Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ» ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ

Фурин А.Г. 1 Ахматов И.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»
На основе изучения существующих понятий продукта в контексте современных тенденций, происходящих в системе образования, уточнено определение «образовательный продукт» для системы общего образования, с учетом особенности данного сектора отрасли российского образования как рынка социальных услуг. Выделены функции общего образования, согласно которым создается соответствующий продукт. Определено, что продукт системы общего образования не однороден, вследствие чего целесообразно выделять промежуточный и конечный продукты общего образования. Выявлены особенности функционирования образовательного кластера как инновационного элемента системы образования, повышающего конкурентоспособность как самой отрасли образования, как и формирующейся экономики знаний. Сделаны выводы о возможности влияния различных экономических агентов внутри образовательного кластера на качество конечного образовательного продукта путем воздействия на формирование промежуточного. Раскрываются информационные механизмы взаимодействия системы общего образования и общественных институтов, оказывающих на нее влияние.
промежуточный продукт
образовательный кластер
образовательный продукт
образование
1. Новый экономический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2006.
2. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003.
3. Валиев, Ш. З. Концептуальные основы функциони­рования высшей школы в транзитивной экономической системе / Ш. З. Валиев. - СПб.: Изд. СПб ГУЭФ, 2001.
4. Лукашенко, М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг. Актуальные проблемы управления / М. А. Лукашенко. - М.: Маркет-ДС, 2003.
5. Портер, М. Э. Конкуренция / пер. с анг. под ред. Я. В.Заблоцкого. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.
6. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Сухочев, И. В. Экономические категории в сфере образования: продукт, товар, услуга / И. В. Сухочем // Журнал экономической теории. - 2009. - № 2.
8. Толковый словарь русского языка / Под редакцией В. Д. Дмитриева. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.
9. Чекмарев, В. В. Система экономических отноше­ний в сфере образования: дисс... д-ра экон. наук / В. В. Чекмарев. - Кострома, 1997.

Введение

Рассматривая общее образование России как экономическую систему, необходимо определить, что понимается под категорией «образовательный продукт». Имея представление о том, что является образовательным продуктом, можно оценить специфику товара или услуги в системе общего образования, а это является актуальным в контексте понимания того, за что именно платит потребитель, и из чего складывается стоимость образовательной услуги.

Целью работы является исследование сущности категории «образовательный продукт» и особенностей его создания в условиях функционирования образовательного кластера.

В большинстве случаев в научной и учебно-методической литературе продукт рассматривается как результат человеческого труда или хозяйственной деятельности, выраженный либо в материальной, либо в нематериальной формах. 

А. Б. Борисов понимает под экономическим продуктом результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме, в духовной, информационной форме либо в виде выполненных работ и услуг [2, C. 671].

В толковом словаре русского языка приводится следующее определение: «Продукт - это какой-либо предмет или результат труда человека или группы людей...» [8, С. 459].

Общий вариант определения экономического продукта предлагает
А. Н. Азирилян: «вещественный или нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея)» [1, С. 1031].

Что же касается определения «образовательный продукт», то среди ученых, исследовавших данную проблему, нет единства мнений. Так, доктор экономических наук Ш. З. Валиев предлагает понимать под образовательным продуктом сами знания, являющиеся специфическим товаром, на который есть соответствующий спрос на рынке образовательных услуг [3, С. 5].

Отличная точка зрения по данному вопросу была представлена В. В. Чекмаревым. Он в свою очередь отождествляет понятия «образовательная услуга» и «образовательный продукт»: «образовательная услуга является продуктом образовательного производства, осуществляемого в различных типах и видах образовательных заведений» [9, С. 44].

М. А. Лукашенко по аналогии с общеэкономическим разделением продукта на промежуточный и конечный выделяет промежуточный и конечный образовательный продукт.  Конечный образова­тельный продукт - образованность индивида, промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образо­вательных товарах (образовательные программы, учебно-методологическое обеспечение, технологии управления образованием и т.д.) и услугах. [4, С. 11].

