателю проводить очное занятие с теоретически подготовленной аудиторией, уделять больше внимания практике применения освоенных знаний, а не изложению теоретического материала [11].
R. Andrews [7] подчеркивает, что «электронное обучение позволяет студентам становиться участниками специальных онлайн-групп по интересам, подписываться на электронные журналы, быстро проводить исследования с использованием баз данных и цифровых архивов, общаться посредством электронной почты с одноклассниками и преподавателями, создавать блоги, участвовать в онлайн-дискуссиях и предоставляет много других возможностей. Такое широкое разнообразие видов деятельности в условиях традиционного преподавания и обучения попросту недоступно».
Эффективность любой формы обучения зависит от качества обратной связи преподавателя с учащимися [15].
К сильным сторонам электронного обучения относится интерактивность, заключающаяся в возможности тестирования качества выполнения учебных заданий в режиме реального времени [5, 8, 16].
Интерактивные приложения, используемые при дистанционном обучении, позволяют осуществить обратную связь между учителем и учеником на качественно высоком уровне, создают широкие возможности прикрепления домашнего задания, его оперативной обработки и проверки, возможности для учащихся сразу видеть средний балл по предмету. [18].
Авторами проекта «Цифровая школа» создана автоматизированная система проверки письменных работ школьников и формирования отчетности, посвященной проведению уроков в школе [21].
Дистанционные образовательные технологии позволяют освободить учителя от ответов каждому учащемуся на одни и те же вопросы. От него требуется только введение правильного варианта. При этом каждый учащийся может в случае ошибочного ответа увидеть верный вариант вместе с подсказкой, объясняющей суть ошибки.
Учебный процесс стал намного проще благодаря тому, что преподаватели задают обучающимся совместную работу в Google-документах онлайн. Автоматизация вычислений позволила устранить излишнюю рутинную работу, облегчить мониторинг процесса и результатов учебного процесса. Оперативное и объективное оценивание учебных достижений содействует формированию учебной мотивации, созданию индивидуальных образовательных маршрутов.
Дистанционное обучение освободило его участников от возможных антипатий, связанных с внешностью и психологией поведения [15].
Наряду с несомненными достоинствами дистанционное обучение обладает определенными недостатками. Если при очной форме обучения все субъекты образовательного процесса находятся в постоянном живом взаимодействии, то при дистанционном обучении преподаватель и учащиеся лишены возможности непосредственно контактировать между собой [8, 16, 17]. Поэтому для решения воспитательных задач возможности дистанционного обучения (за исключением видео-чатов, видеоконференций, интерактивных форм обучения) очень ограничены, поскольку процесс воспитания предполагает непосредственное воздействие личности педагога на личность учащихся, возможность использования невербальных контактов с ними, возможность непосредственного обсуждения и разъяснения жизненных ситуаций на конкретных примерах [5, 22, 23]. Как следствие, возможны социально неприемлемые варианты духовно-нравственного развития, формирования гражданской позиции и мировоззрения [24].
При дистанционном обучении нет необходимости в вербальном общении [19], наблюдается ослабление социальных навыков из-за отсутствия живого общения [25], возникают проблемы с речевым развитием детей и компьютерная, игровая зависимость [26].
Ведущие ученые [5, 17, 27] отмечают, что низкая готовность отдельных учащихся к самостоятельной работе без внешнего принуждения приводит к тому, что они не могут равномерно распределить учебную нагрузку, оставляя ее большую часть на завершающий период.
В связи с этим подчеркивается необходимость обучения искусству грамотного использования современных информационных возможностей [28, 29]. Однако дистанционные методы обучения эффективно способствуют формированию умения учиться, ориентироваться в учебном предмете и образовательном процессе в целом, умения выделять главное [30].
В условиях дистанционного обучения трудно осуществить оперативный и текущий контроль учебной успеваемости [19]. Поэтому необходимыми условиями систематичности и результативности самостоятельной работы выступают сформированность внутренней учебной мотивации и дисциплинированность.
Дистанционное обучение может оказать негативное воздействие на здоровье детей. Возникают проблемы со зрением, экранная зависимость, с использованием wi-fi в школах, происходит воздействие электромагнитного излучения [22, 26].
Чрезмерное использование дистанционных технологий отупляет наших детей [31]. Следствиями их применения могут выступать: ослабление навыков письма, чтения бумажного текста, снижение креативности и умственных способностей, цифровое слабоумие [26].
Нет достаточных доказательств, чтобы утверждать, будто современная цифровая техника улучшит обучение в школе [32]. Напротив, есть исследования, где установлено, что «использование этих технологий в классе не коррелирует с улучшением образовательных результатов учащихся, но может иметь отрицательные эффекты на успеваемость» [33].
Выводы
Анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования позволили сформулировать следующее заключение.
Дистанционное обучение позволяет:
· осуществлять процессы целеполагания, планирования и организации учебной деятельности, формировать учебные режимы и объемы учебной работы, коррекции и контроля обучения с учетом индивидуального своеобразия образовательных возможностей и потребностей учащихся;
· организовать субъект-субъектные взаимодействия преподавателя с учащимися и между учащимися;
· организовать образовательный процесс в условиях пространственной удаленности субъектов обучения друг от друга;
· выбирать приемлемые для учащихся время и темп обучения;
· освоить большие объемы текстов, аудио- и видеоматериалов посредством создаваемых личных кабинетов, вовлечения учащихся в учебный процесс в рамках определенных образовательных платформ, организации доступа учащихся к отечественным и зарубежным информационным ресурсам, провести их предварительную информационную подготовку;
· расширить виды совместной учебной деятельности преподавателя и учащихся;
· повысить качество обратной связи, облегчить мониторинг образовательного процесса и усилить учебную мотивацию;
· освободить преподавателей и учащихся от возможных антипатий, связанных с внешностью и поведением.
К недостаткам дистанционного обучения можно отнести:
· отсутствие непосредственно контакта субъектов образовательного процесса, что ограничивает возможности решения воспитательных задач, развития навыков живого общения, устной коммуникации, речевого развития;
· риски возникновения игровой зависимости, ухудшения зрения, воздействия электромагнитного излучения, развития цифрового слабоумия, снижения умственных и креативных способностей, способностей воспринимать большие тексты.
Мы полагаем, что использование высокого дидактического потенциала дистанционной формы обучения с одновременным преодолением присущих ей недостатков возможно при разработке и внедрении смешанной модели организации образовательного процесса, в рамках которой дистанционное обучение и обучение «лицом к лицу» выступают как ее взаимосвязанные элементы и во взаимодействии между собой обеспечивают оптимальные условия для реализации позитивных сторон дистанционного обучения и преодоления присущих ему недостатков.
Библиографическая ссылка
Драндров Д.А., Драндров Г.Л. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31756 (дата обращения: 09.10.2024).