Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE INTERACTION OF THE INVESTIGATOR WITH THE INVESTIGATIVE AUTHORITIES IN THE DETECTION AND INVESTIGATION OF CRIMINAL CASES

Kovtun Yu.A. 1 Shevtsov R.M. 1 Novikova E.A. 1 Vinokurov E.A. 1 Zhukova N.A. 1
1 Belgorod law Institute of MIA of Russia named after I. D. Putilina
The article analyses the problem of psychological compatibility, interpersonal relations, investigator or body of inquiry. Examines the organizational forms of interaction of the investigator and the investigative bodies. Proposed author´s vision of improving the efficiency of cooperation in the investigation, disclosure and prevention of new crimes. Is determined that the organizational form of interaction it is a derivative of procedure, which is inseparably connected with it and is produced in the course of enforcement. Found that ignoring the psychological aspect or incompetent accounting reduce the effectiveness of actions aimed at the investigation, disclosure and prevention of Commission of new crimes. It is revealed that in the psychological interaction between the investigator and employees of body of inquiry, investigator management as required: to regulate interpersonal relationships; identify the individual capabilities of individual group members for more effective investigations of crimes; to exercise the thinking process not only their actions, but also actions of bodies of inquiry; to plan their work to the evolving interpersonal relationships.
investigator
body of inquiry
interaction
psychological
organizational
При расследовании преступлений следователь неизбежно взаимодействует с органами дознания.  Взаимодействие следователя с органами дознания предполагает основанное на законе объединение усилий для решения определенных задач каждым из них в пределах предоставленных им полномочий и присущими только им методами и формами расследования, раскрытия и предупреждения преступлений. 

Формы взаимодействия следователя и органа дознания обуславливаются различными факторами: вид преступления, сложность рассматриваемого дела, количество эпизодов, следственная ситуация и т.д.

Основные формы взаимодействия, выработанные следственной практикой можно представить так:

  • процессуальные;
  • организационные (непроцессуальные);
  • психологические.

Решая сложные задачи по раскрытию и расследованию преступлений, работники предварительного расследования сталкиваются с самыми различными проявлениями человеческих убеждений, интересов, потребностей, чувств, мотивов, взаимоотношений и других психологических особенностей.

В повседневной деятельности органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений важное значение имеет человеческий фактор. Правовые нормы, как и организационные, социальные, экономические, и иные регуляторы поведения людей, действуют в сочетании с психологическими. Поэтому и сам механизм правового регулирования включает в себя психологический аспект, без учета которого трудно добиться должной действенности правовых норм.

Среди проблем, возникающих при взаимодействии нужно обратить внимание на проблему межличностных отношений между участниками уголовного судопроизводства, а особенно это касается следователя и сотрудника органа дознания, очень важно, чтобы они понимали, что занимаются одним делом, служат одной цели - борьбе с преступностью, а амбиции только наносят вред общему делу[5].

«Важной частью организации и тактики взаимодействия в ходе раскрытия и расследования преступлений является решение вопроса о психологической совместимости следователя и оперативного работника. Игнорирование психологических качеств субъектов взаимодействия нередко приводит к созданию конфликтных ситуаций при расследовании преступлений. Под социально-психологической совместимостью специалисты обычно понимают соотнесенность профессиональных и морально-психологических качеств людей. В тех случаях, когда между следователем и работниками органа дознания имеется социально-психологическая совместимость, то, как правило, между ними не возникает серьезных конфликтных ситуаций. Они быстро находят общий язык, их мыслительная деятельность по выдвижению версий, планированию и тактике расследования протекает более стремительно и бурно; они откровенно, без стеснения, в дружелюбной форме указывают друг другу на допущенные ошибки и имеющиеся недостатки, предъявляют претензии по этому поводу; дают понять, на какую форму и манеру общения они рассчитывают; совместно намечают пути и способы избежания ошибок в будущем; положительно влияют друг на друга, используя и нейтрализуя присущие каждому из них индивидуально-психологические свойства для эффективного делового сотрудничества в ходе производства расследования.

Социально-психологическая несовместимость субъектов взаимодействия, напротив, оказывает негативное влияние на весь ход расследования. Как правило, если на первоначальном этапе знакомства сотрудники испытывают друг к другу, казалось бы, ни на чем не основанную антипатию, то дальнейшее общение этих людей нередко ведет к явному конфликту и невозможности совместного осуществления какой бы то ни было деятельности»[2].

Именно для решения таких проблем в институте повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации была создана кафедра менеджмента деятельности следственного органа. «Указанное учебное подразделение проводит научные исследования, в том числе по достаточно новому направлению юридической психологии - психологии профессиональной деятельности следователя и руководителя следственного органа, а также процессуальным и тактико-психологическим аспектам взаимодействия следователя и участников уголовного судопроизводства. На занятиях слушателей обучают приемам, применение которых позволяет поднять эффективность и результативность работы» - как сообщил директор Института повышения квалификации Следственного комитета Багмет А.М. Оводову А.А. журналисту журнала «Юрист»[4].

Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий, направленных на расследование, раскрытие и предотвращения совершения новых преступлений. Умение построить свою работу без всяких конфликтов и противоречий характеризует уровень профессионального мастерства следователя. Повышение эффективности деятельности следственных аппаратов зависит от разработанности проблемных вопросов психологии взаимодействия, профессиональной подкованности в данной сфере и опыта практического применения полученных познаний.

Организационной формой взаимодействия признается производная от процессуальной, неразрывно с ней связанная деятельность следователя и оперативного сотрудника, которая вырабатывается практикой и рег­ламентируется ведомственными нормативными актами.

