ВВЕДЕНИЕ
Рост и развитие являются ведущими показателями здоровья детей. Первый год жизни ребенка характеризуется особенно высокими темпами физического развития (ФР), нервно-психического развития (НПР), функционального созревания органов и систем. Последнее десятилетие более 30% детей рождаются с перинатальным поражением нервной системы. Для них характерно глубокое, множественное и стойкое (на всем протяжении первого года жизни) отставание в нервно-психическом развитии и множественные нарушения поведения. В возрасте 3 месяца наиболее ранимо эмоциональное состояние с выраженными отрицательными и неустойчивыми эмоциями. Уже на первом месяце жизни у детей, имевших перинатальное поражение мозга наблюдается задержка возникновения ориентировочных реакций [2].
Важным критерием здоровья детского населения в социально-гигиеническом аспекте является уровень заболеваемости [7]. Перенесенное перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) оказывает влияние на структуру заболеваемости в старшем возрасте [1]. Известно, что дети с отягощённым антенатальным развитием имеют сниженные показатели иммунитета и предрасположены к инфекционным заболеваниям. Необходима ранняя медико-педагогическая коррекция. Вместе с тем, до настоящего времени мало изученным является влияние иглорефлексотерапии (ИРТ) на состояние этих важнейших показателей здоровья детей младенческого возраста.
ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачей настоящего исследования явилось катамнестическое изучение ФР, НПР и заболеваемости детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС в зависимости от вида ИРТ воздействия в период новорождённости.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проведен катамнестический анализ историй развития детей с перинатальным поражением ЦНС, достигших 1 года и получивших курс ИРТ в поздний неонатальный период. Под наблюдением в основной группе находилось 65 детей. В зависимости от варианта рефлекторного воздействия в периоде новорождённости сформированы 3 подгруппы. Из первой подгруппы, в которой на фоне медикаментозного лечения в поздний неонатальный период, ИРТ осуществлялась как матери, так и ребенку, проведён анализ историй развития 24 детей; из второй подгруппы, в которой ИРТ осуществлялась только матерям - 19 детей; из 3 подгруппы - курс иглорефлексотерапии проводился только детям – 22 младенцев. Контрольная группа представлена 25 детьми, акупунктурное воздействие, которым не проводилось.
Применялась методика тормозного рецепта по F.Mann с добавлением группового Ло-пункта. Продолжительность сеанса до 60 минут во время сна новорожденного после утреннего кормления. Использовались одноразовые иглы «SuJok Acupuncture Needles Sterelised by Gamma-ray» фирмы «Subal». Курс акупунктуры, как у матери, так и у ребенка, состоял из 5 сеансов.
ФР, НПР и заболеваемость детей оценивали к 1 году. ФР оценивалось по данным антропометрических показателей массы, длины тела и окружности груди. НПР по методике, предложенной Л.Г. Голубевой [4]. Оценка заболеваемости (по МКБ X) осуществлялась ретроспективным анализом истории развития ребёнка (учетная форма №112-у) [6].
Для статистической обработки данных использовались параметрические и непараметрические методы пакета программ Statistika 5,0.
РЕЗУЛЬТАТЫ
К году жизни ФР детей двух групп существенно не различалось (табл. 1 и табл. 2). Достоверных различий среди детей основной и контрольной групп ни по показателям массы тела, ни длины тела не было. Достоверной разницы в окружности груди по отношению к показателям группы сравнения, так же, не выявлено.
