Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Девятловский Д.Н. 1
1 Филиал СибГУ
Данная статья предусматривает решение педагогической задачи, связанной с разработкой и описанием модели формирования праксиологической культуры инженера будущего в контексте его профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Праксиологическая культура связана с формированием у студента технического вуза социальных отношений к профессиональной деятельности, что выражается в его отношении к труду и его результатам, к самому себе как профессионалу, членам трудового коллектива. Для решения указанной задачи в статье на основе анализа психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы выявлены и описаны компоненты исследуемого процесса, его этапы, комплекс необходимых педагогических условий, результат. Обосновано, что процесс формирования праксиологической культуры результативен за счет ориентации студента на праксиологическую культуру; повышения информированности о праксиологической культуре; активизации праксиологической культуры студента. Разработанная модель выступает инструментом для результативной организации процесса формирования праксиологической культуры студента в образовательном процессе технического вуза. Педагогическая модель может быть использована в процессе профессиональной подготовки студентов как технических направлений подготовки, так и гуманитарных направлений, а также в процессе повышения квалификации преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений.
студент
модель
педагогические условия
праксиологическая культура
профессиональная подготовка
1. Осипова С.И. Компетентностный подход в реализации инженерного образования // Педагогика. 2016. № 6. С.53-59.
2. Отчет о заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию от 23.06.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/45962 (дата обращения: 25.05.2020).
3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995. 384 с.
4. Пиралова О.Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки: монография. М.: Издательский Дом "Академия Естествознания", 2009. 87 с.

В настоящее время инженерная подготовка в вузах является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Без создания соответствующего кадрового обеспечения для функционирования различных отраслей промышленности невозможно технологическое перевооружение промышленных предприятий [1]. Именно для «экономической и технологической независимости Российской Федерации необходимо продолжить совершенствовать качество подготовки будущих инженеров в высшей школе» [2].

Сегодняшние реалии показывают, что инженер будущего должен быть готов к решению разнообразных профессиональных задач в области социально-технических нововведений и инженерных трансформаций. Его деятельность как профессионала включает в себя промышленное производство и социальную практику. В связи с этим социальные аспекты человеческой деятельности являются не менее важными в социотехническом проектировании, чем машинные компоненты. «Социотехническое проектирование сегодня гораздо шире традиционной схемы “наука – инженерия – производство” и в настоящее время является самостоятельной отраслью современной культуры» [3]. Поэтому к профессиональной деятельности будущего инженера предъявляются новые требования, обусловленные необходимостью овладения им «hard skills» (профессиональными компетенциями) и «soft skills» (надпрофессиональными компетенциями), которые включают в себя умение командной работы, поиска оптимального решения инженерной задачи, выбора наиболее рациональных методов работы [4]. Это указывает на то, что современный инженер для успешной профессиональной деятельности должен обладать праксиологической культурой.

Цель исследования – решение научной задачи, связанной с разработкой педагогической модели формирования праксиологической культуры студента технического вуза.

Материал и методы исследования. Согласно ранее проведенному исследованию процесс формирования праксиологической культуры студента технического вуза является неотъемлемым компонентом его профессиональной подготовки, направленной на освоение социальных аспектов профессиональной деятельности. К основным компонентам исследуемого процесса отнесены познавательный, аксиологический, организационный и творческий, определяющие особенности организации его праксиологической деятельности. Познавательный компонент предусматривает действия по изучению и осознанному усвоению будущим инженером сущности и содержания праксиологических знаний, умений и опыта деятельности. Аксиологический компонент конкретизирует действия по формированию у студента ценностного отношения к праксиологическим знаниям, умениям, опыту праксиологической деятельности. Организационный компонент отражает действия по приумножению опыта праксиологической деятельности будущего инженера за счет самостоятельного практического использования в профессиональной деятельности праксиологических знаний и умений. Творческий компонент конкретизирует действия по обогащению индивидуального опыта праксиологической деятельности будущего инженера посредством использования студентом праксиологических знаний и умений в нестандартных профессиональных ситуациях [5].

Формирование праксиологической культуры будущего инженера связано с последовательной реализацией комплекса необходимых педагогических условий, таких как:

· ориентация на праксиологическую культуру;

· повышение информированности о праксиологической культуре;

· активизация праксиологической культуры студента;

· подготовка профессорско-преподавательского состава к изучению и оценке сформированности праксиологической культуры будущего инженера (рис. 1).

