Известно, имитационные характеристики обучающих комплексов по подготовке операторов транспортных систем во многом определяются латентным периодом формирования оператором управляющих воздействий, наличием люфтов в канале управления и др. [4, 7, 8].
Наличие запаздывания усложняет выбор численных методов для имитационного моделирования объекта управления эргатической системы. Действительно, рассмотрим систему второго порядка:
При очень малых таких, что ими можно пренебречь (достаточная точность интегрирования обеспечивается уже при шаге
), придем к задаче без запаздывания:
При больших запаздываниях шаг интегрирования должен соразмеряться с запаздыванием; при , можно принять
, где
.
В векторно-матричной форме имеем:
– оператор сдвига:
При задача сводится к определению решения:
;
возможно уменьшение шага (вместо принять шаг
, где
).
При использовании метода Рунге – Кутта второго порядка точности:
При , исходная задача с запаздыванием решается приближенно с шагом
. Здесь метод Рунге – Кутта принимает вид:
В силу непрерывной зависимости корректно поставленной задачи от запаздывания при небольших значениях запаздывания зависимость между шагом , частотой
, декрементом затухания
и заданной точностью
(при фиксировании остальных параметров системы) остается близкой к той зависимости, которая существует для систем без запаздывания. В остальных случаях для получения требуемых имитационных характеристик обучающего комплекса выбор шага при интегрировании уравнений движения объекта должен осуществляться с учетом величин запаздывания в различных контурах управления. Действительно, рассмотрим моделирование короткопериодической составляющей продольного движения транспортного самолета. В этом случае задача сводится к решению уравнения:
,
где – двумерная вектор-функция,
– квадратная матрица. Задача определяется шестью параметрами: компонентами матрицы
и вектора
.
В случае мнимых корней характеристического уравнения решение задачи имеет вид:
где – линейно независимые векторы.
При приближенном решении численным методом с шагом для погрешности вычисления методом Рунге – Кутта второго порядка точности справедливо:
,
где
Так как , то
Имеем:
.
Очевидно, . Поэтому в качестве параметров, определяющих систему, можно взять следующие шесть:
и компоненты векторов
.
С учетом:
получим:
Из
следует:
.
Как видим, при фиксированных компонентах векторов и
имеем:
и шаг определяется декрементом затухания
и частотой
(зависимость для
приводится на рис. 1).
В рассматриваемом случае полоса рабочих частот ограничена сверху 10с-1, снизу –
2с-1; безразмерный коэффициент затухания
изменяется в пределах от 0,4 до 0,9.
Рис.1 .Зависимость шага интегрирования h от
С ростом величина:
уменьшается (); допустимый шаг
растет с ростом
.
Не случайно при настройке тренажеров возникает стремление увеличить коэффициент демпфирования при достаточно больших реальных значениях (приводит к искажению характеристик самолета: увеличение
вызывает соответствующее уменьшение собственной частоты
). Точка
в областях равных оценок пилотажных характеристик сдвигается (оценка пилотажных характеристик тренажера улучшается, а соответствие самолета и модели – ухудшается).
Для системы без затухания ():
Для отношения максимально допустимых шагов для систем с собственными частотами и
(оценка сверху) справедливо:
;
В полосе рабочих частот от 2 рад/сек. до 10 рад/сек. допустимый шаг интегрирования изменяется более чем в 10 раз.
Аналогичную оценку для шага можно получить, исходя из условия:
;
Имеем
+
+
;
;
.
Откуда:
или
.
Если, то
.
Максимальные значения шагов и
, полученные по условиям
и
, соответственно приводятся на рис. 2 (принято В = С = 1).
Рис. 2. Зависимость шага интегрирования h от e и d
Полученные оценки использовались при разработке имитационных моделей объекта управления транспортной эргатической системы с интегрированием уравнений движения в реальном масштабе времени с обновлением начальных условий и переменных параметров на каждом шаге интегрирования [1…3, 5, 6].
Рецензенты:
Родионов Ю. В., д.т.н., декан автомобильно-дорожного института ПГУАС, профессор, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта», г. Пенза;
Логанина В. И., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Управление качеством и технологии строительного производства» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Гарькина И.А., Данилов А.М., Нашивочников В.В. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ЗАПАЗДЫВАНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18849 (дата обращения: 28.04.2025).