Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ковалева А.М. 1 Куканова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»,
В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг в настоящее время одним из самых эффективных инструментов выживания ВУЗа является внедрение системы менеджмента качества. Система менеджмента качества в образовательном учреждении гарантирует: решение проблем с набором абитуриентов, повышение уровня посещаемости и успеваемости студентов, отсутствие проблем и преимущества при подготовке и прохождении лицензирования и аттестации, контроль качества работы преподавателей по измеримым показателям, повышение уровня компетентности преподавателей и решение вопросов с недостаточным уровнем квалификации при ведении тех или иных дисциплин.
качество результатов обучения.
сертификация системы менеджмента качества
удовлетворение потребностей
процесс
конкурентоспособность
система менеджмента качества
1. Богомолова И., Нечаева С. Социально-экономическая направленность системы менеджмента качества // Управление персоналом. – 2007. – N 17.
2. Ильенкова С. Д. Показатели качества образования. – (Электронный ресурс). – http://www.elitarium.ru
3. Ильин В. Моделирование бизнес-процессов. Практический опыт разработчика. – Киев: Диалектика-Вильямс, 2006.
4. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования».
5. Рузаев Е. Н., Рузаева П. Е Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе. – (Электронный ресурс). – http://www.guality.edu.ru/ guality/sk/menedjment/420/

Происходящие в настоящее время в России изменения экономических отношений, общественного сознания, политического и демографического развития, ценностей и ориентаций являются причиной поиска новой философии социального управления, которая, в свою очередь, осуществляется как через переосмысления и переоценку своего управленческого опыта, так и через изучение, анализ, оценку и адаптацию к нашим условиям мирового управленческого опыта. В отечественной системе высшего образования данные изменения нашли отражение как внешние причины необходимости модернизации не только российских вузов, но и системы управления в них.

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования в России на 2006–2010 годы, принятой Постановлением правительства Российской Федерации от 23.12.2005 года № 803, её основной задачей является «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путём создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования».

С точки зрения рыночной экономики вузы являются субъектами рынка. Следовательно, их функционирование подчиняется законам рыночной экономики, то есть законам спроса и предложения. В последние десятилетия на рынке образовательных услуг существует жёсткая конкуренция. Таким образом, необходимо выделить следующие факторы конкурентоспособности любого вуза: качество образования; имидж; сотрудничество с потенциальными работодателями.

Одним из инструментов, обеспечивающим поддержание данных показателей на высоком конкурентоспособном уровне, является внедрение системы менеджмента качества (СМК) в вузе. В соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001:2008, разработанным Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) и принятым Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст. с изм. от 07.07.2003 № 238-ст. «Система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству».

Требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» «предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции», в том числе и для вузов. Внедрение СМК в вузах и получение сертификата СМК вызвано многими причинами. Основные из них следующие:

- рост конкуренции в сфере образования;

- ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг;

- вхождение России в европейское образовательное пространство (реализация Болонской декларации – создание системы обеспечения и контроля качества образования в каждом вузе);

- повышение престижа вуза в глазах потребителя и общества;

- повышение эффективности менеджмента вуза за счёт использования процессного подхода и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества.

Также, внедрение системы менеджмента качества в образовательных учреждениях способствует:

- совершенствованию содержания и технологий образования;

- развитию системы обеспечения качества образовательных услуг;

- повышению эффективности управления в системе образования;

- совершенствованию экономических механизмов в сфере образования.

При построении и внедрении СМК в образовательных учреждениях выделяют следующие особенности:

- инертность и консервативность образовательных организаций, где традиция и структура функционирования формировалась десятилетиями;

- госбюджетное финансирование образовательной и научной деятельности затрудняет контроль качества многих процессов;

- недостаток квалифицированных менеджеров, в том числе по СМК;

- отрыв образования от реальных потребностей предприятий;

- отсутствие взаимосвязи структурных подразделений между собой.

Так же как и в коммерческих организациях, в образовательных учреждениях при разработке СМК применяется процессный подход, преимущество которого состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

В общем, структуру процессов СМК в вузе можно представить на рис.1.

Отметим, что «входом» для образовательной деятельности в вузе являются абитуриенты с определённым уровнем умений и навыков, а «выходом» (результатом) – специалисты, обладающие определённым уровнем компетенций, подтверждённых соответствующими квалификационными документами. Деятельность любого вуза целесообразно представить как совокупность параллельных процессов: образовательного, научно-исследовательского и воспитательного.

