Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПОВЫШЕНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ВЕЛОСИПЕДИСТОВ 11–12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Мищенко Н.Ю. 1 Колокольцев М.М. 2 Романова Е.В. 3 Крайник В.Л. 4
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»
2 ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
3 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
4 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
Цель исследования: разработать и оценить эффективность интегративной методики повышения вестибулярной устойчивости и равновесия у юных спортсменов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса в велосипедном спорте маунтинбайке. Педагогический эксперимент проводился с участием мальчиков в возрасте 11–12 лет, спортсменов начальной группы подготовки, тренирующихся в велоспорте маунтинбайке. В основу предложенной методики повышения вестибулярной устойчивости положен принцип интегрированного использования комплекса тренировочных средств и организационно-педагогических условий их реализации. В эксперименте применялись полусфера Bosu Balance Pod (bosu) для выполнения разработанных нами физических упражнений, роликовый велостанок и специализированная тренировочная велотрасса 100 м х 4. Состояние статического равновесия спортсменов оценивалось по характеристике функциональных проб Ромберга – 2, контрольных упражнений Н.А. Бондаревского с открытыми и закрытыми глазами (с), для оценки динамического равновесия применялись повороты на гимнастической скамейке за 20 с. Состояние вестибулярного анализатора оценивалось по тесту А.И. Яроцкого (с). Физическую подготовленность спортсменов определяли с помощью двигательных тестов. Разработанная и апробированная интегративная технология развития вестибулярной устойчивости и координационных способностей юных спортсменов на этапе начальной подготовки в велосипедном спорте маунтинбайке оказала более выраженное влияние на развитие этих качеств. Установлен достоверно больший прирост физической и технической подготовленности спортсменов экспериментальной группы, чем контрольной. Предложенная методика повышения вестибулярной устойчивости, функции равновесия и координационных способностей может быть рекомендована для использования на этапе начальной подготовки в тренировочном процессе юных спортсменов-велосипедистов, специализирующихся в маунтинбайке.
велосипедисты 11-12 лет
маунтинбайк
тренировочный процесс
вестибулярный аппарат
координация движений
двигательные тесты
1. Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» от 15 апреля 2014г. №302 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/documents/orders/3528/ (дата обращения: 20.06.2020).
2. Ермакова Ю.Н., Степанова О.Н. Современное состояние и проблемы развития детско-юношеского адаптивного спорта // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21098 (дата обращения: 20.07.2020).
3. Moss S.L. (Moss Samantha Louise); Francis B. (Francis Ben); Calogiuri G. (Calogiuri Giovanna); Highton J. (Highton Jamie) Pacing during a cross-country mountain bike mass-participation event according to race performance, experience, age and sex. Еuropean journal of sport science. 2019 Т. 19 (6): 793-801 DOI: 10.1080/17461391.2018.1552722.
4. Hebisz R. (Hebisz, Rafal); Hebisz P. (Hebisz, Paulina); Borkowski J. (Borkowski, Jacek); Zaton, M. (Zaton, Marek). Effects of concomitant high-intensity interval training and sprint interval training on exercise capacity and response to exercise-induced muscle damage in mountain bike cyclists with different training backgrounds. Isokinetics and exercise science. 2019. V. 27(1). Р. 21-29. DOI: 10.3233/IES-183170.
5. Camara J. Maldonado-Martin S., Artetxe-Gezuraga X., Vanicek N. Camara J. Influence of pedaling technique on metabolic efficiency in elite cyclists. Biology of Sport. 2012. Vol. 29. № 3. Р. 229-233.
6. Назаренко А.С., Чинкин А.С. Влияние вестибулярного раздражения на статокинетическую устойчивость спортсменов различных специализаций // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 7. №2.С.78-85
7. Назаренко А.С., Чинкин А.С. Влияние вестибулярного раздражения на статокинетическую устойчивость спортсменов различных специализаций // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 7. №2.С.78-85.
8. Даянова А. Р., Яшина Е. И., Банников А.М. Формирование вестибулярной устойчивости у хоккеистов 12-13 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 2. С. 67-73. DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10209.
9. Евсеев А.В., Елисеев Е.В., Трегубова М.В. К обоснованию исследования адаптации гандболистов 11-13 лет к вестибулярной тренировки и утомлению функций зрительного анализатора // Педагогическая наука и практика. 2017. № 1 (15). С. 92-98.
10. Грошев А.М., Черепанова И.О., Дунаева К.С. Развитие координационных способностей у фигуристов в возрасте 7-8 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С.100-103.
11. Gerth M. (Gerth, Manuel); Haecker M. (Haecker, Matthias); Kohmann P. (Kohmann Peter). Influence of mountain bike riding velocity, braking and rider action on pedal kickback. Sports Engineering. 2020. V. 23 (1). DOI: 10.1007/s12283-019-0315-4.
12. Miller M.C. (Miller, Matthew C.); Fink P.W. (Fink Philip W.); Macdermid P.W. (Macdermid, Paul W.); Stannard, S.R. (Stannard, Stephen R.) Quantification of brake data acquired with a brake power meter during simulated cross-country mountain bike racing. Sports Biomechanics. 2019. V. 18 (4). Р. 343-353 DOI: 10.1080/14763141.2017.1409257.
13. Бадалов В.И., Беляков К.В., Бойко Э.В. и др. Медицина чрезвычайных ситуаций. Организация. Клиника. Диагностика. Лечение. Реабилитация. Инновации. Казань: Казанский федеральный университет, 2015. 777 с.
14. Исроилов Ш.Ш., Хусаинова Д.Т. Значимость развития функций сохранения равновесия тела при занятии теннисом. Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы Международной научно-практической конференции, 25 янв. 2017 г. Пенза. 2017. С. 126-129.
15. Захаров А.А. Велосипедный спорт: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. М.: Советский спорт, 2008. 160 с.