Таблица 1. Физическое развитие мальчиков на первом году жизни (M ± m)
Характеристики | Группа сравнения | 1 подгруппа | 2 подгруппа | 3 подгруппа |
Масса тела, кг | 10,233± 0,214 | 10,111 ± 0,337 | 10,466 ± 0,329 | 10,205 ± 0,237 |
Длина тела, см | 75,89 ± 0,492 | 75,56 ± 0,668 | 77,16 ± 0,726 | 76,26 ± 0,867 |
Окружность груди, см | 47,81 ± 0,864 | 48,27 ± 0,692 | 48,16 ± 0,781 | 47,41 ± 0,693 |
Разница показателей между группами наблюдения и контроля не достоверна, p>0,05
Таблица 2. Физическое развитие девочек на первом году жизни (M ± m)
Характеристики | Группа сравнения | 1 подгруппа | 2 подгруппа | 3 подгруппа |
Масса тела, кг | 9,714 ± 0,338 | 9,721 ± 0,253 | 9,994 ± 0,201 | 9,800 ± 0,351 |
Длина тела, см | 74,77 ± 1,372 | 75,80 ± 0,920 | 75,66 ± 0,731 | 74,833 ± 0,857 |
Окружность груди, см | 46,87 ± 0,833 | 46,42 ± 0,548 | 46,50 ± 0,590 | 46,67 ± 0,702 |
Разница показателей между группами наблюдения и контроля не достоверна, p>0,05
НПР детей, находившихся на ИРТ коррекции в период новорождённости, к 12 месяцам существенно отличалось от детей группы сравнения (табл. 3). У большинства детей основной группы (в 1 и 3 подгруппах соответственно - 58,3% и 68,2%) НПР оценено как нормальное (p<0,05), в отличие от группы сравнения (24%). Среди части детей отмечалось опережение (8,3% и 9,1% случаев соответственно для 1 и 3 подгрупп, p>0,05). В группе сравнения большинство детей (68,0%) задерживалось в развитии на 1 эпикризный срок. К году жизни, детей основной группы, отстающих в развитии достоверно меньше (29,2% и 18,2% соответственно в 1 и 3 подгруппах), чем в контрольной группе. Развитие детей 2 подгруппы так же отличалось от младенцев группы сравнения, однако, статистически не значимо (p>0,05).
Таблица 3. Нервно-психическое развитие детей на первом году жизни
Оценка нервно-психического развития | Группа сравнения | 1 подгруппа | 2 подгруппа | 3 подгруппа | ||||
К-во б-ных | % | К-во б-ных | % | К-во б-ных | % | К-во б-ных | % | |
Опережение развития | 0 | 0,0 | 2 | 8,3 | 0 | 0,0 | 2 | 9,1 |
Нормальное развитие | 6 | 24,0 | 14* | 58,3* | 8 | 42,1 | 15* | 68,2* |
Задержка в развитии на 1 эпикризный срок | 17 | 68,0 | 7* | 29,2* | 10 | 52,6 | 4* | 18,2* |
Задержка в развитии на 2 эпикризных срока | 2 | 8,0 | 1 | 4,2 | 1 | 5,3 | 1 | 4,5 |
Итого | 25 | 100 | 24 | 100 | 19 | 100 | 22 | 100 |
*Разница показателей между подгруппами наблюдения и контрольной группой достоверна, p<0,05
Заболеваемость детей на первом году жизни в значительной степени зависела от вида ИРТ (табл. 4). Общая заболеваемость в основной группе была ниже по сравнению с контрольной группой (соответственно на 69%, 10,2% и 42,3% в 1, 2 и 3 подгруппах). По отдельным классам болезней среди детей основной группы заболеваемость была в несколько раз меньше, чем среди детей группы сравнения. По болезням крови (анемии) - в 4,2 (p<0,05), 1,4 и 3,8 (p<0,05) раза; болезням кожи – в 1,9, 1,01 и 1,8 раза; органов дыхания – в 2,6 (p<0,05), 1,1 и 1,5 раза соответственно для 1, 2 и 3 подгрупп. Значительная часть детей основной группы ни разу не болела на первом году жизни. Индекс здоровья соответственно составил 41,7% (p<0,05), 5,3% и 31,8% (p<0,05) среди детей 1, 2 и 3 подгрупп. Дети 2 подгруппы имели более низкие показатели заболеваемости, по сравнению с детьми группы сравнения, но различия носили не существенный характер.