Исходя из особенностей применения СМК в сфере образования, следует выделять следующие основные направления, определяющие качество образования в вузе:

- качество образовательного процесса;

- условия обучения;

- качество результатов обучения.

Подпись: Удовлетворённые требования потребителей

Рис. 1. Структура процессов СМК в вузе

В таблице 1 представлены основные критерии оценки, подтверждения и измерения качества образования в вузе.

Материально-техническая база вуза подтверждается состоянием аудиторного фонда (количество аудиторий, исходя из общего количества студентов и графика образовательного процесса), обеспеченностью занятий лабораторным оборудованием (количество лабораторий и лабораторного оборудования), обеспеченностью студентов общежитием (наличие необходимого количества мест, исходя из количества иногородних студентов).

Таблица 1. Критерии оценки качества образования в СМК

Характеристика качества образования

Критерии оценки

1. Условия обучения

1.1. Материально-техническая база вуза

1.2. Техническое оснащение

1.3. Работа молодёжного центра

1.4. Работа спортивного клуба

2. Качество образовательного процесса

2.1. Уровень учебно-методического обеспечения занятий

2.2. Качество профессорско-преподавательского состава (ППС)

2.3. Организация научно-исследовательской деятельности студентов

2.4. Организация воспитательной деятельности

3. Качество результатов обучения

3.1. Уровень полученных теоретических знаний

3.2. Уровень приобретённых умений и знаний

3.3. Соответствие уровня подготовки в целом современным требованиям рынка труда

Техническое оснащение подтверждается обеспечением учебного процесса информационно-техническими средствами (количество компьютерных классов, доступ в Internet, количество лицензионного программного обеспечения, исходя из общего количества студентов) и обеспеченностью кафедр мультимедийным оборудованием.

Условия обучения характеризуются также работой молодежного центра: количеством проведенных конкурсов, бесед патриотического характера, организацией профилактической работы среди студентов, организацией туристических поездок.

Учитывается также работа спортивных секций: их наличие и процент занятых студентов от общего контингента.

Уровень учебно-методического обеспечения занятий подтверждается обеспеченностью учебными и учебно-методическими пособиями, библиотечного фонда литературой по специальностям, в расчете на 100 студентов.

Немаловажным критерием оценки качества образовательного процесса является качество профессорско-преподавательского состава: наличие компетенций ППС, учебная работа, учебно-методическая работа, научно-исследовательская работа, стажировки преподавателей на российских и зарубежных предприятиях.

Организация научно-исследовательской работы студентов подтверждается наличием научных кружков, работой студенческого научного общества, научно-исследовательской работой студентов.

Организация воспитательной деятельности оценивается исходя из количества форумов, общественных мероприятий (муниципального и федерального уровней), количества мероприятий, процент выигранных мероприятий. Качество результатов обучения определяется исходя из уровня полученных теоретических знаний, приобретенных умений и знаний (по практическим курсам, практикам и стажировкам в других вузах), а также соответствия уровня подготовки в целом современным требованиям рынка труда (анализ трудоустройства выпускников).

Следует отметить, что исходя из специфики, организационно-управленческой структуры, каждое учебное заведение самостоятельно, в рамках СМК, определяет критерии оценки, подтверждения и измерения качества образовательного процесса. Главное, чтобы разработанная и внедрённая СМК стала эффективной для конкретного вуза. Рекомендуется устанавливать вышеуказанные критерии сроком на учебный год.

Принимая во внимание всё вышесказанное, отметим, что внедрение СМК в образовательный процесс достаточно быстро даёт ощутимый результат, так как образовательная деятельность начинает восприниматься как система взаимосвязанных на разных уровнях подпроцессов.

Таким образом, стратегическим руководителям вузов необходимо принимать решения о разработке и внедрении СМК с целью обеспечения единого информационного пространства для всех сотрудников и студентов вуза.

Рецензенты:

Суворова С. П., д-р экон. наук, профессор кафедры «Бухгалтерского учета и аудита» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орел.

Гуляева Т. И., д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Статистики и экономического анализа деятельности предприятий» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», г. Орел.


Библиографическая ссылка

Ковалева А.М., Куканова Н.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8928 (дата обращения: 18.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074