Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Филоненко А.В., Маллин А.С.
Представлены особенности физического, нервно-психического развития и заболеваемости детей с перинатальным поражением центральной нервной системы на первом году жизни под влиянием курсового воздействия иглорефлексотерапии диады «мать-дитя» в поздний неонатальный период. Включение иглорефлексотерапии в комплексную реабилитацию партнеров обеспечивает оптимизацию нервно-психического развития и снижение заболеваемости детей.

ВВЕДЕНИЕ

Рост и развитие являются ведущими показателями здоровья детей. Первый год жизни ребенка характеризуется особенно высокими темпами физического развития (ФР), нервно-психического развития (НПР), функционального созревания органов и систем. Последнее десятилетие более 30% детей рождаются с перинатальным поражением нервной системы. Для них характерно глубокое, множественное и стойкое (на всем протяжении первого года жизни) отставание в нервно-психическом развитии и множественные нарушения поведения. В возрасте 3 месяца наиболее ранимо эмоциональное состояние с выраженными отрицательными и неустойчивыми эмоциями. Уже на первом месяце жизни у детей, имевших перинатальное поражение мозга наблюдается задержка возникновения ориентировочных реакций [2].

Важным критерием здоровья детского населения в социально-гигиеническом аспекте является уровень заболеваемости [7]. Перенесенное перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) оказывает влияние на структуру заболеваемости в старшем возрасте [1]. Известно, что дети с отягощённым антенатальным развитием имеют сниженные показатели иммунитета и предрасположены к инфекционным заболеваниям. Необходима ранняя медико-педагогическая коррекция. Вместе с тем, до настоящего времени мало изученным является влияние иглорефлексотерапии (ИРТ) на состояние этих важнейших показателей здоровья детей младенческого возраста.

ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачей настоящего исследования явилось катамнестическое изучение ФР, НПР и заболеваемости детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС в зависимости от вида ИРТ воздействия в период новорождённости.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проведен катамнестический анализ историй развития детей с перинатальным поражением ЦНС, достигших 1 года и получивших курс ИРТ в поздний неонатальный период. Под наблюдением в основной группе находилось 65 детей. В зависимости от варианта рефлекторного воздействия в периоде новорождённости сформированы 3 подгруппы. Из первой подгруппы, в которой на фоне медикаментозного лечения в поздний неонатальный период, ИРТ осуществлялась как матери, так и ребенку, проведён анализ историй развития 24 детей; из второй подгруппы, в которой ИРТ осуществлялась только матерям - 19 детей; из 3 подгруппы - курс иглорефлексотерапии проводился только детям – 22 младенцев. Контрольная группа представлена 25 детьми, акупунктурное воздействие, которым не проводилось.

Применялась методика тормозного рецепта по F.Mann с добавлением группового Ло-пункта. Продолжительность сеанса до 60 минут во время сна новорожденного после утреннего кормления. Использовались одноразовые иглы «SuJok Acupuncture Needles Sterelised by Gamma-ray» фирмы «Subal». Курс акупунктуры, как у матери, так и у ребенка, состоял из 5 сеансов.

ФР, НПР и заболеваемость детей оценивали к 1 году. ФР оценивалось по данным антропометрических показателей массы, длины тела и окружности груди. НПР по методике, предложенной Л.Г. Голубевой [4]. Оценка заболеваемости (по МКБ X) осуществлялась ретроспективным анализом истории развития ребёнка (учетная форма №112-у) [6].

Для статистической обработки данных использовались параметрические и непараметрические методы пакета программ Statistika 5,0.

РЕЗУЛЬТАТЫ

К году жизни ФР детей двух групп существенно не различалось (табл. 1 и табл. 2). Достоверных различий среди детей основной и контрольной групп ни по показателям массы тела, ни длины тела не было. Достоверной разницы в окружности груди по отношению к показателям группы сравнения, так же, не выявлено.