Педагогическое условие «Ориентация на праксиологическую культуру» предусматривает формирование ценностного отношения к праксиологическим знаниям, умениям, опыту праксиологической деятельности. Ориентация предполагает организацию деятельности будущего инженера по переводу его ценностных мыслей и взглядов из социально значимых в личностно значимые. Педагогическим обеспечением реализации данного условия являются: метод квазипрофессиональной деятельности, диалоги-споры, взаимообучение и смысловое видение; «эвристические вопросы», прием «виртуальное путешествие», «проблемный вопрос», а также задания и ситуации праксиологической направленности [5, с. 72].

Педагогическое условие «Расширение представлений о праксиологической культуре» предполагает усвоение будущим инженером сущности и содержания праксиологических знаний, умений, опыта. Обогащение рассматривается как педагогические действия по введению, присоединению, приобщению будущего инженера к процессу уяснения и осознанного усвоения праксиологических знаний, умений, опыта деятельности для успешного решения профессиональных задач. «Реализация данного условия предусматривает три этапа: восприятие – знакомство студента с сущностью праксиологических знаний, умений, опыта; их осмысление и осознание; фиксация – закрепление будущим инженером информации о праксиологических знаниях, умениях, опыте. Педагогическим обеспечением реализации данного условия являются: метод “конструирование правил” (приемы “выведения правила” и “подведения под правило”); наглядные методы (прием “аналитическое описание”); практические методы (имитационные упражнения, переработка источников профессиональной информации (подготовка докладов и рефератов профессиональной тематики); коучинг индивидуально и в группах» [5, с. 73].

Педагогическое условие «Активизация праксиологической культуры студента» предусматривает отработку будущим инженером праксиологических знаний и умений в нестандартных профессиональных ситуациях. Активизация включает: содержательный элемент (решение заданий праксиологического характера); технологический элемент (цикловое обучение). Деятельность студента выражается в многократном повторении учебно-профессиональных заданий (ситуаций) праксиологического характера, что обеспечивается системой цикловых семинаров. В качестве педагогического обеспечения используются: праксиологические памятки, правила-ориентиры, задания-упражнения праксиологической направленности; метод инструктирования, консультирования, взаимообучение в мини-группах, игровые ситуации праксиологической направленности [5, с. 74].

Рис. 1. Технологическая модель формирования праксиологической

культуры будущего инженера

Педагогическое условие «Подготовка преподавателей к изучению и оценке сформированности праксиологической культуры будущего инженера» направлено на подготовку преподавателей, которые готовы оценивать сформированность праксиологической культуры будущего инженера. Преподаватели выступают как эксперты, которые проводят экспертизу сформированности праксиологической культуры студента и обеспечивают праксиологическую направленность его образовательного процесса. Для подготовки преподавателей разработана программа повышения квалификации по организации педагогической экспертизы сформированности праксиологической культуры будущего инженера. «Педагогическим обеспечением реализации данного условия являются: метод “квазипрофессиональная деятельность”, метод “мозговой атаки”, консультирование, взаимообучение в мини-группах, дискуссионные методы, а также проблемные игры праксиологической направленности» [5, с. 75].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ психолого-педагогической и научной литературы по исследуемому процессу позволил смоделировать процесс формирования праксиологической культуры студента технического вуза и представить его в виде педагогической модели (рис. 2).

Рис. 2. Педагогическая модель формирования праксиологической культуры студента технического вуза

С целью проверки результативности осуществленного исследования проведена опытно-экспериментальная работа [5], в которой приняли участие студенты – будущие инженеры (429 человек) и их преподаватели (48 человек).

Анализ результатов проведенного исследования (рис. 3) показал, что количество будущих инженеров, у которых праксиологическая культура не сформирована, составляет 31,93% (137 человек). Количество студентов, у которых праксиологическая культура имеет непостоянный характер, сократилось до 56,88% (244 человек). В то же время количество студентов, у которых праксиологическая культура имеет постоянный характер, увеличилось до 11,19% (48 человек).

Рис. 3. Динамика уровней сформированности праксиологической культуры будущих инженеров по всем критериям

Результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались с будущими инженерами, большинство из которых отметили, что ранее они не задумывались о значимости праксиологической культуры для профессиональной деятельности, не имели представлений о ее сущности, содержании праксиологических знаний и умений. Теперь они свободно могут использовать и применять в своей будущей профессиональной деятельности праксиологические знания и умения, что в конечном итоге будет способствовать достижению профессионального успеха и карьерному росту.

Заключение. Таким образом, представленная педагогическая модель, в которой отражены компоненты, этапы, комплекс условий и результат, позволяет результативно организовать в образовательном пространстве технического вуза процесс формирования праксиологической культуры будущего инженера.


Библиографическая ссылка

Девятловский Д.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30005 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674