Таблица 4. Заболеваемость детей на первом году жизни
Наименование заболевания | Группа сравнения | 1 подгруппа | 2 подгруппа | 3 подгруппа |
Всего заболеваний | 2520,0 | 958,3* | 2263,1 | 1454,5 |
Инфекционные и паразитарные болезни | 80,0 | 41,6 | 105,2 | 45,5 |
Болезни крови, в том числе анемия | 520,0 | 125,0* | 368,4 | 136,4* |
Болезни кожи | 160,0 | 83,3 | 157,8 | 90,9 |
Болезни органов дыхания, в т.ч. острые инфекции верхних дыхательных путей | 1720,0 | 666,6* | 1631,5 | 1136,3 |
Болезни органов пищеварения | 40,0 | 41,6 | 0 | 45,5 |
Индекс здоровья, % | 0 | 41,7* | 5,3 | 31,8* |
*Разница показателей между подгруппой наблюдения и контрольной группой достоверна, p<0,05
ОБСУЖДЕНИЕ
Послеродовая депрессия, страхи матери наносят ребенку психологическую травму, создавая неблагоприятную обстановку для формирования нервной системы ребенка, недостаточности эмоциональных потребностей и снижения интеллектуальных возможностей. У младенцев, прошедших курс ИРТ более высокие показатели психоэмоционального и умственного развития и низкий уровень заболеваемости.
Отсутствие различий в ФР, безусловно, определяется характером вскармливания. Лучшее нервно-психическое развитие у детей основной группы предполагает наличие психогенного влияния матери уже в период новорождённости. ИРТ позволяет избежать действия «психологических факторов риска», оказывающих негативное влияние на раннее развитие психики ребёнка, вне зависимости от тяжести его соматического состояния [10]. Дизрегуляция гетерохронного созревания функциональных систем, ведущая к отклонениям в развитии и поведении ребенка [8] в течение первого года жизни нивелируется применением ИРТ в комплексной реабилитации новорождённых с формированием более адаптивных типов привязанности. Выявление характера внутрисемейных отношений в диаде «мать-дитя» констатирует психогенное происхождение нарушений сомато-вегетативного уровня, трансформирующиеся в невропатические нарушения конституционального генеза к концу 1 года жизни [9], что проявляется нарушениями НПР младенца. Гармонизация отношений матери и новорожденного, осуществлённая на ранних этапах онтогенеза, оптимизирует НПР последнего.
Снижение заболеваемости детей подтверждает иммунотропный эффект ИРТ, с наличием длительного последействия [3]. ИРТ, обладая иммуномодифицирующими свойствами, определяет развитие тех или иных заболеваний в младенчестве. У детей с перинатальным поражением ЦНС отмечены нарушения клеточного энергетического метаболизма в популяции лимфоцитов с формированием вторичной митохондриальной недостаточности, иммунопатологическое состояние по ряду факторов иммунитета [5]. Очевидно, включение ИРТ в курс реабилитации способствует восстановлению активности ферментов митохондрий и нормализации иммунологических параметров, проявляющееся снижением заболеваемости на первом году жизни.
ВЫВОДЫ
Включение ИРТ в совместную реабилитацию матери и новорождённого на втором этапе выхаживания положительно влияет на НПР младенцев, уменьшают их заболеваемость в течение первого года жизни. Участие ИРТ в реализации компенсаторно-приспособительных реакций в течение года осуществляется через иммунную систему, обеспечивающей преимущества в состоянии здоровья детей, получивших с матерью курс ИРТ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акинина З.Ф., Пиянзин А.И., Щербаков А.И. и др.// Вопросы современной педиатрии. 2004. Т. 3. Приложение №1. С.12.
2. Асанова Л.М., Макшанцева Н.В.// Журнал невропатологии и психиатрии. 1988. №8. С.79.
3. Василенко А.М.// Рефлексотерапия. 2004. №1 (8). С.7.
4. Голубева Л.Г., Печора К.Л., Саитова В.Г. и др. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей: Справочное пособие для педиатров/ Под ред. В.А. Доскина, М.Н. Рахмановой. Чебоксары. 1994. 72с.
5. Громада Н.Е., Ковтун О.П.// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2007. №1. С.26.
6. Доскин В.А., Макарова З.С.// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2006. №6. С.30.
7. Каткова И.П., Хуснутдинова З.А.// Педиатрия. 1991. №5. С.43.
8. Качурина Д.Р., Саулебекова Л.О., Алмагамбетова А.Н.// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2006. №2. С.41.
9. Козловская Г.В., Скобло Г.В., Горюнова А.В. и др.// Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. №8. С.62.
10. Луковцева З.В., Дементьева Г.М., Черноног И.Н.// Педиатрия. 2002. №3. С.83.
Библиографическая ссылка
Филоненко А.В., Маллин А.С. ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=664 (дата обращения: 02.10.2023).