 Анализ функционирования сферы образования и, как следствие, продукта, который в ней создается, возможен с позиции функций, выполняемых системой образования:

  1. воспитательная;
  2. подготовительная;
  3. учебная;
  4. научная (познавательная);
  5. профориентационная;
  6. практическая.

Несмотря на то, что данные функции в разной степени проявляются на разных уровнях образовательной системы, только их комплексная реализация позволяет создать качественный образовательный продукт, отвечающий современным тенденциям.

Учитывая, что образование как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих как в процессе производства, реализации и потребления определенной суммы знаний, умений и навыков, так и в процессе воспитания индивидов, надо понимать, что для реализации этих знаний, умений и навыков на рынке образовательных услуг их сначала необходимо произвести, то есть обобщить, систематизировать и конкретизировать в рамках отдельных образовательных программ. Для этого учебное заведение на основе федерального государственного образовательного стандарта составляет рабочий учебный план. Преподаватели на основе рабочих учебных программ и имеющихся информационных источников разрабатывают занятия, то есть систематизируют, обобщают и конкретизируют определенный объем знаний, умений и навыков в рамках определенной образовательной программы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что конечным результатом деятельности первого этапа работы школы, то есть первым продуктом образовательного производства, является совокупность знаний, умений и навыков, обобщенных, систематизированных и конкретизированных школами в рамках образовательных программ по конкретным предметам.

Но открытым остается вопрос о том, являются ли эти программы так называемым промежуточным образовательным продуктом. С учетом того, что учебные программы в редких случаях изучаются самостоятельно и практически всегда передаются ученикам непосредственно учителем, данные программы не могут представлять серьезной ценности на рынке образовательных услуг для конечного потребителя (учащегося общеобразовательного учреждения). Определенную ценность учебные программы представляют для других учителей и школ, которые могут использовать их для улучшения своего учебного опыта.

Таким образом, субъекты, создающие оригинальные образовательные программы, производят их для осуществления образовательной деятельности, то есть создают промежуточный образовательный продукт общего образования. Данный промежуточный образовательный продукт, созданный или приобретенный образовательным учреждением, будет являться основой учебного процесса по определенной дисциплине, без которого, на наш взгляд, невозможно производство конечного образовательного продукта общего образования - образовательной услуги.

Образовательная услуга в данном случае определяется как непосредственная передача знаний от учителя к ученику на основе и в рамках образовательной программы. И только в таком виде образовательный продукт представляет интерес для конечного потребителя. Таким образом, налицо наличие дифференциации продукта общего образования, о котором говорит   М. А. Лукашенко. Мы склонны соглашаться с ним по поводу промежуточного продукта, представляющего из себя образовательную программу, включающую в себя учебно-методическое обеспечение, способы и механизмы управления ею и т.д. Но под конечным продуктом общего образования, исходя из описанных выше принципов экономической теории, мы понимаем саму образовательную услугу, предоставляемую образовательным учреждением, но ни в коем случае не «выпускника» (индивида, получившего образование).

В связи с некоторыми особенностями высшего образования в нем практически невозможно провести дифференциацию образовательного продукта, в связи с чем интересна позиция И. В. Сухочева о том, что в учреждениях высшего образования существует большое разнообразие форм обучения (например, заочная или вечерняя), при которых для конечного потребителя (студента) сами образовательные программы являются ценностью, и он самостоятельно обучается по ним, то есть присутствие в самом учебном процессе источника образовательной услуги (преподавателя) необязательно [7, С.117-124].

Субъекты, создающие оригинальные образовательные программы, производят их для осуществления образовательной деятельности, то есть создают промежуточный образовательный продукт общего образования. Данный промежуточный образовательный продукт, созданный или приобретенный образовательным учреждением, будет являться основой учебного процесса по определенной дисциплине, без которого невозможно производство конечного образовательного продукта общего образования.

По аналогии с непосредственной образовательной деятельностью заметим, что для проведения воспитательной работы, учебное заведение также составляет программу воспитания, схожую с образовательными программами. Воспитательные программы имеют те же свойства, что и образовательные, и также не представляют ценности для конечного потребителя. Ценность для учащихся воспитательные программы приобретают, когда их транслируют педагоги. Таким образом, в общеобразовательных учреждениях образовательная и воспитательная функции реализуются по одним и тем же принципам, и разделять их смысла не имеет.

