Так, к примеру, глобализация, как процесс, приводящий к неизбежной унификации всех сторон общественных отношений, не только не сняла проблему идентичности, но и привела к ее обострению, возникновению так называемого кризиса идентичности.
Целью настоящего исследования явилось изучение проблемы правовой идентичности личности в условиях глобализирующегося мира.
Под идентичностью (лат. identificare) нами понимается свойство человека, связанное с ощущениями его принадлежности к народу, стране. В условиях глобализации проблема идентичности становится одной из наиболее актуальных. Понятие «кризис идентичности» было введено Э. Эриксоном [9; с.235], который во время второй мировой войны, находясь в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион, употребил это понятия для характеристики поведения людей, которые потеряли чувство персональной тождественности и непрерывности в истории.
Развитие глобальных экономических, политико-правовых и информационных систем привело к ослаблению национальных государств и стало следствием все более нарастающего кризиса национальной и конфессиональной идентичности. Как отмечает Зигмунт Бауман «Проблема идентичности рождается тогда, когда происходит разрушение старой социальной структуры» [10; с.18].
Среди причин такого кризиса идентификации можно обозначить следующие:
- демократизация современного мира, стирающая грани между внешней и внутренней политикой государства;
- экономизация, приводящая к невозможности национального развития вне мирового экономического пространства;
- информатизация, при которой глобальные информационные потоки объективно ведут к размыванию идентичности; культурная стандартизация, связанная с усилением влияния массовой культуры глобализации;
- универсализация ценностных ориентиров, демонстрирующая преимущества в первую очередь западной модели развития и, соответственно, западных ценностей.
Кроме того, по мнению д.ф.н., профессора кафедры философии и политологии БашГУ Б.С. Галимова «для нашего столетия характерен процесс интеграции духовных типов... в котором выражается реакция коллективного сознания на изменения, происходящие в системе социум-универсум. В XXI веке реакция коллективного сознания становится заметной как внутри отдельных типов духовности, так и в связях между типами. Появляется немало учений, пытающихся объединить знания Востока и Запада, различных религий в единое учение» [3; с.9].
В условиях постоянно трансформирующегося мира, как современные государства, так и человек вынуждены постоянно терять идентичность с тем, чтобы вырабатывать ее вновь и вновь. Уже, казалось бы, найденный ответ, на вопрос «где я, и куда я иду» становится бессмысленным всякий раз, когда информационное пространство вновь видоизменяется. Проблемным аспектом в данном случае является то, что утрата единой идентичности общества как целостного феномена способствует расколу социального пространства на разнородные сегменты, появлению разнонаправленных культурных влияний, что в свою очередь, негативно отражается на самом обществе.
Говоря о проблеме идентичности, отметим, что в условиях глобализации увеличивают свое влияние различные религии и религиозные системы. Как отмечает К.С. Гаджиев «чем сильнее тенденции к универсализации и унификации внешних сторон жизни, тем люди склонны больше дорожить такими внутренними, характерологическими компонентами, как традиция, религия, культура своего народа» [2; с.85]. И, как показал в своей работе П. Бейер, глобализация приводит к обретению религией нового импульса и усилению ее влияния в публичном дискурсе [11; с.32].
Многоаспектность социального развития породила необходимость выделения разнонаправленных типов идентичности. Наиболее часто встречаемыми можно назвать такие как: религиозный, профессиональный, национальный, региональный, этнический, цивилизационный типы идентичности, рассматриваемые по большей мере в рамках гуманитарных наук.
В данном случае акцент делается на тот тип социальной общности, к которой принадлежит личность. Однако в настоящее время все большее значение приобретает необходимость исследования и так называемой правовой идентичности, включающей в себя не только социальное, но и правовое (в еще более полном объеме - философско-правовое) осмысление обозначенной нами проблемы.
Понятие «правовая идентичность» является относительно новым для исследователей. Необходимость выделения понятия «правовая идентичность», обусловлена, прежде всего, изменениями социального развития, произошедшими на рубеже XX-XXI веков.
Изменения в сфере экономики, политики, национальных интересов, социальной жизни, в свою очередь привели к изменению картины мира, необходимости создания новых научных парадигм, систем ценностей. И вопрос не столько самоидентичности в обществе, сколько осмысления себя в рамках права, явился наиболее актуальным.
В этой связи проблема осмысления правовой идентичности личности в условиях глобализации явилась проблемой, исследование которой предполагает использование категориального аппарата, методологии смежных наук.
В частности, помимо юридических наук, акцентирующих свое внимание на специфике соотношения понятий «правовая идентичность личности», «права человека» и других, данный вопрос лежит в сфере исследования гуманитарных и философских дисциплин, таких как - философия права и социология права, ориентированных на исследование смысловой составляющей права, его оснований, и места в системе отношений «человек - общество - природа».
Следует также отметить, что в большинстве случаев понятие «правовая идентичность» смыкается с терминами «государственная идентичность», «политико-правовая идентичность» [7; с.6], [1; с.14].