Выделяют следующие организационные формы взаимодействия следователя и органов дознания:

1) немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступления, требующего производства предварительного следствия.

В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами. Дежурная часть при поступлении сообщения о совершенном или готовящемся преступлении обязана немедленно на него отреагировать, организовать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, сотрудников оперативных подразделений, экспертов, криминалистов и других специалистов и их незамедлительный выезд на места происшествия, раскрытия преступления «по горячим следам» и задержания преступника[3.c.23];

2) организация следственно-оперативных групп, в которые включаются следователи и представители органа дознания для расследования сложных и трудоемких дел.

Законодательством понятие следственно-оперативная группа не определено, но можно с уверенностью сказать, что следственно-оперативная группа представляет собой созданную на неопределенное время группу специалистов для раскрытия и расследования преступлений. Решение о создании следственно-оперативной группы по расследованию конкретного уголовного дела, особенно это касается тяжких и особо тяжких, серийных преступлений, преступлений прошлых лет, представляющих собой сложные и трудоемкие уголовные дела, принимается руководителями аппарата следствия или оперативного подразделения.  Состав, численность и продолжительность работы следственно-оперативной группы законом не определено. Ее основным предназначением является рациональное использование практических возможностей действующих в составе группы субъектов уголовного процесса для максимализации результатов проводимого расследования в целом или отдельных следственных действий;

3) совместную согласованную деятельность в составе следственно-оперативной группы.

Состав группы может быть самым различным и изменяться с введением в уголовный процесс новых фигур или отстранением специалистов, в которых не нуждается следственно-оперативная группа, а также в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Отношения между участниками взаимодействия строятся на основании согласованных действий, хотя у следователя остается руководящая роль;

4) планирование следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий следственно-оперативной группой, совместное обсуждение оперативно-служебных документов.

При расследовании любого уголовного дела нельзя обойтись без плана реализации этого расследования, а также без плана реализации отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Немаловажную роль играет планирование сложных следственных действий в составе следственно-оперативной группы. Планирование осуществляется на основе и с учетом сложившейся следственной ситуации и является важной составной частью работы группы;

5) взаимодействие с населением и общественными организациями, совместное выступление перед населением.

Взаимодействие следователя и органов дознания с населением и общественными организациями также играет немаловажную роль при расследовании преступления. Так граждане могут оказать содействие при производстве розыскных мероприятий, они помогают в выявлении источников доказательственной и ориентирующей информации и другое;

6) межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следователей, сотрудников учреждений, наделенных статусом органа дознания.

Без эффективного взаимодействия органов следствия и органов дознания невозможно полное, объективное и всестороннее доказывание обстоятельств совершенного преступления. Без взаимодействия установление истины по делу представляет существенную сложность для следователей, сотрудников органов внутренних дел и других органов правоохранительной системы[6].

Для правильного решения этих задач весьма важно точно и четко организовать деятельность взаимодействия на стадии возбуждения уголовного дела, т.к. от этой стадии зависит успешное раскрытие преступления. В числе главных задач следователя и сотрудников оперативного подразделения стоят: определение круга лиц, причастных к совершению преступления; сбор и закрепление доказательств; установление и опрос потерпевших и свидетелей и другое.

Осуществляя взаимодействие и согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, следователь не вправе вмешиваться в методы и формы оперативно-розыскной деятельности, так же как и сотрудники подразделений дознания не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность следователя. Каждый из них является самостоятельным субъектом в пределах, предоставленных им законом полномочий и прав, и несет за это ответственность.

По субъектному составу группы могут быть ведомственными и межведомственными. Специфика внутренней архитектоники и характера деятельности Следственного комитета Российской Федерации предполагает постоянное использование практики межведомственных следственно-оперативных групп.

Правовое обеспечение формирования и функционирования следственно-оперативных групп давно носит непроцессуальный характер. Эта форма взаимодействия определяет многие важные моменты в организации и деятельности следственно-оперативной группы. Так, оно решает вопросы формирования и функционирования, а также распределения компетенции между руководителем следственно-оперативной группы и другими сотрудниками, входящими в группу.

Немаловажную роль во взаимодействии следователя и сотрудниками оперативно-розыскной деятельности имеет планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу[1].

Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления, начиная от проверки сообщения о преступлении и заканчивая направлением уголовного дела с обвинительным заключением прокурору.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд принципиальных выводов:

- организационная форма взаимодействия это производная от процессуальной, неразрывно с ней связанная деятельность следователя и оперативного сотрудника, которая вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами.

- организационная форма включает в себя: немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступления, требующего производства предварительного следствия; организация следственно-оперативных групп, в которые включаются следователи и представители органа дознания для расследования сложных и трудоемких дел; совместную согласованную деятельность в составе следственно-оперативной группы; планирование следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий следственно-оперативной группой; межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следователей, сотрудников учреждений, наделенных статусом органа дознания.

- психологические аспекты взаимодействия следователя и сотрудников органа дознания являются неотъемлемой частью уголовного процесса.

- игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий, направленных на расследование, раскрытие и предотвращения совершения новых преступлений.

- следователь как руководящее звено взаимодействия обязан: регулировать межличностные отношения; определять индивидуальные возможности отдельных членов группы с целью более эффективного расследования преступлений; осуществлять мыслительный процесса не только своих действий, но также действий сотрудников правоохранительных органов; отражать и направлять свою работу с учетом постоянного соотношения с интеллектуальной деятельностью всех участников взаимодействия.

Рецензенты:

Комаров И.М. д.ю.н., профессор кафедры уголовного процесса Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород;

Лобанов К.Н., д.пол.н., начальник кафедры психологии и педагогики Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород.