В настоящее время инженерная подготовка в вузах является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Без создания соответствующего кадрового обеспечения для функционирования различных отраслей промышленности невозможно технологическое перевооружение промышленных предприятий [1]. Именно для «экономической и технологической независимости Российской Федерации необходимо продолжить совершенствовать качество подготовки будущих инженеров в высшей школе» [2].
Сегодняшние реалии показывают, что инженер будущего должен быть готов к решению разнообразных профессиональных задач в области социально-технических нововведений и инженерных трансформаций. Его деятельность как профессионала включает в себя промышленное производство и социальную практику. В связи с этим социальные аспекты человеческой деятельности являются не менее важными в социотехническом проектировании, чем машинные компоненты. «Социотехническое проектирование сегодня гораздо шире традиционной схемы “наука – инженерия – производство” и в настоящее время является самостоятельной отраслью современной культуры» [3]. Поэтому к профессиональной деятельности будущего инженера предъявляются новые требования, обусловленные необходимостью овладения им «hard skills» (профессиональными компетенциями) и «soft skills» (надпрофессиональными компетенциями), которые включают в себя умение командной работы, поиска оптимального решения инженерной задачи, выбора наиболее рациональных методов работы [4]. Это указывает на то, что современный инженер для успешной профессиональной деятельности должен обладать праксиологической культурой.
Цель исследования – решение научной задачи, связанной с разработкой педагогической модели формирования праксиологической культуры студента технического вуза.
Материал и методы исследования. Согласно ранее проведенному исследованию процесс формирования праксиологической культуры студента технического вуза является неотъемлемым компонентом его профессиональной подготовки, направленной на освоение социальных аспектов профессиональной деятельности. К основным компонентам исследуемого процесса отнесены познавательный, аксиологический, организационный и творческий, определяющие особенности организации его праксиологической деятельности. Познавательный компонент предусматривает действия по изучению и осознанному усвоению будущим инженером сущности и содержания праксиологических знаний, умений и опыта деятельности. Аксиологический компонент конкретизирует действия по формированию у студента ценностного отношения к праксиологическим знаниям, умениям, опыту праксиологической деятельности. Организационный компонент отражает действия по приумножению опыта праксиологической деятельности будущего инженера за счет самостоятельного практического использования в профессиональной деятельности праксиологических знаний и умений. Творческий компонент конкретизирует действия по обогащению индивидуального опыта праксиологической деятельности будущего инженера посредством использования студентом праксиологических знаний и умений в нестандартных профессиональных ситуациях [5].
Формирование праксиологической культуры будущего инженера связано с последовательной реализацией комплекса необходимых педагогических условий, таких как:
· ориентация на праксиологическую культуру;
· повышение информированности о праксиологической культуре;
· активизация праксиологической культуры студента;
· подготовка профессорско-преподавательского состава к изучению и оценке сформированности праксиологической культуры будущего инженера (рис. 1).
Педагогическое условие «Ориентация на праксиологическую культуру» предусматривает формирование ценностного отношения к праксиологическим знаниям, умениям, опыту праксиологической деятельности. Ориентация предполагает организацию деятельности будущего инженера по переводу его ценностных мыслей и взглядов из социально значимых в личностно значимые. Педагогическим обеспечением реализации данного условия являются: метод квазипрофессиональной деятельности, диалоги-споры, взаимообучение и смысловое видение; «эвристические вопросы», прием «виртуальное путешествие», «проблемный вопрос», а также задания и ситуации праксиологической направленности [5, с. 72].
Педагогическое условие «Расширение представлений о праксиологической культуре» предполагает усвоение будущим инженером сущности и содержания праксиологических знаний, умений, опыта. Обогащение рассматривается как педагогические действия по введению, присоединению, приобщению будущего инженера к процессу уяснения и осознанного усвоения праксиологических знаний, умений, опыта деятельности для успешного решения профессиональных задач. «Реализация данного условия предусматривает три этапа: восприятие – знакомство студента с сущностью праксиологических знаний, умений, опыта; их осмысление и осознание; фиксация – закрепление будущим инженером информации о праксиологических знаниях, умениях, опыте. Педагогическим обеспечением реализации данного условия являются: метод “конструирование правил” (приемы “выведения правила” и “подведения под правило”); наглядные методы (прием “аналитическое описание”); практические методы (имитационные упражнения, переработка источников профессиональной информации (подготовка докладов и рефератов профессиональной тематики); коучинг индивидуально и в группах» [5, с. 73].
Педагогическое условие «Активизация праксиологической культуры студента» предусматривает отработку будущим инженером праксиологических знаний и умений в нестандартных профессиональных ситуациях. Активизация включает: содержательный элемент (решение заданий праксиологического характера); технологический элемент (цикловое обучение). Деятельность студента выражается в многократном повторении учебно-профессиональных заданий (ситуаций) праксиологического характера, что обеспечивается системой цикловых семинаров. В качестве педагогического обеспечения используются: праксиологические памятки, правила-ориентиры, задания-упражнения праксиологической направленности; метод инструктирования, консультирования, взаимообучение в мини-группах, игровые ситуации праксиологической направленности [5, с. 74].
Рис. 1. Технологическая модель формирования праксиологической
культуры будущего инженера
Педагогическое условие «Подготовка преподавателей к изучению и оценке сформированности праксиологической культуры будущего инженера» направлено на подготовку преподавателей, которые готовы оценивать сформированность праксиологической культуры будущего инженера. Преподаватели выступают как эксперты, которые проводят экспертизу сформированности праксиологической культуры студента и обеспечивают праксиологическую направленность его образовательного процесса. Для подготовки преподавателей разработана программа повышения квалификации по организации педагогической экспертизы сформированности праксиологической культуры будущего инженера. «Педагогическим обеспечением реализации данного условия являются: метод “квазипрофессиональная деятельность”, метод “мозговой атаки”, консультирование, взаимообучение в мини-группах, дискуссионные методы, а также проблемные игры праксиологической направленности» [5, с. 75].
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ психолого-педагогической и научной литературы по исследуемому процессу позволил смоделировать процесс формирования праксиологической культуры студента технического вуза и представить его в виде педагогической модели (рис. 2).
Рис. 2. Педагогическая модель формирования праксиологической культуры студента технического вуза
С целью проверки результативности осуществленного исследования проведена опытно-экспериментальная работа [5], в которой приняли участие студенты – будущие инженеры (429 человек) и их преподаватели (48 человек).
Анализ результатов проведенного исследования (рис. 3) показал, что количество будущих инженеров, у которых праксиологическая культура не сформирована, составляет 31,93% (137 человек). Количество студентов, у которых праксиологическая культура имеет непостоянный характер, сократилось до 56,88% (244 человек). В то же время количество студентов, у которых праксиологическая культура имеет постоянный характер, увеличилось до 11,19% (48 человек).
Рис. 3. Динамика уровней сформированности праксиологической культуры будущих инженеров по всем критериям
Результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались с будущими инженерами, большинство из которых отметили, что ранее они не задумывались о значимости праксиологической культуры для профессиональной деятельности, не имели представлений о ее сущности, содержании праксиологических знаний и умений. Теперь они свободно могут использовать и применять в своей будущей профессиональной деятельности праксиологические знания и умения, что в конечном итоге будет способствовать достижению профессионального успеха и карьерному росту.
Заключение. Таким образом, представленная педагогическая модель, в которой отражены компоненты, этапы, комплекс условий и результат, позволяет результативно организовать в образовательном пространстве технического вуза процесс формирования праксиологической культуры будущего инженера.
Библиографическая ссылка
Девятловский Д.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30005 (дата обращения: 30.09.2023).