Современный этап развития высшего образования протекает в условиях распространения новых информационно-коммуникационных технологий, цифровизации экономики и общества, определяющих формирование потребности в новых типах компетенций и инновационного контура подготовки обучающихся, обеспечивающих индивидуальное разностороннее личностное и профессиональное развитие. Соответственно, он связан с радикальным обновлением содержания и методик обучения, что определяет существенное возрастание роли методического обеспечения образовательного процесса, повышения качества и адаптивности научно-педагогических кадров, развития их научно-методической культуры, восприимчивости к прогрессивным изменениям, инкорпорирования передового научного и педагогического опыта.
Появляются новые требования к преподавателю высшей школы, состоящие в том, что он не только должен знать преподаваемый предмет, но и обладать творческой индивидуальностью, оригинальным, гибким, проблемно-педагогическим и критическим мышлением, способностью к созданию инвариантных программ, отражающих новые технологии обучения, к принятию решений с учетом достижений педагогической науки [1-3]. Преподаватель, реализующий задачи формирования у студентов способности непрерывно учиться, работать в команде, мыслить самостоятельно, выбирать собственную траекторию развития, в свою очередь сам должен обладать соответствующими качествами, реализующими его личностно-профессиональное развитие.
Важнейшей коллективной формой методической подготовки, способствующей повышению ее действенности и результативности на научной основе, выступает научно-методический семинар кафедры. Данная форма работы способствует разрешению противоречия между требованиями к результатам методической работы преподавателей, ведущих образовательную деятельность в динамично изменяющихся условиях, и фактическим уровнем их методической компетентности.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа организации научно-методического семинара кафедры дать комплексное представление о его роли в системе научно-методической работы кафедры, оценить результативность в развитии профессиональных и методических компетенций преподавателей.
Материал и методы исследования
Теоретическую основу исследования роли научно-методического семинара в системе научно-методической работы кафедры составили концепции непрерывного образования, личностного и профессионального развития, исследования научно-методической деятельности преподавателя вуза.
Для реализации цели исследования использованы методы контент-анализа, ситуационного анализа, сопоставления, обобщения, интерпретации, а также эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, результатов научно-методической деятельности преподавателей, изучение имеющегося опыта, экспертные оценки).
Анализ роли научно-методического семинара в системе научно-методической работы кафедры проведен на основе организации научно-методического семинара кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финуниверситета.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование показывает, что большинство исследователей в качестве основной цели методической работы видят создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса [4, 5, 6]. Методическая работа, проводимая на кафедре, ориентирована на повышение качества преподавания дисциплин, закрепленных за кафедрой, оптимизацию и интенсификацию образовательного процесса, улучшение методического обеспечения, рост профессиональной и педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава [7]. Реализация задач, обеспечивающих имплементацию основной цели методической работы, осуществляется посредством учебно-методической, научно-методической и организационно-методической работы [8]. Научно-методический семинар кафедры выступает своеобразной формой интеграции этих видов методической работы (рис. 1), обеспечивая возможность эффективно поддерживать и развивать образовательное направление работы кафедры, уделяя особое внимание качеству преподавания и его методическому обеспечению.
Научно-методический семинар, как и вся проектируемая система методической работы на кафедре, является открытым. Открытость системы методической работы выражается в ее способности к постановке новых целей и опережающей реновации ее содержания [9], открытость научно-методического семинара – в участии профессорско-преподавательского состава других кафедр вуза, студентов, иных заинтересованных лиц, профессиональные деятельность и интересы которых затрагивают использование и развитие обучающих технологий. Кроме того, открытость научно-методического семинара проявляется в широкой доступности полученных результатов, обеспечиваемой посредством их размещения на сайте организации.
Ежегодно с участием всего профессорско-преподавательского состава кафедры выбираются темы научно-методического семинара, предлагаемые для изучения и обсуждения.
Рис. 1. Научно-методический семинар в системе методической работы кафедры
Составляется и утверждается план проведения научно-методического семинара кафедры, который выступает одной из составляющих плана работы кафедры на соответствующий период (учебный год, календарный год). При выборе тем научно-методического семинара учитываются актуальные тренды методической работы, определяющие особенности научно-методической подготовки профессорско-преподавательского состава кафедры с учетом задач современного этапа развития высшего образования. В целом можно выделить следующие основные тематические направления научно-методического семинара кафедры: современные формы организации учебного процесса; инновационные подходы и методы обучения с применением инструментария научных исследований; методы и формы организации и контроля самостоятельной работы студентов; внедрение информационных и коммуникационных технологий в обучение в условиях развития информационно-образовательной среды (табл. 1).