Таблица 1. Физическое развитие мальчиков на первом году жизни (M ± m)

Характеристики

Группа сравнения

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

 Масса тела, кг

10,233± 0,214

10,111 ± 0,337

10,466 ± 0,329

10,205 ± 0,237

 Длина тела, см

75,89 ± 0,492

75,56 ± 0,668

77,16 ± 0,726

76,26 ± 0,867

 Окружность груди, см

47,81 ± 0,864

48,27 ± 0,692

48,16 ± 0,781

47,41 ± 0,693

Разница показателей между группами наблюдения и контроля не достоверна, p>0,05

Таблица 2. Физическое развитие девочек на первом году жизни (M ± m)

Характеристики

Группа сравнения

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

 Масса тела, кг

9,714 ± 0,338

9,721 ± 0,253

9,994 ± 0,201

9,800 ± 0,351

 Длина тела, см

74,77 ± 1,372

75,80 ± 0,920

75,66 ± 0,731

74,833 ± 0,857

 Окружность груди, см

46,87 ± 0,833

46,42 ± 0,548

46,50 ± 0,590

46,67 ± 0,702

Разница показателей между группами наблюдения и контроля не достоверна, p>0,05

НПР детей, находившихся на ИРТ коррекции в период новорождённости, к 12 месяцам существенно отличалось от детей группы сравнения (табл. 3). У большинства детей основной группы (в 1 и 3 подгруппах соответственно - 58,3% и 68,2%) НПР оценено как нормальное (p<0,05), в отличие от группы сравнения (24%). Среди части детей отмечалось опережение (8,3% и 9,1% случаев соответственно для 1 и 3 подгрупп, p>0,05). В группе сравнения большинство детей (68,0%) задерживалось в развитии на 1 эпикризный срок. К году жизни, детей основной группы, отстающих в развитии достоверно меньше (29,2% и 18,2% соответственно в 1 и 3 подгруппах), чем в контрольной группе. Развитие детей 2 подгруппы так же отличалось от младенцев группы сравнения, однако, статистически не значимо (p>0,05).

Таблица 3. Нервно-психическое развитие детей на первом году жизни

Оценка нервно-психического развития

Группа сравнения

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

К-во б-ных

%

К-во б-ных

%

К-во б-ных

%

К-во б-ных

%

 Опережение развития

0

0,0

2

8,3

0

0,0

2

9,1

 Нормальное развитие

6

24,0

14*

58,3*

8

42,1

15*

68,2*

 Задержка в развитии на 1 эпикризный срок

17

68,0

7*

29,2*

10

52,6

4*

18,2*

 Задержка в развитии на 2 эпикризных срока

2

8,0

1

4,2

1

5,3

1

4,5

 Итого

25

100

24

100

19

100

22

100

*Разница показателей между подгруппами наблюдения и контрольной группой достоверна, p<0,05

Заболеваемость детей на первом году жизни в значительной степени зависела от вида ИРТ (табл. 4). Общая заболеваемость в основной группе была ниже по сравнению с контрольной группой (соответственно на 69%, 10,2% и 42,3% в 1, 2 и 3 подгруппах). По отдельным классам болезней среди детей основной группы заболеваемость была в несколько раз меньше, чем среди детей группы сравнения. По болезням крови (анемии) - в 4,2 (p<0,05), 1,4 и 3,8 (p<0,05) раза; болезням кожи – в 1,9, 1,01 и 1,8 раза; органов дыхания – в 2,6 (p<0,05), 1,1 и 1,5 раза соответственно для 1, 2 и 3 подгрупп. Значительная часть детей основной группы ни разу не болела на первом году жизни. Индекс здоровья соответственно составил 41,7% (p<0,05), 5,3% и 31,8% (p<0,05) среди детей 1, 2 и 3 подгрупп. Дети 2 подгруппы имели более низкие показатели заболеваемости, по сравнению с детьми группы сравнения, но различия носили не существенный характер.