В России развитию детско-юношеского спорта и подготовке спортивного резерва уделяется значительное внимание [1, 2].

Велосипедный спорт характеризуется двигательными действиями максимальной, субмаксимальной и большой аэробной мощности физических нагрузок [3, 4]. Значительный удельный вес занимают вращательные движения, частое изменение вектора направления и скорости локомоций, а также длительное статическое положение тела во время учебно-тренировочного занятия. Эти особенности предъявляют к организму спортсмена высокие требования не только в части выносливости, но и в части координации движений, сохранения вестибулярной устойчивости и равновесия в седле велосипеда при статических нагрузках на мышцы верхних конечностей и туловища [5].

У велосипедистов развитый вестибулярный анализатор позволяет повысить координацию, пространственно-временную ориентировку и равновесие. Это дает возможность успешно освоить сложные двигательные действия, повышает техническое мастерство и способствует достижению высоких спортивных результатов [6].

У начинающих спортсменов функционирование вестибулярного аппарата не сбалансировано, что вызывает нарушения координации рук и ног при движении. В разных видах спорта экспериментально подтверждено мнение о том, что вестибулярная тренировка должна начинаться с самого раннего возраста [7], особенно у детей, ориентированных на сложнокоординационные виды спорта [8, 9, 10], в том числе в велосипедном спорте [11, 12]. Исследователями доказана важность координации и взаимодействия центральной нервной системы со всеми анализаторами для повышения вестибулярной устойчивости и функции равновесия организма [13,14]. Следовательно, на начальном этапе учебно-тренировочного процесса подготовки юных спортсменов важно совершенствовать функцию вестибулярного аппарата организма для достижения в дальнейшем высоких спортивных результатов.

В существующих программах для детско-юношеских спортивных школ России по велоспорту – маунтинбайку [15] раздел, посвященный развитию вестибулярной устойчивости, освещен не в полной мере. Практически отсутствуют научно обоснованные средства и методы развития вестибулярной устойчивости для юных велосипедистов 11–12 лет, специализирующихся в маунтинбайке.

Таким образом, поиск новых и совершенствование существующих подходов к подбору средств, методов организации и проведения учебно-тренировочных занятий, направленных на развитие вестибулярной устойчивости и функции равновесия у спортсменов 11–12 лет, специализирующихся в велоспорте (маунтинбайке), являются актуальными.