Таблица 1
Основные направления и тематика научно-методического семинара кафедры
«Экономика и финансы»
Основные направления научно-методического семинара |
Темы заседаний научно-методического семинара |
Современные формы организации учебного процесса |
1. Организация и осуществление образовательной деятельности в соответствии с модернизацией ФГОС ВО. 2. Актуальные методики подготовки и проведения семинарских и практических семинарских занятий в интерактивной форме. 3. Методы и формы проведения экспресс-контроля успеваемости |
Инновационные подходы и методы обучения с применением инструментария научных исследований |
1. Проблемы межпредметных связей в преподавании экономических дисциплин. 2. Математические модели в экономических исследованиях. Интеллектуальные методики диагностики финансовой несостоятельности субъектов экономики. 3. Математические модели в экономических исследованиях. Игры, конфликты, контракты, математическая простота и гуманитарная сложность. 4. Математические модели в экономических исследованиях. Особенности, возможности и практика применения метода анализа иерархий в области принятия решений. 5. Воркшоп (Wоrkshop) как технология динамического обучения в преподавании экономических дисциплин |
Методы и формы организации и контроля самостоятельной работы студентов |
1. Формы и виды организации самостоятельной работы студентов: методическое обеспечение и руководство. 2. Методики организации текущих форм контроля. 3. Методики организации и выполнения выпускных квалификационных работ |
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в обучение в условиях развития информационно-образовательной среды |
1. Использование дистанционных образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин. 2. Методические подходы к использованию информационно-справочных систем в преподавании экономических дисциплин. 3. Методы и формы проведения контроля самостоятельной работы студентов в ИОП |
Оценку результативности научно-методического семинара в системе методической работы кафедры и развитии профессиональных и методических компетенций участвующих в нем преподавателей можно осуществить по комплексу критериев, реализующих функциональное назначение научно-методического семинара (табл. 2). Определяя роль научно-методического семинара в развитии профессиональных и методических компетенций профессорско-преподавательского состава кафедры, можно рассматривать его прежде всего в контексте применения рефлексивно-управленческой технологии и технологии непрерывного процесса повышения квалификации.
Таблица 2
Критерии оценки результативности научно-методического семинара в системе методической работы кафедры в разрезе раскрывающих их дескрипторов
Критерии оценки результативности научно-методического семинара |
Дескрипторы |
Совершенствование содержания, методического сопровождения учебного процесса и методики преподавания |
1. Способность конструировать образовательный процесс в области преподаваемого предмета, направленный на достижение целей образования. 2. Выбор технологий и методик обучения, адекватных поставленным образовательным целям. 3. Организация и осуществление образовательной деятельности в соответствии с модернизацией высшего образования |
Изучение результатов научных исследований по проблемам образования, внедрение продуктивного научно-педагогического опыта |
1.Уровень ориентации в современных исследованиях по проблемам образования. 2.Способность к исследованиям в области разработки проблем, связанных с созданием методологической базы высшего образования. 3.Умение внедрять прогрессивный научно-педагогический опыт в образовательный процесс |
Коллективное освоение новых технологий, прогрессивных методов и средств обучения |
1. Способность устанавливать эффективное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса. 2. Способность к использованию диагностического инструментария эффективности используемых технологий, методов и средств обучения |
Встраивание в учебный процесс инновационных технологий и форм управления образовательным процессом |
1. Умение внедрять инновационные технологии и формы управления образовательным процессом в практическую деятельность. 2. Способность использовать ресурсы единой информационной среды образовательного пространства |
Рефлексия в педагогической науке и практике рассматривается как процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого [10], как фундамент всего образовательного процесса [11, 12].
Научно-методический семинар, на наш взгляд, способствует рефлексивной самоорганизации преподавателей, что формирует необходимое условие успешного развития их предметно-методологической компетентности в динамично изменяющихся условиях современного образовательного процесса (рис. 2).
Участие в работе научно-методических семинаров кафедры вносит свой вклад в систему непрерывного повышения квалификации путем адаптации профессиональных и методических компетенций профессорско-преподавательского состава к запросам и потребностям субъектов образовательного процесса, обновления содержания, структуры и форм методической работы, приведения их в соответствие с задачами образовательного учреждения.
Рис. 2. Роль научно-методического семинара в развитии профессиональных и методических компетенций преподавателей
В отличие от иных, часто дискретных и информационно-инструктивных форм повышения квалификации, оно обеспечивает действительную непрерывность образования, подготовку профессионалов, готовых к изменениям и нестандартным решениям, преемственность в работе, интерактивный характер взаимодействия.
Заключение
Организация постоянно действующего научно-методического семинара способствует достижению целей развития системы методической работы кафедры и системы кафедрального контроля качества образования. Интегрируя основные виды методической работы кафедры, научно-методический семинар выступает как платформа, на базе которой реализуются рефлексивно-управленческая технология и технология непрерывного процесса повышения квалификации научно-педагогических кадров, адаптация предметно-методологической компетентности преподавателей к условиям современного образовательного процесса с учетом прогрессивных трендов высшего образования, что позволяет существенно повысить результативность методической работы кафедры.
Библиографическая ссылка
Игонина Л.Л. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30032 (дата обращения: 11.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30032