Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

Игонина Л.Л. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Краснодарский филиал
Статья посвящена обоснованию роли постоянно действующего научно-методического семинара в системе методической работы кафедры. Задачи современного этапа высшего образования детерминируют формирование потребности в инновационном характере подготовки обучающихся, что в свою очередь требует повышения качества методической подготовки научно-педагогических кадров. Функциональное назначение научно-методического семинара кафедры выражается в управляемом воздействии на совершенствование содержания, методического сопровождения учебного процесса и методики преподавания; изучении результатов научных исследований по проблемам образования, внедрении продуктивного научно-педагогического опыта; коллективном освоении новых технологий, прогрессивных методов и средств обучения; встраивании в учебный процесс инновационных технологий, методик и форм управления образовательным процессом. Результатом, воплощающим это функциональное назначение, служит развитие предметно-методологической компетентности преподавателей, их научно-методической культуры и восприимчивости к прогрессивным изменениям. В статье представлен подход к оценке результативности научно-методического семинара в системе методической работы кафедры, предполагающий выделение комплекса критериев, реализующих функциональное назначение научно-методического семинара, и их дескрипторов. Роль научно-методического семинара в развитии профессиональных и методических компетенций профессорско-преподавательского состава кафедры рассмотрена через призму его имплементации как рефлексивно-управленческой технологии и технологии непрерывного процесса повышения квалификации.
научно-методический семинар
методическая работа
профессиональные и методические компетенции
1. Pappas A.M. Congenital posteromedial bowing of the tibia and fibula. J. Pediatr Orthop. 1984. Vol. 4 (5). Р. 525-531.
2. Johari A.N, Dhawale A.A., Salaskar A., Aroojis A.J. Congenital postero-medial bowing of the tibia and fibula: is early surgery worthwhile? J. Pediatr Orthop. B. 2010. № 19. Р. 479-486.
3. Shah H.H., Doddabasappa S.N., Joseph B. Congenital posteromedial bowing of the tibia: a retrospective analysis of growth abnormalities in the leg. J. Pediatr Orthop. B. 2009. № 18(3). Р. 120-128.
4. Hill R. Congenital Posteromedial Bowing of the Tibia (Congenital Tibia Recurvatum). In: SR Rozbruch, Hamdy R, eds. Limb Lengthening and Reconstruction Surgery Case Atlas. Berlin: Springer, 2014. Р. 1-5.
5. Journeau P., Lascombes P., Barbier D., Popkov D. Residual bone growth after lengthening procedures. J. Child. Orthop. 2016. V. 10(6). Р. 613‐617.
6. Ihme N., Mhnken A.H., Schmidt-Rohlfing B., Roehrig H., Weber M. Posteromedial bowing of the lower leg and neuroblastoma with possible neurofibromatosis type I: a case report and literature review. Z Orthop. Ihre Grenzgeb. 2004. V. 142 (1). Р. 97-102.
7. Harbacheuski R., Fragomen A.T., Rozbruch S.R. Does lengthening and then plating (LAP) shorten duration of external fixation? Clin. Orthop. Relat Re.s 2012. V. 470(6). Р. 1771-1781.
8. Johari A.N., Dhawale A.A., Salaskar A., Aroojis A.J. Congenital postero-medial bowing of the tibia and fibula: is early surgery worthwhile? J. Pediatr Orthop. B. 2010. V. 19(6). Р. 479-486.
9. Napiontek M., Shadi M. Congenital posteromedial bowing of the tibia and fibula: treatment option by multilevel osteotomy. J. Pediatr Orthop. B. 2014. V. 23(2). Р. 130-134.
10. Kaufman S.D., Fagg J.A., Jones S., Bell M.J., Saleh M., Fernandes J.A. Limb lengthening in congenital posteromedial bow of the tibia. Strategies Trauma Limb Reconstr. 2012. V. 7(3). Р. 147-153.
11. Ariyawatkul T., Kaewpornsawan K., Chotigavanichaya C. The Results of Lengthening in Congenital Posteromedial Angulation of Tibia. J. Med. Assoc. Thai. 2016. V. 99(10). Р. 1137-1141.
12. Wright J., Hill R.A., Eastwood D.M., Hashemi-Nejad A., Calder P., Tennant S. Posteromedial bowing of the tibia: a benign condition or a case for limb reconstruction? J. Child. Orthop. 2018. V. 12(2). Р. 187-196.
13. Catagni M.A., Radwan M., Lovisetti L., Guerreschi F., Elmoghazy N.A. Limb lengthening and deformity correction by the Ilizarov technique in type III fibular hemimelia: an alternative to amputation. Clin. Orthop. Relat Res. 2011. V. 469(4). Р. 1175-1180.
14. Yadav S.S., Thomas S. Congenital posteromedial bowing of the tibia. Acta Orthop. Scand. 1980. V. 51(2). Р. 311-313.
15. Rozbruch S.R., Zonshayn S., Muthusamy S., Borst E.W., Fragomen A.T., Nguyen J.T. What risk factors predict usage of gastrocsoleus recession during tibial lengthening? Clin. Orthop. Relat Res. 2014. V. 472(12). Р. 3842‐3851.