Образовательный продукт - систематизированная и обобщенная в рамках одной учебной дисциплины сумма знаний, умений и практических навыков, получаемая человеком в результате комплексной реализации функции системы образования (воспитательной, подготовительной, учебной, научной, профориентационной, практической) в соответствии со стандартами, учебно-методическими рекомендациями и оригинальными образовательными программами (промежуточным продуктом).

Общеэкономическое определение товара подтверждает верность вышеуказанного утверждения. Мы будем подразумевать под товаром продукт, предлагаемый на рынке для обмена.

Исходя из этой общеэкономической рыночной сущности товара, необходимо рассмотреть определения образовательного товара и на основе выделенного нами ранее понимания образовательного продукта сформулировать авторское определение образовательного товара общего образования.

То есть в более общем виде образовательный товар - это образовательный продукт, предлагаемый на образовательном рынке.

Но выяснив, что в системе общего образования существует промежуточный и конечный образовательный продукт, возникает вопрос о том, являются ли оба этих продукта образовательным товаром, либо только один из них.

Как уже говорилось ранее, рынок общеобразовательных программ России практически не развит, в редких случаях программы выставляются на рынок. Чаще данные программы разрабатываются самим общеобразовательным учреждением для собственного использования, то есть здесь можно говорить скорее о натуральном способе хозяйствования.

Принимая этот факт во внимание, мы не можем говорить о том, что промежуточный продукт общего образования является товаром. В отличие от услуги, которая как раз выставляется общеобразовательными учреждениями на рынок образовательных услуг.

Таким образом, мы можем сформулировать определение товара общеобразовательного учреждения.

Товар общеобразовательного учреждения - это конечный продукт общеобразовательного учреждения, предлагаемый на рынке общеобразовательных услуг.

Учитывая, что образовательная услуга, предоставляемая общеобразовательным учреждением, является конечным образовательным продуктом, мы можем сделать вывод о тождественности категорий «конечный продукт», «образовательный товар» и «образовательная услуга» в системе общего образования.

Образовательный продукт является фундаментальным параметром, определяющим уровень человеческого капитала. При этом необходимо учитывать источники инвестиций в человеческий капитал и особенности его формирования в условиях взаимодействия институтов рынка и государства.

В экономической литературе под человеческим капиталом понимается сформированный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые индивидуум целесообразно использует в той или иной сфере общественного производства.

При рассмотрении человеческого ресурса как объекта инвестирования следует отметить наличие как количественных, так и качественных характеристик. Количество людей, доля тех, кто занимается полезным трудом, количество отработанных часов - это количественные характеристики. Качественные параметры - это знания, опыт, мастерство, которые определяют способности человека и обеспечивают рост производительности труда. Расходы, направленные на развитие этих способностей, называются «человеческими инвестициями». При этом все затраты как количественные, так и качественные способствуют развитию не только отдельного человека и обеспечивают повышение производительности его труда, но и всего общества, тем самым являясь инвестициями в человеческий капитал.

Рассматривая процесс инвестирования в человеческий капитал в той или иной форме, следует учитывать ряд особенностей, отличающих инвестиции в человеческий капитал от других видов инвестирования:

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Формирование человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

5. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала, инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Основными субъектами инвестирования в человеческий капитал в условиях социально-рыночной экономики являются фирмы и государство. При этом важным условием формирования человеческого капитала является степень совпадения интересов при осуществлении вложений с учетом ранее отмеченных особенностей. Положительный эффект от инвестирования будет определяться степенью согласованности интересов и интеграции институтов государства и бизнеса, что позволяет обеспечить социально-экономическую направленность формирования человеческого капитала, максимально удовлетворив потребности каждого субъекта и тем самым обеспечив стабильность и поступательное развитие общества в целом (табл. 1).

Таблица 1

Структура экономических интересов государства и бизнеса при осуществлении инвестиций в человеческий капитал

Особенности инвестирования в человеческий капитал.

Интересы государства.

Интересы бизнеса.