Цель исследования: разработать и оценить эффективность интегративной методики повышения вестибулярной устойчивости и равновесия у юных спортсменов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса в велосипедном спорте – маунтинбайке.

Материал и методы исследования. Педагогический эксперимент проводился в 2018–2019 гг. на базе муниципальной специализированной школы олимпийского резерва (СШОР) № 2 по велоспорту г. Копейска. В эксперименте участвовали мальчики в возрасте 11–12 лет, спортсмены начальной группы подготовки второго года обучения, тренирующиеся в велоспорте (маунтинбайке). Велосипедисты были разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) по 12 спортсменов в каждой. Тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю по 2 часа в течение 52 недель. Годовая нагрузка составляла 312 ч.

Предложенная экспериментальная методика повышения вестибулярной устойчивости, функции равновесия и координационных способностей спортсменов 11–12 лет включала принцип интегрированного использования комплекса тренировочных средств и организационно-педагогических условий их реализации. В эксперименте применялись полусфера Bosu Balance Pod (bosu) для выполнения разработанных нами физических упражнений, роликовый велостанок и специализированная тренировочная велотрасса 100 м х 4.

Разработанные комплексы балансировочных упражнений, выполняемые на полусфере Bosu Balance Pod (bosu), со зрительным и без зрительного контроля, были направлены на развитие статического и динамического равновесия. Каждый комплекс включал 12–15 физических упражнений на bosu и выполнялся велосипедистами 1 раз в неделю (понедельник). Комплекс использовался в подготовительной части занятия и занимал около 15% (13–15 мин) времени от общей продолжительности тренировки.

Роллерный велостанок оттачивает навыки руления и равновесия. На тренировке он использовался в следующих положениях: закрепленном, без вращения педалей; закрепленном с вращением педалей; незакрепленном с вращением педалей.

Упражнения на велостанке проводились 2 раза в неделю по 50–60 мин: 10 мин выполнялась серия упражнений в закрепленном положении, без вращения педалей; 20 мин – в закрепленном положении с вращением педалей; 10 мин – в закрепленном положении без вращения педалей; 20 мин – в незакрепленном положении с вращением педалей. Перерыв на отдых между каждым комплексом составлял 3–4 мин.

Специализированная тренировочная трасса для подготовки маунтинбайкеров состояла из четырех участков длиной 100 м, находившихся в лесополосе. Основные способы передвижения на велосипеде-маунтинбайке по специализированной трассе были следующие: езда сидя в седле с имитацией движений танцовщицы, езда стоя, перескакивание на велосипеде, прыжки на велосипеде, переход с езды на велосипеде на бег и обратно, бег с велосипедом по трассе с различным рельефом местности.

Учебное задание на тренировочной трассе использовалось в основной или в заключительной части тренировки и занимало 20–25% времени от общей продолжительности занятия. Один раз в неделю (понедельник) в заключительной части тренировки проводились общеразвивающие упражнения или спортивные игры.

Контрольная группа велосипедистов занималась по учебно-тренировочной программе, разработанной на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «велоспорт-маунтинбайк» (утвержденной приказом министерства спорта России № 401 от 18.06.2013 г.) и рассчитанной на детей от 10 лет и старше [15]. Упражнения на координацию движений в указанной программе отдельно не выделены и осваиваются спортсменом по мере прохождения общефизической и специальной физической подготовки.

Для определения состояния статического равновесия спортсменов использовались функциональные пробы Ромберга – 2 (с), контрольные упражнения Н.А. Бондаревского с открытыми и закрытыми глазами (с) и упражнения для развития динамического равновесия – повороты на гимнастической скамейке за 20 сек (количество раз). Состояние вестибулярного анализатора оценивалось по тесту А.И. Яроцкого.

Состояние физической подготовленности спортсменов определяли с использованием двигательных тестов, представленных в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «велоспорт-маунтинбайк»: бег на 30 м с ходу (с); прыжок в длину с места (см); бросок набивного мяча 3,0 кг сидя из-за головы (см); бег 800 м (с); индивидуальная гонка на время - 5 км (с); подтягивание на перекладине (количество раз); подъем туловища лежа на спине (количество раз); челночный бег 3x10 м (с) [15].