Современный этап развития высшего образования протекает в условиях распространения новых информационно-коммуникационных технологий, цифровизации экономики и общества, определяющих формирование потребности в новых типах компетенций и инновационного контура подготовки обучающихся, обеспечивающих индивидуальное разностороннее личностное и профессиональное развитие. Соответственно, он связан с радикальным обновлением содержания и методик обучения, что определяет существенное возрастание роли методического обеспечения образовательного процесса, повышения качества и адаптивности научно-педагогических кадров, развития их научно-методической культуры, восприимчивости к прогрессивным изменениям, инкорпорирования передового научного и педагогического опыта.

Появляются новые требования к преподавателю высшей школы, состоящие в том, что он не только должен знать преподаваемый предмет, но и обладать творческой индивидуальностью, оригинальным, гибким, проблемно-педагогическим и критическим мышлением, способностью к созданию инвариантных программ, отражающих новые технологии обучения, к принятию решений с учетом достижений педагогической науки [1-3]. Преподаватель, реализующий задачи формирования у студентов способности непрерывно учиться, работать в команде, мыслить самостоятельно, выбирать собственную траекторию развития, в свою очередь сам должен обладать соответствующими качествами, реализующими его личностно-профессиональное развитие.

Важнейшей коллективной формой методической подготовки, способствующей повышению ее действенности и результативности на научной основе, выступает научно-методический семинар кафедры. Данная форма работы способствует разрешению противоречия между требованиями к результатам методической работы преподавателей, ведущих образовательную деятельность в динамично изменяющихся условиях, и фактическим уровнем их методической компетентности.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа организации научно-методического семинара кафедры дать комплексное представление о его роли в системе научно-методической работы кафедры, оценить результативность в развитии профессиональных и методических компетенций преподавателей.

Материал и методы исследования

Теоретическую основу исследования роли научно-методического семинара в системе научно-методической работы кафедры составили концепции непрерывного образования, личностного и профессионального развития, исследования научно-методической деятельности преподавателя вуза.

Для реализации цели исследования использованы методы контент-анализа, ситуационного анализа, сопоставления, обобщения, интерпретации, а также эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, результатов научно-методической деятельности преподавателей, изучение имеющегося опыта, экспертные оценки).

Анализ роли научно-методического семинара в системе научно-методической работы кафедры проведен на основе организации научно-методического семинара кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финуниверситета.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование показывает, что большинство исследователей в качестве основной цели методической работы видят создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса [4, 5, 6]. Методическая работа, проводимая на кафедре, ориентирована на повышение качества преподавания дисциплин, закрепленных за кафедрой, оптимизацию и интенсификацию образовательного процесса, улучшение методического обеспечения, рост профессиональной и педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава [7]. Реализация задач, обеспечивающих имплементацию основной цели методической работы, осуществляется посредством учебно-методической, научно-методической и организационно-методической работы [8]. Научно-методический семинар кафедры выступает своеобразной формой интеграции этих видов методической работы (рис. 1), обеспечивая возможность эффективно поддерживать и развивать образовательное направление работы кафедры, уделяя особое внимание качеству преподавания и его методическому обеспечению.

Научно-методический семинар, как и вся проектируемая система методической работы на кафедре, является открытым. Открытость системы методической работы выражается в ее способности к постановке новых целей и опережающей реновации ее содержания [9], открытость научно-методического семинара – в участии профессорско-преподавательского состава других кафедр вуза, студентов, иных заинтересованных лиц, профессиональные деятельность и интересы которых затрагивают использование и развитие обучающих технологий. Кроме того, открытость научно-методического семинара проявляется в широкой доступности полученных результатов, обеспечиваемой посредством их размещения на сайте организации.

Ежегодно с участием всего профессорско-преподавательского состава кафедры выбираются темы научно-методического семинара, предлагаемые для изучения и обсуждения.

Рис. 1. Научно-методический семинар в системе методической работы кафедры

Составляется и утверждается план проведения научно-методического семинара кафедры, который выступает одной из составляющих плана работы кафедры на соответствующий период (учебный год, календарный год). При выборе тем научно-методического семинара учитываются актуальные тренды методической работы, определяющие особенности научно-методической подготовки профессорско-преподавательского состава кафедры с учетом задач современного этапа развития высшего образования. В целом можно выделить следующие основные тематические направления научно-методического семинара кафедры: современные формы организации учебного процесса; инновационные подходы и методы обучения с применением инструментария научных исследований; методы и формы организации и контроля самостоятельной работы студентов; внедрение информационных и коммуникационных технологий в обучение в условиях развития информационно-образовательной среды (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления и тематика научно-методического семинара кафедры

«Экономика и финансы»

Основные направления научно-методического семинара

Темы заседаний научно-методического семинара

Современные формы организации учебного процесса

1. Организация и осуществление образовательной деятельности в соответствии с модернизацией ФГОС ВО.