Таблица 4. Заболеваемость детей на первом году жизни

Наименование заболевания

Группа сравнения

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

 Всего заболеваний

2520,0

958,3*

2263,1

1454,5

 Инфекционные и  паразитарные болезни

80,0

41,6

105,2

45,5

 Болезни крови, в том числе  анемия

520,0

125,0*

368,4

136,4*

 Болезни кожи

160,0

83,3

157,8

90,9

 Болезни органов дыхания,  в т.ч. острые инфекции  верхних дыхательных путей

1720,0

666,6*

1631,5

1136,3

 Болезни органов  пищеварения

40,0

41,6

0

45,5

 Индекс здоровья, %

0

41,7*

5,3

31,8*

*Разница показателей между подгруппой наблюдения и контрольной группой достоверна, p<0,05

ОБСУЖДЕНИЕ

Послеродовая депрессия, страхи матери наносят ребенку психологическую травму, создавая неблагоприятную обстановку для формирования нервной системы ребенка, недостаточности эмоциональных потребностей и снижения интеллектуальных возможностей. У младенцев, прошедших курс ИРТ более высокие показатели психоэмоционального и умственного развития и низкий уровень заболеваемости.

Отсутствие различий в ФР, безусловно, определяется характером вскармливания. Лучшее нервно-психическое развитие у детей основной группы предполагает наличие психогенного влияния матери уже в период новорождённости. ИРТ позволяет избежать действия «психологических факторов риска», оказывающих негативное влияние на раннее развитие психики ребёнка, вне зависимости от тяжести его соматического состояния [10]. Дизрегуляция гетерохронного созревания функциональных систем, ведущая к отклонениям в развитии и поведении ребенка [8] в течение первого года жизни нивелируется применением ИРТ в комплексной реабилитации новорождённых с формированием более адаптивных типов привязанности. Выявление характера внутрисемейных отношений в диаде «мать-дитя» констатирует психогенное происхождение нарушений сомато-вегетативного уровня, трансформирующиеся в невропатические нарушения конституционального генеза к концу 1 года жизни [9], что проявляется нарушениями НПР младенца. Гармонизация отношений матери и новорожденного, осуществлённая на ранних этапах онтогенеза, оптимизирует НПР последнего.

Снижение заболеваемости детей подтверждает иммунотропный эффект ИРТ, с наличием длительного последействия [3]. ИРТ, обладая иммуномодифицирующими свойствами, определяет развитие тех или иных заболеваний в младенчестве. У детей с перинатальным поражением ЦНС отмечены нарушения клеточного энергетического метаболизма в популяции лимфоцитов с формированием вторичной митохондриальной недостаточности, иммунопатологическое состояние по ряду факторов иммунитета [5]. Очевидно, включение ИРТ в курс реабилитации способствует восстановлению активности ферментов митохондрий и нормализации иммунологических параметров, проявляющееся снижением заболеваемости на первом году жизни.

ВЫВОДЫ

Включение ИРТ в совместную реабилитацию матери и новорождённого на втором этапе выхаживания положительно влияет на НПР младенцев, уменьшают их заболеваемость в течение первого года жизни. Участие ИРТ в реализации компенсаторно-приспособительных реакций в течение года осуществляется через иммунную систему, обеспечивающей преимущества в состоянии здоровья детей, получивших с матерью курс ИРТ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акинина З.Ф., Пиянзин А.И., Щербаков А.И. и др.// Вопросы современной педиатрии. 2004. Т. 3. Приложение №1. С.12.

2. Асанова Л.М., Макшанцева Н.В.// Журнал невропатологии и психиатрии. 1988. №8. С.79.

3. Василенко А.М.// Рефлексотерапия. 2004. №1 (8). С.7.

4. Голубева Л.Г., Печора К.Л., Саитова В.Г. и др. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей: Справочное пособие для педиатров/ Под ред. В.А. Доскина, М.Н. Рахмановой. Чебоксары. 1994. 72с.

5. Громада Н.Е., Ковтун О.П.// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2007. №1. С.26.

6. Доскин В.А., Макарова З.С.// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2006. №6. С.30.

7. Каткова И.П., Хуснутдинова З.А.// Педиатрия. 1991. №5. С.43.

8. Качурина Д.Р., Саулебекова Л.О., Алмагамбетова А.Н.// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2006. №2. С.41.

9. Козловская Г.В., Скобло Г.В., Горюнова А.В. и др.// Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. №8. С.62.

10. Луковцева З.В., Дементьева Г.М., Черноног И.Н.// Педиатрия. 2002. №3. С.83.


Библиографическая ссылка

Филоненко А.В., Маллин А.С. ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=664 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252