Оценку технической подготовленности мальчиков ЭГ и КГ проводили по пятибалльной шкале по результатам выполнения 10 контрольных упражнений (техника посадки, педалирования; техника торможения и остановки, равномерного движения по дистанции; техника подбора и переключения передаточных соотношений: техника старта и стартового разгона; техника прохождения поворотов, преодоления подъемов и спусков, преодоления препятствий; техника прямолинейного движения).

Статистическое описание выборки производили с помощью подсчета медианы (Ме) и интерквартильного размаха в виде 25-го и 75-го процентилей (Q25–Q75). Проверку гипотезы о статистической значимости величин исследуемых показателей осуществляли с помощью критерия Вилкоксона–Манна–Уитни. Различия считались статистически значимыми при уровне р<0,05. По значению того или иного показателя выборку наблюдаемых спортсменов распределяли на 5 сигма-классов: М±0,67 σ – «среднее» значение показателя для выборки. Если значение показателя находилось в интервале от М±0,67 σ до М±1,34 σ, признак оценивался как «выше среднего» или «ниже среднего». Если значение показателя находилось за пределами М±1,34 σ, градация оценивалась как «высокая» или «низкая». В работе использовали пакет прикладных программ Statistica 6.0.

Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие спортсменов. В начале исследования было получено согласие родителей на проведение обследования детей.

Результаты исследования и их обсуждение

В начале педагогического эксперимента (сентябрь 2018 г.) не установлены достоверные различия между значениями показателей вестибулярных проб и функции равновесия у спортсменов ЭГ и КГ (р≥0,05). К концу наблюдения (июнь 2019 г.) значения этих показателей у спортсменов ЭГ достоверно выше (табл. 1), чем в КГ (р<0,05).

Таблица 1

Показатели вестибулярной устойчивости и функции равновесия у спортсменов ЭГ и КГ в конце исследования (Ме; Q25–Q75)

Функциональные пробы и контрольные упражнения

ЭГ

(n=12)

КГ

(n=12)

P

Проба Ромберга – 2 (с)

84,8

(70,5; 92,3)

52,2

(44,2; 67,8)

<0,05

Проба А.И. Яроцкого (с)

49,8

(34,6; 62,3)

33,3

(23,3;52,2)

<0,05

Тест Н.А. Бондаревского с открытыми глазами (с)

70,2

(58,7; 85,4)

54,0

(37,8; 68,9)

<0,05

Тест Н.А. Бондаревского с закрытыми глазами (с)

41,8

(35,2; 56,1)

30,1

(22,1;38,8)

<0,05

Повороты на гимнастической скамейке за 20 с (количество раз)

8,0

(6,2; 10,2)

6,0

(4,3; 7,8)

<0,05

 

На рисунках 1 и 2 показано количество юных спортсменов с разными уровнями вестибулярной устойчивости после проведения эксперимента.

Рис. 1. Распределение спортсменов КГ по уровням развития вестибулярной устойчивости (в %)

Результаты пробы Ромберга – 2 у мальчиков КГ показали, что 16,7% спортсменов имели высокий уровень вестибулярной устойчивости, у 66,6% – средний и у 16,7% – низкий (рис. 1).

Рис. 2. Распределение спортсменов ЭГ по уровням развития вестибулярной устойчивости (в %)

Согласно результатам проведенной после эксперимента пробы Ромберга – 2 установлено, что в ЭГ оказалось 75% спортсменов с высоким уровнем вестибулярной устойчивости и 25% со средним уровнем (рис. 2). Спортсмены с низким уровнем отсутствовали.

Во всех других испытаниях на вестибулярную устойчивость (проба А.И. Яроцкого, тест Н.А. Бондаревского, повороты на гимнастической скамейке) установлено, что количество спортсменов с высоким уровнем развития вестибулярной устойчивости в ЭГ оказалось значительно больше, чем в КГ.

В начале эксперимента в двигательных тестах отсутствуют достоверные различия значений показателей у спортсменов ЭГ и КГ (р>0,05). В конце педагогического эксперимента произошли достоверные изменения в значениях показателей тестов в ЭГ и КГ (табл. 2).