Однако, по нашему мнению, все же необходимо различать данные понятия, так как понятие «государственная идентичность» предполагает рассмотрение проблемы идентичности личности больше в рамках отдельно взятого политического института, конкретного государства, а понятие «политико-правовая идентичность» при рассмотрении моментов, связанных с религиозными, национальными, межэтническими аспектами правовых отношений, акцентирует свое внимание в большей части на политической составляющей.
Мы считаем, что наиболее полно понятие «правовой идентичности» раскрывается Н.В. Исаевой, предложившей теоретико-правовое исследование понятия, и обозначившей следующее его толкование: «Правовая идентичность - это качество субъекта права, характеризующее его актуальное состояние посредством юридического самоопределения в категориях прав, свобод, обязанностей и ответственности, воспринимаемых как правовые ценности, обеспечивающие положительные правовое сознание и правовую активность» [4; с.14]. В дальнейшем данное определение понятия «правовая идентичность» будет взято нами за основу.
Кроме того, следует выделить и другое определение понятия «правовая идентичность», представляющего несколько иное толкование рассматриваемой нами проблемы. Так, Резников Е.В. в работе «Понятие правовой идентичности» отмечает, что «правовая идентичность - это такое состояние человека, когда он не только является членом какой-либо социальной группы, но придает этому факту достаточно высокую значимость, осознает его как принципиально важное качество собственной личности. При этом данная социальная группа должна быть официально признана, а ее участники - обладать специфическим правовым статусом. Соответственно, индивид, входящий в состав такой группы и испытывающий к ней определенное личное отношение, так или иначе распространяет его и на нормативно-правовой аспект коллективного бытии» [5; 12].
Ключевым элементом правой идентичности выступает сам человек, и, в первую очередь, официальное, документально и юридически закрепленное признание его со стороны государства, наличия у него определенных прав и обязанностей.
В этой связи одной из проблем правовой идентичности является все более усиливающиеся в современном глобализирующемся обществе миграционные потоки. Миграционные процессы, которые, конечно, не представляют собой новое явление в истории человечества. Но в условиях современного общества они обрели иные формы, чем в предшествующих эпохах.
Например, в настоящее время сотни тысяч иммигрировавших в Европу и Северную Америку становятся миллионами избирателей. При этом, как отмечает Рыхтик М.И. «этнические мигранты вступают в длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей группы, но уже в новых условиях постиндустриального общества, а глобальная экономика требует не просто «присутствия «другого», но и активного его участия в производственной цепочке» [6].
Все эти аспекты требуют тщательного и детального осмысления проблем, возникающих в связи с необходимостью правовой самоидентификации личности во все более усложняющихся социальных отношениях.
Данный процесс, представляющий собой интенсивную миграцию населения, обусловленную социально-демографической, природно-географической, исторической спецификой, приводит, к необходимости осмысления как минимум трех сторон этого явления:
С одной стороны, к обязанности определения государствами направлений миграционной политики, поиска основ, закрепляющих правовое положение, как граждан государства, так и вновь прибывающих мигрантов; поисках борьбы с негативными социальными последствиями, порождаемыми все более расширяющимися и ускоряющимися миграционными потоками.
С другой стороны, вопрос правовой идентичности затрагивает и интересы самой личности, оказавшейся в положении лица, оторванного, по причинам как объективного, так и субъективного характера, от места постоянной дислокации. В этом случае личность испытывает острую потребность к самоидентификации внутри новой социальной группы. Особую проблему в этой связи вызывают сложности, возникающие в процессе самоидентификации молодежи, оказывающейся в наиболее уязвленном положении. Отсутствие правового статуса, и как следствие, ограничение возможностей трудоустройства, социализации в чужеродном обществе, приводит к увеличению противоправных действий, и как следствие, возникновению фактора напряженности между коренным и пришлым населением.
Данную потребность в большей мере может обеспечить именно правовая идентичность, являющаяся базисом, на который в последующем будут наслаиваться остальные элементы социальной адаптации.
С третьей стороны проблема правовой идентичности затрагивает интересы коренных жителей государства, ориентированного на принятие миграционных потоков. Неприятие мигрантов местным населением, возникающем вследствие разницы в восприятии действительности, языковых, национальных, религиозных, культурных, цивилизационных традиций, необходимостью «делиться» рабочими местами, социальными благами, приводит к росту социальной напряженности, ослаблению легитимности государства и усилению уровня преступности в обществе.
В этой связи вопрос правовой идентичности личности становится проблемой не только отдельно взятой личности, или государства, но и всего мирового сообщества в целом.
Тем самым можно сказать, что правовая идентичность в условиях глобализирующегося мира, должна рассматриваться, прежде всего, как источник, позволяющий снять социальную напряженность, решить многие из социальных вопросов, возникающих у государств в связи с инстинктивной потребностью населения к сохранению собственной идентичности.
Рецензенты:
Усманова Р.М., д.ю.н., доцент, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;
Сабекия Р.Б., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.
Библиографическая ссылка
Шергенг Н.А., Нафикова А.И. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22458 (дата обращения: 10.05.2025).