Формы взаимодействия следователя и органа дознания обуславливаются различными факторами: вид преступления, сложность рассматриваемого дела, количество эпизодов, следственная ситуация и т.д.
Основные формы взаимодействия, выработанные следственной практикой можно представить так:
- процессуальные;
- организационные (непроцессуальные);
- психологические.
Решая сложные задачи по раскрытию и расследованию преступлений, работники предварительного расследования сталкиваются с самыми различными проявлениями человеческих убеждений, интересов, потребностей, чувств, мотивов, взаимоотношений и других психологических особенностей.
В повседневной деятельности органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений важное значение имеет человеческий фактор. Правовые нормы, как и организационные, социальные, экономические, и иные регуляторы поведения людей, действуют в сочетании с психологическими. Поэтому и сам механизм правового регулирования включает в себя психологический аспект, без учета которого трудно добиться должной действенности правовых норм.
Среди проблем, возникающих при взаимодействии нужно обратить внимание на проблему межличностных отношений между участниками уголовного судопроизводства, а особенно это касается следователя и сотрудника органа дознания, очень важно, чтобы они понимали, что занимаются одним делом, служат одной цели - борьбе с преступностью, а амбиции только наносят вред общему делу[5].
«Важной частью организации и тактики взаимодействия в ходе раскрытия и расследования преступлений является решение вопроса о психологической совместимости следователя и оперативного работника. Игнорирование психологических качеств субъектов взаимодействия нередко приводит к созданию конфликтных ситуаций при расследовании преступлений. Под социально-психологической совместимостью специалисты обычно понимают соотнесенность профессиональных и морально-психологических качеств людей. В тех случаях, когда между следователем и работниками органа дознания имеется социально-психологическая совместимость, то, как правило, между ними не возникает серьезных конфликтных ситуаций. Они быстро находят общий язык, их мыслительная деятельность по выдвижению версий, планированию и тактике расследования протекает более стремительно и бурно; они откровенно, без стеснения, в дружелюбной форме указывают друг другу на допущенные ошибки и имеющиеся недостатки, предъявляют претензии по этому поводу; дают понять, на какую форму и манеру общения они рассчитывают; совместно намечают пути и способы избежания ошибок в будущем; положительно влияют друг на друга, используя и нейтрализуя присущие каждому из них индивидуально-психологические свойства для эффективного делового сотрудничества в ходе производства расследования.
Социально-психологическая несовместимость субъектов взаимодействия, напротив, оказывает негативное влияние на весь ход расследования. Как правило, если на первоначальном этапе знакомства сотрудники испытывают друг к другу, казалось бы, ни на чем не основанную антипатию, то дальнейшее общение этих людей нередко ведет к явному конфликту и невозможности совместного осуществления какой бы то ни было деятельности»[2].
Именно для решения таких проблем в институте повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации была создана кафедра менеджмента деятельности следственного органа. «Указанное учебное подразделение проводит научные исследования, в том числе по достаточно новому направлению юридической психологии - психологии профессиональной деятельности следователя и руководителя следственного органа, а также процессуальным и тактико-психологическим аспектам взаимодействия следователя и участников уголовного судопроизводства. На занятиях слушателей обучают приемам, применение которых позволяет поднять эффективность и результативность работы» - как сообщил директор Института повышения квалификации Следственного комитета Багмет А.М. Оводову А.А. журналисту журнала «Юрист»[4].
Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий, направленных на расследование, раскрытие и предотвращения совершения новых преступлений. Умение построить свою работу без всяких конфликтов и противоречий характеризует уровень профессионального мастерства следователя. Повышение эффективности деятельности следственных аппаратов зависит от разработанности проблемных вопросов психологии взаимодействия, профессиональной подкованности в данной сфере и опыта практического применения полученных познаний.
Организационной формой взаимодействия признается производная от процессуальной, неразрывно с ней связанная деятельность следователя и оперативного сотрудника, которая вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами.
Выделяют следующие организационные формы взаимодействия следователя и органов дознания:
1) немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступления, требующего производства предварительного следствия.
В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами. Дежурная часть при поступлении сообщения о совершенном или готовящемся преступлении обязана немедленно на него отреагировать, организовать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, сотрудников оперативных подразделений, экспертов, криминалистов и других специалистов и их незамедлительный выезд на места происшествия, раскрытия преступления «по горячим следам» и задержания преступника[3.c.23];
2) организация следственно-оперативных групп, в которые включаются следователи и представители органа дознания для расследования сложных и трудоемких дел.
