Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНОНИМИИ

Гришкова В.И.

Данная монография посвящена анализу влияния гендерного фактора на синонимию в индивидуальном сознании носителя языка.

Не вызывает сомнения, что современный антропоцентрический подход к языку свидетельствует о необходимости исследования языка в непосредственной связи с человеком, социумом и культурой. В проблеме семантической равнозначности активно обсуждается вопрос о том, как понимать равнозначность: как «близость», «тождество», «сходство», «общность» всего значения или одного из его компонентов. Вполне естественно, что в зависимости от исходных теоретических позиций автора, целей и материала изучения внимание акцентируется на различных характеристиках критериев и факторов сходства. Поэтому разграничение таких положений, как слово в системе языка и слово как достояние человека, является одним из принципиальных положений данной монографии. Заметим, что названные направления дополняют друг друга и позволяют увидеть проблему в ином ракурсе.

Предлагаемая работа выполнена в рамках психолингвистического подхода к слову; предметом обсуждения является семантика слова не как члена лексико-семантической системы языка, а как единицы лексического компонента речевой способности человека (Леонтьев 1965; 1968; Залевская 1977; 1983; 2005; Фрумкина 2001). Для носителя языка не существует проблемы «изолированного слова», опознать слово как таковое уже означает включить его в контекст предшествующего опыта, т.е. во внутренний контекст разнообразных знаний и отношений, устоявшихся в соответствующей культуре в качестве оснований для взаимопонимания в ходе общения и взаимодействия. У пользующегося языком индивида языковые знания существуют лишь в контексте его многообразного опыта, формирующегося через личностное преломление-переживание, но под контролем сложившихся в социуме норм и оценок (Залевская 2005).

В основу монографии положена теория проксиматики - психолингвистическая теория близости значения слов, разработанная С.В. Лебедевой на основании идей Тверской психолингвистической школы (Лебедева 2002). С.В. Лебедева полагает, что при сравнении вещей и явлений человек опирается не столько на имеющуюся у него вербальную систему, сколько на свой опыт познания окружающего мира, связанный с процессами анализа и синтеза, с сопоставлением и различением объектов; результаты этого опыта закреплены в сознании индивида, но не всегда вербализованы. В качестве критерия сходства предлагается сравнение-переживание, реализующееся через перцептивно- когнитивно-аффективные опоры (Лебедева 2002). Согласно теории проксиматики помимо индивидуального опыта (потребностей, мотивов, интересов, склонностей, мировоззрения) социума и культуры на характер близости значения слов оказывает влияние и такой когнитивный параметр, как гендер. Сказанное выше определяет актуальность как теоретической, так и экспериментальной частей монографии.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, формулируются цели и задачи; определяются новизна, теоретическая и практическая значимость работы; уточняются материалы и методы исследования, используемые в работе.

В главе I «Близость значения слов в современной науке о языке» рассматривается проблематика близости значения слов в рамках разных исследовательских подходов; содержание понятий «синонимия» и «синонимы», «симиляры» и «проксонимы».

В главе II «Категория гендера в языке и коммуникации» анализируется проявление гендерных различий на уровне системы языка, специфика категории гендера в коммуникации. Гендер рассматривается нами как феномен, который вмещает в себя комплекс биологических, психологических, социальных аспектов и, конечно же, культурных установок, порожденных обществом и влияющих на поведение (в том числе и речевое) как мужчин, так и женщин.

Мы предлагаем свою гендерную схему анализа близости значения слов (рис.1).

p

Рис. 1.

Анализ экспериментального исследования проводился уже согласно данной схеме.

Глава III «Экспериментальное исследование гендерных особенностей близости значения слов» посвящена описанию эксперимента и результатов его анализа на основании полученных данных.

Материалом для исследования послужили данные, полученные от 150 носителей русского и английского языков - 35493 реакций; материалы экспериментов других авторов на базе разных языков, а также данные лингвистических, когнитивных теоретических исследований. В работе использовались материалы словарей и справочных пособий, периодические издания на русском и английском языках.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что гендер - когнитивная категория, являющаяся стабильным компонентом речевой деятельности, оказывает значительное влияние на переживание близости значения слов носителем языка.

Участниками нашего эксперимента были: 1) студенты разных факультетов; 2) учителя; 3) менеджеры; 4) военнослужащие.

Гендерная схема анализа позволила нам сделать следующие выводы, раскрывающие специфику влияния гендерного фактора на близость значения слов.

Мужчины:

  • 1. Употребляют слова национально-культурной специфики.
  • 2. Используют больше жаргонизмов, больше грубой лексики.
  • 3. Пояснения, уточнения выражают отношение говорящего к предмету высказывания.
  • 4. Быстрее реагируют на все изменения, происходящие в языке.
  • 5. Больше реакций-синонимов, чем других реакций.
  • 6. Используют устойчивые словосочетаний и фразеологические обороты.
  • 7. Мужчины опираются на качественные характеристики объектов и действия, которые можно совершать с предметом.

Женщины:

  • 1. Используют в речи мужские темы разговора.
  • 2.Используют уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  • 3.Пояснения, подчеркивающие противоположный пол.
  • 4. Больше нейтральной и литературной лексики.
  • 5. Больше развернутых определений, чем синонимов.
  • 6. Женщины опираются на качественные характеристики объекта и названия предметов, яв­ляющихся носителями тех же качеств.

Выявленные с помощью экспериментального исследования основания переживания близости значения слов свидетельствуют о том, что при переживании сходства мужчины и женщины опираются на признак пола, контекст, признаки и признаки признаков и образ ситуации. Полученные результаты показывают широкую систему сравнений и противопоставлений в индивидуальном сознании как мужчин, так и женщин. Национально-культурная специфика гендерных особенностей синонимии определяется различием в использовании функциональных опор.

В заключении подводятся итоги исследования, показаны пути использования результатов для решения ряда практических задач.

Мы считаем, что практическая значимость данной монографии обусловлена возможностью включения ее результатов в учебные курсы по языкознанию, лексикологии, теории перевода, лингвистической гендерологии, психологии и философии. Использование результатов исследования в лексикографии при обновлении и дополнении существующих словарей, при составлении словарей серии «Язык и культура», а также в лингводидактических целях при преподавании русского и иностранного языков.


Библиографическая ссылка

Гришкова В.И. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНОНИМИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=960 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674