2. Актуальные методики подготовки и проведения семинарских и практических семинарских занятий в интерактивной форме.

3. Методы и формы проведения экспресс-контроля успеваемости

Инновационные подходы и методы обучения с применением инструментария научных исследований

1. Проблемы межпредметных связей в преподавании экономических дисциплин.

2. Математические модели в экономических исследованиях. Интеллектуальные методики диагностики финансовой несостоятельности субъектов экономики.

3. Математические модели в экономических исследованиях. Игры, конфликты, контракты, математическая простота и гуманитарная сложность.

4. Математические модели в экономических исследованиях. Особенности, возможности и практика применения метода анализа иерархий в области принятия решений.

5. Воркшоп (Wоrkshop) как технология динамического обучения в преподавании экономических дисциплин

Методы и формы организации и контроля самостоятельной работы студентов

1. Формы и виды организации самостоятельной работы студентов: методическое обеспечение и руководство.

2. Методики организации текущих форм контроля.

3. Методики организации и выполнения выпускных квалификационных работ

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в обучение в условиях развития информационно-образовательной среды

1. Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин.

2. Методические подходы к использованию информационно-справочных систем в преподавании экономических дисциплин.

3. Методы и формы проведения контроля самостоятельной работы студентов в ИОП

 

Оценку результативности научно-методического семинара в системе методической работы кафедры и развитии профессиональных и методических компетенций участвующих в нем преподавателей можно осуществить по комплексу критериев, реализующих функциональное назначение научно-методического семинара (табл. 2). Определяя роль научно-методического семинара в развитии профессиональных и методических компетенций профессорско-преподавательского состава кафедры, можно рассматривать его прежде всего в контексте применения рефлексивно-управленческой технологии и технологии непрерывного процесса повышения квалификации.

Таблица 2

Критерии оценки результативности научно-методического семинара в системе методической работы кафедры в разрезе раскрывающих их дескрипторов

Критерии оценки результативности научно-методического семинара

Дескрипторы

Совершенствование содержания, методического сопровождения учебного процесса и методики преподавания

1. Способность конструировать образовательный процесс в области преподаваемого предмета, направленный на достижение целей образования.

2. Выбор технологий и методик обучения, адекватных поставленным образовательным целям.

3. Организация и осуществление образовательной деятельности в соответствии с модернизацией высшего образования

Изучение результатов научных исследований по проблемам образования, внедрение продуктивного научно-педагогического опыта

1.Уровень ориентации в современных исследованиях по проблемам образования.

2.Способность к исследованиям в области разработки проблем, связанных с созданием методологической базы высшего образования.

3.Умение внедрять прогрессивный научно-педагогический опыт в образовательный процесс

Коллективное освоение новых технологий, прогрессивных методов и средств обучения

1. Способность устанавливать эффективное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса.

2. Способность к использованию диагностического инструментария эффективности используемых технологий, методов и средств обучения

Встраивание в учебный процесс инновационных технологий и форм управления образовательным процессом

1. Умение внедрять инновационные технологии и формы управления образовательным процессом в практическую деятельность.

2. Способность использовать ресурсы единой информационной среды образовательного пространства

 

Рефлексия в педагогической науке и практике рассматривается как процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого [10], как фундамент всего образовательного процесса [11, 12].

Научно-методический семинар, на наш взгляд, способствует рефлексивной самоорганизации преподавателей, что формирует необходимое условие успешного развития их предметно-методологической компетентности в динамично изменяющихся условиях современного образовательного процесса (рис. 2).

Участие в работе научно-методических семинаров кафедры вносит свой вклад в систему непрерывного повышения квалификации путем адаптации профессиональных и методических компетенций профессорско-преподавательского состава к запросам и потребностям субъектов образовательного процесса, обновления содержания, структуры и форм методической работы, приведения их в соответствие с задачами образовательного учреждения.

Рис. 2. Роль научно-методического семинара в развитии профессиональных и методических компетенций преподавателей

В отличие от иных, часто дискретных и информационно-инструктивных форм повышения квалификации, оно обеспечивает действительную непрерывность образования, подготовку профессионалов, готовых к изменениям и нестандартным решениям, преемственность в работе, интерактивный характер взаимодействия.

Заключение

Организация постоянно действующего научно-методического семинара способствует достижению целей развития системы методической работы кафедры и системы кафедрального контроля качества образования. Интегрируя основные виды методической работы кафедры, научно-методический семинар выступает как платформа, на базе которой реализуются рефлексивно-управленческая технология и технология непрерывного процесса повышения квалификации научно-педагогических кадров, адаптация предметно-методологической компетентности преподавателей к условиям современного образовательного процесса с учетом прогрессивных трендов высшего образования, что позволяет существенно повысить результативность методической работы кафедры.


Библиографическая ссылка

Игонина Л.Л. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30032 (дата обращения: 14.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074