Происходящие в настоящее время в России изменения экономических отношений, общественного сознания, политического и демографического развития, ценностей и ориентаций являются причиной поиска новой философии социального управления, которая, в свою очередь, осуществляется как через переосмысления и переоценку своего управленческого опыта, так и через изучение, анализ, оценку и адаптацию к нашим условиям мирового управленческого опыта. В отечественной системе высшего образования данные изменения нашли отражение как внешние причины необходимости модернизации не только российских вузов, но и системы управления в них.
В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования в России на 2006–2010 годы, принятой Постановлением правительства Российской Федерации от 23.12.2005 года № 803, её основной задачей является «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путём создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования».
С точки зрения рыночной экономики вузы являются субъектами рынка. Следовательно, их функционирование подчиняется законам рыночной экономики, то есть законам спроса и предложения. В последние десятилетия на рынке образовательных услуг существует жёсткая конкуренция. Таким образом, необходимо выделить следующие факторы конкурентоспособности любого вуза: качество образования; имидж; сотрудничество с потенциальными работодателями.
Одним из инструментов, обеспечивающим поддержание данных показателей на высоком конкурентоспособном уровне, является внедрение системы менеджмента качества (СМК) в вузе. В соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001:2008, разработанным Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) и принятым Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст. с изм. от 07.07.2003 № 238-ст. «Система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству».
Требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» «предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции», в том числе и для вузов. Внедрение СМК в вузах и получение сертификата СМК вызвано многими причинами. Основные из них следующие:
- рост конкуренции в сфере образования;
- ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг;
- вхождение России в европейское образовательное пространство (реализация Болонской декларации – создание системы обеспечения и контроля качества образования в каждом вузе);
- повышение престижа вуза в глазах потребителя и общества;
- повышение эффективности менеджмента вуза за счёт использования процессного подхода и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества.
Также, внедрение системы менеджмента качества в образовательных учреждениях способствует:
- совершенствованию содержания и технологий образования;
- развитию системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышению эффективности управления в системе образования;
- совершенствованию экономических механизмов в сфере образования.
При построении и внедрении СМК в образовательных учреждениях выделяют следующие особенности:
- инертность и консервативность образовательных организаций, где традиция и структура функционирования формировалась десятилетиями;
- госбюджетное финансирование образовательной и научной деятельности затрудняет контроль качества многих процессов;
- недостаток квалифицированных менеджеров, в том числе по СМК;
- отрыв образования от реальных потребностей предприятий;
- отсутствие взаимосвязи структурных подразделений между собой.
Так же как и в коммерческих организациях, в образовательных учреждениях при разработке СМК применяется процессный подход, преимущество которого состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
В общем, структуру процессов СМК в вузе можно представить на рис.1.
Отметим, что «входом» для образовательной деятельности в вузе являются абитуриенты с определённым уровнем умений и навыков, а «выходом» (результатом) – специалисты, обладающие определённым уровнем компетенций, подтверждённых соответствующими квалификационными документами. Деятельность любого вуза целесообразно представить как совокупность параллельных процессов: образовательного, научно-исследовательского и воспитательного.
Исходя из особенностей применения СМК в сфере образования, следует выделять следующие основные направления, определяющие качество образования в вузе:
- качество образовательного процесса;
- условия обучения;
- качество результатов обучения.
Рис. 1. Структура процессов СМК в вузе
В таблице 1 представлены основные критерии оценки, подтверждения и измерения качества образования в вузе.
Материально-техническая база вуза подтверждается состоянием аудиторного фонда (количество аудиторий, исходя из общего количества студентов и графика образовательного процесса), обеспеченностью занятий лабораторным оборудованием (количество лабораторий и лабораторного оборудования), обеспеченностью студентов общежитием (наличие необходимого количества мест, исходя из количества иногородних студентов).
Таблица 1. Критерии оценки качества образования в СМК
Характеристика качества образования |
Критерии оценки |
1. Условия обучения |
1.1. Материально-техническая база вуза |
1.2. Техническое оснащение |
|
1.3. Работа молодёжного центра |
|
1.4. Работа спортивного клуба |
|
2. Качество образовательного процесса |
2.1. Уровень учебно-методического обеспечения занятий |
2.2. Качество профессорско-преподавательского состава (ППС) |
|
2.3. Организация научно-исследовательской деятельности студентов |
|
2.4. Организация воспитательной деятельности |
|
3. Качество результатов обучения |
3.1. Уровень полученных теоретических знаний |
3.2. Уровень приобретённых умений и знаний |
|
3.3. Соответствие уровня подготовки в целом современным требованиям рынка труда |
Техническое оснащение подтверждается обеспечением учебного процесса информационно-техническими средствами (количество компьютерных классов, доступ в Internet, количество лицензионного программного обеспечения, исходя из общего количества студентов) и обеспеченностью кафедр мультимедийным оборудованием.
Условия обучения характеризуются также работой молодежного центра: количеством проведенных конкурсов, бесед патриотического характера, организацией профилактической работы среди студентов, организацией туристических поездок.
Учитывается также работа спортивных секций: их наличие и процент занятых студентов от общего контингента.
Уровень учебно-методического обеспечения занятий подтверждается обеспеченностью учебными и учебно-методическими пособиями, библиотечного фонда литературой по специальностям, в расчете на 100 студентов.
Немаловажным критерием оценки качества образовательного процесса является качество профессорско-преподавательского состава: наличие компетенций ППС, учебная работа, учебно-методическая работа, научно-исследовательская работа, стажировки преподавателей на российских и зарубежных предприятиях.
Организация научно-исследовательской работы студентов подтверждается наличием научных кружков, работой студенческого научного общества, научно-исследовательской работой студентов.
Организация воспитательной деятельности оценивается исходя из количества форумов, общественных мероприятий (муниципального и федерального уровней), количества мероприятий, процент выигранных мероприятий. Качество результатов обучения определяется исходя из уровня полученных теоретических знаний, приобретенных умений и знаний (по практическим курсам, практикам и стажировкам в других вузах), а также соответствия уровня подготовки в целом современным требованиям рынка труда (анализ трудоустройства выпускников).
Следует отметить, что исходя из специфики, организационно-управленческой структуры, каждое учебное заведение самостоятельно, в рамках СМК, определяет критерии оценки, подтверждения и измерения качества образовательного процесса. Главное, чтобы разработанная и внедрённая СМК стала эффективной для конкретного вуза. Рекомендуется устанавливать вышеуказанные критерии сроком на учебный год.
Принимая во внимание всё вышесказанное, отметим, что внедрение СМК в образовательный процесс достаточно быстро даёт ощутимый результат, так как образовательная деятельность начинает восприниматься как система взаимосвязанных на разных уровнях подпроцессов.
Таким образом, стратегическим руководителям вузов необходимо принимать решения о разработке и внедрении СМК с целью обеспечения единого информационного пространства для всех сотрудников и студентов вуза.
Рецензенты:
Суворова С. П., д-р экон. наук, профессор кафедры «Бухгалтерского учета и аудита» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орел.
Гуляева Т. И., д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Статистики и экономического анализа деятельности предприятий» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», г. Орел.
Библиографическая ссылка
Ковалева А.М., Куканова Н.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8928 (дата обращения: 18.04.2025).