Характер совпадения интересов.

Отдача от инвестиций.

Государство заинтересовано в инвестировании, поскольку, чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу для всего общества.

Инвестирование осуществляется в период трудоспособного возраста с целью получения дохода от использования трудовых ресурсов.

 

Частичное совпадение интересов.

Особенности износа и накапливания человеческого капитала.

Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться посредством периодического обучения и накопления производственного опыта, что положительно сказывается как на отдельной фирме, так и на обществе в целом.

Полное совпадение интересов.

Период получения дохода  от инвестирования.

Накопленные знания и опыт могут приносить пользу в течение всей жизни.

Доходность ограничивается продолжительностью работы человека на фирме.

Частичное совпадение интересов.

Целесообразность и экономическая необходимость инвестиций.

Необходимы с экономической и социальной точки зрения для государства и общества.

Фирмы делают инвестиции до тех пор, пока они приносят чистый доход.

Частичное совпадение интересов.

Степень положительного эффекта.

Инвестиции в человеческий капитал выгодны с точки зрения отдельного человека, фирмы, государства, поскольку предполагают наличие положительного эффекта.

Полное совпадение интересов.

С одной стороны, в условиях нестабильности экономики и высоких рисков представители российского бизнеса не всегда готовы брать на себя обязательства по развитию человеческого капитала, и в его формировании в большей степени участвуют  либо государство, либо сам человек. С другой стороны, заинтересованность  фирм в квалифицированной рабочей силе, соответствующей реалиям и потребностям рынка, требует их непосредственного участия в процессе образования.  

Одним из направлений инновационного развития общества является институциональное преобразование, направленное на формирование образовательного кластера, в условиях которого возможна наиболее оптимальная реализация функций системы образования, эффективное формирование образовательного продукта и, как следствие, совершенствование человеческого капитала.

Кластер - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц. [6, С. 121]. Кластер (в экономике) - это  сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [10]. «Кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [5, С. 206].

Обобщая представленные понятия кластера, предложим авторское определение образовательного кластера в соответствии со спецификой социальной сферы. Образовательный кластер - это система географически соседствующих взаимосвязанных образовательных учреждений и компаний различных организационно-правовых форм (образовательные заведения, органы государственного управления, бизнес, инфраструктурные компании), функционирующих в образовательной сфере на определенной территории (город, регион) и взаимодополняющих друг друга, тем самым определяя образ и уровень «образованности»  человека с целью формирования определенного экономического и социального эффекта в обществе.

Формирование образовательного кластера как фактора конкурентоспособности российской экономики и фундаментального элемента социального государства должно сопровождаться соответствующей формой взаимодействия образовательных структур и субъектов рынка, заинтересованных в предоставлении соответствующего реалиям образовательного продукта.

Как отмечалось ранее разработка промежуточного продукта (образовательных программ) является важным этапом процесса образования. Представители бизнеса, заинтересованные в компетентности будущих специалистов, могут принять непосредственное участие в этом процессе за счет эффективного взаимодействия  с учреждениями разных уровней образования: дошкольного, общего,  начального и среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского. Результатом данного взаимодействия является внедрение образовательных программ с учетом требований потенциальных работодателей и самих обучающихся.

Посредством информационных технологий рекомендации заинтересованных лиц, учтенные при формировании промежуточного образовательного продукта, позволят определить направления совершенствования образования на основе существующих учебно-методических рекомендаций и стандартов. Формирование подобного рода партнерства позволит построить оптимальную траекторию обучения  учебных групп и отдельных обучающихся.

Таким образом, предоставление образовательного продукта в условиях функционирования образовательного кластера является инновационным направлением в сфере образования, поскольку заинтересованные лица могут вносить предложения и замечания  по содержанию образовательных программ и по организации учебного процесса, что представляется важным при подготовке специалистов, чьи профессиональные возможности соответствуют современным реалиям рынка труда.

Рецензенты:

Арзамасцев А. Д., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой управления и права ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»,  г. Йошкар-Ола.

Ларионова Н. И., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»,  г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Фурин А.Г., Ахматов И.И. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ» ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8717 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252