Законодательством понятие следственно-оперативная группа не определено, но можно с уверенностью сказать, что следственно-оперативная группа представляет собой созданную на неопределенное время группу специалистов для раскрытия и расследования преступлений. Решение о создании следственно-оперативной группы по расследованию конкретного уголовного дела, особенно это касается тяжких и особо тяжких, серийных преступлений, преступлений прошлых лет, представляющих собой сложные и трудоемкие уголовные дела, принимается руководителями аппарата следствия или оперативного подразделения. Состав, численность и продолжительность работы следственно-оперативной группы законом не определено. Ее основным предназначением является рациональное использование практических возможностей действующих в составе группы субъектов уголовного процесса для максимализации результатов проводимого расследования в целом или отдельных следственных действий;
3) совместную согласованную деятельность в составе следственно-оперативной группы.
Состав группы может быть самым различным и изменяться с введением в уголовный процесс новых фигур или отстранением специалистов, в которых не нуждается следственно-оперативная группа, а также в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Отношения между участниками взаимодействия строятся на основании согласованных действий, хотя у следователя остается руководящая роль;
4) планирование следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий следственно-оперативной группой, совместное обсуждение оперативно-служебных документов.
При расследовании любого уголовного дела нельзя обойтись без плана реализации этого расследования, а также без плана реализации отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Немаловажную роль играет планирование сложных следственных действий в составе следственно-оперативной группы. Планирование осуществляется на основе и с учетом сложившейся следственной ситуации и является важной составной частью работы группы;
5) взаимодействие с населением и общественными организациями, совместное выступление перед населением.
Взаимодействие следователя и органов дознания с населением и общественными организациями также играет немаловажную роль при расследовании преступления. Так граждане могут оказать содействие при производстве розыскных мероприятий, они помогают в выявлении источников доказательственной и ориентирующей информации и другое;
6) межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следователей, сотрудников учреждений, наделенных статусом органа дознания.
Без эффективного взаимодействия органов следствия и органов дознания невозможно полное, объективное и всестороннее доказывание обстоятельств совершенного преступления. Без взаимодействия установление истины по делу представляет существенную сложность для следователей, сотрудников органов внутренних дел и других органов правоохранительной системы[6].
Для правильного решения этих задач весьма важно точно и четко организовать деятельность взаимодействия на стадии возбуждения уголовного дела, т.к. от этой стадии зависит успешное раскрытие преступления. В числе главных задач следователя и сотрудников оперативного подразделения стоят: определение круга лиц, причастных к совершению преступления; сбор и закрепление доказательств; установление и опрос потерпевших и свидетелей и другое.
Осуществляя взаимодействие и согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, следователь не вправе вмешиваться в методы и формы оперативно-розыскной деятельности, так же как и сотрудники подразделений дознания не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность следователя. Каждый из них является самостоятельным субъектом в пределах, предоставленных им законом полномочий и прав, и несет за это ответственность.
По субъектному составу группы могут быть ведомственными и межведомственными. Специфика внутренней архитектоники и характера деятельности Следственного комитета Российской Федерации предполагает постоянное использование практики межведомственных следственно-оперативных групп.
Правовое обеспечение формирования и функционирования следственно-оперативных групп давно носит непроцессуальный характер. Эта форма взаимодействия определяет многие важные моменты в организации и деятельности следственно-оперативной группы. Так, оно решает вопросы формирования и функционирования, а также распределения компетенции между руководителем следственно-оперативной группы и другими сотрудниками, входящими в группу.
Немаловажную роль во взаимодействии следователя и сотрудниками оперативно-розыскной деятельности имеет планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу[1].
Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления, начиная от проверки сообщения о преступлении и заканчивая направлением уголовного дела с обвинительным заключением прокурору.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд принципиальных выводов:
- организационная форма взаимодействия это производная от процессуальной, неразрывно с ней связанная деятельность следователя и оперативного сотрудника, которая вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами.
- организационная форма включает в себя: немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступления, требующего производства предварительного следствия; организация следственно-оперативных групп, в которые включаются следователи и представители органа дознания для расследования сложных и трудоемких дел; совместную согласованную деятельность в составе следственно-оперативной группы; планирование следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий следственно-оперативной группой; межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следователей, сотрудников учреждений, наделенных статусом органа дознания.
- психологические аспекты взаимодействия следователя и сотрудников органа дознания являются неотъемлемой частью уголовного процесса.
- игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий, направленных на расследование, раскрытие и предотвращения совершения новых преступлений.
- следователь как руководящее звено взаимодействия обязан: регулировать межличностные отношения; определять индивидуальные возможности отдельных членов группы с целью более эффективного расследования преступлений; осуществлять мыслительный процесса не только своих действий, но также действий сотрудников правоохранительных органов; отражать и направлять свою работу с учетом постоянного соотношения с интеллектуальной деятельностью всех участников взаимодействия.
Рецензенты:
Комаров И.М. д.ю.н., профессор кафедры уголовного процесса Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород;
Лобанов К.Н., д.пол.н., начальник кафедры психологии и педагогики Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Ковтун Ю.А., Шевцов Р.М., Новикова Е.А., Винокуров Э.А., Жукова Н.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНОМ ДОЗНАНИЯ ПРИ РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22198 (дата обращения: 28.04.2025).