Таблица 2

Значения показателей двигательных тестов у спортсменов ЭГ и КГ в конце эксперимента (Ме; Q25–Q75)

Двигательные тесты

ЭГ

КГ

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Бег на 30 м с ходу (с)

5,8

(4,2; 6,9)

4,6

(3,3; 6,2)

5,9

(4,3; 7,2)

5,2

(3,7; 7,2) *

Прыжок в длину с места (см)

158,4

(146,7; 172,0)

178,4

(156,2; 188,3)

159,0

(137,0; 179,8)

165,0

(158,3; 186,0) *

Бросок набивного мяча 3,0 кг сидя из-за головы (м)

3,6

(2,5; 5,3)

4,2

(3,2; 6,7)

3,7

(2,6; 5,7)

3,8

(2,6; 7,1) *

Бег 800 м (м, с)

4,44

(3,0; 6,2)

4,04

(2,9;7,2)

4,45

(2,6; 7,3)

4,4

(3,0; 7,7) *

Индивидуальная гонка на время - 5 км (м, с)

12,32

(9,8; 15,6)

11,8

(8,6; 14,7)

12,3

(8,8; 15,7)

12,2

(7,9; 14,3) *

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

5,0

(3,2; 7,6)

10,0

(6,7; 13,9)

5,8

(3,7; 7,6)

7,0

(5,2; 9,8) *

Подъем туловища лежа на спине (кол-во раз)

15,4

(11,9; 18,6)

34,0

(26,7; 38,8)

16,0 (12,7;.18,9)

26,0

(21,0; 33,8)*

Челночный бег 3x10 м (с)

9,5

(7,0; 12,3)

8,2

(5,6; 12,3)

9,6

(7,1; 13,1)

9,0

(6,9; 14,5) *

Примечание: * – достоверное отличие значений показателей у спортсменов ЭГ и КГ после эксперимента (р<0,05)

У спортсменов ЭГ регистрируются более высокие значения показателей в двигательных испытаниях, чем у мальчиков КГ.

При оценке технической подготовленности спортсменов ЭГ и КГ до проведения эксперимента достоверных различий не установлено. В конце эксперимента уровень оценки выполнения технических упражнений велосипедистами ЭГ увеличился в отдельных тестах на 20,5–29,5%. Количество велосипедистов ЭГ с уровнем оценки технических упражнений «высокий» и «выше среднего» увеличилось до 41,7% и 58,3% соответственно. В КГ спортсменов с высоким уровнем не было обнаружено, уровень «выше среднего» имеют 16,6% мальчиков, остальные характеризуются низким уровнем технической подготовки.

Выводы

1. В основе предложенной интегративной педагогической технологии развития вестибулярной устойчивости и координационных способностей юных спортсменов на этапе начальной подготовки в велосипедном спорте маунтинбайке лежит применение в тренировочном процессе специальных комплексов физических упражнений, выполняемых на полусфере Bosu Balance Pod (bosu), роликовом велостанке и специализированной тренировочной трассе.

2. Экспериментальная методика оказалась более эффективной в развитии вестибулярной устойчивости, функции равновесия и координационных способностей, физической и технической подготовленности юных спортсменов по сравнению с существующей. На это указывают лучшие значения показателей испытуемых ЭГ в пробах Ромберга –2, Яроцкого, Бондаревского, при поворотах на гимнастической скамейке за 20 с, чем в КГ. Установлены более высокие значения показателей физической подготовленности во всех двигательных тестах и уровня технической подготовки в отдельных упражнениях у спортсменов ЭГ, чем у велосипедистов КГ.

3. Предложенная методика повышения вестибулярной устойчивости, функции равновесия и координационных способностей может быть рекомендована для использования на этапе начальной подготовки в тренировочном процессе юных спортсменов-велосипедистов, специализирующихся в маунтинбайке.


Библиографическая ссылка

Мищенко Н.Ю., Колокольцев М.М., Романова Е.В., Крайник В.Л. ПОВЫШЕНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ВЕЛОСИПЕДИСТОВ 11–12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29963 (дата обращения: 14.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074